Напоминание

"Масленица"


Автор: Коробейникова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск ХМАО - Югры
Наименование материала: Проект
Тема: "Масленица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДБОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»
Проект «Масленица»
Разработала воспитатель МБДОУ детский сад № 1 Рябинка Коробейникова Н.В.

Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми. Тема проекта «Масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества
Тип проекта:
познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность
: краткосрочный (1 неделя).
Условия реализации
: детский сад, семья.
Пути реализации
: взаимодействие всех структур педагогического процесса.
Участники
: дети старшей группы, воспитатель Коробейникова Н. В., музыкальный руководитель, родители.
Цель
: Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.

Цель
: Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.
Задачи:

Для детей:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества. 2. Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры, инициативу, умение сотрудничать со сверстниками. 3. Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками. 4. Формировать любовь к Родине, ее традициям гражданскую принадлежность, патриотические чувства. 5. Воспитывать у детей организованность, целеустремленность, гордость за свою страну.
Для педагогов:
1. Личностно и профессионально самосовершенствоваться. 2. Создать информационную базу.
Для родителей:
1. Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях с целью целостного развития личности каждого ребенка.
Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:
Сформированность представлений детей о культуре и традициях русского народа; Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве Воспитание чувства сопричастности к народным праздникам; Удовлетворение потребности детей в самовыражении;

Для педагогов:
Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами Н О Д с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами. Реализация плана – проекта.
Для родителей:
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в создании условий для развития интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости)
Предварительная работа
1. Подборка материала, пособий, литературы по теме. 2. Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?» 3. Чтение детям сказок, рассказов 4. Беседы по содержанию прочитанных текстов. 5. Загадывание загадок по теме.
Этапы реализации проекта «Масленица»
1 этап Подготовительный (организационный) этап: разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); подбор материалов для продуктивной деятельности. 2 этап Основной (деятельный) этап: Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)
Познание
: НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости».

Речевое развитие
: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».
Чтение

художественной

литературы
: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус.нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».
Социализация:
дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз.дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Художественное

творче
ство: рисование по мотивам сказк и «Мохнатый, крылатый, да масленый…», оригами кукла Масленица.
Здоровье
: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Физическая культура
: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка», «Ручеек«, «Матрёшки»; подвижные игры: «Петушки», «Ручеек», «Коленки», эстафета с блинами.
Музыка:
слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.
Формы взаимодействия с родителями
- Папка-передвижка «Старинные обычаи и традиции»;- Привлечь родителей к оформлению сообщений (презентаций) «Как встречают весну люди других национальностей?». - Привлечь родителей к конкурсу на лучший рецепт блинов. 3 й этап. Заключительный этап: Электронная презентация « Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника). Презентация «Наш весенний праздник – Навруз». Перечень народных игр, закличек Выставка рисунков детей «Эх, ты, масленица!» Сценарий праздника: «Масленица» Проведение праздника «Проводы масленицы»

РЕЗУЛЬТАТ:

Дети:
получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Педагоги:
подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители:
проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при для оформлении выставки детских рисунков, приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.
К р и т е р и и

о ц е н к и

р е зул ьт ат а :
установление социально- коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:1.Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера 2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно- воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г. 3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992 4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988. 5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г. 6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006 8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство- Пресс» 2000г. 


В раздел образования