Напоминание

"Сотрудничество"


Автор: Афонина Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9"
Населённый пункт: Нефтеюганск, Ханты-Мансийский АО, Россия
Наименование материала: Программа работы с родителями
Тема: "Сотрудничество"
Раздел: полное образование





Назад





Программа работы с родителями «Сотрудничество»

Пояснительная записка
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания. В Примерной основной образовательной программе говорится о повышении педагогической культуры родителей (законных представителей), и это направление рассматривается как одно из ключевых направлений в воспитательной работе. Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности классного руководителя. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству. В настоящее время современное общество переживает противоречивое и сложное состояние: - во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. - изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми). - изменилось качество самой семьи (увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является). - серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого- педагогической культуры родителей). Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин: - потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения); - открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной · с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); · со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; · с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Цель Программы

- м
аксимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи Программы

-
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. - сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного коллектива - организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
• тесный контакт с родителями, • взаимопонимание общих проблем,
• участие в жизни класса и школы. • просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики; • позитивные ценностные ориентации обучающихся. Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основана на: - гуманистическом стиле общения и взаимодействия; - уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу; - систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей; - умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. Практическая работа педагогов с родителями учащихся реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Психолого-педагогическое просвещение.
Значительное место в работе с родителями школа отводит психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Педагогический коллектив школы стремится к тому, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы психолого – педагогического просвещения



Университет педагогических знаний
(такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция
(форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция
(предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские

конференции
(общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников
конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум
(форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки
(цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные

тематические

консультации
(обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи.
Посещение

семьи
(индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание
(форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Общешкольные родительские собрания
– проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания
– проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Работа классного руководителя с родителями
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей, и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи, школы и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе классного руководителя с родителями следует считать: - педагогическое просвещение родителей; - коррекцию семейного воспитания; - совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей; - защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает: - организацию секций, кружков, клубов, студий; - совместные творческие дела; - помощь в укреплении материально -технической базы; - работу органов самоуправления; - шефство над неблагополучными семьями, подростками. Критериями эффективности работы педагогов с родителями в старшем звене служат – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Методы диагностики
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: - наблюдение; - беседу; - тестирование; - анкетирование; - деловые игры;
- материалы детского творчества и творчества родителей
Виды диагностики:
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики: - предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …); - оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся); - итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы)
Тематика психолого-педагогического лектория для родителей

(законных представителей) обучающихся (проводится в течение года)
(ответственные школьный психолог, социальный педагог)
Тематика занятий с родителями старшеклассников
1. Роль традиций в семье 2. Ложные потребности ребенка и пути их преодоления 3. Формирование личности старшеклассника на современном этапе 4. Интересы профессиональной деятельности. Рынок труда
План работы с родителями



пп

Наименование работы

Периодичность,

время

Ответственные
1 Проводить классные родительские собрания, предварительно определив тематику 1 раз в четверть Кл.руководитель 2 Привлекать классные родительские комитеты для работы с трудными учащимися и неблагополучными семьями. Постоянно в течение года Социальный педагог 3 Проводить консультации психолога для родителей и учащихся. По графику Школьный Психолог 4 Организовать работу лектория для родителей трудных учащихся и неблагополучных семей по следующих темам: а) ответственность за совершенное преступление и правонарушение; По графику Социальный педагог Инспектор ОДН б) Ответственность родителей за воспитание детей; По графику Социальный педагог Инспектор ОДН в) об усилении ответственности родителей за По графику Социальный
воспитание детей в летний период; педагог Инспектор ОДН 6 Провести анкетирование родителей по вопросам воспитания. В течение учебного года. Зам.директора по ВР Кл.руководитель 7 Постоянно вести работу с родителями по профилактике преступлений, употребления алкоголя, наркотиков через индивидуальные беседы, лекции, привлекая работников здравоохранения и правоохранительных органов. В течение года. Кл.руководитель Социальный педагог 8 Активнее привлекать родителей к жизни класса во внеурочное время. В течение года. Кл.руководитель
Тематика занятий, ориентированных на воспитание у школьников

семейных нравственных ценностей
(ответственные классные руководители, школьный психолог, социальный педагог) Тематика Название Формы проведения По воспитанию гуманных ценностей в семье «Моя семья – моя опора», «Я и семья», «Уважение к старшим», «Я и моя семья», «Наша домашняя коллекция», «Загляните в семейный альбом» Беседы, практикумы, ролевые игры. По воспитанию нравственно-трудовых ценностей в семье «Профессия моих родителей», «Мои права и обязанности по дому», «Уклад семейной жизни – уклад общечеловеческий», «Кем быть – каким быть?». Диалог, встречи с родителями, дискуссия. По воспитанию социально- «Традиции нашей семьи», «Человек и его Психологический
гражданских ценностей в семье. судьба», «О мужественности и женственности», «Как стать счастливым» тренинг, беседа, дискуссия, лекция.
Список литературы
1. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: 2000. 2. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21. 3. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 43-44. 4. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника / Т.П. Гаврилова // Знание - 1988. - №9. 5. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды / И.Ф. Дементьева // Педагогика. - №6. - 1996. 6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 10-11 кл. + новые собрания / Н.И. Дереклеева - М.: ВАКО, 2011. - 254 с. 7. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев - М., 1989. 8. Лизинский В . М . « Н о в ы й у ч и т е л ь д л я хо р о ш е й ш кол ы » / В.М. Лизинский // «Классный руководитель». - 2007. - №6. 9. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010. 10. Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования / Н.М. Метенова // Начальная школа. - 2001. - №8. 11. Попова Г.П. Родительские собрания. / Г.П. Попова - Волгоград, Издательство Учитель, 2011. 12. Скребцова М.А. 32 беседы по семейному воспитанию в школе // М.А. Скребцова, М.М. Лопатина - Учитель, Волгоград, 2008. 14. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 566 с. 1. Заботы и радости классного руководителя. / Дружинин И.Н. - М., 1978. - 262 с. 2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 144 с. 3. Классное руководство: теория, методика, технология / Щуркова Н.Е. - М. : Пед. общество России, 1999. - 222 с. 4. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под редакцией М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с. 5. Классный руководитель. / Болдырев Н.И. - М., 1978. - 271 с.
6. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя / Черноусова Ф. П. - М. - Педагогический поиск, 2004. - 160 с. 7. Организация и планирование воспитательной работы в школе / Гуткина Л.Д. - М. : Педагогический поиск, 2001. - 160 с. 8. План работы с классным коллективом и родителями учащихся / И.В. Вегерина // Классный руководитель. - 2005. - №6. - С. 8-21 9. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- С. 539 10. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 192 с. 11. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. - М.: высшее образование, 2006. - 206 с. 12. Школа и семья: конфронтация, или нежный союз / Н.Е. Щуркова // Классный руководитель. - 2004. - №7. - С. 8 - 18. 13. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. Пособие / Под ред. С.И. Петреевской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с. 14. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304 15. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.


В раздел образования