Напоминание

Программа по литературе "Повышение и развитие интереса к чтению школьников"


Автор: Кондратенко Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №7 имени Героя Советского Союза Б.С. Левина"
Населённый пункт: Город Рославль, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по литературе "Повышение и развитие интереса к чтению школьников"
Раздел: среднее образование





Назад





Программа

повышения и развития интереса школьников к чтению «Время читать!»

Пояснительная записка

Программа рассчитана на разновозрастную категорию обучающихся: 5-11

классы.

Срок реализации: 2014-2018 г
Программа обучающихся разработана на основании требований следующих документов:  Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ  «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». Программа опирается на изучение
потребностей обучающихся:
целостное интеллектуальное и культурное развитие; освоение фундаментальных основ современного гуманитарного знания, достижение требований государственного образовательного стандарта, расширение возможных направлений полноценного созидательного участия в культурной жизни школы и социума в целом; качественное образование, развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к выполнению творческого задания на ОГЭ и ЕГЭ. Согласно Указу Президента России, от 12.06.2014 года за номером 426, 2015 год был объявлен годом литературы, задачами которого были следующие: привить вкус к правильному чтению, содействовать этому непростому и многолетнему процессу, повысить читательскую активность.

В целях реализации исполнения рекомендаций Министерства образования и науки о создании комплексных программ было принято решение создать комплексную программу повышения и развития интереса к чтению школьников, представить ее на утверждение методического оъединения учителей русского языка и литературы, разработать перспективный план реализации программы.
Цель программы
: привлечь внимание обучающихся к литературе и чтению, стимулировать интерес к печатному слову, к книгам, повысить культурную и
читательскую компетентность учащихся как средство формирования у учащихся общекультурных ценностей.


Задачи программы:
- организовать сотрудничество заинтересованных профессиональных и общественных групп; - вовлекать в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих детей и взрослых - развивать у детей творческие способности, связанные с читательским восприятием; - формировать отношение к чтению как уникальному виду деятельности; - предоставлять читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного; - приобщать к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки; - развивать способности детей: речь, мышление, фантазию; - формировать читательскую компетентность; - повышать статус чтения как творческого процесса.
Направления работы:
- читательское развитие школьников; - формирование информационной грамотности как основы читательского развития; - привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их в совместные занятия с детьми, в совместное чтение книг; - расширение «зоны читательского общения» все участников образовательного процесса.
Формы и методы работы:
- занятия по развитию декламационного, творческого, вдумчивого чтения; - урочная и внеурочная деятельности по литературе; - библиотечные уроки и выставки; - чтение в кругу друзей; - творческие проекты учащихся и презентации; - читательское Портфолио; - родительские собрания и лектории по проблемам чтения; - участие в городских и региональных профильных и тематических конкурсах.

Возрастные особенности (ступени реализации Программы)
:
5 – 8 класс

9 – 11 класс
- профильная социализация - ЕГЭ по литературе - элективные курсы - ИГЗ - профильный уровень филологических предметов - клубы по интересам - элективные курсы по выбору - урочная деятельность - урочная деятельность - внеурочная деятельность - внеурочная деятельность - работа с родителями - работа с родителями - олимпиады и конкурсы - олимпиады и конкурсы
Ожидаемые результаты:
-развитие читательского интереса и культуры чтения ребёнка, привлечение к систематическому чтению. Увлечение группы систематически читающих детей формирование читательской компетентности. -раскрытие творческого потенциала детей через совместную читательскую деятельность. - приобщение к духовной литературе - повышение культурной компетентности; - повышение читательской компетентности; - изменение отношения к чтению; - рост читательской активности; - развитие мотивации к чтению; - ретрансляция интереса к чтению самими учащимися в среде сверстников.
Составляющие понятия «Общая культура человека»

Информационная

культура

личности
– одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. (Н.И.Гендина)

Информационная грамотность
– умение формулировать запрашивать, искать. отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она не была представлена.
Компьютерная

грамотность
– знания, умения, навыки в о бл а с т и информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. (Н.И.Гендина)
Культура

чтения
– комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, системность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина)
Составляющие понятия «Читательского развития»
Чтение как явление письменной культуры существует в постоянно меняющемся мире. Поэтому не важно, на каком носителе зафиксирован текст (глиняной таблице, пергаменте, папирусе, на бумаге, на экране монитора и др.), мы всё равно читаем, и в процессе чтения работает наша психика на основе получаемой информации.
Читательское развитие
– это и психическое, и языковое, и культурологическое развитие на основе механизмов речевой деятельности. Читательское развитие происходит в трех сферах: читательское сознание, читательская деятельность, читательское общение.
Читательское

сознание
познаёт, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное читательское «Я».
Читательская

деятельность
–ценностно-ориентированное, познавательно- коммуникативное и эмоционально-эстетическое восприятие, познание, переживание, оценивание реального или выдуманного мира, описанного в печатном или рукописном тексте.
Читательское общение
– это процесс возникновения, установления, развития контактов между читателями. В ходе взаимодействия у читателей проявляются и формируются ценностные, креативные, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту.

Приоритетные направления деятельности программы повышения и

развития интереса школьников к чтению.

Направление 1.

Читательское развитие школьников
Читательская активность учащихся 5-6 классов Виды работы. Школьная неделя чтения. Школьная неделя детской книги. Цели и задачи: - формирование у младших школьников потребности в чтении; - выявление читательских интересов современных детей и подростков; - продвижение лучших образцов отечественной (мировой) литературы и лучших образцов региональной литературы в широкие слои читателей; - помощь в выборе литературы для свободного чтения; - приобщение к чтению через использование современных информационных технологий.
Направление 2. Формирование информационной грамотности как основы

читательского развития.
Цель программы: формирование информационно грамотной личности, осознающей свои информационные потребности, умеющей оценить, организовать и использовать информацию из различных источников в ходе своей учебной, научно-исследовательской и иных видах деятельности через уроки информационной грамотности. Виды работы: презентации и библиотечные уроки, практикумы «Информационно-поисковые системы библиотеки», «Информационно- справочные издания», «Презентация результатов учебной деятельности», «Оформление титульного листа, оглавления и списка литературы».
Направление 3. Привлечение родителей к проблемам организации чтения

детей,

вовлечение

их

на

совместные

занятия

с

детьми,

на

совместное

чтение книг.
Родительские собрания, посвящённые проблемам детского чтения. Для отслеживания качества чтения родителям можно предложить анкеты, тесты,
опросники, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка, так как детское чтение напрямую связано с чтением родителей.
Направление

4.

Расширение

«зоны

читательского

общения»

всех

участников образовательного процесса
Участие в школьных, городских и мероприятиях более высокого уровня невозможны без знаний, умений и навыков использования читательской и информационной грамотности.
Продвижение чтения и формирование читательской культуры

среди учащихся 7 – 8, 9 – 11-х классов. Направления и формы работы

Направление 1. Время читать. Формы работы:
- круглый стол «Чтение сегодня и всегда» - диспут «Книга в эпоху Интернета» - цикл бесед, библиотечных уроков «Читать модно» - конкурс «Читатель года» - бенефис читателя «Виват, читатель».
Направление 2. Стимулирование интереса к литературному творчеству.

Формы работы:
- конкурс сочинений «Мой любимый герой» - литературный вернисаж (литературное творчество наших читателей) «Проба пера» - выставка художественных работ читателей «Иллюстрируем классику» - социологическое исследование «Портрет современного читателя» - публикации на сайте школы в СМИ «О жизни, читателях и книгах».
Направление 3. Повышение читательской культуры за счет пропаганды

высокохудожественной литературы. Формы работы:
- библиотечная выставка-просмотр литературы «Нобелевская плеяда» - обзор литературы «Лауреаты литературных премий» - - серия библиографических пособий «Круг чтения великих писателей» - цикл книжных выставок «Художественная литература сегодня» - презентация самой читаемой учащимися школы (вообще социумом) книги «Книга года». Этапы формирования читательской компетентности

1этап
Ознакомление с планом мероприятий. Круглый стол (учителя русского языка и литературы классные руководители, библиотекарь, учащиеся). Анкетирование школьников. Выпуск буклета «Отзыв о прочитанной книге». Разработка мероприятий Когнитивный уровень (я узнаю)
2 этап
Реализация программы. Выполнение плана. Проекты, уроки-дебаты, участие в предметных неделях, конкурсы между классами Эмоционально- ценностный уровень (я учусь)
3 этап
Подведение итогов. Составление отчёта по привлечению к чтению школьников. Круглый стол по реализации программы (участники). Самоуправление, волонтерство, помощь младшим школьникам Деятельностный уровень (я делаю сам, учу других)
Прогнозируемые результаты реализации программы
Комплексную программу повышения и развития интереса к чтению в школе можно реализовать в полном объеме, если: - работа по активизации различных видов читательской деятельности на уроках литературного и внеклассного чтения на основе деятельностного подхода будет целенаправленной и систематической; - учителя будут организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей, с использованием различных форм и методов внеурочной работы, межпредметных связей и дифференцированных творческих заданий;
- у руководителей детского чтения (учителей, классных руководителей, воспитателей, библиотекарей) в педагогическом инструментарии будут умения и навыки организации творческой читательской деятельности детей на уроках, во внеурочной и внеклассной работе с учетом их возрастных и читательских интересов; - педагог-психолог и классные руководители будут осуществлять целенаправленную психолого-педагогическую работу для решения проблемы совместной деятельности в условиях семьи по активизации читательского потенциала детей.
Читать - это должно быть «модно», современно, актуально.


«Утверждаю»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла «Средняя школа №7»

_________ Годунова Е.А.

План работы

по совершенствованию методов обучения и воспитания в рамках

программы по повышению и развитию интереса к чтению обучающихся

на уроках русского языка и литературы
№ п/п Мероприятие Сроки Ответственный 1. Диагностика уровня читательской компетентности обучающихся 5Б (наблюдение, анкетирование) Сенябрь, октябрь 2015 г. Кл. руководитель Струкова М.В, учитель русского языка и литературы Кондратенко В.И., библиотекарь Архипова Т.В., педагог-психолог Натарова М.В. 2. Изучение методической литературы 2015 Кондратенко В.И. 3. Разработка программы по повышению и развитию интереса к чтению школьников на уроках русского языка и литературы 2015 Кондратенко В.И. 4. Разаботка системы уроков с использованием приема «чтение с остановками», позволяющую ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. 2015-2017 Кондратенко В.И. 5. Создание «банка проблемных ситуаций» по русскому языку и литературе, способствующих развитию умения видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. 2014-2018 Кондратенко В.И. 6. Разработка комплекса внеурочных мероприятия по формированию 2014-2017 Кондратенко В.И.
читательских компетенций учащихся 7. Расширение культурно- образовательного пространства учащихся через практическое взаимодействие с местными учреждениями и организациями 2014-2017 Кондратенко В.И. 8. Составление пакетов диагностических материалов для отслеживания читательских компетенций и читательской компетентности учащихся 2015 Кондратенко В.И. Натарова М.В. 9. Внедрение программы на базе ОУ. 2014-2018 Кондратенко В.И. 10. Обобщение опыта на уровне образовательной организации, муниципальном уровне 2017-2018 Кондратенко В.И.


В раздел образования