Напоминание

"Моделирование как метод развития самостоятельной связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".


Автор: Сычева Елена Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №10 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Моделирование как метод развития самостоятельной связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Раздел: дошкольное образование





Назад







Педагогический

проект

на

тему:
«Моделирование как метод развития самостоятельной связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»


Исполнитель:

Сычева Елена Анатольевна,

учитель – логопед МАДОУ

«Детский сад № 10

«Аленький цветочек»







Содержание
1

Паспорт проекта

3

Актуальность проекта

6

Цель, задачи проекта

8

Этапы проекта

9

Предполагаемый результат

11

Заключение

12

Список литературы

13

Приложение



Паспорт проекта
2
Наименование проекта «Моделирование как метод развития с а м о с т о я т е л ь н о й с в я з н о й р е ч и у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» Вид проекта Творческий Цель и задачи проекта Ц е л ь : в ы я в л е н и е в о з м о ж н о с т е й моделирования в развитии связной речи детей д о ш к о л ь н о г о в о з р а с т а с о б щ и м недоразвитием речи III уровня. Задачи: 1. И з у ч и т ь и п р о а н а л и з и р о в а т ь специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 2. Изучить состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 3. Определить место моделирования в коррекционно – логопедической работе. Ресурсное обеспечение проекта Материально – техническое: - Дидактическое обеспечение. - Геометриче ские фигуры, условные обозначения, силуэтные и контурные изображения, пиктограммы, мнемотаблицы, схемы, опорные картинки, контрастная рамка. Информационно – методическое: - Библиотечный фонд. - Фото, видео материалы. - Консультации для родителей воспитанников. - Интернет сайты. 3
Финансовое обеспечение проекта Приобретение родителями группы материала для изготовления пособий (пиктограммы, мнемотаблицы, схемы и т.д.) Тип проекта Краткосрочный С р о к и и э т а п ы реализации проекта I-Подготовительный этап: (сентябрь – октябрь 2014г.) II - Основной этап: (октябрь 2014г. – апрель 2015г.) III – Итоговый этап: (апрель – май 2015г.) Перечень о сновных мероприятий Изучение Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования. Подбор и изучение специальной литературы, публикаций в журналах «Логопед», по теме проекта. Определение методов педагогиче ского диагностирования. Предполагаемый результат проекта Педагоги: освоение проектного метода; с о зд а ние ме тод ич е с к их р а з р а б о т о к , сценариев, перспективного плана, конспектов ОД в соответствии с ФГОС ДО. Воспитанники: развитие самостоятельной связной речи. Род и т е л и : во вл еч е н и е в п р о е к т н у ю деятельность и партнерские отношения при реализации проекта. Дальнейшее развитие проекта В перспективе дальнейшее развитие проекта на следующий учебный год. Применение метода моделирования в индивидуальной коррекции звукопроизношения. 4
Целевая(ые) группа(ы) проекта Педагог, обучающиеся, родители.


Актуальность проекта
5
По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей с ОНР можно отметить следующие недостатки:  связные высказывания короткие;  отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;  состоят из отдельных фрагментов, логически не связаных между собой;  уровень информативности высказывания очень низкий. Это свидетельствует о трудностях в программировании связных высказываний. Поэтому, в работе с детьми с общим недоразвитием речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Таким вспомогательным средством является наглядное моделирование
.
Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:  во- первых, ребенок – дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;  во-вторых, использование символической аналогии обеспечивает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;  в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному о б у ч е н и ю . Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью: восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. 6

Цель проекта:
Выявление возможностей моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 7

Задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 2. Изучить состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 3. Определить место моделирования в коррекционно – логопедической работе.
Этапы реализации проекта

I Подготовительный этап:
8
1. Подбор и изучение специальной литературы, публикаций в журналах «Логопед», «Дошколенок Кузбасса», «Дошкольное воспитание», по теме проекта. 2. Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для проведения диагностики была взята методика Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше «пересказ текста и составление рассказов». Оценка связности речи оценивалась 3 баллами по следующим параметрам: пересказ, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картин, описание предмета. (Приложение № 1) 3. Разработка перспективного плана по теме проекта. Вся работа по формированию связной речи реализуется в течение трех периодов: В I периоде обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. В о II периоде совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов – описаний, простых пересказов. В III периоде, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.) (Приложение №2)
II Основной этап:
1. Создание условий для осознанного обследования объекта с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию, определяющую его главные свойства и признаки, по средствам тренировочных упражнений, направленных на р а з в ит ие разнообразных видов непосредственного восприятия объекта (зрительного, тактильного, слухового): «Угадай что звучит», «Волшебный мешочек», «Догадливый ротик ( н о с и к ) » , «Разделительная машина» (Приложение № 3) 2. Овладение навыком выделения структурных компонентов модели, упражнение в построении описания по готовой модели. 9
А) Ознакомительная - Познакомить с образцами моделей описательного рассказа (в качестве образца использовались модели, предложенные Т.А.Ткаченко) (Приложение № 4) Б) Аналитическое - Познакомить с приемами выделения основных компонентов моделей описательного рассказа о конкретном предмете, явлении. В) Практическое - Усвоение навыка составления описания: предмета; явления; ситуации. Закрепление полученных навыков осуществлялось путем тренировочных упражнений :  посмотри на модель, добавь недостающую часть;  назови (покажи) лишнюю часть модели;  посмотри на модель, угадай, о чем (о ком) будет рассказ;  составь модель описания (объект задает логопед);  расставь части так, чтобы получилась модель рассказа; (Приложение № 5) 3. Закрепление практического навыка составления моделей описательного высказывания, а также, усвоение способов реконструкции моделей и введения творческих элементов в описательные рассказы. Использовалась система взаимосвязанных речевых упражнений, которые носили конструктивный и творческий характер. (Приложение № 6)
III Итоговый этап:
1. Разработка алгоритма моделирования связного высказывания: пересказ по модели, моделирование рассказа по картине, моделирование рассказа по серии картин, моделирование описательных рассказов, моделирование творческих рассказов. 10
(Приложение № 7) 2. Заключительное обследование уровня сформированности связной речи воспитанников. На контрольном эксперименте применялась методика «пересказ текста и составление рассказа» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше (Приложение № 8)
Предполагаемый результат

Педагоги:
освоение проектного метода; создание методических разработок, сценариев, перспективного плана, конспектов ОД в соответствии с ФГОС ДО. 11

Воспитанники:
развитие самостоятельной связной речи.
Родители:
вовлечение в проектную деятельность и партнерские отношения при реализации проекта.


Заключение
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного 12
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем – логопедом в системе коррекции речи детей. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. В данном случае модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Наличие модели помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование помогает детям в развитии и становлении связной речи, делает их рассказы четкими, связными, полными, последовательными, повысить уровень информативности, улучшить грамматическое оформление, значительно повысить речевую активность, что свидетельствует о целесообразности использования метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи детей с ОНР III уровня.
Список литературы
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – с. 168. 13
2. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. – 1989. - № 1, с. 69 – 77. 3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. – 208 с. 4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. – 2008. - № 4, с. 102 – 115. 5. Программа коррекции обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6 – го года жизни. // Сост. Т.Б.Филичева, Г.Б.Чиркина. – М., 1989. – 43с. 6. Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие. – СПб: Детство – Пресс, 2009. – 64 с. 7. Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования // Логопед. – 2010. - № 8, с. 10 – 15. 8. Ткаченко Т.А. Символика для речевого развития. Учебно – методическое пособие – М.: Эксмо, 2008. – 48с. Приложение № 1 Т.Б.Филичева, Г.А.Каше предлагают проводить обследование речи детей по четырем параметрам: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико – грамматические средства, связная речь с использованием трехбалльной системы оценивания. Для выявления уровня сформированности связной речи Т.Б.Филичева и Г.А.Каше рекомендуют 14
использовать: пересказ, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ по сюжетной картине, описательный рассказ.
Пересказ
3 балла – составлен самостоятельно, полностью передается содержание, соблюдается связность и последовательность изложения, грамматические нормы, употребляются разнообразные языковые средства; 2 балла – составлен с некоторой помощью, полностью передается содержание, отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие художественно – стилистических элементов, единичные ошибки в структуре предложений; 1 балл – используются повторные наводящие вопросы, пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности, единичные смысловые несоответствия; 0 баллов – составлен по наводящим вопросам, связность значительно нарушена, пропуски частей текста, смысловые ошибки, нарушается последовательность, бедность и однообразие языковых средств.
Рассказ по серии сюжетных картин
3 балла – составлен самостоятельно, полно и адекватно отражен сюжет, соблюдены грамматические нормы языка; 2 балла – составлен с помощью, достаточно полно отражено содержание, возможны пропуски некоторых деталей, в целом не нарушающие соответствия сюжету, неявно выраженные нарушения связности, единичные ошибки в построении фраз; 1 балл – составлен с помощью наводящих вопросов и указаний, нарушена связность, пропуски нескольких эпизодов, отдельные смысловые несоответствия; 0 баллов – составлен с помощью наводящих вопросов, связность резко нарушена, пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет, смысловые ошибки, рассказ подменяется перечислением действий.
Описание предмета
3 балла – описан самостоятельно, последовательно, полностью и точно; 15
2 балла – описан самостоятельно или с небольшой помощью, в целом – правильно, но неполно, имеют место морфолого – синтаксические нарушения; 1 балл – описан по наводящим вопросам, неполно, неточно, лексические и синтаксические затруднения; 0 баллов – описан с помощью, по наводящим вопросам, крайне бедный словарь, нет последовательности, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие предмета.
Рассказ по сюжетной картине
3 балла – составлен самостоятельно, полно, точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых норм; 2 балла – составлен с небольшой помощью, нарушена связность, пропуски эпизодов и отдельные морфолого – синтаксические нарушения; 1 балл – составлен с помощью наводящих вопросов, нарушена связность, пропуски, смысловые несоответствия; 0 баллов – задание не выполнено даже с помощью вопросов, большая часть рассказа – простое перечисление предметов и действий, бедность содержания, нет связности, грубые лексико – грамматические ошибки. В результате обследования, если ребенок набрал от: 10 – 12 баллов – высокий уровень развития связной речи; 6 – 8 баллов – средний уровень; ниже 6 баллов – низкий уровень сформированности связной речи. В ходе эксперимента детям предлагалось пересказать один их текстов:
Ежик
Живет в лесу ежик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ежика. Ежик всю зиму спит.
Кот
В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко. 16
Для составления рассказа по серии сюжетных картин и рассказа по сюжетной картине использовались картинки серии Т.Б.Филичевой, А.В.Соболевой « Нашли ежа» и «Зайка и морковка» Для составления описательных рассказов использовалась любая игрушка или яблоко. По результатам обследования были получены результаты: Ф.И. ребенка возраст Речевой диагноз пересказ Рассказ по серии сюжетных картинок Описани е предмета Рассказ по сюжетной картинке Количество баллов/ уровень Эдик В. 5 лет ОНР III 1 2 2 1 6 б/с 17
Витя М. 6 лет ОНР III 1 0 1 0 2 б/н Настя С. 6 лет ОНР III 1 2 2 2 7 б/с Лиза Т. 6 лет ОНР III 2 0 2 2 6 б/с Юля В. 6 лет ОНР III 1 0 1 0 2 б/н Оля В. 5 лет ОНР III 0 1 2 0 3 б/н Юра Д. 6 лет ОНР III 1 0 1 1 3 б/н Ваня Б. 6 лет ОНР III 2 0 0 0 2 б/н Данил О. 5 лет ОНР III 0 1 0 1 2 б/н Маша Г. 6 лет ОНР III 1 2 2 1 6 б/с Таким образом, в результате обследования группы детей с ОНР III уровня получены следующие результаты 25,00% 75,00%
Уровень сформированности связной речи
Высокий Средний Низкий Приложение № 2
Перспективный план формирования связной речи детей

старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

с использованием метода наглядного моделирования
18
Коррекционно – логопедическая работа Период обучения Развитие связной речи Лексические темы I п е р и о д обучения (вторая половина сентября, октябрь, ноябрь) Занятия по формированию связной речи проводятся с использованием картинных планов, карточек – символов, сенсорно – графических схем, мнемодорожек. 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам продемонстрированного действия. 3. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 4. Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по лексическим темам. 5. Работа над диалогической речью (совместные беседы). 6. Обучение детей умению пересказывать короткие рассказы, сказки, тексты (дословный и свободный пересказ). 1.Игрушки. 2. Овощи. 3. Фрукты. 4. Семья. 5. Осень. 6. Человек. 7. Одежда. 8.Домашние животные. 9 . Д и к и е животные. 1 0 . С р а в н е н и е диких и домашних животных. 11. Посуда. 19
II п е р и о д обучения (декабрь, январь, февраль) Занятия по формированию связной речи проводятся с использованием картинных планов, карточек – символов, сенсорно – графических схем, опорных схем. 1. Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом. 2. Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию. 3. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. 1.Зима. З имние забавы. 2 . Д о м а ш н и е птицы. 3 . З и м у ю щ и е птицы. 4. Транспорт. 5. Мебель. 6. Профессии. 7. Инструменты. 8 . П р о д у к т ы питания. 9.Защитники Отечества. 10. Мой го р од . Моя страна. III п е р и о д обучения (март, апрель, май) Занятия по формированию связной речи проводятся с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек – символов. 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами). 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов. 1.Весна. 2 . М а м и н праздник. 3. Деревья. 4. Дом и его части. 5. Зоопарк. 6. Цветы. 7. Рыбы. 8. Насекомые. 9 . П р а з д н и к Победы. 10.Школьные принадлежности. 11. Лето. 20
Приложение № 3 1. Дидактическая игра « Что звучит» Цель: учить различать звучание различных музыкальных инструментов; продолжать развивать слуховое внимание. Оборудование: ширма или экран, музыкальные инструменты. Ход игры: Педагог показывает детям поочередно музыкальные инструменты, называет каждый из них, показывает их звучание. Затем педагог за ширмой играет на инструментах (это может делать и сказочный герой или игрушка), а дети отвечают, какой инструмент звучит. 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: учить выбирать предметы на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально – положительное отношение к игре. Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, игрушки (по тематике). Ход игры: Педагог кладет в мешочек предметы, дети не видят эти предметы. Ребенок опускает руки в мешочек и ощупывает предмет, называя его. 3. Дидактическая игра «Догадливый ротик (носик)» Цель: учить отгадывать название предмета по его вкусу и запаху (вычленение признаков данного предмета) Оборудование: фрукты, овощи или ягоды. Ход игры: Педагог предлагает ребенку попробовать кусочек фрукта (овоща или ягоды) с закрытыми глазами. По вкусу ребенок должен узнать (назвать кушанье). 4. Дидактическая игра «Разделительная машина» Цель: учить узнавать предмет по его части. Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, часть какого – либо предмета (игрушки). Ход игры: Педагог кладет в мешочек часть от предмета (игрушки) и предлагает ребенку ощупать его и назвать предмет (игрушку), которому принадлежит эта часть. Усвоение детьми исследования предметов позволило перейти к изучению сенсорно – графической схемы описания предмета, включающей, следующие символы: 21
Применение данной схемы позволило систематизировать сенсорные эталоны и использовать их для оценки степени выраженности различных качеств и свойств описываемого объекта. Приложение № 4
СЕМЕЙНЫЙ ГАРДЕРОБ
Вместе с мамой рассмотреть 6-8 предметов её одежды. Договориться, если ты точно и полно опишешь какой – нибудь предмет одежды, мама наденет его и в нем станцует под музыку. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше. 22

МОИ ИГРУШКИ
Разложить на ковре 8 – 10 игрушек. Пользуясь схемой описания, составить о каждой игрушке подробный рассказ.


ПЕРЕД ОБЕДОМ
Внимательно рассмотреть 8 – 10 предметов посуды. Используя схему, составить загадки – описания нескольких предметов. 23



ОТКРОЕМ ХОЛОДИЛЬНИК
Вместе с мамой достать из холодильника 5 – 6 продуктов (мясных, молочных, мучных) и, пользуясь схемой описания продуктов, составить о каждом из них полный рассказ.




КОРЗИНА С ФРУКТАМИ И ЯГОДАМИ
Внимательно рассмотри все фрукты и ягоды, положенные взрослым в корзину (вазу). Завязать глаза и не подглядывать. Попробовать кусочек фрукта, который даст тебе взрослый. По вкусу отгадать кушанье и рассказать о нем по плану – схеме. Добиваться, чтобы рассказ получился интересным, полным, без пауз и лишних слов. 24



ПРОФЕССИЯ
Рассказать о какой-нибудь профессии по плану – схеме. Добиваться, чтобы рассказ получился интересным.


ЯЩИК С ОВОЩАМИ
Достать из холодильника все имеющиеся овощи. Выбрать те, о которых ты знаешь больше всего, видел, как они растут, собирал и т.п. Рассказать о таких овощах по плану – схеме. Добиться, чтобы рассказ получился полным, связным, интересным.

25



СВОИ ЗАГАДКИ
Пользуясь схемой описания, составь свои загадки о домашних животных. Расскажи по схеме, что ты знаешь о домашнем животном, не называя его.

Приложение № 5 Дети совместно с педагогом рассматривали символы заместители, разбирали их значения, необходимость использовать в данной модели. Анализируя модели разной структуры, дети устанавливали зависимость между количеством компонентов модели, полнотой и информативностью рассказа составленного по ней 26
В к а ч е с т в е у с л о в н ы х з а м е с т и т е л е й м о г у т п р и м е н я т ь с я :
* геометрические фигуры

* символические изображения предметов

-условные обозначения



- силуэты - контуры
27







- пиктограммы



* опорные картинки




Приложение № 6 Задачей конструктивных упражнений являлось практическое усвоение навыков построения описания. Для разрешения ее использовались следующие приемы: 1. Составь описание некоторого объекта по отдельным фрагментам модели (объект не назван). 28
2. «Называй с чего захочешь» - этот прием позволяет составить разные описания одного и того же объекта. Описание начинается с любого из компонентов модели. 3. «Сложная загадка» - задача детей выбрать наименее характерные для объекта качества и составить такое описание, по которому было бы трудно узнать объект описания. 4. Прием сравнительного описания. Освоение этого приема требует предварительной подготовки, которую обеспечивают следующие упражнения: а) прием отрицания; б) «вертолина» - упражнение в выделении и обозначении контрастных признаков; в) «кто больше найдет отличий»; г) последовательное выделение ряда признаков, отличающих между собой предметы 1 группы (выделение суще ственных и несущественных признаков); д) прием параллельного описания. Упражнения с элементами творчества формируют навык самостоятельного конструирования монологических высказываний: * «Угадай, кто я» - рассказ – описание от 1 – го лица; * Описание по плану (по памяти) – составление описания объекта, обозначенного на плане группы, участка детского сада, микрорайона; * «Фантазеры» - в заданной модели присутствует компонент, не присущий объекту описания, рассказ составляется с учетом этого компонента; * «Раскрась» рисунок – дети описывают черно – белый рисунок, один объект представлен в разные временные периоды. 29
Приложение № 7
Алгоритм моделирования связных рассказов детей

Пересказ по модели

1.
Предварительное чтение текста педагогом. - Повторное чтение текста с одновременным моделированием (модель составляется вместе с ребенком). - Восстановление текста ребенком по фрагментам модели. Полный пересказ текста по модели. 2. Чтение текста педагогом и параллельное моделирование его ребенком - Мотивировки выбора фрагмента модели. - Пересказ текста ребенком по своей модели 3. Чтение текста педагогом и моделирование его ребенком. 30
- Пересказ текста ребенком по своей модели. -Введение необычного фрагмента в модель рассказа (или удаление из модели одного из фрагментов). - Творческий пересказ текста по измененной модели.
Моделирование рассказа по картине
1. Рассматривание картины. - Беседа по ее содержанию. - Выделение существенных фрагментов картины (составление фрагментарной модели рассказа – в качестве элементов модели могут быть использованы детали картины, силуэтные изображения, геометрические фигуры). - Мини-рассказы по отдельным фрагментам модели. - Объединение их в целый рассказ по картине. 2. Рассматривание картины. - Беседа по содержанию картины, моделирование сюжета. - Додумывание начала и окончания сюжета, моделирование этих частей - Рассказ по картине по цепочке – начало, середина, конец. - Полный рассказ по картине. 3. Повторное рассматривание картины. - Восстановление рассказа по картине с опорой на модель. - Введение необычного элемента в сюжет картины. - Творческий рассказ по картине.
Моделирование рассказа по серии картин
1.Рассмвтривание отдельных картин серии, моделирование сюжета (работа над каждой картинкой ведется аналогично работе над составлением рассказа по сюжетной картине). - Установление логической последовательности действия. - Составление рассказа по каждому из фрагментов серии (распространенного и краткого). - Объединение отдельных рассказов в целый сюжет. 2. Составление творческого рассказа по серии картин: придумывание начала рассказа, окончания (продолжения) рассказа, восстановление недостающего элемента рассказа. 31

Моделирование описательных рассказов
1. Описание предмета: - Исследование предмета по плану (готовому или выбранному самим ребенком). - Составление символической модели описания предмета. - Рассказ о предмете по модели. 2. Описание явления: - Разбор существенных признаков явления. - Обозначение символами – заместителями. - Моделирование описания. - Рассказ по составленной модели. 3. Творческое описание: - Введение в модель описания необычных признаков или свойств. - Творческое описание по измененной модели.
Моделирование творческих рассказов
1. Создание картинной модели творческого рассказа. - Рассказ по составленной модели. - Опорные картинки предлагаются педагогом или выбираются самим ребенком. 2. Создание силуэтной модели творческого рассказа - Рассказ по составленной модели. 3. Создание символической модели рассказа по предложенной теме. - Рассказ по составленной модели. 4. Рассказы (сказки) – настроения: опорная картинка + символ настроения.



32
Приложение № 8 В результате проделанной работы по формированию навыка связной речи у детей 5-6 – летнего возраста с ОНР III уровня, на 40% увеличился высокий уровень сформированности связной речи, средний уровень увеличился на 15%, низкий – уменьшился на 55%. Ф.И. ребенка возраст Речевой диагноз пересказ Рассказ по серии сюжетных картинок Описани е предмета Рассказ по сюжетной картинке Количество баллов/ уровень Эдик В. 5 лет ОНР III 3 2 3 2 10 б/в Витя М. 6 лет ОНР III 2 1 2 2 7 б/с Настя С. 6 лет ОНР III 3 2 3 2 10б/в Лиза Т. 6 лет ОНР III 3 2 3 2 10 б/в 33
Юля В. 6 лет ОНР III 2 2 1 2 7 б/с Оля В. 5 лет ОНР III 1 2 2 1 6 б/с Юра Д. 6 лет ОНР III 2 1 1 1 5 б/н Ваня Б. 6 лет ОНР III 2 2 2 1 7 б/с Данил О. 5 лет ОНР III 1 2 1 2 6 б/н Маша Г. 6 лет ОНР III 3 2 3 2 10 б/в Таким образом, в результате обследования группы детей с ОНР III уровня получены следующие результаты 40,00% 40,00% 20,00%
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ 34


В раздел образования