Напоминание

Мотивация учения – основа успешного обучения


Автор: Загорулько Нина Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: п. Новокавказский Александровскогорайона Ставропольского края
Наименование материала: методическая разработка заседания педагогического совета
Тема: Мотивация учения – основа успешного обучения
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Методическая разработка заседания педагогического совета на тему: Мотивация

учения – основа успешного обучения

Подготовила: учитель Загорулько Нина Ивановна

Педсовет на тему: «Мотивация учения - основа успешного обучения»:

Цель педсовета
-

содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех».
Задачи:
1.Актуализация знаний педагогов по теме «Мотивация, ее виды, факторы влияния» 2.Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных причин снижения учебной мотивации. 3.Проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроках. 4. Формирование навыков коллективной творческой и поисковой деятельности педагогов. Директор: в современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. В нашей школе существует проблема снижения учебной мотивации обучающихся, и это подтверждает мониторинг динамики показателей качества и степени обученности, за три последние года наблюдается снижение мотивации к обучению, начиная с 6-7 класса. Результаты анкетирования уч-ся 5-11-х классов показали, что в среднем, низкую мотивацию имеет 10% опрошенных, среднюю – 90%, высокую мотивацию- 0%. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Сегодня мы в ходе нашего педсовета попробуем составить рецепт «идеального рассола» и взять его на вооружение в своей работе. Но прежде чем перейдём к составлению рецепта, проведём актуализацию ваших знаний по теме «Мотивация, ее виды, факторы влияния». Поработаем в группах. Вопрос 1 группе: Что такое мотивация? Вопрос 2 группе: От чего зависит мотивация? Вопрос 3 группе: Какие бывают виды мотивации, по какому принципу они делятся?
(Работа в группах, результаты работы отражаются на доске, обсуждаются)
Директор: вы знаете, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому
перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности, к получению знаний. Как вы думаете, а какие учебные предметы наши школьники считают значимыми, интересными и неинтересными?
(Работа в группе. Педагоги, работая в группах, выбирают карточки с

названиями предметов и размещают их на доске в три колонки «Значимые

предметы», «Интересные предметы», «Неинтересные предметы»).
Давайте сравним наши ответы с ответами ребят по итогам проведённого анкетирования. (Результаты анкетирования демонстрируются на слайде и комментируются завучем).
В анкетировании приняло участие 102 обучающихся 5-11-х классов

Значимые предметы:
1. Русский язык/ Математика – 71% 2. Обществознание – 33,6% 3. Физика-32% 4. Биология/Иностранный язык- по 29%
Интересные предметы: Неинтересные предметы:
1. Физическая культура -41% 1.Химия -34,9% 2. Биология-39,5% 2.Геометрия – 32% 3. История – 32% 3.Иностранный язык-34,2% 4. Обществознание -27 4. Математика – 26% 5. Технология- 24% 5. Алгебра-17% 6. География- 10 %
Вывод
: Несмотря на существующий интерес к определенным предметам, есть и предметы, попавшие в разряд «неинтересных» по ряду причин, которые необходимо каждому учителю проанализировать и сделать правильные выводы и внести коррективы в свои планы по самообразованию. Существуют следующие причины снижения учебной мотивации: 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Продуктивность учебной деятельности. 7. Непонимание цели учения. Как вы думаете, а какие причины являются «самыми популярными» у наших учеников? Определите 1,2,3 место для этих причин.
(Работа в группах. Педагоги называют три причины в порядке популярности: 1,2,3).
А т е п е р ь , п о с м от р и м , ка к от в е т и л и р е бя т а . (Результаты анкетирования демонстрируются на слайде и комментируются). Ребенок приходит в школу преисполненным желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу и ее методы обучения. В школе должно не только учить, но и понимать ребенка, уважать его личность, помочь раскрыться и показать путь к успеху. Посмотрите, как ответили наши дети: Я с желанием учился бы в школе, в которой взрослые…  Разговаривают со мной вежливо -7% опрошенных  Меня уважают – 9%
 Называют по имени – 11%  Чувствуют, когда мне плохо- 14%  Доверяют мне -19%  Меня хвалят – 20%  Справедливо оценивают каждого – 20%
Вывод:
цифры не большие, но их наличие настораживает: не всегда мы вежливы, внимательны, добры и справедливы, скупы на похвалу. Об этом стоит задуматься. Учитель должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления его личности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. «Дети счастливых родителей, как правило, счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» - эти афоризмы хорошо известны, в чем то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить эти мысли, то можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Так ли это? Ответит на этот вопрос наша коллега, учитель начальных классов Карина Л.А, которая поделится своим опытом работы по теме:
«
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе».
1. Карина Л.А.:
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся, необходимо создавать ситуации успеха! Постоянно на своих уроках я использую
словесное поощрение
. Мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело. Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому надо стараться поощрить даже небольшой успех ученика, отметить (хотя бы добрым словом) его личные достижения. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами: “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”, “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”, “У вас обязательно получиться”, “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является
создание на уроке ситуации выбора
. Предлагаю ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, тем самым помогаю ему формировать свою неповторимость. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как: 1.
Готовность учащихся к выбору
. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями. 2.
Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора.
В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
3.
Стимулирование

учащихся

к

выбору
. Надо четко пояснять каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывать значимость его выполнения, раскрывать критерии его оценки. 4.
Аргументация своего выбора.
Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, надо научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту. 5 .
Защищенность школьников от собственных ошибок
. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
6. Оценка результатов решения выбранного варианта.
Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика. Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Так, на уроке математике во втором классе предлагаю следующее задание: Ребята, перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, а для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль вы будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, легче средний, еще проще – маленький. Но даже если вы будете спасать маленький корабль, все равно будет польза (задание на доске в виде презентации). Стараюсь создать ситуацию успеха, т.е. разрабатывать такие задания и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой. Практика показывает, что такого вида задания очень продуктивны, интересны, вызывают положительные эмоции, создают ситуацию успеха каждого ученика.

При подаче
домашнего задания
придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: по математике составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их. По окружающему миру – составить сообщение или реферат по теме.

Особое место должно отводиться использованию
информационных технологий
. При преподавании информатики и других предметов в начальных классах необходимо использовать все новые информационные технологии, использую компьютер, мультимедийный проектор. Разрабатываю презентации к урокам, которые способствуют реализовать такие задачи процесса обучения: 1. Смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока; 2. Сопровождение урока иллюстративным материалом; 3. Организация интерактивных форм контроля знаний, умений и навыков. Использование презентаций на уроке так же способствует: - эффективному управлению внимания учащихся на уроке; - повышению мотивации школьников; - преодолеть пассивный способ передачи ученикам готовых знаний; Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, помогающие созданию ситуации успеха на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
Моя задача состоит в том, чтобы сделать трудное задание - привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным и тогда, я уверена, учёба в школе будет доставлять детям радость.
Директор:
Один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, Щукина Г.И, считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий: 1. Личность учителя (даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем хорошо усваивается). 2. Содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета). 3. Качественная подготовка. Методы и приемы обучения. Если второй пункт не всегда в нашей власти, то первый и третий пункты – это поле для творческой деятельности любого учителя.
Предлагаю провести ролевую игру « Я - учитель».
За дверь выходят три педагога, им дается установка: Вы- учителя-стажисты, приходите в первый раз в новый класс. Постарайтесь заинтересовать детей собой, своим предметом с помощью различных методов и приемов. Оставшиеся педагоги в группе получают установку: Вам не нравится этот предмет, к вам приходит новый учитель, вы должны созерцать, но если вас заинтересовали, проявите это. После игры все участники высказываются, что получилось, что нет. В завершения нашего разговора давайте вспомним про наш огурец и приготовим для него рассол по особому рецепту. Какие ингредиенты нам понадобятся? Педагоги называют ключевые слова, по их мнению, необходимые для повышения учебной мотивации, прикрепляют к доске. Все ингредиенты положили в бочку и что же у нас получилось?
- Фотография на слайде
– счастливый, творческий, интересующийся ребенок. Ребенок, который испытывает радость от учебы в школе. Радость в любом виде труда школьника – это источник его движения вперед. Вывод: таким образом, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы быть успешным самому и создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Потому что «Успех порождает успех»!
Постановили:

1.
Педагогическому коллективу школы более широко и в системе использовать в работе принцип обучения и воспитания успехом
2.
Учителям - предметникам использовать разнообразные методы и приемы обучения, проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха школьника.
3.
Всем педагогам школы использовать в работе советы, изложенные в памятке «Успех порождает успех».


В раздел образования