Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам
Автор: Романова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам Раздел: дошкольное образование
Формирование у дошкольников осознанного отношения к
природным явлениям и объектам
Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит
будущее
человечества
и
каждого
человека
в
отдельности,
стали
причиной,
побудившей
воспитателя
пересмотреть
содержание
экологического
воспитания
детей
в
дошкольном
образовательном учреждении.
Главной
целью
является
формирование в сознании детей представления о мире, как
целостном
единстве
земли,
воздуха,
флоры
и
фауны,
взаимосвязи
и
взаимозависимости
человека с этим миром, создание системы экологического воспитания дошкольников.
Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования
экологического сознания является дошкольный возраст. Основное содержание
экологического воспитания дошкольников - «...формирование осознанно-правильного
отношения к природным явлениям и объектам...» ( из программы ...С.Н. Николаева).
Эффективность системы экологического воспитания дошкольников зависит от:
1.
Создания условий для экологического воспитания детей.
2.
Формирования системы целей и задач экологического воспитания.
3.
Формирования системы знаний о природе.
4.
Создания «Экологической тропы» и методика работы с ней.
5.
Элементарная поисковая деятельность детей.
6.
Кружковая работа.
7.
Совместная работа с родителями.
«Экология» в переводе с греческого (экое - дом, жилище, родина; логос - учение) означает -
наука о Доме-Родине. Такое толкование слова, отражает сущность содержания экологического
воспитания
дошкольников.
Начиная
со
старшего
дошкольного
возраста,
возможно
формирование осознанного отношения ребенка к природе.
Условия, необходимые для экологического воспитания:
1. Создание в группе уголка природы и экологического кабинета.
2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон - (сад, огород,
экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»).
3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным
воспитанием.
4.
Организация
исследовательской
и
природоохранной
деятельности
детей
на
основе
сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Цель экологического воспитания:
■ формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в
природе.
Задачи экологического воспитания:
■
формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
■
воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
■
воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного
общения их с окружающей средой;
■ средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому
миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых,
направляющих его воспитание.
Формируя систему знаний о природе, воспитатель должен научить детей:
-видеть и понимать связи между явлениями;
-эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;
-практически
осваивать
природу,
создавая
необходимые
условия
для
нормальной
жизнедеятельности живых организмов.
Все это ребенок получает в игре - важном средстве формирования экологической
культуры развивающейся личности.
Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только
определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее
целостности,
понять,
что
неразумное
вмешательство
в
природу
может
повлечь
за
собой
существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Настольная экологическая игра «Птицы в природе - пирамидки».
Дидактическая
задача:
развивать
умение
устанавливать
последовательную
зависимость,
состоящую из нескольких звеньев - экологическую пирамидку;
развивать
умение
объяснять
причины
отрицательного
воздействия
человека
на
одно
из звеньев природы.
Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев:
(сосна, рябина, дуб, береза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц:
(снегирь, цапля, дятел, синица, курица).
Игровые действия.
Первый вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-
четырех звеньев в птице, названной воспитателем.
Второй вариант: воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает
некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить,
почему они так считают.
Ход игры. Первый вариант.
Воспитатель ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел.
-Где живет дятел?
Дети:
-В
лесу
на
дереве
(находят
кубики
с
изображением
большого
дерева
и
выставляют
их
на стол.
Воспитатель:
-Что
нужно
дереву,
чтобы
оно
росло?
Выберите
необходимые
кубики
и
определите
их
место в пирамидке.
Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце и ставят их
у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.
Воспитатель:
-Чем
питается
дятел?
Выберите
ему
корм
и
определите
его
место
в
пирамидке.
Дети
находят
кубики
с
изображением
червячков,
хвойных
шишек
и
ставят
их
над деревьями, объясняя, почему они так сделали.
Воспитатель:
-
А где мы поставим кубик с картинкой дятла?
Дети:
-
Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой
деревьев, семенами шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для
роста.
Ход игры. Второй вариант.
Воспитатель составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает
кубик с картинкой, изображающую воду.
Воспитатель:
-Правильно
я
составила
пирамидку?
Что
в
ней
отсутствует?
Как
вы
думаете,
что
случится с дятлом, если исчезнет вода?
Ответы детей:
-Без
воды
не
смогут
расти
деревья,
и
дятлу
негде
будет
жить,
нечего
будет
есть.
Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика.
Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.
Игра «Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача:
-закрепить
знания
детей
об
особенностях
внешнего
вида,
повадках
приспособленности
животных к окружающей среде;
-учить классифицировать животных.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это
зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры
Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем
предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» - ребенок,
задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его
движений, повадки, среду обитания.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других
представителей фауны и флоры. Главное в таких играх - подвести детей к осознанному
выделению характерных признаков (различных).
Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и
беседа с детьми. Главное в такой прогулке:
1.
Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания
живых объектов.
2.
Разносторонние знания воспитателя, о растениях, насекомых, деревьях, а также органично
введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.
3.
Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбранным объектом.
4.
Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы - редкие для данной
местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса,
где
дети
будут
упражняться
в
правилах
поведения
в
природе;
питомник,
где
можно
выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом
от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.
5.
Прогулка
по
экологической
тропе
должна
побудить
каждого
ребенка
задавать
свои
«почему»,
а
значит
пробудить
интерес
к
неизведанному
или
же
открыть
новое
в
уже
известном.
Экологическая тропа как одна из нестандартных игровых форм работы проводится с детьми
старшей и
подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду
деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей. Занятия на экологической
тропе
проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от
умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность
детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности
каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.