"Исследовательская деятельность на уроках технологии в 5 классе"
Автор: Суриков Александр Николаевич Должность: учитель технологии Учебное заведение: КГОБУ "Школа -интернет" п. Кавалерово Населённый пункт: п. Кавалерово Наименование материала: Статья Тема: "Исследовательская деятельность на уроках технологии в 5 классе" Раздел: среднее образование
« Исследовательская деятельность на уроках технологии в 5 классе»
Энциклопедии и словари дают следующее толкование слова «исследование»-
процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной
деятельности. Исследование характеризуется объективностью,
доказательностью, точностью.
Каждый человек по своей природе исследователь. Спонтанное, неосознаваемое
исследование свойственно как любому человеку, так и животному.
Первоначально мотивом к исследовательской деятельности выступает
любознательность или, по словам И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?» И у
человека, и у животных существует исследовательская активность,
исследовательское поведение, бескорыстное любопытство. Психологи
определяют три составляющих фактора исследовательской деятельности:
связанные с развитием личности человека
1).Биологические предпосылки исследовательская активность,
исследовательское реагирование, исследовательское поведение.
2) Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся условия,
содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского
поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства
осуществления этой деятельности.
2).Внутренняя позиция – выработанная способность личности искать и
осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на
проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к миру, к
другим, к самому себе.
Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был
опробован ещё в древности. Метод исследования претерпел огромные
изменения и вновь приобрёл особую значимость в условиях модернизации
системы образования.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» даёт учителю
право на осуществление научной, научно-технической, творческой,
исследовательской деятельности.
И в тоже время закон определяет обязанности учителя. Педагогические
работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности.
.В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; активно и заинтересованно познающий мир,
осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться,
осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике. Таким
образом, исследовательская деятельность является неотъемлемой частью в
работе учителя и учащихся.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие
инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны
отражать овладение методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности, решения творческих задач.
Метод проектов занимает особое место в формировании исследовательской
культуры учащихся на уроках технологии. Он позволяет учащимся выбрать
деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их
способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты,
школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно
находить и анализировать информацию, получать и применять знания по
различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт
решения реальных задач. При выполнении проектов учащиеся оформляют
пояснительную записку, одним из разделов которой является исследовательский
раздел. Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации
( банк данных ,предложений, книги, журналы, газеты, теле– видео-
радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники), учащиеся исследуют
потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации
досуга, производства, сферы обслуживания, проводят мини-маркетинговые
исследования.
Учебник технологии для 5 класса ( вариант для девочек) под редакцией Синица
Н.В. соответствующий федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования даёт широкие возможности для
организации исследовательской работы.
Учащимся предлагается выполнение четырёх творческих проектов. В разделе
«Оформление интерьера» творческий проект «Планирование кухни-столовой».
В разделе «Кулинария» творческий проект «Приготовление завтрака для всей
семьи». В разделе создание изделий из текстильных материалов творческий
проект « Наряд для завтрака», В разделе художественные ремёсла творческий
проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой»
Выполняя проекты, учащиеся проводят мини-исследования.Первое
исследование. Выявление конкретной потребности. Исследуется возможное
решение проблемы, определение степени надобности в зависимости от
обстоятельств. Второе исследование. Выявление традиций, истории, тенденций.
Это поможет создать что-то новое, оригинальное, опираясь на то, что уже
имеется, т е выявление традиций. Третье мини–исследование. Построение
звёздочки-обдумывания. Анализ предстоящей деятельности. Четвёртое мини-
исследование Выработка идей, вариантов, альтернатив. Необходимо записать
все идеи, возникшие по данной проблеме и найти оптимальный, альтернативный
вариант из всех идей. Пятое-мини–исследование. Анализ и синтез идей. Выбор
оптимального варианта. Нужно твёрдо оценить каждую из выбранных идей и
остановиться на самой лучшей.
В учебнике предлагаются лабораторные работы, учащиеся должны исследовать
объект сделать выводы и результаты исследований записать в тетрадь.
Лабораторные работы связаны с изучением материалов, исследованием их
механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного
устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов,
приспособлений. Они позволяют зафиксировать количественные или
качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления,
служат доказательством утверждения о характеристиках и свойствах какого-то
объекта. Таких лабораторных работ предлагается 6.В разделе «Кулинария»: «
Изучение потребности в бытовых приборах на кухне», « Определение качества
питьевой воды», « Определение свежести яиц». В разделе «Создание
текстильных изделий»: « Определение направления долевой нити в ткани», «
Определение лицевой и изнаночной стороны в ткани», «Сравнительный анализ
прочности окраски тканей», «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»
В учебнике предлагаются задания для самостоятельной исследовательской
деятельности. Используя компьютер, необходимо найти в Интернете нужную
информацию. С помощью поисковой системы учащимся предлагается выяснить,
узнать значение понятий, подготовить сообщения-всё это стимулирует их к
активной познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность на уроках технологии способствует развитию
ключевых компетенций: учебно-познавательных: компетенции в сфере
самостоятельной познавательной учебной деятельности; ,информационных-
владение современными средствами информации и информационными
технологиями, коммуникативных -способы взаимодействия с окружающими и
удалёнными событиями и людьми, компетенций личностного
самосовершенствования, направленных на освоение способов
интеллектуального саморазвития.
Литература.
1.Технология. Технология ведения дома :5 класс: учебник для учащихся М.
общеобразовательных учреждений. Н.В. Синица, В.Д.Симоненко. -Вентана –
Граф,2013.-192с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования
от 17 декабря 2010 г
3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".