Автор: Звягина Надежда Валентиновна Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 119 Калининского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: "Информационные технологии в образовании" Раздел: среднее образование
Информационные технологии в образовании
Для
современной
системы
образования
характерно
использование
новых
технических
и
педагогических
возможностей
и
средств,
которые
позволяют
реализовать
любые
технологии
обучения и новое содержание образовательного процесса.
Задача
вхождения
школы
в
информационное
общество
является
сегодня
чрезвычайно
актуальной, внедрение новых образовательных технологий сталкивается с рядом проблем, которые
нельзя решить, просто укрепив материальную базу школы.
В последнее время произошли качественные изменения в использовании информации и
информационной среды в процессе обучения. Формирование среды обучения – сложный процесс,
на который влияют как социально-исторические факторы, так и атмосфера в школе и личность
учителя. Процесс обучения происходит в конкретной информационной среде и связан с передачей
определенных знаний, умений и схем поведения. Принципиальным этапом в моделировании и
конструировании информационных сред стало использование компьютера. Перед педагогом стоит
основная задача: использовать компьютер как технологическое средство в организации учебной и
воспитательной
работы.
Применение
ПК
дает
возможность
преподавателям
поставить
педагогический процесс на качественно новый уровень, т. к. процесс обучения носит более
деятельностный
и
операционный
характер,
а
методы
обучения
-
активными.
Использование
информационно-коммуникационных технологий придает обучению технологичность, при этом
снижаются объем рутинной работы учителя и увеличивается эффективность его труда.
Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и
средств,
которые
учитель
использует
при
организации
и
проведении
занятий.
Технология
обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки,
представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах
воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием
необходимых технических или информационных средств.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными
программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих
наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Особую
роль
в
управлении
качеством
образования
играют
современные
информационные
технологии,
основой
которых
являются
компьютеры
и
компьютерные
системы,
различные
электронные средства, аудио-видеотехника и системы коммуникации.
Информатизация
образовательного
процесса
представляется
как
комплекс
мероприятий,
связанных
с
насыщением
образовательной
системы
информационными
технологиями
и
информационной продукцией.
Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и
компонентами, которые она содержит:
1.
Техническая среда (вид используемых технических средств);
2.
Программная среда (набор программных средств);
3.
Предметная среда (содержание конкретной предметной области);
4.
Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).
С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что
информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему
представления
информации
на
различных
носителях
и
различных
знаковых
системах,
среди
которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в
совокупности
с
правильно
отобранными
(или
спроектированными)
технологиями
обучения,
использованием
активных
методов
обучения
становятся
базой
(фундаментом)
современного
образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания.
В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко
используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые
новые
технологии
обучения
и
новое
содержание
образовательного
процесса.
Такая
школа
в
качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей
ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности
на
современном
рынке
труда.
Одним
из
направлений,
реализующим
эту
цель,
является
определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в
учебно-воспитательном процессе.
3.
Условия
эффективного
применения
информационных
технологий
в
образовательном
учреждении.
Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с
применением
компьютеров
и
компьютерных
технологий.
Однако
практика
показала,
что
формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего
приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не
обеспечен
дидактическими
средствами,
а
генератором
мотивации
считается
сам
компьютер.
Анализ
данной
проблемы
позволяет
сделать
вывод
о
том,
что
любые
предметные
курсы,
ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только
при выполнении следующих условий:
Наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в
условиях применения информационных технологий;
Достаточное количество технических средств соответствующего уровня;
Наличие
методически
обоснованных
и
соответствующего
качества
(прошедших
экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;
Наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического
комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений,
навыков и др.);
Наличие
научно-методической
проработки
курса,
его
дидактического
наполнения
и
программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса
обучения.
В
процессе
работы
по
применению
информационных
технологий
в
учебно-воспитательном
процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения
влияния
на
здоровье
учащихся,
на
формирование
мотивации
к
обучению,
повышение
эффективности обучения.
Психологический аспект
Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения
действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде
младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая
повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто
умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно,
насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
Дидактический аспект
Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую
соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация
создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый
ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это
способствует
развитию
у
детей
нормальной
самооценки.
Использование
даже
отдельных
элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога,
позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.
Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой
операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание,
выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые
условия,
исследовать
другие
возможности
в
обучающей
системе.
Как
известно,
результатом
обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том
числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три
этапа: обучение, тренировка и автоматизация.
Технологический аспект
Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении
показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже в первом классе, если у них
сформированы
первоначальные
умения
общения
с
компьютером.
Основной
задачей
является
снижение напряжения как учащихся, так и учителя на занятиях.
4. Основные характеристики и специфика школы . Следует отметить положительную динамику
изучения и внедрения учителями ИКТ, хотя техническое оснащение растет .
Технические ресурсы школы: компьютерные классы, объединенных в локальную сеть как правило
с выходом в интернет , кабинеты оснащены компьютерной мультимедийной техникой. В
сложившихся условиях и на основании вышеизложенного,
современная школа видит решение
перечисленных проблем в активном внедрении в работу школы передовых информационных
технологий,
техническое
оснащение
образовательного
процесса
современными
электронными
средствами обучения, доступ к информационным образовательным ресурсам.
Создание в условий для внедрения и развития информационных технологий должно стать
первоочередной задачей, решение которой позволит решить ряд наиболее острых проблем:
Значительно повысить уровень качества знаний обучающихся;
Поднять престиж школы на должный уровень и обеспечить равные условия конкуренции с
другими школами города;
Сделать доступным для каждого обучающегося качественное образование, в соответствии
с индивидуальными потребностями;
Приостановить
отток
обучающихся
из
9
классов,
сохранить
контингент
учащихся
на
третьей образовательной ступени, что позволит сократить расходы родителей на обучение
детей,
тем
самым
обеспечит
выполнение
гарантий
на
получение
качественного,
бесплатного, общедоступного образования всеми учащимися;
Для выполнения поставленных задач программа информатизации школы должна реализовываться
по следующим направлениям:
- создание материально-технических условий для размещения, эффективного использования и
сохранности средств информатизации и компьютерной техники;
-
приобретение
компьютерной
техники,
средств
информатизации,
системных
и
прикладных
программ;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы;
- внедрение в работу образовательного учреждения компьютерных технологий на всех уровнях
(административная команда, хозяйственная служба, педагогический коллектив, и др.);
- обучение информационным технологиям обучающихся всех образовательных ступеней;
При
методически
грамотном
подходе
к
применению
информационных
технологий
в
учебном процессе школы учащиеся приобретут умение квалифицированно находить информацию,
анализировать
полученные
знания
и
оформлять
информацию
с
применением
компьютерных
приложений.
Сегодня
практически
каждый
педагог
понимает
важность
внедрения
ИКТ
в
педагогический
процесс,
видит
все
преимущества
их
использования.
Практически
100%
из
опрошенных
нами
преподавателей
заявили,
что
применение
ИКТ
позволяют
решить
такие
проблемы,
как
усилить
мотивацию
обучения,
повысить
скорость
усвоения
знаний,
качество
обучения, активность учащихся, обеспечить контроль за преподаванием и усвоением, установить
тесную обратную связь.
Сегодня состояние образования нашей страны и направления развития общества требуют
оперативного решения задачи опережающего развития системы образования на основе ИКТ. В
стране
должна
быть
создана
единая
образовательная
информационная
среда.
Необходимо
существенно изменить содержание, методы и формы организации образовательного процесса.
Использование
современных
ИКТ
в
образовательный
процесс
позволяет
повысить
качество
образования.
Для решения рассмотренных проблем нужно совместное и регулярное взаимодействие
представителей образования и науки, а также мощная поддержка этого процесса со стороны
государства и органов местного самоуправления.
Компоненты процесса внедрения информатизации
Объект внедрения – информатизация процесса обучения.
Адресат внедрения – школа.
Такой выбор обусловлен тем, что в соответствии с Законом «Об образовании» именно школа несет
на себе основную тяжесть по функционированию системы общего среднего образования, обладая
при этом достаточной самостоятельностью.
Субъект внедрения – все работники школы. Их можно разбить на следующие профессиональные
группы:
1) управленцы всех уровней;
2) учителя;
3) психологи;
4) ответственные за здоровье;
5) ответственные за программное обеспечение.
Цель внедрения – оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с
помощью компьютера.
Обобщая
полученные
выше
результаты,
можно
сделать
вывод,
что
это
информационное
обеспечение
должно
включать
соответствующим
образом
представленные
отображения:
содержания образования; ученика; учителя; процесса обучения; результата
Следовательно, информатизация должна охватывать каждый из выделенных выше компонентов.
При
этом
мы
должны
для
каждого
компонента
не
просто
перенести
соответствующую
информацию с бумажного на электронный носитель, а выделить новые, до сих пор не решенные,
педагогические задачи и найти их оптимальные решения.