Напоминание

"Информационные технологии в образовании"


Автор: Звягина Надежда Валентиновна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 119 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Информационные технологии в образовании"
Раздел: среднее образование





Назад





Информационные технологии в образовании
Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Задача вхождения школы в информационное общество является сегодня чрезвычайно актуальной, внедрение новых образовательных технологий сталкивается с рядом проблем, которые нельзя решить, просто укрепив материальную базу школы. В последнее время произошли качественные изменения в использовании информации и информационной среды в процессе обучения. Формирование среды обучения – сложный процесс, на который влияют как социально-исторические факторы, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс обучения происходит в конкретной информационной среде и связан с передачей определенных знаний, умений и схем поведения. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании информационных сред стало использование компьютера. Перед педагогом стоит основная задача: использовать компьютер как технологическое средство в организации учебной и воспитательной работы. Применение ПК дает возможность преподавателям поставить педагогический процесс на качественно новый уровень, т. к. процесс обучения носит более деятельностный и операционный характер, а методы обучения - активными. Использование информационно-коммуникационных технологий придает обучению технологичность, при этом снижаются объем рутинной работы учителя и увеличивается эффективность его труда. Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио-видеотехника и системы коммуникации. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией. Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит: 1. Техническая среда (вид используемых технических средств); 2. Программная среда (набор программных средств); 3. Предметная среда (содержание конкретной предметной области); 4. Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности). С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного
образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. 3. Условия эффективного применения информационных технологий в образовательном учреждении. Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Однако практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только при выполнении следующих условий:  Наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;  Достаточное количество технических средств соответствующего уровня;  Наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;  Наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);  Наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения. В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения. Психологический аспект Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях. Дидактический аспект Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый
ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся. Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Как известно, результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация. Технологический аспект Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже в первом классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения как учащихся, так и учителя на занятиях. 4. Основные характеристики и специфика школы . Следует отметить положительную динамику изучения и внедрения учителями ИКТ, хотя техническое оснащение растет . Технические ресурсы школы: компьютерные классы, объединенных в локальную сеть как правило с выходом в интернет , кабинеты оснащены компьютерной мультимедийной техникой. В сложившихся условиях и на основании вышеизложенного, современная школа видит решение перечисленных проблем в активном внедрении в работу школы передовых информационных технологий, техническое оснащение образовательного процесса современными электронными средствами обучения, доступ к информационным образовательным ресурсам. Создание в условий для внедрения и развития информационных технологий должно стать первоочередной задачей, решение которой позволит решить ряд наиболее острых проблем:  Значительно повысить уровень качества знаний обучающихся;  Поднять престиж школы на должный уровень и обеспечить равные условия конкуренции с другими школами города;  Сделать доступным для каждого обучающегося качественное образование, в соответствии с индивидуальными потребностями;  Приостановить отток обучающихся из 9 классов, сохранить контингент учащихся на третьей образовательной ступени, что позволит сократить расходы родителей на обучение детей, тем самым обеспечит выполнение гарантий на получение качественного, бесплатного, общедоступного образования всеми учащимися; Для выполнения поставленных задач программа информатизации школы должна реализовываться по следующим направлениям: - создание материально-технических условий для размещения, эффективного использования и сохранности средств информатизации и компьютерной техники; - приобретение компьютерной техники, средств информатизации, системных и прикладных программ; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы; - внедрение в работу образовательного учреждения компьютерных технологий на всех уровнях (административная команда, хозяйственная служба, педагогический коллектив, и др.); - обучение информационным технологиям обучающихся всех образовательных ступеней;
При методически грамотном подходе к применению информационных технологий в учебном процессе школы учащиеся приобретут умение квалифицированно находить информацию, анализировать полученные знания и оформлять информацию с применением компьютерных приложений. Сегодня практически каждый педагог понимает важность внедрения ИКТ в педагогический процесс, видит все преимущества их использования. Практически 100% из опрошенных нами преподавателей заявили, что применение ИКТ позволяют решить такие проблемы, как усилить мотивацию обучения, повысить скорость усвоения знаний, качество обучения, активность учащихся, обеспечить контроль за преподаванием и усвоением, установить тесную обратную связь. Сегодня состояние образования нашей страны и направления развития общества требуют оперативного решения задачи опережающего развития системы образования на основе ИКТ. В стране должна быть создана единая образовательная информационная среда. Необходимо существенно изменить содержание, методы и формы организации образовательного процесса. Использование современных ИКТ в образовательный процесс позволяет повысить качество образования. Для решения рассмотренных проблем нужно совместное и регулярное взаимодействие представителей образования и науки, а также мощная поддержка этого процесса со стороны государства и органов местного самоуправления. Компоненты процесса внедрения информатизации Объект внедрения – информатизация процесса обучения. Адресат внедрения – школа. Такой выбор обусловлен тем, что в соответствии с Законом «Об образовании» именно школа несет на себе основную тяжесть по функционированию системы общего среднего образования, обладая при этом достаточной самостоятельностью. Субъект внедрения – все работники школы. Их можно разбить на следующие профессиональные группы: 1) управленцы всех уровней; 2) учителя; 3) психологи; 4) ответственные за здоровье; 5) ответственные за программное обеспечение. Цель внедрения – оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Обобщая полученные выше результаты, можно сделать вывод, что это информационное обеспечение должно включать соответствующим образом представленные отображения: содержания образования; ученика; учителя; процесса обучения; результата Следовательно, информатизация должна охватывать каждый из выделенных выше компонентов. При этом мы должны для каждого компонента не просто перенести соответствующую информацию с бумажного на электронный носитель, а выделить новые, до сих пор не решенные, педагогические задачи и найти их оптимальные решения.


В раздел образования