Автор: Афонина Ирина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9" Населённый пункт: Нефтеюганск, Ханты-Мансийский АО, Россия Наименование материала: Программа работы с родителями Тема: "Сотрудничество" Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только
качественного обучения, но и воспитания. В Примерной основной
образовательной программе говорится о повышении педагогической культуры
родителей (законных представителей), и это направление рассматривается как
одно из ключевых направлений в воспитательной работе.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей
системе деятельности классного руководителя. Продуманное планирование
обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы,
способствует реализации определённой системы воспитания. Главным
направлением в организации сотрудничества классного руководителя и
родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к
школьному образовательно- воспитательному пространству.
В настоящее время современное общество переживает противоречивое и
сложное состояние:
- во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные
ценности.
- изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается
количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния
семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).
- изменилось качество самой семьи (увеличивается процент детей, растущих в
неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является).
- серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных
учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе,
имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам,
неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-
педагогической культуры родителей).
Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека.
Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются
навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и
самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что
закладывает фундамент полноценного развития личности. Педагогика
подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно,
сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном
потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах
взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь
успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не
система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры
родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому
просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
- потребностями современного общества, характерной особенностью которого
является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения
взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных
ориентиров у подрастающего поколения);
- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в
том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более
эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи,
построения новых отношений между институтом семьи и образовательными
учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления
сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций,
выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским
сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий,
стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию,
повышению педагогической культуры, связанной
· с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка
(подростка);
· со спецификой процесса его личностного становления и профессионального
самоопределения;
· с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их
педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более
продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с
образовательным учреждением.
Цель Программы
- м аксимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развитой личности.
Задачи Программы
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед.
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в
жизнедеятельность классного коллектива
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
•
тесный контакт с родителями,
•
взаимопонимание общих проблем,
•
участие в жизни класса и школы.
•
просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
•
позитивные ценностные ориентации обучающихся.
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основана на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;
- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и
родителей;
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Практическая работа педагогов с родителями учащихся реализуется через
коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Психолого-педагогическое просвещение. Значительное место в работе с
родителями школа отводит психолого-педагогическому просвещению.
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно
связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и
навыков в области воспитания. Педагогический коллектив школы стремится к
тому, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы
основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт,
конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм
организации педагогического просвещения.
Формы психолого – педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить
родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными
вопросами воспитания детей).
Лекция
(форма,
подробно
раскрывающая
сущность
той
или
иной
проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление
знаний о воспитании детей).
Родительские
конференции (общешкольные, классные) имеют огромное
значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции
должны
обсуждать
насущные
проблемы
общества,
активными
членами
которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из
них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских
конференций.
Родительские
конференции
должны
готовиться
очень
тщательно,
с
обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в
школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических
исследований
по
проблеме
конференции,
а
также
знакомство
участников
конференции
с
их
результатами.
Активными
участниками
конференций
выступают
сами
родители.
Они
готовят
анализ
проблемы
с
позиций
собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает
определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по
воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических
ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами
по предмету, методикой преподавания, требованиями
учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных
незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные
тематические
консультации
(обмен
информацией,
дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его
проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия
классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог
набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь
разговора
о
своем
ребенке,
необходимо
проводить
индивидуальные
консультации-собеседования
с
родителями.
Готовясь
к
консультации,
целесообразно
определить
ряд
вопросов,
ответы
на
которые
помогут
планированию
воспитательной
работы
с
классом.
Индивидуальная
консультация
должна
иметь
ознакомительный
характер
и
способствовать
созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен
дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы
познакомить
учителя
в
неофициальной
обстановке,
и
выяснить
важные
сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение
семьи
(индивидуальная
работа
педагога
с
родителями,
знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных
педагогической науки опыта воспитания).
Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными
направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух
раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за
определенный период времени. На них выступают директор, его заместители,
отчитывается
о
работе
родительский
комитет
школы.
Например,
учебное
заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с
достигнутыми результатами.
Общешкольное
родительское
собрание
можно
использовать
для
демонстрации
положительного
опыта
воспитания
в
семье.
Так,
в
конце
учебного
года
возможно
награждение
семей
с
положительным
опытом
воспитания детей.
Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование
воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и
школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные
родительские
собрания
проводятся
один
раз
в
четверть,
при
необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно
стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический
кругозор,
стимулировать
желание
стать
хорошими
родителями.
На
родительских
собраниях
анализируются
учебные
достижения
учащихся,
характеризуются
их
возможности,
степень
продвижения
класса
в
учебной
деятельности.
Родительское
собрание
–
это
возможность
демонстрации
достигнутых
ребенком
успехов. Разговор на собрании должен идти не об
отметках,
а
о
качестве
знаний
и
мере
интеллектуальных
усилий,
соответствующих
познавательной
и
нравственной
мотивации.
К
родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ
учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует
много
вариантов
проведения
родительских
собраний.
Их
характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации
работы
в
детском
коллективе.
Тематика
и
методика
собрания
должны
учитывать
возрастные
особенности
учащихся,
уровень
образованности
и
заинтересованности
родителей,
цели
и
задачи
воспитания,
стоящие
перед
школой.
Работа классного руководителя с родителями
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это
работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации
сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их
работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой
по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в
воспитании детей, а объединение усилий родителей, и педагог создаст
благоприятные условия для развития ребенка. Главными задачами классного
руководителя в этом направлении являются способствование единению,
сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее
систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
В основе сотруднического взаимодействия семьи, школы и классного
руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения,
поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Одной из задач классного руководителя является координация совместных
усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой
воспитательной среды. Основными направлениями в работе классного
руководителя с родителями следует считать:
- педагогическое просвещение родителей;
- коррекцию семейного воспитания;
- совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию
детей; - защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в
микрорайоне. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
предусматривает: - организацию секций, кружков, клубов, студий; -
совместные творческие дела; - помощь в укреплении материально
-технической базы; - работу органов самоуправления;
- шефство над неблагополучными семьями, подростками.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями в старшем звене
служат – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка,
уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в
саморазвитии.
Методы диагностики
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или
ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что
позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его
поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада,
традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные
возможности семьи. При этом учитель может использовать комплекс
традиционных методов психолого- педагогической диагностики:
- наблюдение;
- беседу; -
тестирование;
- анкетирование;
- деловые игры;
- материалы детского творчества и творчества родителей
Виды диагностики:
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:
- предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке
родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных
мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании
внеклассной работы …);
- оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и
детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во
взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
- итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы)
Тематика психолого-педагогического лектория для родителей
(законных представителей) обучающихся (проводится в течение года)
(ответственные школьный психолог, социальный педагог)
Тематика занятий с родителями старшеклассников
1. Роль традиций в семье
2. Ложные потребности ребенка и пути их преодоления
3. Формирование личности старшеклассника на современном этапе
4. Интересы профессиональной деятельности. Рынок труда
План работы с родителями
№
пп
Наименование работы
Периодичность,
время
Ответственные
1
Проводить классные родительские собрания,
предварительно определив тематику
1 раз в четверть
Кл.руководитель
2
Привлекать классные родительские комитеты
для работы с трудными учащимися и
неблагополучными семьями.
Постоянно в
течение года
Социальный
педагог
3
Проводить консультации психолога для
родителей и учащихся.
По графику
Школьный
Психолог
4
Организовать работу лектория для родителей
трудных учащихся и неблагополучных семей
по следующих темам:
а) ответственность за совершенное
преступление и правонарушение;
По графику
Социальный
педагог
Инспектор ОДН
б) Ответственность родителей за воспитание
детей;
По графику
Социальный
педагог
Инспектор ОДН
в) об усилении ответственности родителей за
По графику
Социальный
воспитание детей в летний период;
педагог
Инспектор ОДН
6
Провести анкетирование родителей по
вопросам воспитания.
В течение
учебного года.
Зам.директора по
ВР
Кл.руководитель
7
Постоянно вести работу с родителями по
профилактике преступлений, употребления
алкоголя, наркотиков через индивидуальные
беседы, лекции, привлекая работников
здравоохранения и правоохранительных
органов.
В течение года.
Кл.руководитель
Социальный
педагог
8
Активнее привлекать родителей к жизни
класса во внеурочное время.
В течение года.
Кл.руководитель
Тематика занятий, ориентированных на воспитание у школьников
семейных нравственных ценностей
(ответственные классные руководители, школьный психолог, социальный
педагог)
Тематика
Название
Формы проведения
По воспитанию
гуманных ценностей в
семье
«Моя семья – моя
опора», «Я и семья»,
«Уважение к
старшим», «Я и моя
семья», «Наша
домашняя коллекция»,
«Загляните в семейный
альбом»
Беседы, практикумы,
ролевые игры.
По воспитанию
нравственно-трудовых
ценностей в семье
«Профессия моих
родителей», «Мои
права и обязанности по
дому», «Уклад
семейной жизни –
уклад
общечеловеческий»,
«Кем быть – каким
быть?».
Диалог, встречи с
родителями,
дискуссия.
По воспитанию
социально-
«Традиции нашей
семьи», «Человек и его
Психологический
гражданских
ценностей в семье.
судьба», «О
мужественности и
женственности», «Как
стать счастливым»
тренинг, беседа,
дискуссия, лекция.
Список литературы
1. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: 2000.
2. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. -
Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.
3.
Гейко В.А. Роль
семьи
в
развитии
школьных
успехов
ребенка
/
В.А. Гейко // Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 43-44.
4. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника / Т.П. Гаврилова // Знание -
1988. - №9.
5. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды /
И.Ф. Дементьева // Педагогика. - №6. - 1996.
6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 10-11 кл. + новые
собрания / Н.И. Дереклеева - М.: ВАКО, 2011. - 254 с.
7. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев - М., 1989.
8.
Лизинский В . М .
« Н о в ы й
у ч и т е л ь
д л я
хо р о ш е й
ш кол ы »
/
В.М. Лизинский // «Классный руководитель». - 2007. - №6.
9. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А. Леликова, Г.П. Попова.
- Волгоград, Учитель, 2010.
10.
Метенова Н.М. Работа
с
родителями
на
современном
этапе
развития
образования / Н.М. Метенова // Начальная школа. - 2001. - №8.
11.
Попова Г.П. Родительские
собрания.
/
Г.П. Попова
-
Волгоград,
Издательство Учитель, 2011.
12.
Скребцова М.А. 32
беседы
по
семейному
воспитанию
в
школе //
М.А. Скребцова, М.М. Лопатина - Учитель, Волгоград, 2008.
14. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. -
М.: Издательский центр Академия, 2008. - 566 с.
1. Заботы и радости классного руководителя. / Дружинин И.Н. - М., 1978. -
262 с.
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2
/ Под ред. Н.А. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 144 с.
3. Классное руководство: теория, методика, технология / Щуркова Н.Е. - М. :
Пед. общество России, 1999. - 222 с.
4. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под редакцией М.И.
Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.
5. Классный руководитель. / Болдырев Н.И. - М., 1978. - 271 с.
6.
Направления,
содержание,
формы
и
методы
воспитательной
работы
классного руководителя / Черноусова Ф. П. - М. - Педагогический поиск, 2004.
- 160 с.
7. Организация и планирование воспитательной работы в школе / Гуткина
Л.Д. - М. : Педагогический поиск, 2001. - 160 с.
8. План работы с классным коллективом и родителями учащихся / И.В.
Вегерина // Классный руководитель. - 2005. - №6. - С. 8-21
9. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред.
В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- С. 539
10.
Стефановская
Т.А.
Классный
руководитель:
Функции
и
основные
направления деятельности. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 192
с.
11. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект
лекций. - М.: высшее образование, 2006. - 206 с.
12. Школа и семья: конфронтация, или нежный союз / Н.Е. Щуркова //
Классный руководитель. - 2004. - №7. - С. 8 - 18.
13. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. Пособие / Под ред. С.И.
Петреевской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.
14.
Маленкова
Л.И.
Педагоги,
родители,
дети:
метод.
пособие
для
воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304
15.
Капралова
Р.М.
Работа
классного
руководителя
с
родителями.
-
М.:
Просвещение, 1980. - 190 с.