"Семья-это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни"
Автор: Байдина Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 85" Населённый пункт: Алтайский край г. Бийск Наименование материала: статья Тема: "Семья-это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни" Раздел: дошкольное образование
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок
встречается в жизни
Байдина С.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №85»
Семья, по признанию ученых – одна из величайших ценностей,
созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна
нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.
К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет
необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с
семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим
явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области
ознакомлении дошкольников с окружающим миром Светлана Александровна
Козлова, Эмма Константиновна Суслова подчеркивают необходимость
воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семьи.
Важной особенностью семьи является преемственность семейных
поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени,
постепенно создается семейная история, которую принято называть
родословной.
На Руси, как древней, так и современной, то есть России вплоть до 40 –
х годов XX в., считалось правилом хорошего тона знать свою родословную
до 7 –го поколения. Генеалогическое древо рода, художественное оформление
в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных
людей и являлось предметом особой гордости за свой род, который имел свой
родовой герб. К сожалению, сегодня изучения родословной почти утрачена,
нарушена связь и преемственность поколений.
Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным
окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного
детства: что возьмут дети в будущее – внешнее преклонение перед красивой
одеждой или внутреннюю духовную культуру?
В наше время, когда патриотическое воспитание находится на низком
уровне, мы должны возрождать традиции, ценить опыт прошлого, прививать
детям любовь и гордость за свою семью, и уже на основе этого за свою
Родину, отчизну.
Автор книги «Пишем Родословную книгу» Юрий Федорович Миронов
считает, что составление родословной в семье лучше воспринимать как
увлекательную, благодатную и благородную игру, а не как нудную
необходимость, что это занятие одухотворяет отношения между
родственниками, вносит элемент постоянного дружеского общение.
В связи свыше сказанным в детском саду был создан проект: «От
поколения к поколению».
Цель проекта: Создание условий для формирования знаний детей
дошкольного возраста о своей семье.
Задачи:
Дать детям представления о понятиях семья, родные, близкие
род, родители, родословная.
Побуждать детей называть имя, отчество, фамилии членов семьи;
рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома,
чем заняты на работе.
Познакомить детей с родословным древом.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей
терминами родственных отношений.
Развивать у детей игровые, познавательные способности, чувство
гордости за свою семью.
Воспитывать культуру отношения к самому себе, сопереживания,
готовность помочь.
Работа над проектом проходила в три этапа.
1 этап. Диагностический. Проведены: анализ литературных
источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического
опыта, сбор информации, оценка индивидуального развития детей по
методике Е. К. Ривиной «Знакомим дошкольников с семьей и родословной».
2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная
деятельность.
3 этап. Обобщающий. Подведен итог работы: пополнены пособия,
атрибуты, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт
работы.
Анализ теоретических и методических публикаций показал, что
составление родословной предполагает наличие у ребенка достаточно
высокого уровня понимания отношений родства, словарного запаса, их
характеризирующего, умения оперировать терминами родства. Работу по
проекту с детьми начала с выявления индивидуальных черт характера,
старалась узнать, на каком уровне у детей сформированы знания о семье. Для
выяснения этого применяла непринужденную беседу, различные
дидактические игры, игровые упражнения.
Для реализации поставленной цели и решения задач, был разработан
алгоритм действий:
Работа с детьми;
Работа с родителями;
Работа с педагогами.
Для того чтобы продолжить работу в данном направлении, определила
для себя основные формы работы:
Организованная образовательная деятельность;
Сюжетно – ролевая игра;
Игровые упражнения.
Элементы устного народного творчества (стихотворения,
пословицы, поговорки, загадки)
Проектная деятельность.
В рамках образовательной деятельности знакомила детей с
представлениями о том, что такое семья, родной дом, родственные
отношения. Велась работа по расширению знаний детей о социальных ролях
в семье называли своих ближайших родственников. Объясняла детям, что они
являются одновременно сыновьями и дочерями для своих родителей,
внуками или внучками для своих дедушек и бабушек, братьями или
сестрами. Рассматривали представления о том, что их родители – это дети
бабушек и дедушек. Интересовались о том, какие обязанности есть у ребят
дома (убрать игрушки, помочь накрыть на стол и т.д.).
При подготовке и проведении образовательной деятельности
учитывались общие возрастные и индивидуальные особенности развития
детей. Планируя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с
семьей, учитываю календарные и государственные праздники, такие как День
матери, который отмечается в последние выходные ноября, День защитника
Отечества, Международный женский день, Международный день семьи,
который приходится на 15 мая. Организованная образовательная
деятельность предполагает обязательное проведение предварительной
работы, способствующей освоению детьми новых знаний, а также
последующей работы, направленной на закрепление полученных
представлений.
Игра – самая естественная деятельность ребенка. С самого раннего
возрастав игра становится и самой любимой его деятельностью. В процессе
сюжетно – ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами
являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им
реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое
может быть ошибочным и требует коррекции. Наблюдая за сюжетно –
ролевыми играми дошкольников мы видим, что дети играют в основном в
игры, отображающие реальную жизнь: «Магазин», «Детский сад», «
Больница», «Парикмахерская». Иначе и быть не может: игра основывается на
жизненном обфте детей.
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери» - углубляют
представление детей о семье, родственных отношениях, понимания того, как
поддерживаются родственные связи, культурные традиции семьи.
Воспитывают уважение и любовь к родным людям, гордость за свою семью.
Дошкольники в игре стараются следовать идеальной модели семьи, все
члены которой уважают друг друга, во всем стараются помочь, говорят
между собой вежливо. Игровая модель семьи может существенно отличаться
от реальной семьи конкретного ребенка, поскольку знакомит воспитанника с
тем, какой семья может быть. Отвлеченность событий, происходящих в игре
«понарошку», позволяет ребенку избежать психологической травмы, если
взаимоотношения в его собственной семье иные.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она
широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и
обучения детей. С помощью дидактических игр приучаю детей
самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в соответствии с
поставленной задачей. Дидактические игры хорошо помогают в усвоении
родственных отношений.
Например: ИГРА «Семейный хоровод» : «Хоровод я соберу, всех
родных приглашу. Позову я папу, маму… и перечисляет остальных членов
семьи. Давайте попробуем. Я начинаю: «Хоровод я соберу, всех родных
приглашу. Позову я папу, … …(обращается к участникам м/
о).
Следующая игра «Где – то в шумном городе» , эта игра позволяет
проиллюстрировать возможное разнообразие состава семьи, необходимо
разместить на магнитной доске карточки с изображениями мамы, папы и
ребенка, сопровождая свои действия словами: « Где – то в шумном городе,
посреди земли жили члены дружной, но маленькой семьи». Затем
спрашиваю: «Сколько здесь членов семьи? Назови, кем они приходятся друг
другу». Состав семьи на магнитной доске постепенно увеличивается,
например: мама, папа. Бабушка, дедушка, сын, дочь. Продолжаю: «Где – то в
шумном городе, посреди земли жили члены другой и тоже дружной чуть
большой семьи»: «Сколько здесь членов семьи? Назови, кем они приходятся
друг другу». В своей работе, я отвожу особое место – игре. И определяю, это
тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до
наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Важную роль в формировании у детей представлений о семье и
усвоении слов, обозначающих родственные отношения, могут сыграть
элементы устного народного творчества (стишки, потешки, пословицы,
поговорки, загадки). Их можно использовать в повседневной жизни, в играх,
на занятиях.
Например:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержат вас, друзья?
Ваша дружная …(семья)
* * *
Днем работает она,
Вечером она – жена,
Если праздник, она – дама,
Кто же это? – Моя …(мама)
* * *
«Есть дети – будут и радости»;
«Мальчик – утеха отцу, девочка – матери»;
«Семьей дорожить – счастливым быть».
Работа с родителями осуществлялась посредствам проектной
деятельности.
Приступая к данной работе, необходимо иметь четкие научно
обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать
составить свою собственную родословную. Мой личный опыт составления
родословной помог заинтересовать этой деятельностью родителей. В рамках
данной работой были подготовлены консультации: «Родословная – традиция
российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины
родства» и др.
Следующим этапом работы стал семейные проект по составлению
родословной. Воспитанники совместно с родителями изготовили своей
семьи. В результате проведенной работы родители проявили свое творчество
и мастерство при составлении родословных, все проектные работы
отличались друг от друга по оформлению и количеству поколений. Каждый
ребенок рассказал историю своей семьи с опорой на модель родословных. В
завершении работы над проектом была оформлена выставка семейных работ.
Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной
жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных
проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать
составление семейного альбома дома и в группе.
В работе с педагогами были использованы следующие формы работы:
Консультации;
Создание картотеки игровых упражнений;
Участие в совещаниях, семинарах;
Проведение открытых занятий.
Таким образом, практика показывает, что только целенаправленная
работа, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогает
воспитывать у сыновей и дочерей чувства любви к своим родственникам и
окружающим, традициям в семье. В дошкольном возрасте начинает
формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое
имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный
нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Метод изучения
генеалогического древа актуален и очень эффективен. Он позволяет ребенку
почувствовать себя исследователем.