Напоминание

"Народные промыслы родного края"


Автор: Лапина Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ,,Детский сад № 40 города Ельца"
Населённый пункт: г. Елец, Липецкая обл.
Наименование материала: Конспект ОД по ознакомлению с предметным миром в старшей ( логопедической ) группе
Тема: "Народные промыслы родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Занятие

по ознакомлению

с предметным миром
в старшей логопедической группе
« Народные промыслы

родного края».
Воспитатель: Лапина Л. В. Март, 2017 г.

Цель:
Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о народных промыслах г. Ельца – кружевоплетение. Познакомить с изделиями строчевышивального цеха. 2. Упражнять в развитии связной речи, употреблении сложноподчиненных предложений. 3. Упражнять в рисовании концом кисти знакомых элементов кружев: плетешок, паучок, решётка, насновка.
Материалы и оборудование:
Кружевные изделия: воротники, блузка, салфетки и пр.; кружева – прошва и край; изделия строчевышивальной фабрики: пододеяльник, дорожка, салфетка, носовой платок, сорочка и др. Образцы элементов кружев; силуэты платьев, блузок.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Елецкие кружева», рисование элементов кружев.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, мы сегодня с вами едем на экскурсию в музей.
На каком транспорте можно до него доехать?

Дети
: На машине, на автобусе.
В.
Мы поедим на автобусе. Занимайте места согласно вашим билетам. Дети садятся на стульчики с номерами, соответствующие цифрам в билетах.
В.
Давайте проверим исправность нашего автобуса: « Накачаем шины-шины- ш-ш-ш Заведем свои машины- р-р-р Поехали! Вот и наша остановка. Куда мы с вами приехали? Читают вывеску «Музей».
В.
Да, это музей народных ремесел. Как называются предметы в музее?
Дети:
Экспонаты.
В.
Правильно, сегодня мы рассмотрим только некоторые экспонаты нашего музея, которые познакомят нас с народными промыслами, т. е. изделиями, которые изготавливали наши земляки - умельцы с давних времен. Вы уже знаете, что в музеи проводятся экскурсии. Кто рассказывает об экспонатах?
Дети:
Экскурсовод.
В.
Давайте проведем экскурсию по музею, а вы будете настоящие экскурсоводы. Хотите? А поможет нам в этом сундук загадок. Кто отгадает загадку из сундучка, тот и будет экскурсоводом. А вот и сундук загадок, не сундук, а диво дивное.

Первая загадка:
Деревянные сучки-паучки по булавкам скачут Белую паутинку плетут. Коклюшки. Как вы думаете, что объединяет эти предметы, где их используют?
Дети:
В кружевоплетении.
В.
Наш город Елец славится не только древностью, но и замечательными промыслами – резьбой по дереву и камню, своими кузнецами, кожевниками, плотниками. Но мировую славу принесли городу елецкие кружева. Ребята расскажите, что вам об этом известно? Рассказ детей о плетении кружев, о кружевницах, рассматривание кружевных изделий
Ребенок:
Кружевом называется сетчатая, прозрачная ткань, сплетенная из ниточных узоров. Елецкие мастерицы плетут квадраты, овалы, ромбы с изображением цветов, веток с листьями, птиц, оленей, лилий. Иногда кружево украшали серебряные нити. Узоры называются « речка», «павлинка», «кораблик», «паучок», «шашки», «елецкая травчатка». « Кружево» означает кружить, окружать край одежды, рукава, воротник красивой узорной каймой. Кружевницы плели воротники, манжеты, косынки, салфетки, скатерти, покрывала, занавески, целые блузки и платья. Одно изделие они плели несколько месяцев.
2

ребенок:
В нашем краеведческом музее целый отдел посвящен Елецкому кружеву и стоит бюст известной
кружевницы – Дарьи Николаевны Матюхиной. Впервые она села за коклюшки, когда ей было 8лет. Она не только плела, но и сама придумывала узоры для своих кружев. Её кружева хранятся во многих музеях России и Европы, награждены грамотами и медалями.
3 ребенок
рассказывает стихотворение « Кружевница» Поют задумчиво подружки, Плетут венчальную красу, Звенят тихонечко коклюшки, Как елки в утреннем лесу. Как голосистые свирели, Как молодые ручейки. И в декабре здесь, как в апреле, Цветов белеют лепестки.
В.
Очень много времени требуется кружевнице, для того чтобы получилось какое-нибудь изделие. Скажите, а как можно облегчить её труд?
Дети:
Использовать машины.
В.
Правильно. Люди придумали умные машины, которые тоже могут плести некоторые виды кружев. Кто скажет, как называются кружева, сплетенные на машине?
Дети:
Машинное кружево.
В.
Сейчас я покажу вам два вида кружев - это прошва и край. ( показ образцов) Этими кружевами украшают постельное и столовое бельё, юбки, блузки и многое другое. Прошва располагается в середине изделия, а край украшает край любого изделия. А изготавливают их в строчевышивальном цехе. Вот вам новая загадка.
Говорит дорожка- Два вышитых конца: Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты в полдня Испачкаешь меня. Полотенце. Достают полотенце из сундучка. Скажите, а что это полотенце делает особенно красивыми и нарядными?
Ребенок:
Это кружево и вышивка.
В.
Посмотрите, как красиво располагается узор на материале. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей линии. Узор простой, но ярко выделяется на белом полотне, потому что мастерицы использовали сочные краски. Рассматривают образцы.
В
. Скажите, какое изделие вам понравилось больше и почему? ( ответы детей). А кто запомнил, как называются виды кружев, с которыми мы сегодня познакомились? (прошва, край) Найдите их в изделиях. Где шьют изделия, украшая их кружевом и вышивкой? (Строчевышивальный цех).А вы хотите попробовать себя в роли мастера? Мастерицы плели и вышивали, а вы сейчас за столами тоже украсите изделия, которые выберите – узором, но с помощью кисточки. Дети проводят пальчиковую гимнастику. Вверх шнурок, Вниз шнурок, И ещё, ещё разок.
Попеременно обводить шнурком каждый палец – сверху, снизу, - от указательного до мизинца и обратно. А теперь – наоборот. Вот шнурок назад идет. Вот такой у нас узорчик! Вот такой у нас заборчик! Дорисовывают силуэты изделий кружевами. Звучит спокойная музыка. После окончания – работы размещаются на мольберте. Анализ рисунков.
В
. Наша экскурсия подошла к концу. А сейчас я хочу рассказать вам об одной традиции русского народа Достает хлеб-соль. Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Его торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьезны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятья, поцелуи. Такова старинная традиция русского народа. И сегодня мы вручим наш хлеб-соль нашим гостям. Вручение хлеба-соли. А нам пора возвращаться в детский сад. В обратный путь мы отправимся пешком, полюбуемся красотами родного города.


В раздел образования