Напоминание

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам


Автор: Романова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование у дошкольников осознанного отношения к

природным явлениям и объектам
Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателя пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Главной целью является формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром, создание системы экологического воспитания дошкольников. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «...формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам...» ( из программы ...С.Н. Николаева).
Эффективность системы экологического воспитания дошкольников зависит от:
1. Создания условий для экологического воспитания детей. 2. Формирования системы целей и задач экологического воспитания. 3. Формирования системы знаний о природе. 4. Создания «Экологической тропы» и методика работы с ней. 5. Элементарная поисковая деятельность детей. 6. Кружковая работа. 7. Совместная работа с родителями. «Экология» в переводе с греческого (экое - дом, жилище, родина; логос - учение) означает - наука о Доме-Родине. Такое толкование слова, отражает сущность содержания экологического воспитания дошкольников. Начиная со старшего дошкольного возраста, возможно формирование осознанного отношения ребенка к природе.
Условия, необходимые для экологического воспитания:
1. Создание в группе уголка природы и экологического кабинета. 2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон - (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»). 3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием. 4. Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Цель экологического воспитания:
■ формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи экологического воспитания:
■ формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными; ■ воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду; ■ воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; ■ средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства; Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.
Формируя систему знаний о природе, воспитатель должен научить детей:
-видеть и понимать связи между явлениями; -эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает; -практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов. Все это ребенок получает в игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности.

Экологические игры
помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Настольная экологическая игра «Птицы в природе - пирамидки».
Дидактическая задача: развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев - экологическую пирамидку; развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы. Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев: (сосна, рябина, дуб, береза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц: (снегирь, цапля, дятел, синица, курица). Игровые действия. Первый вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех- четырех звеньев в птице, названной воспитателем. Второй вариант: воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают. Ход игры. Первый вариант. Воспитатель ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел. -Где живет дятел? Дети: -В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол. Воспитатель: -Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке. Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев. Воспитатель: -Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке. Дети находят кубики с изображением червячков, хвойных шишек и ставят их над деревьями, объясняя, почему они так сделали. Воспитатель: - А где мы поставим кубик с картинкой дятла? Дети: - Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой деревьев, семенами шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста. Ход игры. Второй вариант. Воспитатель составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающую воду. Воспитатель: -Правильно я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода? Ответы детей: -Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть. Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.



Игра «Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача: -закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспособленности животных к окружающей среде; -учить классифицировать животных. Оборудование: картинки с изображением животных. Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке. Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть». Ход игры Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» - ребенок, задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания. Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры. Главное в таких играх - подвести детей к осознанному выделению характерных признаков (различных).
Экологическая тропа
- это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми. Главное в такой прогулке: 1. Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания живых объектов. 2. Разносторонние знания воспитателя, о растениях, насекомых, деревьях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой. 3. Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбранным объектом. 4. Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы - редкие для данной местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала. 5. Прогулка по экологической тропе должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном. Экологическая тропа как одна из нестандартных игровых форм работы проводится с детьми старшей и подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей. Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.


В раздел образования