Автор: Тарасова Ирина Степановна Должность: воспитатель группы продленного дня Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ильинская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: д. Семениха Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: "Путешествие по страницам книг В.И. Белова" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская основная общеобразовательная школа»
Литературный вечер
«Путешествие по страницам книг
Василия Ивановича Белова»
Выполнила: Ирина Степановна Тарасова,
воспитатель школы.
2017 г.
Введение
Цели и задачи:
1. Приобщение учащихся к отечественной классической литературе.
2. Привитие любви к народной культуре русской речи.
3. Воспитание гуманизма, любви к людям, жизни, животным на примере творчества
В.И. Белова.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
1. Сцена оформлена в виде деревенской избы. На сцене – кухонный стол, на нем самовар,
чашки. Перед столом постелен половик, на котором лежат мягкие игрушки.
2. Выставка книг В.И. Белова, а также книги о жизни и творчестве писателя.
Подготовка к мероприятию:
1) Оформляется из бумаги деревенское окно.
2) Воспитатель готовит с учащимися инсценирование эпизодов из художественных
произведений В.И. Белова.
3) Учащиеся готовятся к выразительному чтению произведений В.И. Белова, пытаясь
сохранить колорит народной речи.
4) Готовится магнитофонная запись «Русская плясовая».
5) Дети учат частушки для плясовой.
Участники вечера: учащиеся 5–9класса.
Действующие лица:
1) Автор – ученица 9 класса Кривко Кристина.
2) Ваулова Н.И. (учитель начальных классов) и Тарасова И.С. (воспитатель школы)
выступают в роли бабушек, которые ведут речь о жизни и творчестве В.И. Белова.
3) В роли Кузьмы Ивановича – ученик 9 класса Любышев Никита.
4) В роли Лидии Ивановны – ученица 9 класса Шарова Таня.
5) В роли Федора – ученик 9 класса Казимиров Игорь.
Пояснение по ходу выполнения поставленных задач.
Данное мероприятие будет приурочено и проведено к юбилейной дате: 85-летию со дня
рождения писателя-земляка В.И. Белова.
Вологодская земля богата талантливыми писателями и поэтами, чьи жизнь и творчество,
несомненно, вызывают интерес, как педагогов, так и их наставников. Одной
из главных образовательных задач является изучение и пропаганда литературного
наследия писателей и поэтов родного края.
В.И. Белов, выдающийся мастер слова, один из основоположников Вологодской школы в
литературе. Я считаю, целесообразным знакомить детей с творчеством В.И. Белова и во
внеурочное время, так как основная движущая сила его творчества - стремление пробудить
национальное самосознание русского народа , его национальную совесть.
Попадая в произведения В.И. Белова, учащиеся понимают, что эта исконно русская
лексика возрождается для новой жизни, приобретая положение общерусского культурного
явления, при этом, не теряя аромата той почвы, на которой она возросла и многие столетия
обитала.
Мероприятия такого рода дают возможность детям увидеть, как писатели и поэты в
своих произведениях описывали природу и людей Вологодского края. Учащиеся прекрасно
представляют образ нашей малой родины в литературе. Читая их произведения, мы словно
видим глазами авторов то, что нас окружает.
А поскольку писатели умеют подметить такие особенности жизни, на которые многие
люди не обращают особого внимания, то и читатель вслед за писателем начинает видеть и
понимать все окружающее лучше, яснее, глубже. Разве это не воспитание патриотизма и
гуманизма? Деятельность такого рода позволяет учащимся проявить творческие
способности, выразительно читая художественный текст, сохраняя колорит северного
говора. Культура и традиции близкие с детства помогают быстрее создать образ
литературного героя. Простая народная игра позволяет еще более сплотиться детскому
коллективу.
Содержание вечера
Автор:
Добрый день, дорогие гости! Хорошо, что вы к нам заглянули на огонек, в деревню
Тимониха, Харовского района, Вологодской области. Герой нашей беседы - Василий
Иванович Белов - известный русский, российский писатель-вологжанин, прославивший
нашу Харовскую землю своими рассказами, повестями, романами о жизни простых
крестьян в период 20-30 годов прошлого столетия. Его произведения
знают, любят, ценят, изучают. Они трогают самые нежные струны души читателей, а
персонажи, как живые, рассказывают о своих бедах и радостях, без которых жизнь
человека бессмысленна.
И.С .: Кривоногая! Шельма! Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно
тебе в глаза–то глядеть, ботявке? Не стыдно? Ох, ремень бы взять да отхлестать! Либо
совсем на волю выставить, бессовестную!
Автор: Хозяйка ругала Мальку за то, что та принесла недавно двух щенят.
( На полу мягкие игрушки. Наталья Ивановна погладила щенят, и одна из собак залаяла.)
И.С.: Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому–то нужны. Уж два дня ругаю ее,
бессовестную.
Н.И.: Ладно, пускай живет-то.
Автор : Прошло некоторое время. (Игрушки убрать)
Н.И .: Соседка, куда это Малька-то твоя бегает?
И.С.: Да кормить. Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Я ведь щенков–то
раздала. Одного забрал тракторист, который к нам часто в деревню-то приезжает. Другого
отнесла я в другую деревню, а взамен принесла, глико, молодого рыжего кота. Ведь по
лавам бегает на другой берег, бестолковая, одни кривые ноги мелькают по снегу. Я ведь ее
и дома запирала, все впустую. Только отвернешься - готово де-ло, была да нет, побежала
кормить свое дитятко. Ладно, сейчас весна, лавы убрали, может дома сидеть будет.
Н.И.: Так я тебе ведь новость принесла. Федор мне сейчас рассказал. Малька-то твоя седни
подбегает к реке, сунулась туда-сюда. Везде одна вода, лав-то нет. Малька ступила в воду и
вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой
реки и холодной воды. Федор смотрит: течение сильное, а сил у Мальки немного. Хорошо
Федор не растерялся, поставил лодку поперек течения, подправил ее веслом и выловил
Мальку.
И.С.: Ой, дура, куда сунулась. Да разве это дело кормить его дурака! Ведь большой уж,
обормот. Пойду, поищу матушку.
Н.И : Подожди, да вон и сам Федор явился вместе с твоей Малькой.
И.С .: Спасибочки тебе, Федор!
Федор: Беда нам с этой всякой живностью. Сами знаете, как я мучаюсь со своим
поросенком особенно летом. Поди, ведь помните?
Н.И .: Не почто не помним. Федор, расскажи.
Федор – Казимиров Игорь - рассказывает от 1-го лица рассказ «Валдай и Кузя».
Автор : Уважаемые гости, вы, конечно, узнали героев замечательных рассказов В.И.
Белова. Как называется книга, из которой взяты эти произведения?
Дети: «Рассказы о всякой живности»
Автор : Вот эта книга. Как называются рассказы, героев которых вы видите на сцене?
(«Малька провинилась», «Еще про Мальку», «Валдай и Кузя»)
Назовите другие рассказы, вошедшие в эту книгу. (Если ребята не называют произведения,
автор сам говорит название)
Как просто, занимательно, интересно рассказывает читателям автор на первый взгляд эти
простые истории о людях и о животных. Но какая в них таится доброта, простота,
прелесть.
Н.И .: Слышали новость-то, ведь у Васи Белова нынче юбилей. 85 годков стукнет в октябре
23 числа.
И.С.: Седни он уж не Вася, а Василий Иванович Белов - крупный писатель и
общественный деятель. Недаром еще в 1981 году получил Государственную премию
СССР.
З.С.: Совсем недавно, в 2003 году, опять же награжден Государственной премией РФ в
области литературы и искусства.
И.С.: Каких наград только у него нет. Ужо я сейчас вам покажу. (Показ листов с надписями
наград В.И. Белова. Стук в дверь).
И.С . Ой, вот и Лидия, она-то ему приходится близкой родственницей. Чай родной сестрой.
Лидия, расскажи нам, как Василий-то поживает.
Лидия : Ужо, я вам сначала расскажу о нашей деревне, Тимонихе. Это он мне сам
рассказывал. О нашей Тимонихе написано вот в этой самой книжке «Словарь
географических названий Вологодской области». Так вот, Тимониха возникла аж в 17 веке
и числилась за князем Черкасским, что жил в Кумзерской волости. А еще говорят, что
название происходит от личного имени первопоселенца этих мест Тимони. А раньше
деревню называли еще и «Залесье», потому что находилась за лесом. Упоминается наша
Тимониха в писцовых книгах царя Михаила Романова, который царствовал (1613 по
1645г.). Стояла, да и сейчас стоит наша Тимониха на реке Сохте. Жили в ней в
стародревние времена крестьяне Павловы, Докучайко с сыном Офонькою, бобыль Осипко
с детьми Якушкою и Терешкою, одним словом беднота. Правда, в те времена имелась в
деревне своя мельница. Мужики жили хоть и бедно, да вольно: жгли подсеки, пороли
медведей, сеяли лен, ячмень. Здесь в Тимонихе жили и померли его прародители и
родители. В Тимонихе он сам родился и вырос.
Федор : Ой, Лидия уж больно Василий ладно пишет про животных: и о кошках, и о
собаках, и о лошадях, и о душном козле ладно написал, да всего и не скажешь.
Н.И.: Он и о людях пишет тоже ничего. Сосед мне однажды одну такую завиральню
рассказывал, не знаю, что и делать: верить или не верить. Вот уж я дивилась. Иди, Кузьма
Иванович, расскажи историю-то эту.
Кузьма Иванович – Любышев Никита - рассказывает от 1–го лица бухтину «Начало
жизни» из «Бухтин Вологодских завиральных в шести томах».
И.С.: Ишь, как завирает. Слова-то какие говорит: брюхо, фулиган, куделя, лягаться,
шоптаницы, лучина. Ребята, наверно, ничего и не поняли.
Федор: Да все они поняли. Хотите, докажу. Ну, приготовились. Я называю слова
диалектные, которые употребляются преимущественно жителями в Вологодской области,
а вы называйте ему литературное:
1. насмока – насморк 2. не чует – не слышит
3. судачить – поговорить 4. сулить – обещать
5. портки – брюки 6. шастать – ходить, где не положено
7. полавошник – полка для посуды 8. осьмушка – горсть 1/8 кг
9. фуркать – бросаться чем-либо 10. гогыря – большой бесформенный тяжелый
кусок чего-либо
11. корежить – таскать из стороны в сторону
12. лежни – лодыри
13. разорка – последняя узкая полоса невспаханного поля
14. обуяла – одолела, захватила
15. напостыло – надоело, печалиться
16. явгать – капризничать
17. волочить – тянуть
18. потачка – поблажка
19. тятя – папа
20. обуться – одеться
21. котомка – сумка
22. фатка- женский головной платок
23. бузить – драться
24. хряснуться – упасть
25. выкамариваться – выделываться, бахвалиться.
26. наровить – угождать
27. шибко – сильно
28. маяться – переживать
29. ужо – подождать
30. сатюк – проказник.
Федор : Молодцы, ребята.
Автор: Я уверена, что все вы прекрасно знаете эту замечательную книгу. Она называется
«Бухтины Вологодские завиральные в шести томах. Достоверно записаны автором со слов
печника Кузьмы Ивановича Барахвостова, ныне колхозного пенсионера, в присутствии его
жены Виринеи и без нее». Правильнее сказать - это юмористическая повесть, в которой
раскрываются характеры простых людей северной деревни, их чувство юмора, доброта,
тепло и любовь к жизни. Героем этой повести является Кузьма Иванович, человек,
обладающий великолепным чувством юмора, любящий приврать, ввести в заблуждение
своих друзей и знакомых.
Автор : теперь обратите внимание на трилогию В.И. Белова. В первый том собрания
сочинений вошли «Бухтины вологодские», повесть «Привычное дело», киноповесть
«Целуются зори», рассказы о детях, о подростках, о взрослых людях и очерки. Каждый
рассказ чем-то интересен. Поднимите руки те, кто читал рассказ «Мальчики», «Скворцы»,
«Вовка-сатюк». Советуем вам прочитать юмористические рассказы «Маникюр», «Диалог»,
«На вокзале», «Свадьба» и др.
Любышева Анна познакомит вас с рассказом, который называется «В дороге»
Автор: Также в первом томе напечатан роман «Кануны». Автор воссоздает жизнь и быт
доколхозной северной деревни, накануне коллективизации. Во втором томе собраны
рассказы для детей, например, «Мишук», «Мамина дочка», «Жадный петух» и др. Василий
Иванович писал киноповести, например, «По 206». А третий том называется «Лад». Он
включает в себя серию очерков о северной народной эстетике.
И.С.: Знаем, знаем эту книгу. Чего только не пересказал Василий в ней: и о временах года,
и подмастерьях и мастеровых, и о сапожниках, кузнецах, даже о нищих, да-да была и такая
профессия, правда, людей таких было немного, но все-таки встречались, а у русских
считалось взять на себя грех, если не подать нищему.
Н.И.: Василий Иванович рассказывал и о вязании, о кружевоплетении, шитье, плетении по
бересте, о праздниках рассказывал, играх, песнях и о частушках.
Перебейка из-за дроли
Потеряла аппетит,
У меня после изменушки
Нежевано летит.
Перебейка – разлучница, соперница.
И.С.: Да что-то мы засиделись. Федор, бери-ка гармошку, мы косточки поразомнем, а
гости тоже пусть веселятся.
Выдаются учащимся и учителям частушки. Все встают в круг. Магнитофонная
запись с плясовой мелодией. Частушки взяты из книги.
1.Извите, незнакомого
Играть заставила.
Я знакомого-то дролю
Далеко оставила.
2. В незнакому деревеньку
Пришел да и пляшу,
Незнакомому народу
Не подначивать прошу.
3.Худо катаники стукают,
Обую сапоги.
Погулять с хорошей девушкой,
Товарищ, помоги.
4. Извините, в песне спутался,
Дела не веселят,
Мне на этой на неделюшке
Изменушку сулят.
5. Не браните вы меня,
Свою работу знаю я:
Жать, косить, коров доить,
В обе руки молотить.
6. Не машина траву косит -
Косит острая коса;
Не работа парня сушит -
Сушит острая тоска.
7. Каменистая дорога,
Серебристая вода.
Мне такого дролю надо,
Боевого, как и я.
8.У меня четыре шали.
Пятая пуховая.
Не одна я боевая –
Вся семья веселая.
9. Интересно было слушать,
Как ругала дролю мать,
Позволенья не давала
С бойкой девушкой гулять.
10. Говорят, иголки колки
Им нельзя неколким быть.
Говорят девчонки бойки,
Им нельзя небойким быть.
11. К нам в деревнюшку ходить -
Протоптана дорожка.
Хорошо того любить,
У кого гармошка.
12. Кабы не было полей,
Не было поляночек,
Кабы не было парней,
Не было гуляночек.
13. Милая моя,
Выйди на поляночку!
Из-за тебя меня побьют,
Побереги тальяночку.
14. По моей по голове
Ходила трость железная.
Это все из-за тебя,
Сударушка любезная.
15. Велят милку забывать,
Горячим чаем запивать,
А я пью холодну воду,
Не забуду ее сроду.
16.Не пойду я в тот конец:
Там милашку бьет отец,
Бьет отец. Ругает мать,
Не велят со мной гулять.
17. Меня дома-то ругают,
Я из дома убегу.
Все равно свиданье будет.
Где-нибудь на берегу.
18. Эх ты, Сохта, эх, ты, Сохта,
Два крутые бережка!
По тебе, родная Сохта,
Два уехали дружка.
19. Где-то, где-то красно лето,
Где-то шарфик голубой,
Где-то милая подружка,
Где-то дроля дорогой.
И.С.: Умеет молодежь нынче веселиться, иж как плясали, отчебучивали. А как про
сударушек да про дроль-то поют. Видать знают, кто есть кто. Кто же такой дроля? А кто
такая сударушка?
Н.И.: Поди не только петь умеют, а играть любят. А мы-то в молодости как умели играть.
В теплое время соберемся перед домом, мужчины и женщины, парни и девушки. Мужики
приветствуют друг друга снятием шапки с головы, а мы, женский пол, встречаем их с
улыбкой. Девчонки-то помоложе начинают перешептываться, похихикивают. Мужики над
ними начинают подтрунивать, и всюду уже слышится простосердечный хохот. Тогда
разговор становится живее, беседа откровеннее, перестают чуждаться, подступают друг
другу ближе, и делается общий круг.
И.С.: Появляется откуда не возьмись гармонья, парень посмелее выходит вперед и, сняв
шапку, просит девушку повеселиться с ним. Тут робятишки забегают, замешают всем,
отвлекают внимание своей беготней и играми. Ничего не остается, как принять и взрослым
участие в этих игрищах.
Автор: Гостей приглашаем на игру «Мигалки». Стулики стоят в круг. Один стул
свободный. Девочки садитесь на стулья, а мальчики вставайте за девочками. Начинает
игру самый смелый ( Казимиров Антон). У него свободный стул. Антон подмигивает
девочке, а ее сосед должен догадаться, кому он подмигнул, и удержать свою подругу. Если
же девочке удалось убежать, она садится на свободное место. Тот , кто упустил подругу
теперь подмигивает любой девочке.
(Игра продолжается несколько минут)
И.С.: Спасибо, дорогие ребята, повеселили вы нас.
Автор: Спасибо Василию Ивановичу Белову за его труд, за книги, за этот бесценный клад,
который он подарил нам, читателям. В.И. Белов не афиширует свои достижения, не
страдает манией величия, неохотно рассказывает о своей жизни и боится только одного,
чтобы факты его жизнедеятельности не были извращены или вымышлены, точно
соответствовали тому, что было на самом деле. В.И. Белов - простой, обычный человек,
разве что отличающийся от других данным Богом писательским талантом, который он
употребил с пользой в полную меру.
Спасибо за внимание.
Использованная литература:
1. Белов В. И. Бухтины вологодские завиральные в шести темах /
В.И. Белов ; ил. А. Озеревской, А. Яковлева. - М. : Современник,
1988. - 159 с .: ил.
2. Белов. В. И. За тремя волоками : повести, рассказы, очерки / В.И.
Белов ; худож. В. Гальдяева. - М. : Худож. лит., 1989. - 527с. : ил.
- (Б-ка юношества).
3. Белов В. И. Избранные произведения : в 3-х т.Т. 1: роман, рассказы / В.И. Белов. - М. :
Современник, 1983. - 591с.
4. Белов В. И. Лад : очерки о народной эстетике / В.И. Белов. – М. :
Мол.гвардия,1982. - 293 с. : ил.
5. Белов В. И. Рассказы о всякой живности / В.И. Белов. - Вологда :
Полиграфист, 2000. – 70 с.
6. Грешневиков А. Хранитель русского лада / В.И. Белов. – Рыбинск
: Рыбинское подворье, 2006. - 440 с.
7. Литература Вологодского края : учебное пособие для 5-6 классов /
авт.-сост. С. Ю. Баранов. - Вологда : Издательский центр ВИРО,
2008. - 336 с.
8. Народное слово в произведениях В.И. Белова : словарь/ авт.-сост.
Л.Г. Яцкевич ; ред. Г.В. Судаков. - Вологда, 2004. - 216 с.
9. Терещенко А. В. Быт русского народа : в 6-ти ч. / А.В. Терещенко
; худож. В.Н. Забайров. – М. : Русская книга, 1999. – 309 с. : ил. –
(Народная мудрость).
10.Серия «Живое русское слово» Народное слово в произведениях В.И. Белова. Словарь.
Вологда 2004.