"Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка"
Автор: Гарцуева Ирина Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №64 Выборгского района Санкт - Петербурга Населённый пункт: Санкт - Петербург Наименование материала: статья Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития
ребенка»
Гарцуева И.Б., воспитатель
ГБДОУ «Детский сад»№64
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Детский сад - это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети
играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При
построении педагогического процесса основное образовательное содержание
программы «Детство» педагоги осуществляют с детьми путем интеграции
естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых
является игра. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Задачи воспитания и развития детей в образовательной области
«Социализация» стоят такие:
• Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тем
и видов игр, игровых действий, сюжетов. Умение устанавливать ролевые
отношения, вести ролевой диалог. Создавать игровую обстановку, используя
для этого реальные предметы и их заместители. Действовать в реальной и
воображаемой, игровых ситуациях.
• Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать
представления детей о мире и круге интересов с помощью детской
литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение,
творчество, интерес к игровому экспериментированию.
• Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических,
подвижных, развивающих играх.
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать
способы их игрового взаимодействия.
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по
отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее
специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой
она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть
соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного
возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре
ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы,
подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в
практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с
трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной
игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не
требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все
«как будто», «понарошку». Ребенок может забивать игрушечным молотком
воображаемые гвозди, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие
гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на
самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. Все эти
«возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и
обеспечивают ему внутренний мир эмоциональный комфорт.
Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности»,
эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет
большое значение для психического развития ребенка, так сказать,
долговременный эффект. Психологами и педагогами установлено, что,
прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному
мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает
интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это
действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем -
изобразительные, речевые и воображаемые действия.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для
развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая
поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает
им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое
влияние игра оказывает и на развитие у детей способности
взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре
взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия,
во - вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт
взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения,
согласовывать их с другими детьми.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые
моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности
и общения воспитателя с дошкольниками.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами,
играми, проблемами, идеями. Включает каждого ребенка в содержательную
деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной
активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого
ребенка стремление к появлению инициативы и самостоятельности, к поиску
разумного достойного выхода из разных жизненных ситуаций. Особое место
занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют
творческими или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому
является важным средством воспитания.
Большинство игр отражается труд взрослых: дети подражают домашним
делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д.
Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному
для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как
долго и увлеченно дети мастерят, готовятся к игре уже в определенном
образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги и т. д.
В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства
товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели,
умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников -
рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства
отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды деятельности
имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в мире и в рисунке;
по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые
стихи.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее,
интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становиться
окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является
умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается
в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним
интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Воспитательное
значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога,
от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных
способностей, от правильного методического руководства
взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения
всевозможных игр.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой
деятельности формируются многие положительные качества ребенка,
интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его
познавательные способности.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития
детей связана со всеми видами их деятельности.