Урок русского языка в 4 классе на тему "Понятие о частицах. Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами"
Автор: Короткевич Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ гимназия № 8 им. Л.М. Марасиновой Населённый пункт: Ярославская область, г. Рыбинск Наименование материала: конспект Тема: Урок русского языка в 4 классе на тему "Понятие о частицах. Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами" Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе (система Л.В. Занкова) на тему
«Понятие о частицах. Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами»
Учитель : Короткевич Елена Владимировна
Тема урока: Понятие о частицах. Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с
глаголами.
Цели урока:
1)
Познакомить детей с новой служебной частью речи- частицей.
2)
Развивать умение писать частицу НЕ с глаголами.
3)
Учить различать случаи раздельного и слитного написания НЕ с глаголами.
4)
Закреплять знания о глаголах прошедшего времени, их образовании.
5)
Проконтролировать правописание учащимися изученных орфограмм.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и проверка изученного
Диктант (5 минут)
Текст диктанта записан на доске, орфограммы подчёркнуты. Во время диктанта
текст закрыт. Во время проверки текст открывается.
Белочка доспала до рассвета, досмотрела свой сладкий сон и открыла глаза. За ночь
она проголодалась и решила подкрепиться. Она начала быстро разгребать снег и
доставать съестное. Долго оставаться на земле было опасно. Белочка была не одна.
1)
Сверьте подчёркнутые на доске орфограммы со своими. За каждую правильно
подчёркнутую орфограмму поставьте 1 балл (3 минуты)
2)
Найдите слова с приставкой ДО
- Для чего нужны приставки?
- Какой глагол лишний? ( доспала, досмотрела, доставать)
- Подчеркните многозначные глаголы. Объясните их значения.
( Досмотрела: 1. просмотреть до конца
2. произвести досмотр товаров на границе
Доставать : 1. взять что-то, находящееся на расстоянии
2. раздобыть что-то
3. дотянуться до чего-нибудь)
3) Разобрать по составу глагол досмотрела ( 2 мин.)
4) Выписать служебные части речи.
ДО И ЗА НА НЕ
- Под предлогами поставьте •
- Под союзами -------
- Что не знаете , как называется, обведите О
III. Работа по теме урока.
1)
– Для чего служат предлоги? ( связи слов в предложении)
– Для чего служат союзы? ( связи однородных членов и частей сложного предложения)
- Для чего служат частицы? ( придают разные смысловые оттенки значениям)
-Как писать частицу НЕ с глаголами?
- Кто слитно? ( зафиксировать)
- Почему раздельно? ( частица – часть речи)
Тема урока записывается на доске.
2
) Индивидуальная работа.
- Запишите в тетради слова в столбик:
Доспала, досмотрела, доставать
- Подпишите частицу НЕ к уже имеющимся глаголам.
3 ) Работа с учебником ( упр. 123 вынести на доску, текст читает учитель) -5 мин.
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на парте!
И согласен даже не
Танцевать на парте!
- Какая рифма в стихотворении? (перекрёстная)
- Как графически показано отношение лирического героя к новым привычкам? (Нельзя,
но хочется, «НЕ» осталось на другой строке)
- Как показано отношение автора к новым привычкам? (помещает «НЕ» в конце строки и
выделяет ударением)
- Запишите 4 глагола с частицей НЕ- свои полезные советы.
- Как вы думаете НЕ с глаголами всегда пишется раздельно? (да, нет)
4) Работа с орфографическим словарём (индивидуальная работа).
- Выпишите Глаголы, которые пишутся с не слитно.
(2 мин + 1 мин на проверку)
- Сколько выписали слов? (15 слов)
Вынести 15 напечатанных слов на доску.
5) Почему слитно? ( постановка проблемы в группах )
Работа в группах (7 мин.)
Задания для обсуждения в группах:
Дан список глаголов: невзвидеть, невзлюбить, недовыполнить, недолюбливать,
недомогать, недослышать, недоставать, недосыпать, недоумевать, нездоровится,
неймётся, неможется, ненавидеть, нервничать, несдобровать.
1 задание: Объяснить значение слов.
1 группа – неможется
2 группа- недоумевать
3 группа- недомогать
4 группа- невзвидеть
2 задание – Найти лишнее слово (нервничать).Почему оно лишнее? (не- часть корня)
3 задание – Почему данные глаголы пишутся с НЕ слитно? Объясните. (Потому что «НЕ»
здесь является приставкой)
6)
Работа с правилом на стр. 52 ( 2 мин)
IV. Выход на новую проблему. (на следующий урок)
- Прочитайте глаголы: недоставать, недосыпать, недосмотреть, недоедать
- Почему в этих глаголах «НЕ» пишется то слитно, то раздельно.
V. Домашнее задание (по выбору)
Стр. 52 – правило
1. Упр. №124
2.Списать текст, исправив в нем ошибки.
3. Сочинить стихотворение с 5 полезными советами – глаголами с частицей «НЕ»
Текст для домашнего задания №»:
Мать накозала няньке (не)оставлять ребёнка одного, (не) допускать к лошадям, (не)
хадить долеко, (не) пускать воврак.
Кармушки для кральчат нужно делать так, чтобы кральчата (не)мешали друк другу,
(не)могли в них залесть и (не)разбрасывали корм.
VI. Итог урока.
- Почему не пишется с глаголами то слитно, то раздельно?
- Что было трудно?
-Что нужно повторить? (части речи тем, кто ошибся в их определении при работе с
орфографическим словарём)
Материал к уроку:
1)
Учебник « Русский язык 4 класс» А.В.Поляковой, Москва- 2001г.
2)
Орфографический словарь для учащихся средней школы под редакцией
Д.Н.Ушакова и С. Е. Крючкова , Москва «Просвещение»- 1980г.
3)
Карточки с глаголами
4)
Задание для работы в группах.