"Моделирование как метод развития самостоятельной связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Автор: Сычева Елена Анатольевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №10 "Аленький цветочек" Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область Наименование материала: педагогический проект Тема: "Моделирование как метод развития самостоятельной связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня". Раздел: дошкольное образование
тему: «Моделирование
как
метод
развития
самостоятельной
связной
речи
у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»
Исполнитель:
Сычева Елена Анатольевна,
учитель – логопед МАДОУ
«Детский сад № 10
«Аленький цветочек»
Содержание
1
Паспорт проекта
3
Актуальность проекта
6
Цель, задачи проекта
8
Этапы проекта
9
Предполагаемый результат
11
Заключение
12
Список литературы
13
Приложение
Паспорт проекта
2
Наименование проекта
«Моделирование
как
метод
развития
с а м о с т о я т е л ь н о й
с в я з н о й
р е ч и
у
дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня»
Вид проекта
Творческий
Цель и задачи проекта
Ц е л ь :
в ы я в л е н и е
в о з м о ж н о с т е й
моделирования в развитии связной речи детей
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а
с
о б щ и м
недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1.
И з у ч и т ь
и
п р о а н а л и з и р о в а т ь
специальную
литературу
по
проблеме
использования
моделирования
как
средства развития связной речи детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим недоразвитием речи III уровня.
2.
Изучить состояние связной речи детей
старшего дошкольного возраста с ОНР.
3.
Определить
место
моделирования
в
коррекционно – логопедической работе.
Ресурсное обеспечение
проекта
Материально – техническое:
- Дидактическое обеспечение.
-
Геометриче ские
фигуры,
условные
обозначения,
силуэтные
и
контурные
изображения,
пиктограммы,
мнемотаблицы,
схемы, опорные картинки, контрастная рамка.
Информационно – методическое:
- Библиотечный фонд.
- Фото, видео материалы.
- Консультации для родителей воспитанников.
- Интернет сайты.
3
Финансовое
обеспечение проекта
Приобретение родителями группы материала
для
изготовления
пособий
(пиктограммы,
мнемотаблицы, схемы и т.д.)
Тип проекта
Краткосрочный
С р о к и
и
э т а п ы
реализации проекта
I-Подготовительный
этап:
(сентябрь
–
октябрь 2014г.)
II - Основной этап: (октябрь 2014г. – апрель
2015г.)
III – Итоговый этап: (апрель – май 2015г.)
Перечень
о сновных
мероприятий
Изучение
Федерального
Государственного
Стандарта Дошкольного Образования.
Подбор и изучение специальной литературы,
публикаций в журналах «Логопед», по теме
проекта.
Определение
методов
педагогиче ского
диагностирования.
Предполагаемый
результат проекта
Педагоги:
освоение
проектного
метода;
с о зд а ние
ме тод ич е с к их
р а з р а б о т о к ,
сценариев, перспективного плана, конспектов
ОД в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитанники:
развитие
самостоятельной
связной речи.
Род и т е л и :
во вл еч е н и е
в
п р о е к т н у ю
деятельность и партнерские отношения при
реализации проекта.
Дальнейшее
развитие
проекта
В перспективе дальнейшее развитие проекта
на
следующий
учебный
год.
Применение
метода
моделирования
в
индивидуальной
коррекции звукопроизношения.
4
Целевая(ые)
группа(ы)
проекта
Педагог, обучающиеся, родители.
Актуальность проекта
5
По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей с
ОНР можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются
непоследовательностью,
даже
если
ребенок
передает
содержание знакомого текста;
состоят
из
отдельных
фрагментов,
логически
не
связаных
между
собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Это свидетельствует о трудностях в программировании связных
высказываний. Поэтому, в работе с детьми с общим недоразвитием речи
необходимы
вспомогательные
средства,
облегчающие
и
направляющие
процесс
становления
у
ребенка
развернутого
смыслового
высказывания.
Таким вспомогательным средством является наглядное моделирование .
Следовательно,
актуальность
использования
метода
наглядного
моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во- первых, ребенок – дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но
для
детей
характерна
быстрая
утомляемость
и
потеря
интереса
к
занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес
и помогает решить эту проблему;
во-вторых,
использование
символической
аналогии
обеспечивает
и
ускоряет
процесс
запоминания
и
усвоения
материала,
формирует
приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти
гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти
графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть
главное, систематизировать полученные знания.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,
имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование связной речи.
Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого
недоразвития,
так
и
для
подготовки
детей
к
предстоящему
школьному
о
б
у
ч
е
н
и
ю
.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня
овладения
ими
связной
речью:
восприятие
и
воспроизведение
текстовых
учебных
материалов,
умение
давать
развернутые
ответы
на
вопросы,
самостоятельно излагать свои суждения.
6
Цель проекта:
Выявление
возможностей
моделирования
в
развитии
связной
речи
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
7
Задачи:
1.
Изучить
и
проанализировать
специальную
литературу
по
проблеме
использования
моделирования
как
средства
развития
связной
речи
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня.
2.
Изучить состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР.
3.
Определить место моделирования в коррекционно – логопедической
работе.
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап:
8
1.
Подбор и изучение специальной литературы, публикаций в журналах
«Логопед»,
«Дошколенок
Кузбасса»,
«Дошкольное
воспитание»,
по
теме проекта.
2.
Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста.
Для
проведения
диагностики
была
взята
методика
Т.Б.Филичевой,
Г.А.Каше «пересказ текста и составление рассказов». Оценка связности
речи
оценивалась
3
баллами
по
следующим
параметрам:
пересказ,
рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картин,
описание предмета. (Приложение № 1)
3.
Разработка перспективного плана по теме проекта.
Вся работа по формированию связной речи реализуется в течение трех
периодов:
В I периоде обучения дети должны овладеть навыками составления
простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по
картинам, с последующим составлением коротких рассказов.
В о II периоде совершенствуются навыки ведения диалога, вводится
обучение детей составлению простого описания предмета, коротких
рассказов по картинам и их сериям, рассказов – описаний, простых
пересказов.
В III
периоде,
наряду
с
совершенствованием
диалога
и
навыков
в
указанных
видах
рассказывания,
предусматривается
обучение
составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца
и начала, дополнением эпизодов и др.) (Приложение №2)
II Основной этап:
1.
Создание
условий
для
осознанного
обследования
объекта
с
тем,
чтобы
получить
разнообразную
сенсорную
информацию,
определяющую
его
главные
свойства
и
признаки,
по
средствам
тренировочных
упражнений,
направленных
на
р а з в ит ие
разнообразных
видов
непосредственного
восприятия
объекта
(зрительного,
тактильного,
слухового):
«Угадай
что
звучит»,
«Волшебный
мешочек»,
«Догадливый
ротик
( н о с и к ) » ,
«Разделительная машина» (Приложение № 3)
2.
Овладение навыком выделения структурных компонентов модели,
упражнение в построении описания по готовой модели.
9
А) Ознакомительная
- Познакомить с образцами моделей описательного рассказа (в качестве
образца использовались модели, предложенные Т.А.Ткаченко)
(Приложение № 4)
Б) Аналитическое
- Познакомить с приемами выделения основных компонентов моделей
описательного рассказа о конкретном предмете, явлении.
В) Практическое
- Усвоение навыка составления описания: предмета; явления; ситуации.
Закрепление полученных навыков осуществлялось путем
тренировочных упражнений :
посмотри на модель, добавь недостающую часть;
назови (покажи) лишнюю часть модели;
посмотри на модель, угадай, о чем (о ком) будет рассказ;
составь модель описания (объект задает логопед);
расставь части так, чтобы получилась модель рассказа;
(Приложение № 5)
3.
Закрепление
практического
навыка
составления
моделей
описательного
высказывания,
а
также,
усвоение
способов
реконструкции
моделей
и
введения
творческих
элементов
в
описательные
рассказы.
Использовалась
система
взаимосвязанных
речевых упражнений, которые носили конструктивный и творческий
характер.
(Приложение № 6)
III Итоговый этап:
1.
Разработка алгоритма моделирования связного высказывания: пересказ
по
модели,
моделирование
рассказа
по
картине,
моделирование
рассказа
по
серии
картин,
моделирование
описательных
рассказов,
моделирование творческих рассказов.
10
(Приложение № 7)
2.
Заключительное обследование уровня сформированности связной речи
воспитанников.
На контрольном эксперименте применялась методика «пересказ текста
и составление рассказа» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше
(Приложение № 8)
Предполагаемый результат
Педагоги: освоение проектного метода; создание методических разработок,
сценариев, перспективного плана, конспектов ОД в соответствии с ФГОС ДО.
11
Воспитанники: развитие самостоятельной связной речи.
Родители: вовлечение в проектную деятельность и партнерские отношения
при реализации проекта.
Заключение
Связная
речь
занимает
важное
место
в
общении
ребенка
со
сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение
осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она
является
показателем
того,
насколько
ребенок
владеет
лексикой
родного
языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного
12
содержания,
которое
осуществляется
логично,
последовательно
и
точно,
грамматически правильно и образно.
Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем –
логопедом в системе коррекции речи детей. Одним из способов планирования
связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. В
данном случае модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и
последовательность рассказов ребенка. Постепенно овладевая всеми видами
связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать
свою речь.
Наличие модели помогает ребенку зрительно представить абстрактные
понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это
особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них
решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование помогает детям в развитии и становлении
связной
речи,
делает
их
рассказы
четкими,
связными,
полными,
последовательными,
повысить
уровень
информативности,
улучшить
грамматическое оформление, значительно повысить речевую активность, что
свидетельствует
о
целесообразности
использования
метода
наглядного
моделирования в работе по развитию связной речи детей с ОНР III уровня.
Список литературы
1.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – с. 168.
13
2.
Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с
ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. – 1989. - № 1,
с. 69 – 77.
3.
Миронова
С.А.
Развитие
речи
дошкольников
на
логопедических
занятиях. – М., 1991. – 208 с.
4.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии
связной речи // Логопед. – 2008. - № 4, с. 102 – 115.
5.
Программа
коррекции
обучения
и
воспитания
детей
с
общим
недоразвитием
речи
6
–
го
года
жизни.
//
Сост.
Т.Б.Филичева,
Г.Б.Чиркина. – М., 1989. – 43с.
6.
Полянская
Т.Б.Использование
метода
мнемотехники
в
обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно – методическое
пособие. – СПб: Детство – Пресс, 2009. – 64 с.
7.
Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода
моделирования // Логопед. – 2010. - № 8, с. 10 – 15.
8.
Ткаченко
Т.А.
Символика
для
речевого
развития.
Учебно
–
методическое пособие – М.: Эксмо, 2008. – 48с.
Приложение № 1
Т.Б.Филичева,
Г.А.Каше
предлагают
проводить
обследование
речи
детей
по
четырем
параметрам:
звукопроизношение,
фонематическое
восприятие,
лексико
–
грамматические
средства,
связная
речь
с
использованием трехбалльной системы оценивания. Для выявления уровня
сформированности
связной
речи
Т.Б.Филичева
и
Г.А.Каше
рекомендуют
14
использовать:
пересказ,
рассказ
по
серии
сюжетных
картин,
рассказ
по
сюжетной картине, описательный рассказ.
Пересказ
3 балла – составлен самостоятельно, полностью передается содержание,
соблюдается связность и последовательность изложения, грамматические
нормы, употребляются разнообразные языковые средства;
2 балла – составлен с некоторой помощью, полностью передается
содержание, отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие
художественно – стилистических элементов, единичные ошибки в структуре
предложений;
1 балл – используются повторные наводящие вопросы, пропуски отдельных
эпизодов или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности,
единичные смысловые несоответствия;
0 баллов – составлен по наводящим вопросам, связность значительно
нарушена, пропуски частей текста, смысловые ошибки, нарушается
последовательность, бедность и однообразие языковых средств.
Рассказ по серии сюжетных картин
3 балла – составлен самостоятельно, полно и адекватно отражен сюжет,
соблюдены грамматические нормы языка;
2 балла – составлен с помощью, достаточно полно отражено содержание,
возможны
пропуски
некоторых
деталей,
в
целом
не
нарушающие
соответствия сюжету, неявно выраженные нарушения связности, единичные
ошибки в построении фраз;
1 балл – составлен с помощью наводящих вопросов и указаний, нарушена
связность,
пропуски
нескольких
эпизодов,
отдельные
смысловые
несоответствия;
0
баллов
–
составлен
с
помощью
наводящих
вопросов,
связность
резко
нарушена,
пропуск
существенных
эпизодов
и
целых
фрагментов,
что
искажает сюжет, смысловые ошибки, рассказ подменяется перечислением
действий.
Описание предмета
3 балла – описан самостоятельно, последовательно, полностью и точно;
15
2 балла – описан самостоятельно или с небольшой помощью, в целом –
правильно,
но
неполно,
имеют
место
морфолого
–
синтаксические
нарушения;
1 балл – описан по наводящим вопросам, неполно, неточно, лексические и
синтаксические затруднения;
0 баллов – описан с помощью, по наводящим вопросам, крайне бедный
словарь, нет последовательности, выраженный аграмматизм, затрудняющий
восприятие предмета.
Рассказ по сюжетной картине
3 балла – составлен самостоятельно, полно, точно, связно и последовательно,
с соблюдением языковых норм;
2 балла – составлен с небольшой помощью, нарушена связность, пропуски
эпизодов и отдельные морфолого – синтаксические нарушения;
1 балл – составлен с помощью наводящих вопросов, нарушена связность,
пропуски, смысловые несоответствия;
0 баллов – задание не выполнено даже с помощью вопросов, большая часть
рассказа
–
простое
перечисление
предметов
и
действий,
бедность
содержания, нет связности, грубые лексико – грамматические ошибки.
В результате обследования, если ребенок набрал от:
10 – 12 баллов – высокий уровень развития связной речи;
6 – 8 баллов – средний уровень;
ниже 6 баллов – низкий уровень сформированности связной речи.
В ходе эксперимента детям предлагалось пересказать один их текстов:
Ежик Живет в лесу ежик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков.
Зимой нет еды для ежика. Ежик всю зиму спит.
Кот В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко
потекло. Кот лакал молоко.
16
Для составления рассказа по серии сюжетных картин и рассказа по
сюжетной
картине
использовались
картинки
серии
Т.Б.Филичевой,
А.В.Соболевой « Нашли ежа» и «Зайка и морковка»
Для составления описательных рассказов использовалась любая игрушка
или яблоко.
По результатам обследования были получены результаты:
Ф.И.
ребенка
возраст
Речевой
диагноз
пересказ
Рассказ
по
серии
сюжетных
картинок
Описани
е
предмета
Рассказ
по
сюжетной
картинке
Количество
баллов/
уровень
Эдик В.
5 лет
ОНР III
1
2
2
1
6 б/с
17
Витя М.
6 лет
ОНР III
1
0
1
0
2 б/н
Настя С.
6 лет
ОНР III
1
2
2
2
7 б/с
Лиза Т.
6 лет
ОНР III
2
0
2
2
6 б/с
Юля В.
6 лет
ОНР III
1
0
1
0
2 б/н
Оля В.
5 лет
ОНР III
0
1
2
0
3 б/н
Юра Д.
6 лет
ОНР III
1
0
1
1
3 б/н
Ваня Б.
6 лет
ОНР III
2
0
0
0
2 б/н
Данил О.
5 лет
ОНР III
0
1
0
1
2 б/н
Маша Г.
6 лет
ОНР III
1
2
2
1
6 б/с
Таким образом, в результате обследования группы детей с ОНР III
уровня получены следующие результаты
25,00%
75,00%
Уровень сформированности связной речи
Высокий
Средний
Низкий
Приложение № 2
Перспективный план формирования связной речи детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
с использованием метода наглядного моделирования
18
Коррекционно – логопедическая работа
Период
обучения
Развитие связной речи
Лексические темы
I
п е р и о д
обучения
(вторая
половина
сентября,
октябрь,
ноябрь)
Занятия по формированию связной речи
проводятся с использованием картинных
планов, карточек – символов, сенсорно –
графических схем, мнемодорожек.
1.
Составление простых
распространенных предложений.
2.
Составление предложений по
демонстрируемому действию и по
следам продемонстрированного
действия.
3.
Обучение детей умению задавать
вопросы и отвечать на вопросы
полным ответом.
4.
Обучение детей пересказу и
составлению коротких
описательных рассказов по
лексическим темам.
5.
Работа над диалогической речью
(совместные беседы).
6.
Обучение детей умению
пересказывать короткие рассказы,
сказки, тексты (дословный и
свободный пересказ).
1.Игрушки.
2. Овощи.
3. Фрукты.
4. Семья.
5. Осень.
6. Человек.
7. Одежда.
8.Домашние
животные.
9 .
Д и к и е
животные.
1 0 .
С р а в н е н и е
диких и домашних
животных.
11. Посуда.
19
II
п е р и о д
обучения
(декабрь,
январь,
февраль)
Занятия по формированию связной речи
проводятся с использованием картинных
планов, карточек – символов, сенсорно –
графических схем, опорных схем.
1.
Учить составлять простые
предложения, распространенные
однородными членами, сложные
предложения с союзными словами,
сначала и потом.
2.
Учить составлять описательные
рассказы по непосредственному
восприятию.
3.
Обучать пересказу и составлению
рассказа по картине и серии картин.
1.Зима.
З имние
забавы.
2 .
Д о м а ш н и е
птицы.
3 .
З и м у ю щ и е
птицы.
4. Транспорт.
5. Мебель.
6. Профессии.
7. Инструменты.
8 .
П р о д у к т ы
питания.
9.Защитники
Отечества.
10.
Мой
го р од .
Моя страна.
III
п е р и о д
обучения
(март,
апрель, май)
Занятия по формированию связной речи
проводятся с использованием
мнемотаблиц, картинных планов,
карточек – символов.
1.
Закрепление умения
самостоятельно составлять
описательные рассказы, рассказы по
сюжетной картине, по серии
сюжетных картин, из опыта (в
соответствии с лексическими темами).
2.
Составление различных типов
сложноподчиненных предложений с
союзами и союзными словами.
3.
Обучение детей составлению
рассказов из личного опыта и
творческих рассказов.
1.Весна.
2 .
М а м и н
праздник.
3. Деревья.
4. Дом и его части.
5. Зоопарк.
6. Цветы.
7. Рыбы.
8. Насекомые.
9 .
П р а з д н и к
Победы.
10.Школьные
принадлежности.
11. Лето.
20
Приложение № 3
1.
Дидактическая игра « Что звучит»
Цель:
учить
различать
звучание
различных
музыкальных
инструментов; продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование: ширма или экран, музыкальные инструменты.
Ход
игры:
Педагог
показывает
детям
поочередно
музыкальные
инструменты, называет каждый из них, показывает их звучание.
Затем педагог за ширмой играет на инструментах (это может делать
и сказочный герой или игрушка), а дети отвечают, какой инструмент
звучит.
2.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель:
учить
выбирать
предметы
на
ощупь,
развивать
внимание,
формировать эмоционально – положительное отношение к игре.
Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, игрушки
(по тематике).
Ход игры: Педагог кладет в мешочек предметы, дети не видят эти
предметы. Ребенок опускает руки в мешочек и ощупывает предмет,
называя его.
3.
Дидактическая игра «Догадливый ротик (носик)»
Цель: учить отгадывать название предмета по его вкусу и запаху
(вычленение признаков данного предмета)
Оборудование: фрукты, овощи или ягоды.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку попробовать кусочек фрукта
(овоща или ягоды) с закрытыми глазами. По вкусу ребенок должен
узнать (назвать кушанье).
4.
Дидактическая игра «Разделительная машина»
Цель: учить узнавать предмет по его части.
Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, часть
какого – либо предмета (игрушки).
Ход игры: Педагог кладет в мешочек часть от предмета (игрушки) и
предлагает
ребенку
ощупать
его
и
назвать
предмет
(игрушку),
которому принадлежит эта часть.
Усвоение
детьми
исследования
предметов
позволило
перейти
к
изучению
сенсорно
–
графической
схемы
описания
предмета,
включающей, следующие символы:
21
Применение данной схемы позволило систематизировать сенсорные
эталоны и использовать их для оценки степени выраженности различных
качеств и свойств описываемого объекта.
Приложение № 4
СЕМЕЙНЫЙ ГАРДЕРОБ
Вместе с мамой рассмотреть 6-8 предметов её одежды. Договориться, если ты точно и
полно опишешь какой – нибудь предмет одежды, мама наденет его и в нем станцует под
музыку. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше.
22
МОИ ИГРУШКИ
Разложить на ковре 8 – 10 игрушек. Пользуясь схемой описания, составить о каждой
игрушке подробный рассказ.
ПЕРЕД ОБЕДОМ
Внимательно рассмотреть 8 – 10 предметов посуды. Используя схему, составить загадки –
описания нескольких предметов.
23
ОТКРОЕМ ХОЛОДИЛЬНИК
Вместе с мамой достать из холодильника 5 – 6 продуктов (мясных, молочных, мучных) и,
пользуясь схемой описания продуктов, составить о каждом из них полный рассказ.
КОРЗИНА С ФРУКТАМИ И ЯГОДАМИ
Внимательно рассмотри все фрукты и ягоды, положенные взрослым в корзину (вазу).
Завязать
глаза
и
не
подглядывать.
Попробовать
кусочек
фрукта,
который
даст
тебе
взрослый. По вкусу отгадать кушанье и рассказать о нем по плану – схеме. Добиваться,
чтобы рассказ получился интересным, полным, без пауз и лишних слов.
24
ПРОФЕССИЯ
Рассказать
о
какой-нибудь
профессии
по
плану
–
схеме.
Добиваться,
чтобы
рассказ
получился интересным.
ЯЩИК С ОВОЩАМИ
Достать из холодильника все имеющиеся овощи. Выбрать те, о которых ты знаешь больше
всего, видел, как они растут, собирал и т.п. Рассказать о таких овощах по плану – схеме.
Добиться, чтобы рассказ получился полным, связным, интересным.
25
СВОИ ЗАГАДКИ
Пользуясь схемой описания, составь свои загадки о домашних животных. Расскажи по
схеме, что ты знаешь о домашнем животном, не называя его.
Приложение № 5
Дети совместно с педагогом рассматривали символы заместители, разбирали
их
значения,
необходимость
использовать
в
данной
модели.
Анализируя
модели
разной
структуры,
дети
устанавливали
зависимость
между
количеством компонентов модели, полнотой и информативностью рассказа
составленного по ней
26
В
к а ч е с т в е
у с л о в н ы х
з а м е с т и т е л е й
м о г у т
п р и м е н я т ь с я :
* геометрические фигуры
* символические изображения предметов
-условные обозначения
- силуэты - контуры
27
- пиктограммы
* опорные картинки
Приложение № 6
Задачей конструктивных упражнений являлось практическое усвоение
навыков
построения
описания.
Для
разрешения
ее
использовались
следующие приемы:
1.
Составь
описание
некоторого
объекта
по
отдельным
фрагментам
модели (объект не назван).
28
2.
«Называй с чего захочешь» - этот прием позволяет составить разные
описания одного и того же объекта. Описание начинается с любого из
компонентов модели.
3.
«Сложная загадка» - задача детей выбрать наименее характерные для
объекта качества и составить такое описание, по которому было бы
трудно узнать объект описания.
4.
Прием
сравнительного
описания.
Освоение
этого
приема
требует
предварительной
подготовки,
которую
обеспечивают
следующие
упражнения:
а) прием отрицания;
б) «вертолина» - упражнение в выделении и обозначении контрастных
признаков;
в) «кто больше найдет отличий»;
г) последовательное выделение ряда признаков, отличающих между
собой
предметы
1
группы
(выделение
суще ственных
и
несущественных признаков);
д)
прием
параллельного
описания.
Упражнения
с
элементами
творчества
формируют
навык
самостоятельного
конструирования
монологических высказываний:
* «Угадай, кто я» - рассказ – описание от 1 – го лица;
* Описание по плану (по памяти) – составление описания объекта,
обозначенного на плане группы, участка детского сада, микрорайона;
*
«Фантазеры»
-
в
заданной
модели
присутствует
компонент,
не
присущий
объекту
описания,
рассказ
составляется
с
учетом
этого
компонента;
*
«Раскрась»
рисунок
–
дети
описывают черно – белый рисунок, один объект представлен в разные
временные периоды.
29
Приложение № 7
Алгоритм моделирования связных рассказов детей
Пересказ по модели
1.
Предварительное чтение текста педагогом.
- Повторное чтение текста с одновременным моделированием (модель
составляется вместе с ребенком).
- Восстановление текста ребенком по фрагментам модели. Полный
пересказ текста по модели.
2. Чтение текста педагогом и параллельное моделирование его ребенком
- Мотивировки выбора фрагмента модели.
- Пересказ текста ребенком по своей модели
3. Чтение текста педагогом и моделирование его ребенком.
30
- Пересказ текста ребенком по своей модели.
-Введение необычного фрагмента в модель рассказа (или удаление из
модели одного из фрагментов).
- Творческий пересказ текста по измененной модели.
Моделирование рассказа по картине
1.
Рассматривание картины.
- Беседа по ее содержанию.
- Выделение существенных фрагментов картины (составление
фрагментарной модели рассказа – в качестве элементов модели могут
быть использованы детали картины, силуэтные изображения,
геометрические фигуры).
- Мини-рассказы по отдельным фрагментам модели.
- Объединение их в целый рассказ по картине.
2. Рассматривание картины.
- Беседа по содержанию картины, моделирование сюжета.
- Додумывание начала и окончания сюжета, моделирование этих частей
- Рассказ по картине по цепочке – начало, середина, конец.
- Полный рассказ по картине.
3. Повторное рассматривание картины.
- Восстановление рассказа по картине с опорой на модель.
- Введение необычного элемента в сюжет картины.
- Творческий рассказ по картине.
Моделирование рассказа по серии картин
1.Рассмвтривание отдельных картин серии, моделирование сюжета (работа
над каждой картинкой ведется аналогично работе над составлением рассказа
по сюжетной картине).
- Установление логической последовательности действия.
- Составление рассказа по каждому из фрагментов серии (распространенного
и краткого).
- Объединение отдельных рассказов в целый сюжет.
2. Составление творческого рассказа по серии картин: придумывание начала
рассказа, окончания (продолжения) рассказа, восстановление недостающего
элемента рассказа.
31
Моделирование описательных рассказов
1.
Описание предмета:
- Исследование предмета по плану (готовому или выбранному самим
ребенком).
- Составление символической модели описания предмета.
- Рассказ о предмете по модели.
2. Описание явления:
- Разбор существенных признаков явления.
- Обозначение символами – заместителями.
- Моделирование описания.
- Рассказ по составленной модели.
3. Творческое описание:
- Введение в модель описания необычных признаков или свойств.
- Творческое описание по измененной модели.
Моделирование творческих рассказов
1.
Создание картинной модели творческого рассказа.
- Рассказ по составленной модели.
- Опорные картинки предлагаются педагогом или выбираются самим
ребенком.
2. Создание силуэтной модели творческого рассказа
- Рассказ по составленной модели.
3. Создание символической модели рассказа по предложенной теме.
- Рассказ по составленной модели.
4. Рассказы (сказки) – настроения: опорная картинка + символ настроения.
32
Приложение № 8
В результате проделанной работы по формированию навыка связной речи
у детей 5-6 – летнего возраста с ОНР III уровня, на 40% увеличился высокий
уровень сформированности связной речи, средний уровень увеличился на
15%, низкий – уменьшился на 55%.
Ф.И.
ребенка
возраст
Речевой
диагноз
пересказ
Рассказ
по
серии
сюжетных
картинок
Описани
е
предмета
Рассказ
по
сюжетной
картинке
Количество
баллов/
уровень
Эдик В.
5 лет
ОНР III
3
2
3
2
10 б/в
Витя М.
6 лет
ОНР III
2
1
2
2
7 б/с
Настя С.
6 лет
ОНР III
3
2
3
2
10б/в
Лиза Т.
6 лет
ОНР III
3
2
3
2
10 б/в
33
Юля В.
6 лет
ОНР III
2
2
1
2
7 б/с
Оля В.
5 лет
ОНР III
1
2
2
1
6 б/с
Юра Д.
6 лет
ОНР III
2
1
1
1
5 б/н
Ваня Б.
6 лет
ОНР III
2
2
2
1
7 б/с
Данил О.
5 лет
ОНР III
1
2
1
2
6 б/н
Маша Г.
6 лет
ОНР III
3
2
3
2
10 б/в
Таким образом, в результате обследования группы детей с ОНР III уровня
получены следующие результаты
40,00%
40,00%
20,00%
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ВЫСОКИЙ
СРЕДНИЙ
НИЗКИЙ
34