Автор: Журавкова Галина Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Филиал МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" - "СОШ с.Антипино" Населённый пункт: с.Антипино Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Здоровое питание" Раздел: начальное образование
Филиал МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» - «СОШ с.Антипино»
626049Тюменская обл, Нижнетавдинский район, с.Антипино, ул.Новопашина №72,т.33 1-23
Проект:
«Здоровое питание»
Участники: учащиеся 1 и 3 классов.
Руководитель: Журавкова Галина Васильевна.
2017год.
Цель : развивать представления учащихся о рациональном питании , о влиянии питания на здоровье и
внешний вид.
Задачи : формирование представления о необходимости соответствия рациона питания потребностям
организма;
- формирование знаний о составе пищи, правилах питания; --воспитание
уважительного отношения к своему здоровью; - развитие наблюдательности,
любознательности, внимания, мышления, речи ,активной жизненной позиции, коммуникативных
умений; воспитание культуры питания;
- обучение методам исследовательской деятельности; - работа в
группах.
Оборудование : компьютер, презентация «Здоровое питание», результаты анкетирования , карточки с
пословицами, карточки с загадками, рисунки учащихся по теме «Здоровое питание», литературная
композиция «О золотом яйце», игра «Дерево здоровья», игра «Вредно – полезно», продукт классного
часа «Меню школьника на один день», листовка «Правила правильного питания»
1. Организационный момент. Психологический настрой.
«Здравствуйте скажем руками(здороваются),
«Здравствуйте» - скажем глазами (улыбаются друг другу),
«Здравствуйте» – скажем ртом,
«Здравствуйте» -радостно станет кругом.
1.
Игра «Дерево здоровья»
2.
Ребята, давайте вспомним, какие рецепты красоты и здоровья вы уже знаете?
(учащиеся отвечают, таблички с ответами ,в виде яблок, вешают на «Дерево здоровья» )
Ответы учащихся:
- правильный отдых;
- занятия физкультурой и спортом;
- одежда по сезону, закаливание, полноценный сон.
Учитель: «Что ещё необходимо человеку в жизни?»
(правильное питание)
Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял ,
здоровье потерял – всё потерял»
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учащихся )
Повторение правил питания.
Правильное питание- это залог здоровья, силы и красоты.
Правильное питание – это необходимое количество питательных веществ в пище. (Ответы учащихся)
Учитель : «Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем классном часе?» (о здоровом
питании )
Краткая аннотация проекта.
Тема «Здоровое питание» является частью проекта «Рецепты красоты и здоровья» В ходе решения
проектных задач учащиеся приобретают простейшие навыки проектной работы. Развивают навыки
самостоятельного поиска необходимого материала, развивают коммуникативные, аналитические
способности, получают дополнительные знания о здоровом питании. Проект является личностно –
ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём детей с разными интересами и
способностями .
Вопросы , направляющие проект.
Основополагающий вопрос:
«Роль здорового питания в жизни человека»
Проблемные вопросы:
« Для чего человеку нужно питаться?»,
«Каким должно быть питание?»,
«Каким должен быть рацион питания?»
«Состав продуктов питания»
План проведения проекта.
Подготовительный этап.
1.
Беседа с медицинским работником села Глуховой С.Г о здоровом питании.
2.
Экскурсия в школьную столовую. Беседа с поваром Уразаевой Ю.Х. о рационе питания учащихся.
3.
Экскурсия в библиотеку. Подбор нужного материала.
Поисковый этап.
1.
Выбор темы проекта.
2.
Распределение учеников в группы по выбранным направлениям.
3.
Распределение ролей в группе.
4.
Обсуждение материалов для защиты проекта на классном часе.
Аналитический этап.
1.
Учитель ставит задачу по поиску информации : что? где? как искать?
2.
Изучение источников информации, способов её получения.
3.
Формулировка задач.
Практический этап.
1.Отбор материала для групповых заданий.
2.Подготовка к защите проекта.
3.Продукт проектной деятельности учащихся.
Литература.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М. :
АРКТИ, 2006 год.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.
Журнал «Начальная школа» , 2005 год, №9.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной
школе.
Журнал «Начальная школа», 2004 год, №2.
Для чего человек питается? ( Для того, чтобы жить, двигаться, чтобы хорошо работали внутренние
органы: сердце, печень, лёгкие.)
Скажите, а что человек получает при употреблении пищи?
(Питательные вещества)
Какие питательные вещества получаем мы с пищей?
(Белки, жиры, углеводы и витамины)
Готовясь к защите проекта, ребята узнали много интересного о питательных веществах , о значении их
для здорового питания,
а также о продуктах вредных для здоровья.
Итак, класс был разделён на четыре группы:
«Белки» ,»Жиры» ,»Углеводы» , «Витамины»
Защита проекта.
1.
Отчёт группы «Белки» (Айтумбитова Эльвина, Решетнёва Соня.)
2.
Вопросы:
«Что такое белки, для чего они нужны?»
«В каких продуктах содержатся?»
«К чему приводит недостаток или избыток белка в организме?»
Белки – это питательные вещества, которые нужны для роста и развития человеческого тела,
особенно они нужны детям. Белками богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль и др. При
недостатке белка ученик быстро устаёт, худеет. Это влияет на работу сердца ,печени, почек. Если
много белка в организме, то снижается аппетит, нарастает нервное напряжение. ( Ответы
подтверждаются слайдами из презентации «Здоровое питание»)
Помни всюду и всегда:
Для нашего здоровья
Полноценная еда-
Важнейшее условие.
Белый цвет – белки. Они строители организма.
Чтоб вырасти ребёнок мог,
Должен в пище быть белок.
Белок:
«Я в яйце, конечно есть,
В твороге меня не счесть.
В молоке и в мясе тоже,
Что тебе всегда поможет.»
3.
Отчёт группы «Жиры» (Айтумбитова Эльмира, Храмцова Мария Вопросы:
«Что такое жиры? Для чего они нужны?»
«В каких продуктах содержатся?»
«К чему приводит недостаток или избыток жиров в организме?»
Жиры обеспечивают организм энергией. Это «строительный материал» тела. Жиры содержатся в
продуктах животного происхождения: в мясе, твёрдых сырах, сливочном и растительном масле,
сметане, яйцах и др. Высокое потребление жиров вызывает ожирение организма, сердечно-
сосудистые заболевания и др.
При недостатке жиров в организме ухудшается зрение, ослабевает иммунитет – защита
организма от болезней.
Жёлтый цвет –жиры.
ЖИР, что в пище мы едим,
Очень нам необходим.
Жиры:
«Сохраню температуру
И влияю на фигуру.
Чтобы бегать, прыгать, мяч гонять
Надо жир употреблять»
Отчёт группы «Углеводы» (Решетнёв Илья, Огай Надежда)
Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал.
Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.
Переизбыток углеводов в организме вызывает ожирение, снижение активности. Недостаток
углеводов вызывает нарушение обмена веществ в организме.
Оранжевый цвет – углеводы.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа.
Потребляют все народы
Для здоровья углеводы.
4.
Отчёт группы «Витамины» (Шабан Снежанна, Салиманова Диана)
5.
Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение. Он находится в
молоке, зелёном луке, моркови. При недостатке человек плохо растёт.
Витамин В предохраняет от нервных расстройств. Его много в семенах подсолнечника, мясе
,свежих помидорах, яйцах.
Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке, овощах,фруктах,
ягодах.
Витамин Д предохраняет от рахита, укрепляет зубы, кости.
Витамина А много есть в рыбе и морепродуктах,
А также в красных , оранжевых овощах и фруктах.
Витамин В1 такой полезный господин,
Он пищеварительную, нервную систему укрепляет,
Память отлично сохраняет.
Ещё витаминов есть много,
Пополняйте организм ими строго,
Тогда не будете болеть,
Будете веселиться и песни петь.
Стихотворение «Советы овощей»
Кушайте овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна.
Хороша морковка с грядки!
И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод,
Чем отправить его в рот.
Если есть не будешь лук,
Сто болезней схватишь друг,
А не будешь есть чеснок,
То простуда свалит с ног.
Ешьте овощи и фрукты-
Они полезные продукты.
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроенье.
Загадки.
Я длинный и зелёный,
Вкусен я солёный,
Вкусен и сырой,
Кто же я такой? (Огурец)
Прежде, чем мы его съели,
Все наплакаться успели. (*Лук)
В огороде- жёлтый мяч
Только не бежит он вскачь,
Он, как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
О вредных продуктах ( Участвуют в обсуждении все группы)
Результаты анкетирования показали, что многие дети в классе любят сладкие газированные
напитки (кола, пепси и др.), чипсы , сухарики, сладкие шоколадные батончики, лапшу быстрого
приготовления и др.
Во всех этих продуктах очень много химии: заменителей, красителей, растворителей. Постепенно
вредные вещества накапливаются в организме, что может способствовать развитию болезней.
Например, кислота в газировке разъедает зубную эмаль, появляется кариес
И др.
Вы не пейте газировку,
Ведь она вам вред несёт,
А попейте лучше квас,
Он вкусней во много раз.
В жизни нам необходимо
Очень много витаминов,
А вот чипсы ,знай всегда,
Очень вредная еда.
( Физкультминутка – игра с мячом «Полезно –вредно»)
Инсценировка сказки «О золотом яйце»
1-йсудья.
Дружно встали. Суд идёт!
Собирайся, весь народ!
Будем Мышку мы судить,
По яичку слёзы лить.
Дед и Баба здесь?
Дед и Баба вместе.
Да, здесь!
2-й судья.
Вы свидетели и есть.
Кто истец?
Ряба.
Ко-ко-ко,ятут уже,
Слёзы лью на гараже.
1-й судья .
Где виновница-то наша
Что яйцо разбила наше?
Мышка.
Пи-пи-пи, не знаю я,
В чём вина моя, друзья?
2-й судья.
Кто здесь прав, кто виноват?
Призовём сюдаребят.
Дед и Баба, выходите,
Да всю правду говорите!
Дед и Баба.
Клянёмся говорить правду и только правду.и ничего кроме правды!
Дед.
За горами. За долами,
За высокими лесами,
Жили с Бабкой мы в селе
Поросяток разводили,
С фермы пищу привозили
То телегу, то и две
Привозили при луне.
Раз купили мы несушку,
Вроде – курочку-старушку.
О цыплятах мы мечтали,
Мы давно их не видали.
Бабка.
Мы кормили хорошо,
Нежалели ей зерно.
И несушка нам в ответ
Принесла яйцо в обед.
А яичко не простое,
А такое вот – большое.
Дед.
Небывалой высоты
И невиданной длины.
Днём свет божий затмевает,
Ночью избуосвещает.
И светило,и играло,
И соседей восхищало.
Бабка.
Да, яйцо-то – прямо диво!
Тяжелёхонько, красиво!
Мы продать его мечтали,
Баксовмногообещали,
Домик, старую машинку,
Чтоб возить побольше свинкам.
Одевалась б от Кардена,
От Версаче,от Жульена.
Топик,джинсы и шубейку,
А для деда телогрейку…
В «секонд-хенде» б подыскала,
Чтоб деньжат не убывало.
А проклятая – то крыса,
Шапоклячкина Лариса,
Всю малину обломала!
Всё-то ей, хвостатой, мало!
Вечно нос суёт свой длинный,
Где же мой-то яд крысиный?
1-й судья.
Вы, бабуля, помолчите!
И на Мышку не кричите!
Есть у нас ещё свидетель,
Бройлер-кура – благодетель.
Что яичко нам снесла,
Что вам счастьепринесла.
Ряба.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Я питалась плохенько,
И яйцо несла слабенько.
А как с фермы повезли
Брюкву, репу, бураки,
Я, конечно,сил набрала,
Потолстела, замечтала,
Что яйцо снесу простое-
Получилось – золотое.
Так зачем же мне такое.
Золотое, не родное?
Если всех бы так кормили,
Все б Шварценеггерами были.
2-й судья.
Что вы скажите в защиту?
Мышка.
И не крыса я, а мышь,
В грызунах-то разберись!
Всё скажу как на духу,
Ничего не утаю.
Бабка о золоте мечтала
И на рынок убегала
Позабыла про яйцо,
Положила на крыльцо.
Мы с дедулей в час дневной,
Позабыв про сон,покой,
Сериал один смотрели,
Чипсы с перцем дружно ели.
Вдруг рекламу показали,
«Кити-кэт» мы все узнали.
Прибежал тут кот Борис.
Стал гонять дворовых крыс.
С ними вместе удирала
И яичко не видала.
1-й судья.
Да, реклама виновата!
Мы с судом посовещались и решили:
Мышку надооправдать,
А рекламу наказать.
Куре Рябе дать совет:
Чтоб несла не золотые,
А с сюрпризом «киндерные»
Будем мы их собирать
И детишкам отправлять.
Дед и Баба.
Ну а нам-то, ну а нам?
2-й судья.
А Бабуле и Дедуле-
Собирать Галину Бланку.
И на почтуспозаранку
Отправляйтеся пешком.
И, конечно, с кошельком.
Якубович вас там встретить,
И на «Поле» вас отметит.
Может, кухней одарит
Иль в круизик пригласит.
Будете выотдыхать
И про куру вспоминать.
Составление меню (самостоятельная работа в группах)
Каждая группа составляет свою часть меню.
Представители от групп зачитывают меню.
Завтрак.
1. Каша рисовая молочная.
2. Яйцо.
3. Какао.
4. Бутерброд с маслом.
Второй завтрак.
1. Чай.
2. Печенье.
Обед.
1. Щи с мясом.
2. Гречневая каша с сосиской.
3. Сок яблочный.
4. Хлеб.
Ужин .
1. Отварная рыба с картофельным пюре. Овощи.
2. Кефир.
3. Хлеб.
Памятка для всех, кто ведёт здоровый образ жизни
Рецепты красоты и здоровья.
Соблюдай режим питания (4 раза в день)
1.
Ешь разнообразную пищу.
2.
Ешь полезные продукты: каши, супы, мясо, яйцо , рыбу,овощи и фрукты, молочные
продукты.
3.
Пей достаточно жидкости – вода, молоко, соки, чай, какао с молоком.
4.
Не ешь слишком много сладостей.
5.
Не переедай.
6.
Веди здоровый образ жизни.
7.
Почаще улыбайся, дари добро.
Пословицы о здоровье. (Ребята перебрасывают друг другу мяч и называют пословицы)
Ешь правильно и лекарство не надобно.
Гречневая каша – матушка наша.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Лук от семи недуг.
Кто жаден до еды – доживёт до беды.
Каждый кузнец своего здоровья.
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровье дороже богатства.
Подведём теперь ИТОГ:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла Жир природа
создала.
Как будильник без завода
Не пойдёт ни тик, ни так
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак
Витамины – просто чудо,
Сколько радости несут.
Все болезни и простуды
Очень быстро убегут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда – важнейшее условие.
Рефлексия.
Скажите, какое у вас настроение после проведения классного часа? ( Учащиеся
показывают смайлики)
Что понравилось?
О чём хотели бы ещё поговорить?
Спасибо.