Автор: Коробейникова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка" Населённый пункт: г. Нефтеюганск ХМАО - Югры Наименование материала: Проект Тема: "Масленица" Раздел: дошкольное образование
МДБОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»
Проект «Масленица»
Разработала воспитатель
МБДОУ детский сад № 1 Рябинка
Коробейникова Н.В.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у
детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения
самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей
интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая
тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием
включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения
проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это
происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные
образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с
детьми.
Тема проекта «Масленица» является актуальной. В результате реализации
этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется
познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных
инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны.
Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к
традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их
родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников,
в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и
православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем
возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к
лучшим образцам устного и музыкального народного творчества
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность : краткосрочный (1 неделя).
Условия реализации : детский сад, семья.
Пути реализации :
взаимодействие
всех
структур
педагогического
процесса.
Участники : дети старшей группы, воспитатель Коробейникова Н. В.,
музыкальный руководитель, родители.
Цель :
Формирование
у
детей
дошкольного
возраста
устойчивого
интереса
к
русским
народным
традициям
на
примере
ознакомления
с
праздником Масленица.
Цель : Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к
русским
народным
традициям
на
примере
ознакомления
с
праздником
Масленица.
Задачи:
Для детей:
1.
Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица»,
с различными жанрами устного народного творчества.
2.
Развивать
художественно-творческую
деятельность
путем
ознакомления
с
предметами
декоративно-прикладного
искусства
русской
культуры,
инициативу,
умение
сотрудничать
со
сверстниками.
3.
Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными
песнями, закличками, пословицами и поговорками.
4.
Формировать
любовь
к
Родине,
ее
традициям
гражданскую
принадлежность, патриотические чувства.
5.
Воспитывать
у
детей
организованность,
целеустремленность,
гордость за свою страну.
Для педагогов:
1.
Личностно и профессионально самосовершенствоваться.
2.
Создать информационную базу.
Для родителей:
1.
Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с педагогом
мероприятиях
с
целью
целостного
развития
личности
каждого
ребенка.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
Сформированность
представлений
детей
о
культуре
и
традициях
русского народа;
Повышение
уровня
практических
умений
детей
в художественном
творчестве
Воспитание
чувства
сопричастности
к
народным
праздникам;
Удовлетворение потребности детей в самовыражении;
Для педагогов:
Пополнение
методической
«копилки»
тематическими
конспектами
Н О Д
с детьми
старшего
дошкольного
возраста,
картотеками,
методическими материалами.
Установление социально-коммуникативных контактов между детьми,
родителями и педагогами.
Реализация плана – проекта.
Для родителей:
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в создании условий
для
развития
интегративных
качеств
ребенка
(любознательности,
эмоциональной отзывчивости)
Предварительная работа
1.
Подборка материала, пособий, литературы по теме.
2.
Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла -
весёлая Масленица?»
3.
Чтение детям сказок, рассказов
4.
Беседы по содержанию прочитанных текстов.
5.
Загадывание загадок по теме.
Этапы реализации проекта «Масленица»
1 этап Подготовительный (организационный) этап: разработка
содержания проекта, составление плана работы; подбор информации
и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры,
иллюстрации, электронные презентации, художественная литература,
аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); подбор материалов
для продуктивной деятельности.
2 этап Основной (деятельный) этап:
Формы работы с
детьми (схема реализации образовательных областей)
Познание : НОД
с использованием
ИКТ
«Откуда
к нам
пришла
Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»;
просмотр
иллюстраций,
фотографий
в познавательных
энциклопедиях
о праздновании Масленицы; рассматривание репродукций картин русских
художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной
крепости».
Речевое развитие : придумывание загадок о блинах на основе описания
их характерных
признаков;
д/и
«Пословицы
перепутались»,
«Расскажи
по порядку»,
«Составь
слово
по первым
звукам»;
составление
рассказа
из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».
Чтение
художественной
литературы : К. Д. Ушинский.
«Проказы
старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы
и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус.нар. сказка «Снегурочка»,
П. Я. Вяземский.
«Масленица
на чужой
стороне»;
А. С. Пушкин.
«Они
хранили в жизни мирной».
Социализация: дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто
рублей»,
«Неоконченный
рассказ»
«Целое
и часть»,
«Который
по счету»,
головоломка
«Волшебный
круг»,
муз.дид.
игра
«Ты катись,
веселый
блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет
«готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Художественное
творче ство: рисование
по
мотивам
сказк и
«Мохнатый, крылатый, да масленый…», оригами кукла Масленица.
Здоровье : беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Физическая культура : комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть
зима
и хороша,
в дверь
стучит
уже
весна»,
хороводные
игры:
«Карусель
с лентами»,
«Веснянка»,
«Ручеек«,
«Матрёшки»;
подвижные
игры:
«Петушки», «Ручеек», «Коленки», эстафета с блинами.
Музыка:
слушание
аудиозаписей
и разучивание
русских
народных
песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.
Формы взаимодействия с родителями
- Папка-передвижка «Старинные обычаи и традиции»;- Привлечь
родителей к оформлению сообщений (презентаций) «Как встречают
весну люди других национальностей?».
- Привлечь родителей к конкурсу на лучший рецепт блинов.
3 й этап. Заключительный этап:
Электронная презентация « Масленица» (знакомство детей со
значением и обычаями праздника). Презентация «Наш весенний праздник –
Навруз».
Перечень народных игр, закличек
Выставка рисунков детей «Эх, ты, масленица!»
Сценарий праздника: «Масленица»
Проведение праздника «Проводы масленицы»
РЕЗУЛЬТАТ:
Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских
народных праздников; расширили представления о родственных отношениях;
приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями. Внедрение
проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его
содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление
изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями
родной
страны.
Работа
по
проекту
помогла
развить
у
них
кругозор,
эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и
игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей,
дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику,
движения.
Дети
получили
возможность
почувствовать
себя
свободными,
раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении
мыслить, фантазировать.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили
методическую
«копилку»
тематическими
презентациями,
аудиозаписями,
картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;
наработали
рекомендации
для
родителей
с информацией
о традициях
масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации
проекта; проявили творческую инициативу при для оформлении выставки
детских рисунков, приняли активное участие в подготовке к проведению
совместного мероприятиях.
К р и т е р и и
о ц е н к и
р е зул ьт ат а : установление
социально-
коммуникативных
контактов
между
детьми,
родителями
и педагогами;
активная
деятельность
детей
и родителей
в ходе
реализации
проектных
мероприятий.
Анализируя
результаты
проекта,
мы
увидели,
что
дети
с
большим
интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство
ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой
цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной,
наполнить
её
яркими
впечатлениями,
интересными
делами,
радостью
творчества.
Используемая литература:1.Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в
детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ
Сфера
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-
воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для
воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5.
Мельникова
Л.
И.,
Зимина
А.
Н
Детский
музыкальный
фольклор
в
дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7
лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7.
Павлова
П.А.,
Горбунова
И.В.
«Расти
здоровым,малыш!»
Программа
оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-
Пресс» 2000г.