Напоминание

"Особенности воспитания, развития и социализации детей раннего возраста"


Автор: Ризванова Сазидя Тагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Улыбка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Консультация
Тема: "Особенности воспитания, развития и социализации детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

629803, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого д.30-в; т.:34-53-86, E-mail: Ulibka_0@mail

ОКПО 471983340, ОГРН 1028900708440, ИНН/КПП 8905023859 / 890501001
Консультация
«Особенности воспитания, развития и социализации

детей раннего возраста»

Подготовила:

Ризванова С.Т.

г. Ноябрьск

2017 год

Если бы попросили дать самый маленький совет о воспитании, следовало бы сказать: «Делайте с ребенком все, что делаете, но помните, что у него есть две независящие от вас потребности – не одна, а две: потребность в безопасности и потребность в развитии». Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят его к трем годам. На втором году жизни ребенок вступает в пору раннего детства. Ребенка можно сравнить с нежным бутоном, в котором уже присутствуют все характерные качества будущего цветка. Но возможность его раскрытия во многом зависит от ухода и любви садовника. Таким «садовником» выступают взрослые, находящиеся рядом с ребенком, воспитывающие его в первые годы жизни. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»,- писал В.А. Сухомлинский. Первые три года жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте и в соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, речь, совершенствуется движение, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Вот почему вопрос о том, как лучше организовать в дошкольном учреждении воспитание и обучение детей раннего возраста приобретает особенное значение. Влияние воспитателя на развитие ребенка начинается с первых же дней пребывания в детском учреждении. Заботясь о здоровье детей, о всестороннем развитии, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение воспитатели должны в соответствии с возрастными особенностями создать условия для воспитания и обучения детей, т.е. создать такую среду, которая благоприятно влияла на детей. Следует отметить: не в один период жизни ребенка не прослеживается в столь прямой зависимости результатов воспитания от личностных качеств взрослых, как в первые годы жизни. Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Взрослые должны помнить, что первый язык ребенка – «язык эмоции». Развитие определенных умений малыша всегда должно происходить в наиболее благоприятные для этого сроки. То же касается его чувств и эмоции. Отсутствие или запоздалое появление эмоциональных реакций зачастую приводит к отставанию в общем развитии.
После года ребенок начинает осознавать, что он может что-то делать сам, и действия эти приводят к какому-то результату. Например, он обнаруживает, что если потянуться, привстать, а то и залезть куда-нибудь, то можно достать то, что привлекало внимание. В этом возрасте он пытается настаивать на своем, упрямясь, отвергая запреты, стремится обязательно получить желаемое, добиться своего. К примеру, открыть дверце шкафа, посмотреть, что там за ними, вытащить мамины яркие бусы или разбросать по полу колготки. Так он удовлетворяет все возрастающую любознательность, приобретает в процессе своих исследований некоторый эмоциональный опыт. Другое дело, что реакция взрослого не такие действия, скорее всего, окажется негативной, хотя и не совсем понятно малышу. В этом случае он убеждается, что одни его поступки поощряются, и приносят желаемый результат, другие - неприятные последствия. Роль взрослого в этом процессе нельзя переоценить. Только он в состоянии научить маленького исследователя действовать правильно, не доводить до беды. С одной стороны, необходимо постараться, что опасные предметы (лекарства, спички, моющие средства, иголки, ножницы т.п.) находились вне пределов досягаемости, не дразнили малыша яркими обертками, не привлекали его внимания. С другой стороны, неплохо дать ему (безопасном, конечно варианте) почувствовать, что такое «горячо», «больно», «кусается», «морозит» и т.д. Отрицательный, эмоциональный опыт быстро закрепится и даст положительные результаты. Часто детей лишают радости познания и собственных открытий, все делая за них, опережая их стремление и желания, изначально не давая проявиться их потенциальным возможностям, их самовыражению. Получается, что развитие малыша искусственно задерживается. Присмотримся к ребенку. Он хочет сам что-то сделать: съесть, снять, стянуть, достать и не только хочет, но и может, но взрослые делают за него, вызывая тем самым негативное поведение крошки и не понимая, почему он постоянно плачет и хнычет. Он же не находит применения своим умениям. Сначала потому, что не дают взрослые, а потом привыкнув к бездеятельности. Благоприятного эмоционального самочувствия от такого бодрствования малыш не испытывает. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится. Конечно, ребенок довольно мал и бывает легче и быстрее сделать вместо него, чем долго и упорно ждать результата от его действий. К примеру, перевернуть страничку книги, нарисовать дорожку или надеть шортики. При таком подходе малыш будет лишен не только возможности проявить себя в годы самостоятельно обслуживать себя, трудится, заниматься. Он привыкнет, что всего можно достичь чужими руками.
Это не значит, что его эмоциональная сфера не разовьется, но проявление чувств в основном будут содержать капризные, требовательные, недовольные нотки. В большинстве случаев ребенок не может познать радости созидания, радость самостоятельных действий, так как он не будет знать, чем заняться и каким образом самостоятельно решать проблемы. Хорошо, чтобы ребенок испытывал как можно больше радостных эмоций. А если уж слишком расшириться, переключите его внимание на другие, не менее увлекательные занятия. Не запретами, а добрым отношением, не мелочной опекой, а помощью в развитии можно привлечь малыша к приятному и полезному «деловому сотрудничеству» со взрослыми. Маленькие ручки тянуться схватить, потрогать, постучать об пол, а дальше? Ребенок отбрасывает петушка, потеряв всякий интерес к нему. Рассмотрите игрушку вместе с детьми, назовите ее, покажите, петушка головка, гребешок, глазки, как он кричит, клюет. Пусть ребенок попытается повторить за вами слова, изобразить действия петушка. Пусть поймет и выполнит ваше поручение – принесет игрушку, поднимет ее с пола, достанет со столика. Спросите его, как кричит Петя-петушок, как прыгает, как клюет. Игра- занятие будет полезна во всех отношениях, она вызывает положительные эмоции, потому что опирается на заинтересованность. Теперь малыш с радостью узнает петушка на картинке в книге, на поверхности подноса, на фантике конфет. Работая с детьми раннего возраста, не первый год замечаешь, как новенькие дети не сводят глаз с входной двери, тянут за руку в раздевалку, надеясь увидеть там Маму. Перед ребенком как бы закрывается родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищено. Наша задача продемонстрировать малышу достоинства нового мира убедить, что он гораздо шире и интереснее. Поэтому в первые дни пребывания в саду устраиваем для малышей экскурсии по группе. Пусть они увидят развитую среду группы, доброжелательность сотрудников, детей, которые увлеченно занимаются каждый своим делом. Для налаживания эмоционального контакта используем:  Индивидуальные игры;  Игры с игрушками забавами;  Обыгрывание малых фольклорных форм (песенки, потешки, стихи);  Игры-занятия;  Совместные игры (подвижные, музыкальные, дидактические);
 Простые сюжетные игры;  Игровые упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук. В конце второго года жизни, дети, как правило, начинают активно использовать речь в общении с окружающими. Но они по прежнему еще продолжить пользоваться и эмоционально выразительными реакциями, заменяя ими слова, когда надо, например, привлечь внимание взрослых. Это могут быть проявления отрицательных эмоций (крик, хныканье с различными оттенками, повышенная двигательная мимика), а могут быть и положительные эмоциональные проявления (улыбка, смех, своеобразные жесты). Малышам пока трудно вступать в полноценный словесный контакт, хотя они хорошо понимают, когда к ним обращаются взрослые. Каждый ребенок говорит на своем языке звуков, слогосочетаний, жестов, но если его не понимают, то сердиться, замыкается, постепенно теряет интерес словесному общению или переходит на капризные возгласы. Общая внимание малыша на занятные для него ситуации или явление, мы тем самым активируем его речь, пробуждаем к эмоционально окрашенным «высказываниям». Например, гуляя с ребенком на участие, предложили ему покормить зерном птичек. При этом пусть повторит соответствующие в данной ситуации слова, позовет: «птичка, птичка, на», покажет и назовет действия: «клюет, не хочет, улетели» и т.п. А вот так птичка прыгает, машет крылышками (под ваши слова изображает действия). Все это ребенок заинтересует, так как он сам участвует двигается, что то пытается сказать, а потом показать и рассказать другим взрослым, что взрослым, что он видел и делал на улице. В первой половине второго года жизни дети, слушая художественные тексты, понимают отдельные знакомые слова, а к двум годам они могут понять и простое содержание коротенького стихотворения, сказки небольшого рассказа. Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребенком ритма, рифмой, интонации. Он повторяет за взрослым сочетание звуков и слов через равные отрезки времени, например «бай- бай», «дай-дай»; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизводя при этом интонацию. На изменение интонации в реи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, улыбкой, схемой, радостным восклицанием. Большое внимание уделяем развитию понимания и активной речи. При помощи альбомов «мебель, посуда, транспорт, одежда и обувь, игрушки»
ознакомляем детей с предметами ближайшего окружения, учим детей использовать эти предметы по назначению. Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем эмоционального общения используем в своей работе произведения народного творчества – песенки, потешки, прибаутки.  Переодевание: «Раз-два-три-четыре- пять – собираемся гулять».  При умывании: Чистая водичка моет Тане личико, Анечке ладошки, а пальчики Антошке».  При укладывании спать: «Люли, люли, люли – прилетели гуси, стали гуси ворковать, стал Ванюшка крепко спать». Любят дети слушать сказки:  «Колобок»;  «Курочка Ряба»;  «Теремок»;  «Репка». При рассказывании потешки, особенно детям нравится, когда в тексте вставляем имена детей: «Киска-киска-киска, брысь! На дорожку не садись! Наша Олечка пойдет Через киску упадет». Хорошее настроение вызывает у маленького ребенка добрая интонация. Приятные слова взрослого, соучастие в игре. Иногда достаточно ласкового взгляда и ребенок становиться очень доволен, так как тонко чувствует настрой окружающих. В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нем, а так же условия всестороннего развития ребенка.
Утренняя гимнастика в детском саду является важным элементом двигательного режима. Гимнастику проводим ежедневно. Основной формой обучения детей к движениям признаны физкультурные занятия. По физической культуре используем занятие сюжетного, игрового характера. Каждое занятие для детей – это познание окружающей действительности через движения, которое должно приносить радость. Особенно внимание уделяем формированию у детей элементарных представлений об особенностях строения и функционирования своего тела. Проводим следующего словесные игры:  «Ручками похлопаем»;  «Где же наши ножки»;  «Для чего нам нужны ушки» и др. Продумываем игровые ситуации, побуждающие детей к движениям, например, сидят две куклы катают мяч, зайка сидит на гимнастической лестнице, держит цветные ленточки и «зовет» детей их достать. Вызвать интерес у детей к движениям нам помогают стихи, короткие песенки, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставлялось имя ребенка, это вызывало еще большее желание двигаться.  «Дима шел, шел и шишку нашел»;  «Мишенька не уходи, наших деток подожди»;  «Все листочки соберем и Маринке принесем». Поощрения действий вызывает у ребенка еще раз пройти по дорожке, перешагнуть палочку, догнать маленький, а затем и большой мяч. Неоднократное повторение движений способствует их качественному выполнению. Особое внимание уделяем осанке детей, следим за соответствием мебели по росту детей, за правильной позой за столом и во время сна. Нарушение осанки чаще развивается у малоподвижных, ослабленных детей. Потому активируем их двигательную активность, которую чередуем с релаксацией. Большое значение уделяем развитию мелкой моторики пальцев рук. Свою работу по развитию мелкой моторики начинаем с массажа пальчиков. С детьми выполняем «пальчиковую гимнастику», упражнения сопровождаемые стихотворным текстом. Для совершенствования мелкой моторики предлагаем детям разнообразный материал.
Кроме многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Режим дня включает в себя ряд режимных моментов, которые тесно взаимосвязаны между собой, каждый из которых очень важен для психологического развития детей. Рационального питание оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно – психическое развитие детей, повышение сопротивляемость организма к заболеваниям. Для детей раннего возраста физиологический крепкий сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития. Спокойная обстановка в спальне создает положительный настрой, а любимая игрушка напоминает о доме. При организации сна используем музыкальное сопротивление, колыбельные песни. Создание всех перечисленных условий в детском саду имеет значение для воспитания, развития и социализации ребенка.


В раздел образования