Напоминание

"Клоуз-текст как прием обучения критическому чтению"


Автор: Зубарева Ольга Петровна
Должность: учитель французского языка i категории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Клоуз-текст как прием обучения критическому чтению"
Раздел: полное образование





Назад





Клоуз-текст как прием обучения критическому чтению

на французском языке.
К написанию этой статьи меня побудил мастер-класс моей коллеги, учителя русского языка, которая показала, как уже знакомый прием обучения может работать по-новому в рамках новых образовательных стандартах на уроках русского языка. Речь идет о клоуз-тесте, который был разработан и апробирован американским ученым Тейлором для определения уровня понимания текста. Он представляет собой текст с пропусками для дополнения. В методике преподавания иностранных языков он чаще всего используется как разновидность контроля понимания текста и уровня сформированности лексических и грамматических навыков. Но это полифункциональное упражнение, и его можно использовать как простой тест, если предложить заранее слова для подстановки, а можно предложить творческое задание. Поэтому не думайте, пожалуйста, что в заголовке статьи сделана опечатка. Клоуз-тест можно превратить в коуз-текст и поработать над развитием умений критического чтения. Начнем с самого простого – клоуз-предложения, например: Un homme …. est entré dans le café \ Человек … зашел в кафе. Предложите обучающимся определить грамматическую форму недостающего слова, а затем во фронтальном режиме каждому представить свой вариант. Условие – прилагательное должно привнести драматизм в ситуацию, которую затем можно будет нестандартно развернуть: Un homme très modeste est entré dans le café….Далее можно работать над короткой историей, которую дети придумают сами. Точно также можно работать с авторским текстом, убрав заранее несколько слов, для того, чтобы обучающиеся подобрали свой вариант. Эта работа может проходить в паре, согласованный вариант заносится в таблицу. На этапе предъявления, все предложенные варианты также заносятся в таблицу, чтобы можно было далее сравнить с оригиналом и отметить близкие по смыслу слова и выражения. Такое чтение развивает не только коммуникативные умения УУД, но и регулятивные. У Жана Тардье есть прекрасный отрывок из пьесы «Finisser vos phrases! Ou Une heureuse rencontre de Jean Tardieu» (1978, La Comédie de langage, Edition Gallimard), который можно использовать на уроке для развития умений критического чтения. Задание к этому тексту при изучающем чтении может быть сформулировано следующим образом:
1 Определить более точно персонажи: возраст, профессию, социальное положение и т.д.. 2 Продолжить авторские незаконченные фразы, обращая внимание на место действия, характеристику персонажей и тон реплик, обозначенных в авторских ремарках. 3. Прочитать текст вслух по ролям и сравнить. 4 Выбрать персонаж и разыграть сцену. Таким образом, мастер-класс моей коллеги помог мне творчески подойти к проблеме использования «забитого теста», который способен не только проконтролировать фактические знания, но и научить понимать контекст для развития логического мышления и креативности.


В раздел образования