Мастер-класс по повести Валентина Распутина "Уроки французского"
Автор: Ожгибесова Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Брюховская ООШ" Населённый пункт: с. Брюхово Пермский край Наименование материала: Мастер-класс Тема: Мастер-класс по повести Валентина Распутина "Уроки французского" Раздел: среднее образование
МОУ «Калиновская основная общеобразовательная школа»
Мастер-класс
по повести Валентина Распутина
«Уроки французского»
Учитель русского языка
и литературы
Ожгибесова Светлана
Владимировна
2016 год
Уроки доброты по повести Валентина Распутина
«Уроки французского»
Цели
Образовательные:
-
Раскрыть
идейное
содержание
произведения
В.
Г.Распутина
«Уроки
французского»;
- Выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором;
- Показать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет душевная доброта.
Методологические:
-
Развивать научное мышление через установление причинно-следственных
связей;
-
Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».
Метапредметные:
- Уметь формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-
приемлемые
способы
поведения,
координировать
её
с
позициями
партнёров
в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
- Способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию
уважения к профессии учителя;
-
Развивать
моральное
сознание
и
компетентность
в
решении
филосовских
проблем
на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
-
Воспитывать такие нравственные качества, как доброта, любовь, сострадание,
уважение к Человеку.
Планируемые результаты:
- Приобщаться
к
духовно-нравственным
ценностям
русской
литературы;
анализировать формы выражения авторской позиции;
-
У
меть
различать
рассказчика
и
автора-повествователя
в
произведении;
выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства
языка;
- Формировать
мысль о том, что для становления человека очень важна
память детства;
-
Проявлять
уважительное
отношение
к
другому
человеку,
его
мнению,
гражданской позиции
.
Основные понятия и термины: духовная память, духовный опыт человека.
Ресурсы:
компьютер,
мультимедийный
проектор,
презентация,
учебник
литературы 6 класса под редакцией В.П. Полухиной, В.Я Коровиной.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.
Ход мастер-класса
I.
Притча.
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее
в р е м я
м н о г о
л юд е й , ходила
маленькая старушка. Е е
с е д ы е
в о л о с ы
развевались на ветру, од е ж д а
б ы л а
г р я з н о й
и
о б о р в а н н о й . Она
ч т о - т о
бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в
сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители
велели
им
держаться
от нее
подальше. Когда
она
проходила
мимо, т о
и
дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на
ее приветствие.
Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила
свою
жизнь тому, чтобы
подбирать
с
пляжа осколки
стекла, которыми
дети
могли порезать ноги ...
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни.
Сколько
таких
людей, как
старушка, о
которой
я
рассказала, живут
рядом
с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя
годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали
их сердца и души. (Слайд 1)
II.
Вступительная беседа.
В нашей школе было принято решение каждый год проводить с детьми на
уроках и родителями на собраниях нравственные уроки или уроки доброты. В том
году было решено провести такой урок по повести Валентина Распутина «Уроки
французского». (Слайд 2). Родителям предложили за месяц до собрания прочитать
повесть. Порадовало то, что практически все родители участвовали в диалоге при
разборе произведения. В этом году планируется провести такой урок по повести
Андрея Платонова «Юшка».
Сегодня провести урок доброты я предлагаю на мастер-классе, где мы будем
учиться жить! Учиться у Распутина на примере его главного героя. Вот что говорит
Валентин Григорьевич «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в
свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». Автор
надеется,
что
те
жизненные
уроки,
которые
уготовила
ему
судьба,
помогут
разобраться каждому в себе, задуматься о своем будущем.
III. Работа с произведением.
-
Чтобы
вычленить
уроки,
о
которых
говорит
Валентин
Распутин
в
своем
произведении, мы должны вспомнить повесть. Находим первый урок . (Слайд 3)
-
Почему
мальчик
оказался
в
райцентре?
(«Так,
в
11
лет,
началась
моя
самостоятельная жизнь… Я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие
испытания ждут меня, голубчика, на новом месте…»)
- Какие же это испытания? Всякий ли ребенок может выдержать такое? Почему
наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует?
Стр.89. …мать, приехавшая в конце сентября..
- Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери.
-
Попробуйте
сформулировать
первый
урок: Настоящая мать всю жизнь
заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (Слайд 4)
- Приступаем ко второму уроку .
- Почему же наш герой не уехал домой? Как учился мальчик? Почему он всегда
готовился к урокам? Почему он ввязался в игру на деньги? Как относятся к этой игре
Вадик и рассказчик?
Вывод: Нужда
заставила
героя
играть
в
азартные
игры.
У
него
не
было
возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал.
-
Второй урок: « Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не
надейся на окружающих. (Слайд 5)
- Стр. 97. Не в склад! – объявил Вадик.
- Почему нашему герою пришлось смириться?
-
Третий
урок:
«Не
горячись,
уступи
тем,
кому
все
равно
ничего
не
докажешь». (Слайд 6)
- Стр.
98. Они били меня по очереди…. Какой можно сделать урок из этого
отрывка.
- Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся. Будь до конца
тверд, защищай свою точку зрения». (Слайд 7)
- Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика?
Как в школе узнали об игре на деньги? Чего боялся наш герой? Почему мальчик
доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? Почему не любому учителю
можно довериться?
- Почему Лидия Михайловна пытается оградить мальчика от игры с ребятами?
Почему учительница решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете этот
поступок?
- Как вы думаете, когда герой повести понял истинный смысл игры, которую
придумала учительница?
-
Почему
повесть
называется
«Уроки
французского»?
Какой
главный
урок
преподала учительница?
- Пятый урок: Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (Слайд 8)
IV. Подведение итога.
- Закончить мастер-класс хотелось бы словами Валентина Распутина: «Истинное
добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того,
кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро
возвращается добром». (Слайд 9)
- Спасибо за внимание. (Слайд 10)