Напоминание

"Путешествие по страницам книг В.И. Белова"


Автор: Тарасова Ирина Степановна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ильинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Семениха
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Путешествие по страницам книг В.И. Белова"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ильинская основная общеобразовательная школа» Литературный вечер «Путешествие по страницам книг Василия Ивановича Белова» Выполнила: Ирина Степановна Тарасова, воспитатель школы. 2017 г. Введение
Цели и задачи:

1. Приобщение учащихся к отечественной классической литературе. 2. Привитие любви к народной культуре русской речи. 3. Воспитание гуманизма, любви к людям, жизни, животным на примере творчества В.И. Белова. 4. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
1. Сцена оформлена в виде деревенской избы. На сцене – кухонный стол, на нем самовар, чашки. Перед столом постелен половик, на котором лежат мягкие игрушки. 2. Выставка книг В.И. Белова, а также книги о жизни и творчестве писателя.
Подготовка к мероприятию:
1) Оформляется из бумаги деревенское окно. 2) Воспитатель готовит с учащимися инсценирование эпизодов из художественных произведений В.И. Белова. 3) Учащиеся готовятся к выразительному чтению произведений В.И. Белова, пытаясь сохранить колорит народной речи. 4) Готовится магнитофонная запись «Русская плясовая». 5) Дети учат частушки для плясовой.
Участники вечера:
учащиеся 5–9класса.
Действующие лица:
1) Автор – ученица 9 класса Кривко Кристина. 2) Ваулова Н.И. (учитель начальных классов) и Тарасова И.С. (воспитатель школы) выступают в роли бабушек, которые ведут речь о жизни и творчестве В.И. Белова. 3) В роли Кузьмы Ивановича – ученик 9 класса Любышев Никита. 4) В роли Лидии Ивановны – ученица 9 класса Шарова Таня. 5) В роли Федора – ученик 9 класса Казимиров Игорь.
Пояснение по ходу выполнения поставленных задач.
Данное мероприятие будет приурочено и проведено к юбилейной дате: 85-летию со дня рождения писателя-земляка В.И. Белова. Вологодская земля богата талантливыми писателями и поэтами, чьи жизнь и творчество, несомненно, вызывают интерес, как педагогов, так и их наставников. Одной
из главных образовательных задач является изучение и пропаганда литературного наследия писателей и поэтов родного края. В.И. Белов, выдающийся мастер слова, один из основоположников Вологодской школы в литературе. Я считаю, целесообразным знакомить детей с творчеством В.И. Белова и во внеурочное время, так как основная движущая сила его творчества - стремление пробудить национальное самосознание русского народа , его национальную совесть. Попадая в произведения В.И. Белова, учащиеся понимают, что эта исконно русская лексика возрождается для новой жизни, приобретая положение общерусского культурного явления, при этом, не теряя аромата той почвы, на которой она возросла и многие столетия обитала. Мероприятия такого рода дают возможность детям увидеть, как писатели и поэты в своих произведениях описывали природу и людей Вологодского края. Учащиеся прекрасно представляют образ нашей малой родины в литературе. Читая их произведения, мы словно видим глазами авторов то, что нас окружает. А поскольку писатели умеют подметить такие особенности жизни, на которые многие люди не обращают особого внимания, то и читатель вслед за писателем начинает видеть и понимать все окружающее лучше, яснее, глубже. Разве это не воспитание патриотизма и гуманизма? Деятельность такого рода позволяет учащимся проявить творческие способности, выразительно читая художественный текст, сохраняя колорит северного говора. Культура и традиции близкие с детства помогают быстрее создать образ литературного героя. Простая народная игра позволяет еще более сплотиться детскому коллективу.
Содержание вечера

Автор:
Добрый день, дорогие гости! Хорошо, что вы к нам заглянули на огонек, в деревню Тимониха, Харовского района, Вологодской области. Герой нашей беседы - Василий Иванович Белов - известный русский, российский писатель-вологжанин, прославивший нашу Харовскую землю своими рассказами, повестями, романами о жизни простых крестьян в период 20-30 годов прошлого столетия. Его произведения
знают, любят, ценят, изучают. Они трогают самые нежные струны души читателей, а персонажи, как живые, рассказывают о своих бедах и радостях, без которых жизнь человека бессмысленна.
И.С
.: Кривоногая! Шельма! Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза–то глядеть, ботявке? Не стыдно? Ох, ремень бы взять да отхлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!
Автор:
Хозяйка ругала Мальку за то, что та принесла недавно двух щенят. ( На полу мягкие игрушки. Наталья Ивановна погладила щенят, и одна из собак залаяла.)
И.С.:
Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому–то нужны. Уж два дня ругаю ее, бессовестную.
Н.И.:
Ладно, пускай живет-то.
Автор
: Прошло некоторое время. (Игрушки убрать)
Н.И
.: Соседка, куда это Малька-то твоя бегает?
И.С.:
Да кормить. Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Я ведь щенков–то раздала. Одного забрал тракторист, который к нам часто в деревню-то приезжает. Другого отнесла я в другую деревню, а взамен принесла, глико, молодого рыжего кота. Ведь по лавам бегает на другой берег, бестолковая, одни кривые ноги мелькают по снегу. Я ведь ее и дома запирала, все впустую. Только отвернешься - готово де-ло, была да нет, побежала кормить свое дитятко. Ладно, сейчас весна, лавы убрали, может дома сидеть будет.
Н.И.:
Так я тебе ведь новость принесла. Федор мне сейчас рассказал. Малька-то твоя седни подбегает к реке, сунулась туда-сюда. Везде одна вода, лав-то нет. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды. Федор смотрит: течение сильное, а сил у Мальки немного. Хорошо Федор не растерялся, поставил лодку поперек течения, подправил ее веслом и выловил Мальку.
И.С.:
Ой, дура, куда сунулась. Да разве это дело кормить его дурака! Ведь большой уж, обормот. Пойду, поищу матушку.
Н.И
: Подожди, да вон и сам Федор явился вместе с твоей Малькой.
И.С
.: Спасибочки тебе, Федор!
Федор:
Беда нам с этой всякой живностью. Сами знаете, как я мучаюсь со своим поросенком особенно летом. Поди, ведь помните?
Н.И
.: Не почто не помним. Федор, расскажи.
Федор
– Казимиров Игорь - рассказывает от 1-го лица рассказ «Валдай и Кузя».

Автор
: Уважаемые гости, вы, конечно, узнали героев замечательных рассказов В.И. Белова. Как называется книга, из которой взяты эти произведения?
Дети:
«Рассказы о всякой живности»
Автор
: Вот эта книга. Как называются рассказы, героев которых вы видите на сцене? («Малька провинилась», «Еще про Мальку», «Валдай и Кузя») Назовите другие рассказы, вошедшие в эту книгу. (Если ребята не называют произведения, автор сам говорит название) Как просто, занимательно, интересно рассказывает читателям автор на первый взгляд эти простые истории о людях и о животных. Но какая в них таится доброта, простота, прелесть.
Н.И
.: Слышали новость-то, ведь у Васи Белова нынче юбилей. 85 годков стукнет в октябре 23 числа.
И.С.:
Седни он уж не Вася, а Василий Иванович Белов - крупный писатель и общественный деятель. Недаром еще в 1981 году получил Государственную премию СССР.
З.С.:
Совсем недавно, в 2003 году, опять же награжден Государственной премией РФ в области литературы и искусства.
И.С.:
Каких наград только у него нет. Ужо я сейчас вам покажу. (Показ листов с надписями наград В.И. Белова. Стук в дверь).
И.С
. Ой, вот и Лидия, она-то ему приходится близкой родственницей. Чай родной сестрой. Лидия, расскажи нам, как Василий-то поживает.
Лидия
: Ужо, я вам сначала расскажу о нашей деревне, Тимонихе. Это он мне сам рассказывал. О нашей Тимонихе написано вот в этой самой книжке «Словарь географических названий Вологодской области». Так вот, Тимониха возникла аж в 17 веке и числилась за князем Черкасским, что жил в Кумзерской волости. А еще говорят, что название происходит от личного имени первопоселенца этих мест Тимони. А раньше деревню называли еще и «Залесье», потому что находилась за лесом. Упоминается наша Тимониха в писцовых книгах царя Михаила Романова, который царствовал (1613 по 1645г.). Стояла, да и сейчас стоит наша Тимониха на реке Сохте. Жили в ней в стародревние времена крестьяне Павловы, Докучайко с сыном Офонькою, бобыль Осипко с детьми Якушкою и Терешкою, одним словом беднота. Правда, в те времена имелась в деревне своя мельница. Мужики жили хоть и бедно, да вольно: жгли подсеки, пороли медведей, сеяли лен, ячмень. Здесь в Тимонихе жили и померли его прародители и родители. В Тимонихе он сам родился и вырос.
Федор
: Ой, Лидия уж больно Василий ладно пишет про животных: и о кошках, и о собаках, и о лошадях, и о душном козле ладно написал, да всего и не скажешь.

Н.И.:
Он и о людях пишет тоже ничего. Сосед мне однажды одну такую завиральню рассказывал, не знаю, что и делать: верить или не верить. Вот уж я дивилась. Иди, Кузьма Иванович, расскажи историю-то эту.
Кузьма Иванович
– Любышев Никита - рассказывает от 1–го лица бухтину «Начало жизни» из «Бухтин Вологодских завиральных в шести томах».
И.С.:
Ишь, как завирает. Слова-то какие говорит: брюхо, фулиган, куделя, лягаться, шоптаницы, лучина. Ребята, наверно, ничего и не поняли.
Федор:
Да все они поняли. Хотите, докажу. Ну, приготовились. Я называю слова диалектные, которые употребляются преимущественно жителями в Вологодской области, а вы называйте ему литературное: 1. насмока – насморк 2. не чует – не слышит 3. судачить – поговорить 4. сулить – обещать 5. портки – брюки 6. шастать – ходить, где не положено 7. полавошник – полка для посуды 8. осьмушка – горсть 1/8 кг 9. фуркать – бросаться чем-либо 10. гогыря – большой бесформенный тяжелый кусок чего-либо 11. корежить – таскать из стороны в сторону 12. лежни – лодыри 13. разорка – последняя узкая полоса невспаханного поля 14. обуяла – одолела, захватила 15. напостыло – надоело, печалиться 16. явгать – капризничать 17. волочить – тянуть 18. потачка – поблажка 19. тятя – папа 20. обуться – одеться 21. котомка – сумка 22. фатка- женский головной платок 23. бузить – драться 24. хряснуться – упасть
25. выкамариваться – выделываться, бахвалиться. 26. наровить – угождать 27. шибко – сильно 28. маяться – переживать 29. ужо – подождать 30. сатюк – проказник.
Федор
: Молодцы, ребята.
Автор:
Я уверена, что все вы прекрасно знаете эту замечательную книгу. Она называется «Бухтины Вологодские завиральные в шести томах. Достоверно записаны автором со слов печника Кузьмы Ивановича Барахвостова, ныне колхозного пенсионера, в присутствии его жены Виринеи и без нее». Правильнее сказать - это юмористическая повесть, в которой раскрываются характеры простых людей северной деревни, их чувство юмора, доброта, тепло и любовь к жизни. Героем этой повести является Кузьма Иванович, человек, обладающий великолепным чувством юмора, любящий приврать, ввести в заблуждение своих друзей и знакомых.
Автор
: теперь обратите внимание на трилогию В.И. Белова. В первый том собрания сочинений вошли «Бухтины вологодские», повесть «Привычное дело», киноповесть «Целуются зори», рассказы о детях, о подростках, о взрослых людях и очерки. Каждый рассказ чем-то интересен. Поднимите руки те, кто читал рассказ «Мальчики», «Скворцы», «Вовка-сатюк». Советуем вам прочитать юмористические рассказы «Маникюр», «Диалог», «На вокзале», «Свадьба» и др.
Любышева Анна
познакомит вас с рассказом, который называется «В дороге»
Автор:
Также в первом томе напечатан роман «Кануны». Автор воссоздает жизнь и быт доколхозной северной деревни, накануне коллективизации. Во втором томе собраны рассказы для детей, например, «Мишук», «Мамина дочка», «Жадный петух» и др. Василий Иванович писал киноповести, например, «По 206». А третий том называется «Лад». Он включает в себя серию очерков о северной народной эстетике.
И.С.:
Знаем, знаем эту книгу. Чего только не пересказал Василий в ней: и о временах года, и подмастерьях и мастеровых, и о сапожниках, кузнецах, даже о нищих, да-да была и такая профессия, правда, людей таких было немного, но все-таки встречались, а у русских считалось взять на себя грех, если не подать нищему.
Н.И.:
Василий Иванович рассказывал и о вязании, о кружевоплетении, шитье, плетении по бересте, о праздниках рассказывал, играх, песнях и о частушках. Перебейка из-за дроли
Потеряла аппетит, У меня после изменушки Нежевано летит. Перебейка – разлучница, соперница.
И.С.:
Да что-то мы засиделись. Федор, бери-ка гармошку, мы косточки поразомнем, а гости тоже пусть веселятся.
Выдаются учащимся и учителям частушки. Все встают в круг. Магнитофонная

запись с плясовой мелодией. Частушки взяты из книги.
1.Извите, незнакомого Играть заставила. Я знакомого-то дролю Далеко оставила. 2. В незнакому деревеньку Пришел да и пляшу, Незнакомому народу Не подначивать прошу. 3.Худо катаники стукают, Обую сапоги. Погулять с хорошей девушкой, Товарищ, помоги. 4. Извините, в песне спутался, Дела не веселят, Мне на этой на неделюшке Изменушку сулят. 5. Не браните вы меня, Свою работу знаю я: Жать, косить, коров доить, В обе руки молотить. 6. Не машина траву косит - Косит острая коса; Не работа парня сушит - Сушит острая тоска. 7. Каменистая дорога, Серебристая вода.
Мне такого дролю надо, Боевого, как и я. 8.У меня четыре шали. Пятая пуховая. Не одна я боевая – Вся семья веселая. 9. Интересно было слушать, Как ругала дролю мать, Позволенья не давала С бойкой девушкой гулять. 10. Говорят, иголки колки Им нельзя неколким быть. Говорят девчонки бойки, Им нельзя небойким быть. 11. К нам в деревнюшку ходить - Протоптана дорожка. Хорошо того любить, У кого гармошка. 12. Кабы не было полей, Не было поляночек, Кабы не было парней, Не было гуляночек. 13. Милая моя, Выйди на поляночку! Из-за тебя меня побьют, Побереги тальяночку. 14. По моей по голове Ходила трость железная. Это все из-за тебя, Сударушка любезная. 15. Велят милку забывать, Горячим чаем запивать, А я пью холодну воду, Не забуду ее сроду. 16.Не пойду я в тот конец:
Там милашку бьет отец, Бьет отец. Ругает мать, Не велят со мной гулять. 17. Меня дома-то ругают, Я из дома убегу. Все равно свиданье будет. Где-нибудь на берегу. 18. Эх ты, Сохта, эх, ты, Сохта, Два крутые бережка! По тебе, родная Сохта, Два уехали дружка. 19. Где-то, где-то красно лето, Где-то шарфик голубой, Где-то милая подружка, Где-то дроля дорогой.
И.С.:
Умеет молодежь нынче веселиться, иж как плясали, отчебучивали. А как про сударушек да про дроль-то поют. Видать знают, кто есть кто. Кто же такой дроля? А кто такая сударушка?
Н.И.:
Поди не только петь умеют, а играть любят. А мы-то в молодости как умели играть. В теплое время соберемся перед домом, мужчины и женщины, парни и девушки. Мужики приветствуют друг друга снятием шапки с головы, а мы, женский пол, встречаем их с улыбкой. Девчонки-то помоложе начинают перешептываться, похихикивают. Мужики над ними начинают подтрунивать, и всюду уже слышится простосердечный хохот. Тогда разговор становится живее, беседа откровеннее, перестают чуждаться, подступают друг другу ближе, и делается общий круг.
И.С.:
Появляется откуда не возьмись гармонья, парень посмелее выходит вперед и, сняв шапку, просит девушку повеселиться с ним. Тут робятишки забегают, замешают всем, отвлекают внимание своей беготней и играми. Ничего не остается, как принять и взрослым участие в этих игрищах.
Автор:
Гостей приглашаем на игру «Мигалки». Стулики стоят в круг. Один стул свободный. Девочки садитесь на стулья, а мальчики вставайте за девочками. Начинает игру самый смелый ( Казимиров Антон). У него свободный стул. Антон подмигивает девочке, а ее сосед должен догадаться, кому он подмигнул, и удержать свою подругу. Если же девочке удалось убежать, она садится на свободное место. Тот , кто упустил подругу теперь подмигивает любой девочке.
(Игра продолжается несколько минут)


И.С.:
Спасибо, дорогие ребята, повеселили вы нас.
Автор:
Спасибо Василию Ивановичу Белову за его труд, за книги, за этот бесценный клад, который он подарил нам, читателям. В.И. Белов не афиширует свои достижения, не страдает манией величия, неохотно рассказывает о своей жизни и боится только одного, чтобы факты его жизнедеятельности не были извращены или вымышлены, точно соответствовали тому, что было на самом деле. В.И. Белов - простой, обычный человек, разве что отличающийся от других данным Богом писательским талантом, который он употребил с пользой в полную меру. Спасибо за внимание.
Использованная литература:
1. Белов В. И. Бухтины вологодские завиральные в шести темах / В.И. Белов ; ил. А. Озеревской, А. Яковлева. - М. : Современник, 1988. - 159 с .: ил. 2. Белов. В. И. За тремя волоками : повести, рассказы, очерки / В.И. Белов ; худож. В. Гальдяева. - М. : Худож. лит., 1989. - 527с. : ил. - (Б-ка юношества). 3. Белов В. И. Избранные произведения : в 3-х т.Т. 1: роман, рассказы / В.И. Белов. - М. : Современник, 1983. - 591с. 4. Белов В. И. Лад : очерки о народной эстетике / В.И. Белов. – М. : Мол.гвардия,1982. - 293 с. : ил. 5. Белов В. И. Рассказы о всякой живности / В.И. Белов. - Вологда : Полиграфист, 2000. – 70 с. 6. Грешневиков А. Хранитель русского лада / В.И. Белов. – Рыбинск : Рыбинское подворье, 2006. - 440 с. 7. Литература Вологодского края : учебное пособие для 5-6 классов / авт.-сост. С. Ю. Баранов. - Вологда : Издательский центр ВИРО, 2008. - 336 с. 8. Народное слово в произведениях В.И. Белова : словарь/ авт.-сост. Л.Г. Яцкевич ; ред. Г.В. Судаков. - Вологда, 2004. - 216 с. 9. Терещенко А. В. Быт русского народа : в 6-ти ч. / А.В. Терещенко
; худож. В.Н. Забайров. – М. : Русская книга, 1999. – 309 с. : ил. – (Народная мудрость). 10.Серия «Живое русское слово» Народное слово в произведениях В.И. Белова. Словарь. Вологда 2004.


В раздел образования