Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях, формировать
элементы экологического сознания .
Развивающие: развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к
ней.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций с изображением различных видов
деревьев, конкурс рисунков о природе ,проектная деятельность на тему «Природа наш
общий дом», чтение стихотворений русских писателей о природе.
Оборудование: две картинки с изображением насекомых, картинки с изображением птиц,
интерактивная доска, фонограмма голоса птиц, фигурки диких и домашних животных,
раскраски-птицы нашего края, цветные карандаши.
Участники: ведущий, дети.
Ход развлечения:
Ведущий: Умники и умницы! Приглашаю всех знатоков природы на занимательную
викторину, посвященную природе.
(Дети делятся на две команды. С помощью заданий выбирают капитанов).
Итак, сейчас будут соревноваться две команды: «Лучики» и « Почемучки » . Оценивать
ваши ответы будет компетентное жюри. За каждый правильно выполненное задание жюри
на магнитной доске выставляет магнит у каманды « Лучики» – магниты желтого цвета, у
команды» Почемучки»- зеленого.У кого больше тот и победил.
1 Конкурс: «Зеленый друг».(Загадки о деревьях)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
1. У каких деревьев осенью красные листья? (Рябина, клен)
2.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3.Какое дерево дает сладкий сок? (Береза)
4. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна)
5.Какое дерево умеет плакать? (Ива)
6.Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель, сосна)
7. Какое дерево символ России? (Береза)
Ведущий: Да молодцы ребята загадки отгадывать вы умеете, вот к нам пришел в гости
старичок Лесовичок и принес вам новое задание:
(обратить внимание детей на интерактивную доску)
2. Конкурс «Найди Хвойное дерево»(дети выполняют задание на доске.
3.Д/И «Подбери листок к дереву» ( на интерактивной доске)
Молодцы ребята Лесовичку очень понравилось, что вы знаете какие
бывают деревья..
Лес – это родной дом растений, птиц, животных. Животные прислали нам свои
объявления. Сейчас я их зачитаю, а вы попробуйте отгадать, кто написал объявление.
4 Конкурс: «Узнай по объявлению».
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу с собой. (Улитка)
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)
3.Помогите меня разбудить весной. Приходите с медом. (Медведь)
4.Что – то очень скучно стало выть на луну одному. Кто составит мне компанию? (Волк)
5.Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно ращу
новый. (Ящерица)
6.Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обведу вокруг пальца. Учитывая
все это, прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не
называть. (Лиса)
7.Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко
мне. (Лось)
5 Конкурс «Кто где Живет»
Но смотрите,(обратить внимание детей на стол, на котором стоят макеты дома, деревьев,
кустов, и фигурки животных(диких и домашних)ребята на этой поляне животные какие то
грустные, у них что то случилось? Как вы думаете?
(выслушать ответы детей) Да ребята животные заблудились, растерялись и не знают как
им попасть домой, помогите им пожалуйста(домашних животных отведите домой и диким
покажите дорогу домой, а кто знает где живут дикие животные и почему они так
называются? Дети выполняют работу распределяя домашних животных вокруг дома,
а диких среди деревьев в лесу.
6 Конкурс: «Лесной концерт»
Ведущий: я буду называть лесных артистов, а вы называете то слово, которым они
«говорят».
Пчела – … жужжит
Лягушка – … квакает
Кукушка – … кукует
Лось – … трубит
Ворона – … каркает
Змея – … шипит
Еж – … фыркает
Дятел – … барабанит
Волк – … воет
Ведущий: Вот какой радостной мелодией встретил на лесной народ!
7 Конкурс: «Кто кем был в детстве?»
Медведь – могучий великан,
Был в детстве … медвежонком,
А этот хищный волк –
Маленьким … волчонком.
А хитрющая лиса-
Рыженьким … лисенком,
Длинноухий быстрый заяц
В детстве был… зайчонком.
8 Конкурс: «Шестиногие».
Ведущий: Ребята, у кого шесть ног?
Дети: У насекомых.
Д/упражнение: «Собери картинку»
Двое детей собирают из разрезных картинок изображение насекомого. Побеждает тот,
кто быстрее соберёт картинку.
Ведущий: В лесу живут «братья наши меньшие» - птицы. Какую пользу приносят птицы
лесу?
Дети: Уничтожают насекомых, хищные птицы ловят грызунов.
Ведущий: А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.( Перед
вами лежат иллюстрации с изображением птиц, я буду загадывать загадки, а ответ на них
вы покажите на картинке, договорились.
9 Конкурс: «Пернатые»
1.Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали… (соловей)
2.У дупла листок пришпилен
А живет здесь дядя … (филин)
3. Прячьтесь, куры! В небе ясном
Черной тенью кружит … (ястреб)
4.Кто на елке на суку,
Счет ведет: ку – ку, ку – ку? (кукушка)
5.Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)
6. Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Ведущий:
Хорошо, хорошо. Вижу, знаете вы птиц и их повадки. Но только что вы так раскричались?
Вы должны знать правила поведения в лесу, чтобы не причинять вреда его
обитателям. Какие правила вы знаете? Мы должны беречь и охранять лес. Поэтому
его надо хорошо знать. А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы с лесом и его
обитателями. Ответьте мне на вопросы:
Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Ведущий: Правильно. И запомните ещё несколько правил:
Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут отыскать и разорить
хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе
птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.
Не разоряйте птичьих гнёзд!
Не трогай в лесу паутину и не убивай пауков!
Не рви в лесу и на лугу цветы.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого
погибают насекомые и растения!
Ведущий: У каких растений семена снабжены «парашютами»?
Дети: У одуванчика, тополя, ивы, чертополоха
Ведущий : Какие животные помогают распространять семена?
Дети: Птицы, мышки, муравьи, бурундуки.
Ведущий: Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
Дети: Фотоохота.
Ведущий: Каковы причины лесных пожаров?
Дети: Непотушенные костры, молния.
Ведущий: Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать
магнитофон, разжигать костры?
Дети: Шум и запах дыма пугают лесных обитателей.
Ведущая: А сейчас я предлагаю вам на память о нашей игре раскрасить себе картину с
изображением птиц нашего края, присаживайтесь за столы, выбирайте себе
картинку и приступайте к работе,
Музыкальная пауза.(включается фонограмма голоса птиц)
Ведущий: Вот сколько замечательного и удивительного мы увидели в лесу. Лес –
это богатство для нашей страны. И мы должны его беречь.
Ведущий:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
Ребенок:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать.
Беречь поля, леса и реки ,Чтоб сохранилось все на веки!
Жюри подведение итогов: Молодцы ребята, вы так много знаете об окружающем нас мире
природы. Заканчивается наша встреча вам понравилось? Мы надеемся, что вы
теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.