Напоминание

Сборник упражнений по русскому языку для 4 класса


Автор: Мальцева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 54 имени Ю. А. Гагарина
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник упражнений по русскому языку для 4 класса
Раздел: начальное образование





Назад





Орфография

1. Непроизносимые согласные в корнях слов

1. Запиши слова с непроизносимыми согласными и без них в два

столбика.
Небес_ный, трос_ник, ненас_ный, здра_ствуй, желез_ный, влас_ный, ужас_ный, со_нце, парус_ный, напрас_ный.
2. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми

согласными.
1)_____________ матери лучше ______________ греет. 2) Беда _______________ в его зависти. 3) Человек трудолюбивый – самый _______________ .
Слова для справок: со_нца, счас_ливый, сер_це, завис_ника.

3. Запиши, заменяя выделенные слова близкими по значению словами с

непроизносимыми согласными.
Весёлый человек -_____________________ ,знаменитый поэт - ________________________ , красивый цветок - __________________ , огромное здание - __________________ .
Самостоятельная работа

4. Образуй и запиши однокоренные слова с непроизносимыми

согласными.
Звезда - _____________ , доблесть - ____________ , грусть - ______________ , трость - ____________, честь - _________, место - ___________ , счастье - __________ .
5. Вставь непроизносимые согласные, где они нужны.

Ярос_ный, извес_ный, сер_це, любез_ный, тес_ный, прелес_ный, ужас_но, радос_ный, капус_ный, вкус_ный, крепос_ной, ус_ный, лес_ница, завис_ливый, гиган_ский.
2. Правописание приставок

1. Выдели приставки в словах. Как пишутся приставки со словами?
Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне старик мороз Льдинкой росписи нанёс. (Г. Ладонщиков)
2. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Выдели корень и приставку в словах.
Насыпь, вырез, заявка, подбить, запев, выход, полить, запах.
3. Допиши подходящие по смыслу приставки. Выдели корни и

приставки.
____летел ветер, ___шумели деревья. Вниз ___сыпались хлопья снега. ___глянула из дупла белочка. ____смотрела по сторонам и прыгнула на ветку.
4. Впиши безударные гласные в приставки. Выдели приставки.
Р_стаял, с_шёл, _т_двинул, з_глянул, п_р_сказал, н_мёл, п_гасил, пр_гулял, р_зговор, з_гадка, _твёртка, в_круг.
5. Запиши однокоренные слова с различными приставками.
Пишу – Бегу – Солю -

6. Запиши в два столбика слова с приставками и слова с предлогами.
(За)беру, (за)стеной, (на)кинул, (у)бежал, (от)ветра, (до)говор, (о)смотр, (о)книге, (без)воды, (за)мёрзнуть, (от)крыл.
3. Правописание приставок роз- (раз-), рос- (рас-)

1. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Сделай вывод, когда в приставке

пишется буква О, а когда А.
Роспуск, распустить, розыгрыш, розлив, разыграть, разливать.
2. Запиши слова, вставляя пропущенные буквы в приставках. Выдели

приставки.
Р_ссыпь, р_ссчитать, р_здать, р_спись, р_зыск, р_схаживать, р_звальни, р_зжигать, р_зыгрыш, р_ссечь, р_звлечь.
3. Запиши слова в два столбика: с приставкой, заканчивающейся на

букву С и с приставкой, заканчивающейся на букву З. Сделай вывод о

написании этих приставок.
Росписи, рассказ, разбить, разжечь, раздать, раскат, развить, растерять.
4.От данных слов образуй два новых слова: одно с приставкой С-, другое

с приставкой РАЗ- (РАС-). Выдели корень и приставку.
Делать, жечь, купить, шить, жать, крыть.
5. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни

орфограммы.
Рысь р_ _бежалась и перепрыгнула овражек. Вдали показались р_ _сыпи. Мороз р_ _рисует узорами окна домов. Р_ _светало, и небо становилось светлее. В долине р_ _ кинулось небольшое село. Р_ _данные
Дедом Морозом подарки очень понравились ребятам. Мы р_ _местились рядом с речкой.
4. Правописание приставок рас-, раз-, пре-, при-

Вставь пропущенную букву. Объясни написание орфограммы.
1. Ра_строить, ра_сердиться, ра_смотреть, ра_стёгивать, ра_парывать, ра_носить, ра_бирать, ра_водить, ра_молоть, ра_деть, ра_сада, ра_тереть, ра_саживать, ра_пробовать, ра_пить, ра_говаривать, ра_нимать, ра_жигать, ра_украшивать, ра_бить, ра_плата, ра_творить, ра_качать, ра_качегарить, ра_пилить, ра_грузить, ра_давить, ра_мыть, ра_дробить, ра_стояние, ра_колоть, ра_весёлый, ра_любезный, ра_несчастный, ра_прекрасный, ра_чудесный, ра_паковать, ра_плести, ро_ыгрыш, ро_сказни, ра_сказ, ра_ыграть, ра_свет, ра_огнаться, ра_топтать, ра_уться, ра_печатать, ра_бежаться, ра_толкать, ра_гневаться, ра_одеться, ра_да́ ть, ра_писа́ ние, ра_пи́ ска, ра_сы́ пать, ра_лива́ ть, ра_ы́ скивать, ра_же́ чь, ра_пусти́ ть. 2. Пр_бить, пр_цепить, пр_интересный, пр_одолеть; пр_рвать, пр_школьный, пр_скучный, пр_увеличить, пр_забавный, пр_нести, пр_близиться, пр_открытый, пр_гореть, пр_коснуться, пр_ехать, пр_красный, пр_вокзальная; пр_открыть, пр_близиться, пр_хорошенький, пр_летит, пр_клеить, пр_храбрый, пр_шил, пр_красный, пр_поднялся, пр_града, пр_строить, пр_рывать, пр_близиться, пр_поднять, пр_гладить, пр_хороший, пр_слоняться, пр_пасть, пр_брежный, пр_бежать, пр_везти, пр_морье, пр_вязать, пр_расти, пр_обрести, пр_встать, пр_сесть, пр_украсить, пр_гнуть, пр_задуматься, пр_крыть, пр_сильный, пр_неприятный, пр_длинный, пр_сытиться, пр_взойти, пр_старелый, пр_интересный, пр_ломить, пр_ступник, пр_градить.
5. Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком

1. Вставь Ь или Ъ знак. Разбери слова по составу. Объясни написание

этих орфограмм.

Заш_ётоб_явитьнал_юраз_ярилсястул_яс_езжатьжил_ёвз_ерошенный
2. Вставь, где необходимо, Ъ.
Под_езд, под_резал, под_ехал, раз_яснил, от_резал, об_едки, с_ёмка, над_писал, в_летел, под_ём, над_рез.
Запиши слова в два столбика: с разделительным Ъ и без него.

3. Исправь ошибки. Запиши.
Разярённаяобезяна, журчанеручя, седаютлистя, обедатьсяваренем, шёт плате, вётсявюга.
4. Подбери однокоренные слова с разделительным Ъ или Ь.
Ясный - ____________ , Юра - ___________ , листок - ___________, ездить - __________, лить - _________, есть - ___________, пить - __________.
5. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разбери по

составу.
Не учи бездел_ю, учи рукодел_ю. Чтобы рыбкус_есть, надо в воду лезть. Весел_е – от всех бед спасен_е. Труд людей об_единяет. Не гони коня плет_ю на под_ёме в гору.

Строение слова

1. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка, печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг, враги.
2. Выдели в словах окончание, основу, корень. Определи, как

образовались вторые слова каждой пары. Как изменилось значение

слов?
Глаза – глазки; уши – ушки; хвост – хвостище; школа – школьный.
3. Прочитай, определи окончание, основу и корень в словах. Как

образовались слова? Как изменилось их значение?
Писать – написать, подписать, списать, выписать, дописать, переписать, записать, вписать.
4. Спиши, выбирая подходящие по смыслу приставки. Выдели их.
Женщина (по-, пере-, до-)садила зерно в цветочный горшок. Из зерна (про-, вы-, под-)рос цветок. Как он был (пре-, по-, на-)красен! Цветок (рас-, при-, от-)крылся. В самой чашечке сидела маленькая девочка. Её (про-, на-, пере-)звали Дюймовочка.
Корень слова, однокоренные слова

1. Найди однокоренные слова. Запиши ряды однокоренных слов, выдели

корень.

Хлеб, дубрава, скрипучий, хлебница, озеро, дубок, хлебный, дуб, озерцо, скрипеть, хлебец, озёрный, дубовый, скрип.
2.Выпиши группы родственных слов. Выдели в них корень.
 Смелый, решительный, отважный, храбрый.  Смелость, смелый, смело, осмелел.  Скорый, быстрый, проворный, стремительный.  Скорый, скорость, поскорее, скоро.
3. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка, печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг, враги.
4.Спиши. В однокоренных словах выдели корень.
Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой. За слонихой топал слонёнок. За лисицей крался лисёнок. За ежихой катился ежонок. За медведицей шёл медвежонок.

Морфология

1. Имя существительное как часть речи

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

пропущенную букву. Запиши слова вместе с проверочными.
Безопас_ный - …, бе_радос_ный - …, несоглас_ная - …, хвас_ливая - …, грус_ный - …, трус_ливый - … .
2. Определи к какой части речи относится каждое слово.
Красивый, красоваться, красота, красиво; далёкий, далеко, дальше, даль, дальний; сияющий, сиять, сияние; белый, белизна, белеть, белеющий, бело; холод, холодный, холодать, холодно, холода, холодеющий.
3. Запиши предложения. Выполни их синтаксический разбор. Определи

части речи.
Мы купили два куска душистого мыла. Валя мыла окно в комнате. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
4. Выбери слова и запиши их номера рядом с соответствующим

заголовком.
1) Кукла, 2) бег, 3)поросёнок, 4) тетрадь, 5)осень, 6)ласточка, 7) прыжок, 8) малыш, 9)Вася, 10)плач, 11)мама, 12) смех, 13) дом, 14)снег, 15)непогода, 16)ветер, 17)поход, 18)ягода, 19)салют, 20)плавание, 21)радость, 22)Катюша, 23)тишина. Предметы:______________________; живые существа:___________________________; явления природы:__________________________; события:____________________________; процесс, действие:________________________; отвлечённые понятия:___________________________ .

5. Запиши имена существительные в два столбика: в первый – имена

существительные, обозначающие признак предмета; во второй – имена

существительные, обозначающие действие предмета.
Смелость, поиск, смех, отвага, сев, красота, всесильность, уговор, азартность, краткость, дыхание.
6. Прочитай слова.
Разговор, путь, костёр, беседа, работа, ограда, дорога, пламя, труд, забор, ремешок, горе, ветер, пояс, битва, граница, несчастье, бой, рубеж, ураган.
Выбери из данных слов синонимы и запиши их парами. Подчеркни

имена существительные с абстрактным значением. С любой парой

составь два предложения и запиши их.

2. Изменение имён существительных по числам

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

вместе с проверочными.
Шлю_ка - …, скре_ка -…, ло_кость - …, лё _ кий -…, схва_ка -… .
2. Измени имена существительные по числам. Выдели окончания.
Образец: Звезда (ед. ч.) – звёзды (мн. ч.) Куст, лебедь, дерево, бревно, журавль.
3. Определи число имён существительных каждой группы. Попробуй

изменить число имён существительных. Сделай вывод.
1) Тетрадь, ягода, огурец, море, сверчок, медведь. 2) Молоко, сметана, золото, сахар, виноград, солома. 3) Ножницы, хлопоты, очки, ворота, каникулы, клещи.
4. Выпиши имена существительные, которые употребляются только во

множественном числе.

Палатки, брюки, рубашки, вилы, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, лыжи, плоскогубцы, ворота, листья, сумерки.
5. Выпиши имена существительные, которые употребляются только в

единственном числе.
Тень, чернило, книга, солнце, вещь, молоко, орех, рожь, вода, метро, нефть, хлопок.
6. Спиши, раскрывая скобки и вставляя имена существительные в

нужном числе. Выдели окончания. Укажи число существительных.
Это была странная комната. В ней ж_лиуд_вительные (вещ_) :с_ломенные (стул) и резиновые (мяч_), плюшевые (тигр) и старые (кукла). В пустых (к_робка) пос_лились (мыш_), а в книжных (полка) ютились (гном).
3. Род имён существительных

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

пропущенную букву. Запиши слова вместе с проверочными.
Напрас_ный - …, тес_ный - …, сер_це - …, грус_ный - …, наез_ник - … .
2. Запиши имена существительные в три столбика: в первый – имена

существительные мужского рода, во второй – женского, в третий –

среднего.
Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень, море, вьюга, дедушка, занятие.
3. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Дождь, остров, конь, тень, куст, день. Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь. Земля, тайга, время, семья, родня, станция. Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

4. Заполни пропуски подходящими по смыслу именами

существительными, укажи их род.
Душистая ____________, жареный______________, тёплое______________, железная_______________, субботний_______________, дружный________________, известная______________, душистый________________, летучая___________________, топлёное________________, красное_________________,верный__________________.
5. Восстанови предложения. Укажи род имён существительных.
(Наступать, поздняя) вечер. (Запылать, алый) заря. (Сесть, жаркий) солнце. (Потемнеть, вечерний) небо.
6. Спиши, определи род имён существительных.
К беседке( ), на столе( ), в кровати( ), на озере( ) , за дверью( ), без вороны( ), о дяде( ), для кита( ), для смеха( ), вокруг дерева( ), под шкафом( ), на поверхности( ), без пальто( ), в страну( ), про город( ), по тропе( ), навстречу солнцу( ) , из-за стены( ), у мыши( ), у папы( ), с дубиной( ), по лесу( ).
7.Из данных слов составь пословицы. Запиши их, укажи род имён

существительных.
1. Кормит, лень, портит, а, труд. 2. Почёт, рядом, труд, живут, и. 3. Труд, перетрут, терпенье, и, всё. 4. Лицу, скромность, к, всякому. 5. Птица, человек - , крыльями, дружбой, сильна, а.
8. Определи род имён существительных
Без зависти ( ), ради сестры( ), из-за отметки( ), от книги( ), без отвёртки( ), из мяса( ), о железе( ), перед уроком( ), при школе( ), по классу( ), из кабинета( ), о студенте( ), для доктора( ), без крови( ), со стены( ), под лошадью( ), на
тепловозе( ), в шкафу( ), на сцене( ), до дня( ), перед началом( ).
4. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

вместе с проверочными.
Ги_кий - …, ро_кий - …, лё_кий - …, шля_ка - …, оши _ка - … .
2. Запиши слова, подчеркни мягкий знак, который не обозначает

мягкости согласных звуков.
Речь, день, рожь, шерсть, деревья, мышь, портфель, ночь, мощь, дождь.
3. Выпиши в два столбика имена существительные мужского и женского

рода.
Печь, пляж, тушь, молодёжь, нож, карандаш, упряжь, ландыш.
4. Определи род имён существительных. Запиши, вставив где это

необходимо мягкий знак в конце слов.
Стриж.., лож.., брош.., врач.., мелоч.., ключ.., лещ.., тиш.., богач.., скрипач.., вещ.., кирпич.., доч.., мяч.., луч.., дрож.., сыч.., мощ.., камыш.., хвощ.., рубеж.., падеж.., роскош.. .
5. Составь сочетания слов.
Кирпич.. (какой?) ______________ молодёж.. (какая?)________________ пляж.. (какой?)________________ багаж.. (какой?)___________________ полноч.. (какая?)_______________ морж.. (какой?)__________________ дич.. (какая?)__________________ дрож.. (какая?)___________________ плащ.. (какой?) ________________ мякиш.. (какая?)___________________ реч.. (какая?) ___________________ мыш.. (какая?)__________________ борщ..(какой?)_________________ камыш.. (какой?)_________________

6. Вставь нужные слова. Укажи их род.
Наступила __________ . ______________ человека не красит. Маш_нав_ехала в ____________ .Со_нцевыгл_нуло из-за _______________ . Первый _____________ со_нцаск_льзнул по д_рев-ям, и забл_стели крыши __________ .
5. Изменение имён существительных по вопросам

1. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

предложения. Запиши исправленный вариант, выделяя окончания.
На опушке леса растёт высокая сосна. Возле (сосна) _________ замер трусливый зайка. Под (сосна)___________ зарылся в старую хвою колючий ёжик. Юркая белка притаилась на (сосна)________ .
2.Из предложенных слов составь предложения, изменяя окончания.

Запиши получившиеся предложения, выделяя окончания.
В, берёзовая, грачи, роща, жил. Забрался, однажды, на, крыша, кот. Сирень, кусты, под, окно, зацвели.
3. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

предложения. Запиши исправленный вариант, выделяя окончания.
Я рублю топор дровами. Митю ела каша. На берег реки стояла красивый дому.
4. Вставь пропущенную букву, там где это необходимо. Объясни свой

выбор.
Смерч.., реч.., плащ.., этаж.., рож.., полноч.., ковш.., мощ.., кулич.., нож.., помощ.., гореч.. .

5. Измени существительные по вопросам. Выдели окончания.

Что?
цветок
Кто?
коза
чего?___________________________кого?

_________________________

чему?__________________________ кому? _________________________

что?____________________________кого? _________________________

чем?___________________________ кем? _________________________

о чём?_________________________ о ком? _________________________

6. Спиши текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Поставь

вопросы к именам существительным. Определи падеж имён

существительных.
Т_кут (__) руч_и. Л_тят шумные стайки (__) скв_рцов. (__)Гр_чив_ют (__)гнёзда (__) (на) д_рев_ях. Л_тают и п_ют (__) птицы. (По)_вилас_ з_лёная (__) тра_ка. (__) (В) с_ду много (__) р_боты.
7. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы и подходящие

по смыслу предлоги. Определи и укажи падеж, род и число имён

существительных.
С_ёжился __ холода; перешёл __ речку; п_тляет __ дерев_ями; проб_вался __ л_ству; ост_новился __ домом; выгл_нуло __ тучки; грелись __ костра; по_вился __ куста; отдыхал __ полянке.
Слова для справок: от, сквозь, между, из-за, около, из-под, через, на,

перед.

8. Из данных слов составь предложения. Озаглавь получившийся текст.
1)В, было, весело, зоопарке, шумно, и. 2) Из, медведь, клетки, еды, выпрашивал, кусочки. 3) Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой. 4) Топал, слон, ногой. 5) Стоял, на, лось, холме. 6) Распушил, хвост, красивый, павлин, свой.

Спишите текст. Укажите род и число имён существительных.

9. Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Пол_ём, об_ёмный, в_юнки, отоб_ются, от_ела, шалун_я, под_ёмный, раз_яснить, пер_я.
10.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди имена

существительные, определи их род и число.
Осл_пител_ная молния переч_ркнула небо. Заклубилась пыль на д_ра_ках. Природа наст_рожилась, зат_ила дыхание. Гр_зовые тучи медленно нап_лзали на лес и поле.
11. Запиши вопросы к выделенным словам. Выдели окончания в

слове счастье.
(________)Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для (____________) счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям (____________)счастье! Герои сказок отправились за (____________) счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о (______________) счастье.
12. Составь и запиши словосочетания, употребляя предлоги. Выдели

окончания, определи падеж.
Добрался (до) город; вылетел (из) гнездо; прочитал (в) книга; встретился (с) друг; слетел (с) голова.
6. Окончания 1-го склонения имен существительных

Определи падеж существительного, вставь пропущенную букву, выдели

окончание.

Образец: по поляне ( Д. п.)
Вырос в долин__ (___), работал на стройк__ (___), думал о встреч__(____), подошёл к машин__(____), по двум сторонам
дорог__(____), повалились от бур__(____), в медвежьей берлог__(___), подъезжаю к теплиц___(____), работник библиотек___(____), жил у бабушк__ (_____).
7. Связь имён прилагательных с именами существительными

1. Подбери проверочное слово. Вставь нужную букву, запиши

проверочные слова.
Т_кла - ______________, х_л_дная - ______________,_________________, в_да - ________________, зар_сли - ________________, пош_л - ________________, тр_пинка - ___________________, к_л_силась - _________________, ___________________, кр_сивая - _________________.
2. Допиши имена прилагательные по образцу.

Например: слива (какая?) овальная, сладкая, синяя, крупная.
Вишня (________?)________________________________________________. Апельсин (__________?)____________________________________________. Яблоко (____________?)____________________________________________.
3. Впиши подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели их

окончания.
Поле___________________________________________________________. Скатерть_______________________________________________________. Окно___________________________________________________________. Ночи___________________________________________________________. Рассказ ________________________________________________________. Голоса__________________________________________________________.
4. Допиши по два прилагательных к каждому существительному так,

чтобы показать разные его значения.
Музыкальный - ключ - студёный ______________ - звезда - _________________
______________ - лист -____________________ _______________ - лист - ____________________ _______________ - язык - ____________________ _______________ - ручка - _____________________
5. Запиши имена прилагательные в нужной форме.
(Тёмная) _____________ лес; (тёплый)______________ кровать; (полевой)_____________ мышь; (настоящий)_______________ золото; (большое)_____________ город; (берёзовый)_______________ роща; (белый)_____________ облако; (смелая) _________________ рыцарь.
8. Изменение имён прилагательных по родам и числам

1. Подбери проверочное слово. Запиши слова, вставляя пропущенную

букву.
М_слёнка - …, выпл_кать - …, гл_зок - …, кор_левский - …, н_готок - … .
2. Допиши пропущенные окончания. Укажи число и род, если это

возможно. Выдели окончания прилагательных.
Стройн_ дерево(_), подземн_ дорога(_), зелён_ долина(_), весёл_ рассказ(_), радос_н_ событие(_), ярк_ цвета (_), под_ёмн_ кран(_), весёл_ школьники(_).
3. Измени имена существительные и прилагательные по вопросам,

выдели окончания в вопросах и словах.
Что? мак Какой? красный Чего?___________ Какого?_____________ Чему?___________ Какому?______________ Что?____________ Какой?_____________ Чем?____________ Каким?_____________ О чём?_____________ О каком?______________
4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните

прилагательные волнистой линией, а существительные, к которым они


относятся, - одной линией. Определите и укажите (где возможно) и число

прилагательных.
Л_сн__ п_лянка На п_лянкет_чётшумн__ ручей. Тр_ва кругом изумрудн__ и много красочных цв_тов. На цв_тах неутомимые пчёлы р_ботают. М_хнат__ шмели гудят. А у стройной сосенки в_ются комары.
9. Прилагательные с окончаниями –ей, -ий.

1. Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

Определи их род и число.
Перед жгуч… крапивой, в палящ… зной, без горяч… сосиски, о минувш… встрече, в близлежащ… роще, в дремуч… лес, певч… голос, на лучш… рисунок, отталкивающ… поступок, на свеж… зелени, погож… день, кипуч… поток, нищ… старик, в лишн… пачке, за ближн… деревней.
10. Склонение имён прилагательных во множественном числе

2. Измени словосочетания по падежам, выдели окончания
И. п. снежные шапки трескучие морозы Р. п.______________________________________________________________ Д. п.______________________________________________________________ В. п.______________________________________________________________ Т. п.______________________________________________________________ Пр. п._____________________________________________________________
3. Спиши, определи падеж имён прилагательных, выдели окончания.
Разноцветн…. огнями бл..ститоз..ро. Коршуны в..ют гнёзда на высок… д..рев..ях. Из гор..да проложены д..роги к близк… и дальн… д..ревням.
11.Изменение глаголов по временам

1. Образуй глаголы неопределённой формы. Разбери глаголы

неопределённой формы по составу.

Засв_стит, выл_вил, взгрус_нул.
2. Используя слова для справок, запиши ответы на вопросы.

Слова для справок: писать, читать, решать, рисовать.

Что вы делали вчера на уроках?
Вчера на уроках мы (что делали?) …, …, …, … .
Что вы делаете на

уроках сегодня?
Сегодня на уроках мы (что делаем?) …, …, …, … .
Что вы сделаете

на уроках завтра?
Завтра на уроках мы ( что сделаем?) …, …, …, … .
Что вы будете

делать на уроках завтра?
Завтра на уроках мы (что будем делать?)…, …, …, … .
12. Изменение глаголов по временам и числам

1.Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Руч_и, п_ют, на дерев_ях, с_ел, лист_я, в_юга, под_ехал, об_единил.
2. Спиши, ставя глаголы в скобках в нужную форму. Укажи время

глаголов.
Соловей (спеть). Зритель (быть) слушать. Соловей (петь). Зрители (слушать). Соловей (спеть), зрители (зааплодировать).
3. Образуй от данных глаголов: 1)прошедшее время, 2)настоящее время,

3)будущее время.
Петь, смеяться, бежать, думать.
4. Спиши текст, укажи время глаголов.
Росинки-серебринки Туман рассеивался, щедро умывал цветы и осыпал землю серебряными капельками росы. Травы поникли. Все насекомые попрятались.
А вот паучок зазевался и лежит. Его сковывает туман. И стрекозу туман усыпает капельками. А бабочек припаивает своим серебром к цветам. Но взойдёт солнце и растопит серебро горячими лучами. И травы воспрянут, поднимутся. А насекомые запорхают над лугом.
13 .Правописание личных окончаний глаголов (5 февраля)

1.Определи спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы в личные

окончания глаголов. Запишите по образцу.

Образец: дуют (Iспр.) – дует,
Наступа…т, ве…т, исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т, та…т, ожива…т, люб...м, пробега...шь, свет...т.
2.Перепиши, ставя глаголы в форму 1-го лица мн. числа настоящего

времени. Выдели окончания.
Цветы (сажать) перед домом, в лесу (собирать) грибы, рыбу (ловить) в речке, картошку (жарить) на сковородке, стол (накрывать)чистой скатертью, укроп (сеять) на грядке, часто (гулять) в парке, зимой (кататься) на коньках, изложение (писать) в тетради.
3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжения глаголов.
Кто се..т мир, пожнёт счастье. Труд человека корм..т, а лень порт..т. Крепкую дружбу и топором (не)разруб..шь. Слезами горю (не)помож..шь.
4.Вставь подходящие по смыслу глаголы в 3-м лице ед. числе. Укажи

спряжение глаголов.
Врач … больных. Шофёр … машину. Геолог … в земле полезные ископаемые. Поэт … стихи. Учитель … школьников. Тракторист … землю. Каменщик … дом из камня.
14. Имя числительное как часть речи

1. Запиши слова. Поставь к ним вопросы, определи к какай части речи

относится каждое из слов.
двойка –
двойной – удвоить – двоякий – два – двое –
2. Спиши предложения, найди и укажи имена числительные.
Контрольные работы успешно написали восемь учащихся. Десятого мая состоялось открытие нового киноцентра. Около двенадцати часов дня закончились уроки у первоклассников. С утренней рыбалки мы принесли двадцать карасиков. Книга раскрыта на пятнадцатой странице. После второй четверти начались каникулы.
К каждому имени числительному устно задай вопрос. Запиши эти

числительные по группам.

3. От количественных имён числительных образуй порядковые. Запиши.
Шесть -…, шестнадцать - …, девять - …, сто - …, сорок - …, одиннадцать - …, пять - …, семнадцать - …, двадцать - … .
4. Письменно ответь на вопросы. (Вопросы не записывай.) Над

числительными укажи порядковые они или количественные.
Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Сколько мальчиков и девочек в твоём классе? Какой по счёту ваш классный кабинет? Сколько учебных предметов ты изучаешь в школе?
15. Образование и строение имён числительных (15 января)

1. Образуй числительные второго десятка. Запиши получившиеся слова.
1 2 3 4 + на + дцать(10) 5 6 7 8 9

2. Распредели числительные по группам:

простые(один корень); сложные(несколько корней); составные

(несколько слов)
Двенадцать, восемь, двести двадцать, сороковой, шестьдесят, пятьдесят третий, восьмой, шестидесятый, сорок шесть.
Правописание

Запомни!

1. Перед –десят и –сот пишется Ь

2. В конце числительных от 5 до 20 и 30 пишется Ь

3. Запиши числа словами.
50, 5, 60, 700, 8, 500, 14, 20, 30, 37, 800, 17.
4. Из данных слов составь и запиши предложения. (Самостоятельно)
Акула, китовая, Земле, на, рыба, крупная, самая. Достигает, длину, в, метров, 18, она, весит, и, 30, тонн.
5. Спиши загадки, записывая имена числительные словами. (Отгадки

записывай в скобках с большой буквы).
2 братца впереди бегут, а 2 догоняют. Танцует крошка, а всего 1 ножка. Кто ест сено без рта 3 зубами. Стоит хлевец – в нём 1000 овец. 700 ворот, а 1 вход. 2 брюшка, 4 ушка.
6. Запиши предложения, раскрывая скобки и записывая имена

числительные прописными буквами.
Высоко в небе летали 2 (ястреб). 3 (день) прошло, а журавли (не)вернулись. Гроза продолжалась около 2 (час). Марина живёт в 5 (квартира). В нашем классе 30 (ученики). В году 12 (месяцы). В магазине мы купили 7 (яблоки) и 1 (груша).
7. Выпиши в первый столбик числительные, которые обозначают

количество предметов, а во второй – обозначающие порядок предметов

при счёте.
Одиннадцать лет, двенадцатый месяц, восемь груш, первый палец, девять тонн, тридцать килограммов, седьмой раз, вторая машина.


В раздел образования