Автор: Дускарова Аимкуль Мурзабековна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Брусничка" Населённый пункт: г. Губкинский, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Воспитание трудолюбия у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Дускарова Аимкуль Мурзабековна,
воспитатель МБДОУ Детский сад «Брусничка»
г. Губкинский, ЯНАО
Воспитание трудолюбия у дошкольников
Трудовое
воспитание
надо
начинать
с
первых
лет
жизни.
В
ребенке
необходимо воспитывать положительное отношение к труду и понимание его
значимости.
Взрослые
должны
развивать
у
детей
готовность
и
умение
трудиться, интерес к работе, результат которой будет полезен всем.
Трудолюбие важно воспитывать, так как оно несет пользу не столько для
взрослых, сколько для самих детей. Трудолюбивые дети, в отличие от ленивых,
с
охотой
выполняют
поручения
и
постоянные
обязанности;
стремятся
старательно,
добросовестно
работать;
не
боятся
трудностей;
инициативны,
заботятся о хорошем результате; проявляют желание помочь другим детям. Они
любят работать не только на себя, но и в интересах других, в этом выражается
их желание оказать внимание, помощь сверстнику или младшему и готовность
научить его тому, что они умеют сами.
К старшему дошкольному возрасту трудолюбие ребенка может войти в
привычку
и
выражаться
уже
в
таких
качествах
как
исполнительность,
самостоятельность, инициатива, ответственность.
Основы
трудолюбия,
конечно,
закладываются
в
семье.
Этим
должны
заниматься все взрослые члены семьи. Личный пример родителей, бабушек,
дедушек, старших братьев и сестер, которые трудятся, а также сообща выпол-
няют многочисленные домашние обязанности, невозможно переоценить.
Сила семейного воздействия на ребёнка объясняется рядом факторов,
важнейший из них — глубоко эмоциональный, интимный характер отношений,
основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи.
Любовь ребенка к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам
побуждает его подражать им, брать с них пример. Особенно благоприятная
атмосфера
для
развития
у
ребёнка
доброты,
сострадания,
заботливости,
коллективизма
создается
в
семьях,
для
которых
характерны
четкие
нравственные установки и преемственность поколений. Если все члены семьи
труженики, то и ребенок с раннего детства начинает стремиться к трудовой
деятельности.
Но и наоборот, очень сильное пагубное влияние оказывать на ребенка
будут
изо
дня
в
день
повторяющиеся
ситуации,
свидетельствующие
о
негативном отношении к труду взрослых членов семьи. («Это хозяйство мне
просто осточертело!» — твердит мама. «Зачем выкладываться на работе при
такой зарплате?» — повторяет отец.)
Трудовое воспитание должно строиться, на положительных примерах и
фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы дошкольникам, чей жизненный
опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки.
Поэтому
важно,
чтобы
в
семье
укреплялись
взаимопонимание
и
взаимоуважение.
Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников, формирование у них
трудолюбия повышается благодаря систематической помощи детского сада.
При
этом
атмосфера
жизни
в
детском
саду
приобретает
для
формирования
нравственных
чувств
и
качеств
особое
значение.
Нельзя
принуждать
ребёнка
выполнять
какую-либо
работу,
так
как
это
связано
с
отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов.
Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду.
Норма
взаимоотношений
и
основа
поведения
детей
—
доброжелательность.
Следя
за
качеством
работы,
последовательностью
её
выполнения,
воспитатель
мягко,
но
настойчиво
подчёркивает,
что
любое
задание надо обязательно доводить до конца. Разъясняет, что каждая вещь —
это результат труда, и поэтому её надо беречь, а беречь — это значит заботиться
о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место. Изо дня в день ребёнок
приобретает
необходимые
навыки,
которые
в
дальнейшем
перерастут
в
привычку,
потребность
быть
опрятным
во
всём:
в
одежде,
в
бережном
отношении к игрушкам, книгам, предметам интерьера и т.д.
Каждый ребёнок — маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир. Его потенциальные возможности
реализуются
тем
успешнее,
чем
полнее
и
разнообразнее
его
детская
деятельность. Поэтому отношение к труду необходимо формировать, используя
природную любознательность детей, природный познавательный интерес. Тогда
любое задание, даже требующее сравнительно большого напряжения, связанное
с преодолением трудностей, будет охотно выполняться.
Мальчик
мастерит
из
коры
лодку,
для
него
это
труд.
Он
узнает
на
практике свойства материала, сопоставляет их с другими, учится работать с
инструментом, добивается цели, преодолевая определённые трудности. Чтобы
смастерить лодку, мальчик должен представить себе настоящую лодку или
игрушечную, правильность её формы зависит не только от умений и навыков
ребёнка, но и от того, насколько конкретны его представления. Так развивается
воображение.
Держа кору в руке, мальчик посредством мышечных движений, осязания
познаёт свойства материала и делает определённые заключения, выводы. Чтобы
изделие было похоже на настоящую лодку, можно посоветовать ему ещё раз
посмотреть на картинку. Это заставит его сравнить то, что получилось, у него, с
тем, что должно получиться. А далее его мысль бежит вперёд, он думает о том,
как будет пускать лодку на воду, играть вместе с друзьями, а может быть
подарит её брату. Ему хочется, чтобы лодка выглядела красивой, а для этого над
ней надо ещё потрудиться. Единство физической работы и работы мысли, ста-
рательного отношения к делу, и как результат — успешное выполнение замысла
и
радость
от
достижения
поставленной
цели.
Полученные
от
взрослого,
положительная оценка, его дельные советы на будущее — важный стимул для
утверждения ребёнка в своих достижениях.
И прав был В. А. Сухомлинский, когда писал, что «трудовое воспитание
— это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно... Нет
и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей
его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать».
Дошкольное детство — время первоначального становления личности,
формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Интенсивное
развитие психики даёт возможность сделать важные шаги в приобщении детей
к
миру
взрослых,
привлечению
их
внимания
труду
взрослых
людей,
общественному значению этого труда.
Знакомство
детей
с
конкретными
трудовыми
процессами,
их
компонентами является важной задачей для воспитателя. Так экскурсия на
кухню даёт детям возможность узнать о разнообразии трудовых процессов по
обработке различных продуктов, прежде чем готовое блюдо будет подано к
обеду.
Повар
показывает
детям
технику:
электроплиту,
электромясорубку,
приборы для очистки и резки овощей и т.д.
Ознакомление
с
трудом
помощника
воспитателя,
дворника,
прачки,
повара,
шофёра,
продавца,
почтальона,
помимо
того
что
содействует
успешному решению задач воспитателя, воспитанию уважения к взрослым,
культуры общения с ними, даёт воспитателю также возможность облегчить
контакты детей со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.
Воспитанию
уважения
к
окружающим
взрослым,
и
прежде
всего
к
родителям,
няням,
воспитателям
можно
посвятить
специально
три-четыре
нравственно
направленных
занятия.
Например:
«Чем
можно
порадовать
маму?», «У нас в гостях Алёшин папа» и т.д.
Таким
образом,
можно
выделить
две
основные
стороны:
руководство
процессом
продуктивной
деятельности
детей,
решение
задач
обучения
и
формирование
представления
о
значимости
труда,
о
нормах
отношения
к
деятельности,
имеющей
социальную
значимость.
Например,
тщательно
протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на
них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки
трудовой
деятельности,
но
и
осознают,
что
именно
так
поступают
все
трудолюбивые люди.
Деятельность
воспитателя
обращена
не
только
на
обучение
детей
навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам
совместной
деятельности,
на
формирование
опыта
поступков,
соот-
ветствующих разъясняемым нормам.