Напоминание

Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в детской театральной студии "Теремок"


Автор: Кашкирова Надежда Васильевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ОГ КУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ в г.Димитровграде"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в детской театральной студии "Теремок"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Проект

« Развитие личности ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья в детской театральной студии

«Теремок».
Кашкирова Н.В., педагог-библиотекарь ОГКУСОРЦ в г. Димитровград.
Тип проекта
: творческий
Вид проекта
: долгосрочный
Срок реализации
: постоянно
Участники проекта
: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды
;
педагог-библиотекарь; логопед; дефектолог; психолог; музыкальный работник; руководитель по трудотерапии; социальный педагог; родители.
Предполагаемые

результаты

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.
В результате реализации проекта «Детская театральная студия «Теремок» у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются: - коммуникативные навыки, развиваются и корректируются психические процессы (внимание, память, воображение, восприятие), диалогическая и монологическая связанная речь; - умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; - овладение правилами хорошего тона, этикета общения со сверстниками и взрослыми; - развитие инициативы, активности, самостоятельности; - проявление интереса к театральному искусству; - создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей с ограниченными возможностями здоровья; - укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Актуальность проекта.



В ОГКУСО «Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Димитровграде» проходят реабилитацию дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с задержкой психического развития, детским церебральным параличом (ДЦП) и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна, с нарушением слуха, зрения, интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра. Они испытывают недостаток позитивной энергии. Их связь с окружающим миром нарушена или искажена. Специалисты центра – дефектологи, психологи, логопеды, социальные педагоги - используют все возможности, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам развить познавательные способности, во с с т а н о в и т ь эмо ц и о н а л ь н о е р а в н о ве с и е , с п о с о б с т в о в а т ь интеллектуальному развитию и творческому росту. Включение данной категории детей в театральную деятельность будет способствовать, по нашему убеждению, более успешному развитию логического мышления и интеллекта, совершенствовать эмоциональную и эстетическую сферу личности, поможет выработать положительную установку, обогатит жизненный опыт. Сценическое искусство поможет развить им познавательные и творческие способности, словесно-логические и непосредственно-чувственные связи между «особенными» детьми и их здоровым окружением, поможет укрепить им социальные связи, расширить круг общения. Общение – одна из важнейших человеческих потребностей, это не только условие, но и главный источник психического развития ребёнка (В.В.Ветрова, Д.Б.Годовикова, М. Г.Елагина, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, А.Г Рузская и другие). У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы (А.О.Дробинская, Н.Ю.Борякаова, У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко и другие). Изучением особенностей коммуникативной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья занимались Д.И.Бойков, Е.Е. Дмитриева, Р.Д.Тригер. Данные этих исследований показывают, что дети данной категории по сравнению с полноценно развивающимися сверстниками имеют значительной отставание в развитии коммуникативной деятельности. У них снижена потребность в общении с окружающими и деятельность общения самостоятельно не формируется. Участие ребёнка в театральной деятельности поможет ему погрузиться в мир собственных переживаний, научит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретёт индивидуальность и научится понимать переживания других людей, а специалист, в процессе работы, сможет мягко провести психологическую коррекцию поведения ребенка
.

Вся работа детской театральной студии «Теремок» в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое включает:
развивающую функцию.
Благодаря использованию различных форм театральной деятельности складываются условия, при которых каждый воспитанник чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения. В арттерапевтическом процессе дети-инвалиды учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Постепенно обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.
Воспитательную функцию.
Арттерапевтическое взаимодействие строится таким образом, чтобы воспитанники учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками, педагогами, родителями. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
Терапевтическую функцию.
В п р о ц е с с е т в о рч е с ко й д е я т е л ь н о с т и с о зд а ё т с я а т м о с ф е р а доброжелательности, эмпатического общения и защищённости. Каждый воспитанник имеет возможность быть услышанным и получить искреннее внимание и заинтересованное участие как детей, участников арт-процесса, так и педагогов.
Коррекционную функцию.
Выделяются две области коррекционного воздействия — индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. В процессе практической деятельности педагоги помогают воспитанникам увидеть главное в пьесах и проанализировать содержание своих эмоциональных со стояний. Проигрывание различных новых жизненных ситуаций с использованием театральных средств позволяет им более адекватно строить свои взаимоотношения в социуме.
Диагностическую функцию.
Театральная деятельность обладает существенными диагностическими возможностями. Вместе с тем она не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.

Цель проекта.
Развитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театрального искусства через их участие в работе детской театральной студии «Теремок».
Задачи проекта.
Создать условия для развития творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья в театрализованной деятельности. Помочь детям эмоционально раскрепоститься, обогатить речь, развить фантазию коммуникативные навыки. Учить детей различным средствам импровизации, умению передавать мимикой жестами, позой основные эмоции, понимать эмоциональной состояние другого человека, выражать своё настроение. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах. Привить устойчивый интере с к детской литературе, м у з ы ке , изобразительному искусству, правилами этикета, обрядам, традициям. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация проекта.
Проектом «Детская театральная студия «Теремок» предусмотрены: 1. творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья; драматизация литературных произведений; беседы после просмотра спектаклей; упражнения по дикции, ритмике, хореографии; театрализованные игры-превращения; упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы; театральные этюды; презентации разных видов театров; 2. активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей в виде совместной деятельности, помощи в изготовлении костюмов и декораций. Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, сделать их своими союзниками;
3. педагогическое сопровождение проекта (речевые игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, интонационные упражнения, чтение стихов).
Основные мероприятия
реализации проекта «Детская театральная студия «Теремок»:
1 этап.

Предварительная работа. Организация предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации задач проекта создаётся соответствующая предметно-развивающая среда. 1. Мини – сцена с ширмой и микрофоном. 2. Куклы би-ба-бо. 3. Плоскостные театры. 4. Пальчиковые игрушки. 5. Круглая настольная сцена. 6. Маски. 7. Театр рукавичек. 8. Детские музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные). 9. Декорации и костюмы.
2

этап.

Основная работа.
Составление программы мероприятий по реализации задач проекта. Программа состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам (от 4-7 лет; от 8-14 лет) и ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В ней систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности. Подготовка к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. Ключевые мероприятия проекта. Игры – имитации отдельных действий человека, животных, птиц. Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных героев. Игры – импровизации под музыку. Игры-импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов. Инсценирование фрагментов сказок о животных. Игра- драматизация с несколькими персонажами из народных сказок. Мини-постановки по текстам народных и авторских сказок, рассказов, стихов (для младшей группы детей). Самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе литературных произведений (для старшей группы детей).
Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе: - используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях; - игры-драматизации используются при чтении художественной литературы; - на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых: - проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
3

этап. Заключительная работа.
Проведение мониторинга исполнения задач проекта. На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.
География проекта.
В реализации проекта принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, посещающие центр и проживающие в г. Димитровград, а также в поселениях Мелекесского, Новомалыклинского районов Ульяновской области.


В раздел образования