Автор: Шейн Елена Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Брусничка" Населённый пункт: поселение Тубинский, Усть-Илимский район, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: ПРОЕКТ "КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА" Раздел: дошкольное образование
Автор: Шейн Елена Вячеславовна
воспитатель ВКК, Муниципальное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад
общеразвивающего вида «Брусничка»
(МДОУ «Брусничка»)
ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
Актуальность проекта: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить
осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо
знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.
Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена
русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот
тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая
его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности
каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи
рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого
человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов
современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По
качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от
поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому
народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в
едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по
новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в
которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия
русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс,
оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной
земле, заложить важнейшие черты русского национального характера:
порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к
родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей
семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта
любовь
переходит
в
любовь
к
родной
стране,
к
её
истории,
прошлому
и
настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему
приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств,
эмоций,
даст
возможность
самовыражения.
Из
деталей
быта,
из
народных
праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для
ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные
образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций,
воспитывалось
уважение
к
прошлому.
«Уважение
к
прошлому
–
вот
черта,
отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти
строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми
необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство.
Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в
истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых
ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших
информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков.
Дети
практически
не
посещают
музеи,
предметы
старины
сохранились
в
единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не
могут различать народные промыслы.
Проблема: Отторжение подрастающего поколения от отечественной
культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных
проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и
воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также
творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю
Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать,
понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель
проекта :
Воспитание
творчески
развитой
личности
дошкольников
средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
Познакомить детей с социальным, культурным и природным
разнообразием родного края;
Формировать представление о родословной, родственных отношениях,
расширять представление о семье;
Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству,
к
русским народным подвижным играм;
Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием
народных промыслов;
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,
выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь,
т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского
народа;
Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и
преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей
семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном
процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно –
развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках,
играх;
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у
детей.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и
праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к
родному краю;
Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств
национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта,
правда, красота, трудолюбие , храбрость и отвага;
Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к
Родине, к своей истории, природе, народу;
Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым,
сверстникам, малышам; чувство коллективизма;
Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием
предметов быта, элементов русского костюма и т.д.;
Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех
областях и видах деятельности;
Широкое использование всех видов фольклора;
Повышение родительской компетенции.
Вид проекта:
познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2 года)
Участники проекта:
Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели,
музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию,
за
прошлое
своего
народа,
уважения
к
своей
семье,
приобщение
к
культуре
русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным
фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к
историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание
альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные
игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);
Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование
сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые
прогулки, наблюдения);
Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание
иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи,
открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники,
разучивание хороводов и музыкальных игр);
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
I. этап реализации проекта.
I. подготовительный этап.
№
Вид деятельности
Цель деятельности
Сроки
выполнения
1
2
3
4
5
Анализ работы по данной
проблеме
Изучение методических
разработок
Изучение литературы по
данной проблеме.
Проведение психолого-
педагогической диагностики
- диагностические задания;
- анкетирование родителей;
- тестовые работы;
- наблюдения;
- опросник детей;
Разработка плана работы с
детьми и родителями по
работе над проектом.
Выявить методы, приемы
ознакомления
дошкольников с культурой
и традициями русского
народа.
Сентябрь -
Октябрь
Сентябрь
-Октябрь
Октябрь
II. основной этап.
План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов
Образоват
ельная
область
Форма работы
Цель деятельности
Сроки
выполнени
я
Результат
Работа с детьми
Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ
Задачи:
- формировать представление о мире семьи;
- актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;
- развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Познавател
ьное
развитие
Социально
-
коммуника
тивное
развитие
- НОД «Я и мое
имя», «Я и моя
семья», «Моя мама –
лучше всех», «Моя
семья».
- Беседа на темы:
«Ни кого роднее
мамы и папы в целом
мире нет», « О
родне», «Где и кем
работают твои
родители»,
«Бабушкин портрет».
- Рассматривание
семейных альбомов;
иллюстраций с
изображением
опасных предметов и
ситуаций в быту.
- Конструирование
«Комната, в которой я
живу».
- НОД «Давайте
познакомимся»,
«Мой портрет»,
«Мужчины и
женщины в семье».
- Дидактические
игры: «Чем можно
порадовать маму»,
«Туалетные
принадлежности»,
«Кому, что нужно для
работы», «Маленькие
Развивать
познавательную
активность детей
Углублять
представления ребенка
о себе в прошлом,
настоящем и будущем.
Формировать
нравственно –
этические чувства,
эстетическое
восприятие, любовь к
семье.
В течение
2013- 2014
учебного
года
согласно
календарно
му плану
«Генеал
огическ
ое
дерево»
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
помощники».
- Сюжетно-ролевые
игры «Семья»,
«Выходной в семье»,
«Телевидение -
интервью о своей
семье».
- Разыгрывание
этюдов
- Решение
проблемных
ситуаций
- Составление
рассказов о семье
- Чтение
стихотворений: Я.
Акима «Моя родня»;
«Кто кому кто?»;
«Мой братишка
Мишка»; «Люблю»;
Е. Григорьевой
«Бабушка»; Э
Успенской «Если бы
я был девчонкой»; Б.
Заходера «Повара»;
Е.Серовой «Папа
дома»; О. Высотской
«Семья».
- Обсуждение
поговорок и
пословиц о семье.
- Игры: «Закончи
предложение»,
«Подбери слово»,
«Вежливые слова».
- Продуктивная
деятельность:
рисование «Портрет
моей семьи»,
«Отдыхаем всей
семьей»;
изготовление
подарков для членов
семьи;
Создание
эмоционального
комфорта.
Развивать связную
речь, интонационную
выразительность
Развивать творчество
детей
Физическо
е развитие
раскрашивание
раскрасок по теме
«Профессии».
2. Слушанье и пение
песен о членах семьи.
- Пальчиковые игры:
«Дом», «Семья»
- Подвижные игры:
«Мы веселые ребята»
- Игровые
упражнения «Что
могут сделать умелые
руки»
Развивать
двигательную
активность детей
Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ
Задачи:
- познакомить с историей возникновения поселка;
- показать значимые места поселка;
- знакомить с природными зоны поселка;
- воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за
свою малую Родину.
Познавател
ьное
развитие
Социально
-
коммуника
- Беседа на темы:
«История моего
поселка», «Мой
поселок – моя малая
Родина», «Моя
улица»
- Целевая прогулка
«Поселок, в котором
я живу»
- Рассматривание
иллюстраций,
альбомов на тему:
«Мой поселок»
- Экскурсия
«Любимое место в
поселке».
- Презентация
«Путешествие в
прошлое и настоящее
родного поселка»,
- Экскурсия в
сельскую библиотеку
знакомство с
летописью.
Расширять
представления о
родном крае.
Продолжать знакомить
с
достопримечательност
ями региона, в котором
живут дети.
Развитие общения и
взаимодействия
ребенка со взрослыми
и сверстниками
В течение
2013- 2014
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
«Макет
поселка»
тивное
развитие
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
- Сюжетно-ролевая
игра «Мы идем на
экскурсию…»,
«Поездка по городу»,
- Беседа о правилах
поведения на улице и
в общественном
месте.
- Дидактичесие игры
«Улицы поселка»,
«Узнай здание по
описанию», «Узнай,
где я нахожусь»,
«Покажи, назови,
расскажи»,
«Знаменитые люди
поселка», «Что
изменилось?».
- Сюжетно – ролевые
игры: «Путешествие
по поселку»,
«Магазины родного
поселка», «Почта»,
«Строители»,
«Перекресток»
- Чтение
стихотворений С.
Маршака «Дом,
который построил
Джек», « Моя улица»;
стихов о поселке,
загадок.
- Разучивание
стихотворения З.
Александровой
«Родина».
- Составление
рассказов о поселке
- Игры: «Закончи
предложение»,
«Расскажи, а мы
отгадаем», «Из чего
построен дом»
- Продуктивная
Воспитание желания и
умения слушать
художественные
произведения, следить
за развитием действия;
Развитие свободного
общения с взрослыми
и детьми
Развитие интереса к
художественно-
творческой
деятельности.
Развитие двигательной
активности
Физическо
е развитие
деятельность:
изготовление макета
«Улицы родного
поселка»; рисование
«Моя улица», «Наш
детский сад», «Мой
поселок «самый,
самый .
- Слушанье песен
-
Конструирование
из крупного
строительного
материала «Строим
поселок»
Пешие прогулки по
поселку.
Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ
Задачи:
- расширять знания детей о родной стране;
- познакомить детей с многонациональным составом населения России;
- познакомить со столицей России;
- познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и
неофициальной ( матрешка, балалайка, самовар);
- формировать у детей целостное представление о природных зонах России;
- воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к
людям разных национальностей.
Познавател
ьное
развитие
- Беседа на темы:
«Наша Родина -
Россия»; «Какие
народы живут в
России»,
«Государственные
символы России»,
«Природа России»
- Рассказ о
неофициальных
символах России
( матрешке,
балалайке, самоваре)
- Рассматривание
карты России: «Что
может рассказать
карта о России»;
Формирование
представлений у детей
о малой родине и
Отечестве,
представлений о
социокультурных
ценностях нашего
народа, об
отечественных
традициях и
праздниках.
В течение
Альбомы
(с
символик
ой,
презента
ции)
Социально
-
коммуника
тивное
развитие
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
иллюстраций с
изображением людей
в национальных
костюмах, блюд
национальных
промыслов народов
России;
- Просмотр слайдов
на тему: «Природные
зоны России»
- Презентация
«Путешествие в
прошлое и настоящее
главного города
России»,
- НОД «Россия
Родина – моя», Наша
Родина –Россия, наш
язык русский»
- Сюжетно-ролевые
игры «Защитники
Родины», «Мы идем
на экскурсию…»,
«Поездка по городу»,
- Беседа о правилах
поведения на улице и
в общественном
месте.
- Дидактичесие игры
«Достопримечательн
ости Москвы», «Что
предмет расскажет о
себе»
- Ручной труд
изготовление
атрибутов для игры
- НОД
Рассматривание
картины «Богатыри»
- Дидактические
игры «Военная
техника», «Собери
символику»
- Чтение
Воспитывать
патриотических и
интернациональных
чувств, любовь к
Родине.
Обогащение
обществоведческого
словаря детей.
Совершенствовать
речь как средство
общения.
Формирование
2013- 2014
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
развитие.
Физическо
е развитие
стихотворений
известных писателей
о Родине.
- НОД Лепка «
Русская матрешка»
- Конструирование из
крупного
строительного
материала
«Кремлевские
башни»
- Рисование
символики России.
- Слушанье песен
известных
исполнителей о
Родине
- Спортивный
праздник «Открытие
олимпийских игр»
- Подвижные игры
интереса к
эстетической стороне
окружающей
действительности.
Развитие двигательной
активности
Тема: РУССКИЙ БЫТ
Задачи:
-
формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской
народной культуре;
-
познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;
- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и
назначением;
- расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка,
сундук;
- воспитывать патриотические чувства
Познавател
ьное
развитие
Социально
- НОД «История
русского быта»,
«Русская изба»,
«Горница»
-
Рассматривание
иллюстраций,
презентаций на темы:
«Старинные
предметы домашнего
быта», «Традиции
русского народа»,
«Праздники»
Ознакомление детей с
жилищем русских
людей в старину
представлений о
социокультурных
ценностях нашего
народа, об
отечественных
традициях и
праздниках
В течение
Создание
мини-
музея
«Русского
быта»;
макет
русской
избы
-
коммуника
тивное
развитие
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
Физическо
е развитие
- НОД: «Посиделки в
горнице», «День
рождения на Руси»,
«Что за зернышко
такое, не простое –
золотое»
- Трудовая
деятельность по
изготовлению
атрибутов для
колядования (маски)
- Сюжетно-ролевая
игра «День рождения
на Руси»
- Чтение
энциклопедий,
рассказ воспитателя о
русской избе
- «Вечер загадок»
(загадки о предметах
быта)
- Чтение пословиц,
поговорок, сказок.
- Пение народных
мелодий: «Как у
наших у ворот», «Ах
вы, сени», «Ой встала
я ранешенько» и т.д.
- Слушанье русских
народных мелодий
- Конструирование и
украшение русской
избы
- Лепка русского
быта
- Развлечение
«Масленица»
- Игра «Взятие
снежной крепости»
- Русские народные
игры
Приобщать детей к
истокам русской
культуры; расширять
знания детей о труде
крестьянина,
праздниках
Пополнять
литературный багаж
детей
Приобщение детей к
народному искусству
Развитие двигательной
активности
2013- 2014
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
Задачи:
-показать красоту национального костюма, выделить его элементы;
-организовать выставку «Русский народный костюм»;
-воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в
театрализованных представлениях.
Познавател
ьное
развитие
Социально
-
коммуника
тивное
развитие
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
- Познавательные
беседы «История
русского костюма»
- НОД « Отражение
русских традиций в
национальном
костюме»
-
- Театрализованная
деятельность:
обыгрывание
сюжетов былин,
сказок
- Сюжетно-ролевые
игры « Русские
богатыри»
- Изготовление
головных уборов
( кокошников,
колпаков)
- Рассматривание и
составление
рассказов по
репродукциям
известных
художников В.
Васнецова
«Богатыри»,
В.Сурикова «
«Русская красавица»
- Чтение
художественной
литературы ( сказки,
былин, пословиц,
поговорок)
- Составление и
разгадывание загадок
Формировать
представления детей
о социокультурных
ценностях нашего
народа, о традициях и
праздниках
Привлечение детей к
созданию
развивающей среды
группы (мини-музеев,
выставок)
Развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологической речи;
развитие речевого
творчества
Развитие пред-
посылок ценностно-
В течение
2013- 2014
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
Тематиче
ские
альбомы;
куклы в
национал
ьных
костюмах
ое
развитие.
Физическо
е развитие
- Слушанье народных
мелодий русских
композиторов:
«Тридцать три
богатыря», «Море» и
др.
- Рисование «Узоры
для русских
красавиц», «Узоры
для русских
богатырей»
Народные
подвижные игры,
хороводы, игры-
массового гулянья
смыслового
восприятия и
понимания
произведений
искусства
Овладение
подвижными играми с
правилами
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Задачи:
-познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву,
изготовление игрушек;
-создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные».
-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.
Познавател
ьное
развитие
Социально
-
коммуника
тивное
развитие
- НОД «История
ложечки», «В гостях
у мастеров»
,
«В
гостях у Матрешки»
- Познавательные
беседы « История
тряпичной куклы»
- Рассматривание
познавательного
материала,
презентаций
- Исследовательская
деятельность с
глиной
- Изготовление
тряпичных кукол,
масок, костюмов
- Сюжетно-ролевая
игра «Музей»
- Трудовая
Формировать
представления детей
о социокультурных
ценностях нашего
народа, о традициях и
праздниках
Привлечение детей к
созданию
развивающей среды
группы (мини-музеев,
выставок)
В течение
2014- 2015
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
Выставка
«Какие
разные
куклы»
Мини -
музей «
Город
мастеров
»;
коллекци
и
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
Физическо
е развитие
деятельность:
вышивка орнаментов
русского костюма
- Чтение
художественной
литературы
( рассказов, сказок,
стихов)
- Рассматривание и
составление
рассказов по
репродукциям картин
известных
художников.
- Декоративное
рисование
«Павловские платки»,
«Разноцветная
Хохлома», «Гжель»
- Лепка « Хохломские
мастера»,
Филимоновская
игрушка»
- Аппликация из
ткани «Жостовский
поднос»
Подвижные,
хороводные игры,
игровые упражнения
Развитие речевого
творчества,
литературной речи.
Развитие детского
художественного
творчества
Развитие двигательной
активности
Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ .
Задачи:
-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками
-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;
-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной
жизни, в нужных ситуациях.
Познавател
ьное
развитие
- Познавательные
беседы о народных
пословицах,
поговорках
- Рассматривание
иллюстративного
познавательного
материала
Развивать
познавательную
активность
Тематиче
ские
альбомы
малых
фольклор
ных форм
Социально
-
коммуника
тивное
развитие
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
Физическо
е развитие
- Наблюдения в
природе
- Театрализованная
деятельность
(обыгрывание
поговорок, пословиц)
- Игровая
деятельность:
эмоциональны,
дидактические,
сюжетно-ролевые
игры
- Разучивание
пословиц, поговорок,
потешек, закличек
- Рассматривание и
составление
рассказов по
иллюстрациям
художников
изображенным к
малым фольклорным
формам
- Придумывание
рассказов по
пословицам
- Разучивание,
инсценирование
попевок, закличек
- Лепка «Карусель»
( по сюжетным
небылицам)
- Развлечение с
использованием
народных потешек,
загадок, игр,
прибауток.
Развивать
эстетические чувства,
эмоции, переживания;
умение
самостоятельно
создавать
художественные
образы в разных видах
деятельности.
Развитие свободного
общения с взрослыми
и детьми, овладение
конструктивными
способами и
средствами
взаимодействия с
окружающими.
Формировать навыки
художественного
исполнения различных
образов при
инсценировании песен
Развитие инициативы,
самостоятельности и
творчества в
двигатель-ной
активности
В течение
2014- 2015
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ .
Задачи:
-познакомить с русскими народными подвижными играми;
-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные
подвижные игры;
-воспитывать чувство коллективизма.
Познавател
ьное
развитие
Социально
-
коммуника
тивное
развитие
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
- Познавательные
беседы, презентации
«История народных
подвижных игр»
- Просмотр
видеофильмов «Игры
наших предков»
- Изготовление
атрибутов для
народных
подвижных,
хороводных игр
- Изготовление
оборудования и
атрибутов для
оформления участка
- Разыгрывание игр
«Плетень»,
«Ярмарка»,
«Народные гулянья»
- Чтение и
разучивание
хороводов, слов к
играм, считалок
-Рассматривание
иллюстраций
известных
художников
«Массовые гулянья»,
«Масленица» и др.
- Слушанье
музыкальных
произведений
( песенок, закличек,
хороводов)
- Игры на
музыкальных
Развивать
познавательный
интерес к русским
народным подвижным
играм
Привлекать детей к
созданию
развивающей среды
Продолжать
содержательно,
эмоционально
рассказывать детям об
интересных фактах и
событиях
Воспитывать интерес к
народному творчеству,
к культурному
прошлому родного
народа
В течение
2014- 2015
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
Картотек
а
народных
подвижн
ых игр;
оборудов
ание
участка в
народном
стиле
Физическо
е развитие
инструментах
- Рисование «Моя
любимая игра», «Мои
впечатления от игры»
- Игры –хороводы
- Досуг «Русские
игрища»
Формирование
потребности в
ежедневной
двигательной
деятельности
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ .
Задачи:
-познакомить с многообразием русских народных сказок;
-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,
выражением лица и глаз;
-развивать чувство юмора;
-вызвать интерес к театрализованным представлениям.
Познавател
ьное
развитие
Социально
-
коммуника
тивное
развитие
- Рассматривание
иллюстративного
материала,
репродукций к
русским народным
сказкам
- Беседы, просмотр
материала
познавательного
характера
- Экскурсии в
сельскую библиотеку
«Сказочные
странички»
- Сюжетно-ролевые
игры «Театр»,
«Библиотека»
- Изготовление
атрибутов для
сюжетно- ролевых,
театрализованных
игр
- Театрализованная
деятельность:
обыгрывание сказок,
этюдов
- Эмоциональные
игры: «Изобрази
страшного зверя»,
Развивать
познавательную
активность детей.
Привлекать детей к
созданию
развивающей среды;
создание
эмоционального
комфорта.
Развивать связную
В течение
2014- 2015
учебного
года
согласно
календарн
ому плану
Выставка
«Комната
сказок»;
показ
театра
Речевое
развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
Физическо
е развитие
«Покажи
движениями» и др.
- Чтение
художественной
литературы (сказок,
небылиц, былин)
- Разучивание
игровых диалогов,
попевок, закличек
- Самостоятельное
составление сказок.
- Рисование «Добрые
сказочные герои»,
«Злые сказочные
герои»
- Лепка «Карусель»
( по сюжетным
небылицам)
-Слушанье
музыкальных
произведений;
и
гры
на музыкальных
инструментах
Разные виды игры
речь, интонационную
выразительность
Формировать
эстетическое
отношение к
произведениям
искусства, к
художественно-
творческой
деятельности.
Развитие двигательной
активности
Работа с семьей
Формы работы
Цель
Сроки
- Анкетирование родителей на тему:
«Приобщение детей к истокам
русской культуры».
- Оформление наглядной
информации для родителей в
родительском уголке по устному
народному творчеству.
- Проведение родительских
собраний на тему: «Приобщение
детей к русской культуре и
декоративно- прикладное
творчество»; «Особенности
нравственного воспитания в
Вовлечь родителей в
воспитательно-
образовательный процесс
через знакомство с культурой
родного народа.
Знакомство родителей с
народными календарными
праздниками, обычаями,
традициями.
1 раз в месяц
1 раз в
квартал
дошкольном возрасте».
- Беседа за круглым столом: «Роль
семьи в приобщении детей к
русской национальной культуре».
- Проведение консультаций для
родителей: «Народные игры»,
«Знакомство детей с русским
народным искусством, ремеслами,
бытом», «Русские народные
праздники», « Из истории русского
народного костюма», « Русская
народная игрушка» др.
- Участие родителей в экскурсиях и
целевых прогулок: в библиотеку;
к известным памятным местам; в
сельский клуб.
- Совместные посиделки с
родителями и детьми: «Я – семья –
род – народ», «Русская народная
песня» (колыбельная, частушки),
«Русский самовар и чаепитие на
Руси», «Без примет ходу нет
(народные приметы).
- Участие в подготовке и проведении
праздников: «Масленица»,
«Рождество»,
«Пасха» и др.
- Совместное посещение
родителями, детьми и педагогами
выставок, художественного и фото
творчества.
- Практические занятия по
изготовлению театров,
оборудования для игр на участке.
-Участие в совместной проектной
деятельности
- Проведение совместной выставки
«Народные игрушки своими
руками». и др
Развитие собственных
традиций в совместной
творческой деятельности
1 раз в квартал
Согласно
по плану
Согласно
календарно-
тематическому
плану
В течение
учебного года
III. заключительный этап.
№ Вид деятельности
Цель деятельности
Сроки
выполнения
1
Педагогический мониторинг
Выявить уровень
Май 2015г
2
Презентация проекта по
приобщению детей
дошкольного возраста к
истокам национальной
культуры и традициям русского
народа.
сформированности знаний
воспитанников о предметах
народного быта, русских
народных праздниках и
традициях, разных видах
народно-прикладного
творчества.
Обобщение опыта работы
по приобщению детей
дошкольного возраста
истокам национальной
культуры и традициям
русского народа.
Май 2015г.
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР,
1983.
2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия
«Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного
исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред.
Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5.
Попова
Т.А.
Интегрированные
циклы
занятий
по
приобщению
к
русской
народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной
культурой,
фольклором,
традициями
и
обычаями.
Издательство
МОЗАЙКА
–
СИНТЕЗ, 2001.
7.
Сокровища
Государственного
ордена
Ленина
Исторического
музея.
Русский
костюм.
8.
«Традиционные
промыслы
и
ремёсла»
Альманах.
М.:
ООО
«Издательство
Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.
9.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:
ТЦ Сфера, 2011.