Напоминание

Мастер-класс по повести Валентина Распутина "Уроки французского"


Автор: Ожгибесова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Брюховская ООШ"
Населённый пункт: с. Брюхово Пермский край
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Мастер-класс по повести Валентина Распутина "Уроки французского"
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ «Калиновская основная общеобразовательная школа»
Мастер-класс

по повести Валентина Распутина

«Уроки французского»
Учитель русского языка и литературы Ожгибесова Светлана Владимировна 2016 год

Уроки доброты по повести Валентина Распутина

«Уроки французского»

Цели

Образовательные:
- Раскрыть идейное содержание произведения В. Г.Распутина «Уроки французского»; - Выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором; - Показать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет душевная доброта.
Методологические:

-
Развивать научное мышление через установление причинно-следственных связей; - Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».
Метапредметные:

-
Уметь формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально- приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные:

-
Способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя; - Развивать моральное сознание и компетентность в решении филосовских проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - Воспитывать такие нравственные качества, как доброта, любовь, сострадание, уважение к Человеку.
Планируемые результаты:

-
Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции; - У меть различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
- Формировать мысль о том, что для становления человека очень важна память детства; - Проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции .
Основные понятия и термины:
духовная память, духовный опыт человека.
Ресурсы:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник литературы 6 класса под редакцией В.П. Полухиной, В.Я Коровиной.
Формы работы:
индивидуальная, фронтальная, в группах.
Ход мастер-класса

I.

Притча.
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее в р е м я м н о г о л юд е й , ходила маленькая старушка. Е е с е д ы е в о л о с ы развевались на ветру, од е ж д а б ы л а г р я з н о й и о б о р в а н н о й . Она ч т о - т о бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, т о и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги ... Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни. Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души. (Слайд 1)
II.

Вступительная беседа.
В нашей школе было принято решение каждый год проводить с детьми на уроках и родителями на собраниях нравственные уроки или уроки доброты. В том году было решено провести такой урок по повести Валентина Распутина «Уроки
французского». (Слайд 2). Родителям предложили за месяц до собрания прочитать повесть. Порадовало то, что практически все родители участвовали в диалоге при разборе произведения. В этом году планируется провести такой урок по повести Андрея Платонова «Юшка». Сегодня провести урок доброты я предлагаю на мастер-классе, где мы будем учиться жить! Учиться у Распутина на примере его главного героя. Вот что говорит Валентин Григорьевич «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». Автор надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своем будущем.
III. Работа с произведением.
- Чтобы вычленить уроки, о которых говорит Валентин Распутин в своем произведении, мы должны вспомнить повесть. Находим
первый урок
. (Слайд 3) - Почему мальчик оказался в райцентре? («Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь… Я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте…») - Какие же это испытания? Всякий ли ребенок может выдержать такое? Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует? Стр.89. …мать, приехавшая в конце сентября.. - Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери. - Попробуйте сформулировать первый урок:
Настоящая мать всю жизнь

заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».
(Слайд 4) - Приступаем ко
второму уроку
. - Почему же наш герой не уехал домой? Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам? Почему он ввязался в игру на деньги? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
Вывод:
Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал. -
Второй урок:
«
Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не

надейся на окружающих.
(Слайд 5) - Стр. 97. Не в склад! – объявил Вадик. - Почему нашему герою пришлось смириться?
-
Третий

урок:

«Не

горячись,

уступи

тем,

кому

все

равно

ничего

не

докажешь».
(Слайд 6) - Стр. 98. Они били меня по очереди…. Какой можно сделать урок из этого отрывка. -
Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся. Будь до конца

тверд, защищай свою точку зрения».
(Слайд 7) - Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика? Как в школе узнали об игре на деньги? Чего боялся наш герой? Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? Почему не любому учителю можно довериться? - Почему Лидия Михайловна пытается оградить мальчика от игры с ребятами? Почему учительница решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете этот поступок? - Как вы думаете, когда герой повести понял истинный смысл игры, которую придумала учительница? - Почему повесть называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница? -
Пятый урок: Будь добрым и отзывчивым, люби людей».
(Слайд 8)
IV. Подведение итога.
- Закончить мастер-класс хотелось бы словами Валентина Распутина: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром». (Слайд 9) - Спасибо за внимание. (Слайд 10)


В раздел образования