Напоминание

"Программа развития УУД"


Автор: Стрельчук Ольга Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №30 г. Сыктывкар"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа развития УУД"
Раздел: среднее образование





Назад





Программа развития универсальных учебных действий

на уровне основного общего образования
Структура программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС, и содержит в том числе информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности учащихся, а также описания особенностей реализации направления учебно- исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности. Также в содержание программы включено описание форм взаимодействия участников образовательной деятельности, которое представляет собой рекомендации по организации работы над созданием и реализацией программы.
1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и

реализации программы развития УУД.
C целью разработки и реализации программы развития УУД в образовательной организации может быть создана рабочая группа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (УВР) или руководителя образовательной организации, или других представителей образовательной организации (учителей-предметников, психолога), осуществляющих деятельность в сфере формирования и реализации программы развития УУД.
Направления деятельности рабочей группы могут включать:
 разработку планируемых образовательных метапредметных результатов как для всех учащихся уровня, так и для групп с особыми образовательными потребностями;  разработку основных подходов к обеспечению связи универсальных учебных действий с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности;  разработку основных подходов к конструированию задач на применение универсальных учебных действий;  разработку основных подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по таким направлениям, как: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов;  разработку основных подходов к организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;  разработку системы мер по организации взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;  разработку системы мер по обеспечению условий для развития универсальных учебных действий у учащихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;  разработку комплекса мер по организации системы оценки деятельности образовательной организации по формированию и развитию универсальных учебных действий у учащихся;  разработку методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения учащимися универсальных учебных действий;  разработку основных подходов к созданию рабочих программ по предметам с учетом требований развития и применения универсальных учебных действий;  разработку рекомендаций педагогам по конструированию уроков и иных
учебных занятий с учетом требований развития и применения УУД;  организацию и проведение серии семинаров с учителями, работающими на уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в плане развития УУД;  организацию и проведение систематических консультаций с педагогами- предметниками по проблемам, связанным с развитием универсальных учебных действий в образовательном процессе;  организацию и проведение методических семинаров с педагогами- предметниками и школьными психологами (возможно привлечение заинтересованных представителей органа государственного общественного участия) по анализу и способам минимизации рисков развития УУД у учащихся уровня;  организацию разъяснительной/просветительской работы с родителями по проблемам развития УУД у учащихся уровня;  организацию отражения результатов работы по формированию УУД учащихся на сайте образовательной организации. Для подготовки содержания разделов программы по развитию УУД, определенных. рабочей группой может быть реализовано несколько этапов с соблюдением необходимых процедур контроля, коррекции и согласования (конкретные процедуры разрабатываются рабочей группой и утверждаются руководителем). На подготовительном этапе команда образовательной организации может провести следующие аналитические работы:  анализировать какая образовательная предметность может быть положена в основу работы по развитию УУД (ряд дисциплин, междисциплинарный материал);  рассматривать, какие рекомендательные, теоретические, методические материалы могут быть использованы в данной образовательной организации для наиболее эффективного выполнения задач программы;  определять состав детей с особыми образовательными потребностями, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ, а также возможности построения их индивидуальных образовательных траекторий;  анализировать результаты учащихся по линии развития УУД на предыдущем уровне;  анализировать и обсуждать опыт применения успешных практик, в том числе с использованием информационных ресурсов образовательной организации. На основном этапе может проводиться работа по разработке общей стратегии развития УУД, организации и механизма реализации задач программы, раскрыты направления и ожидаемые результаты работы развития УУД, описаны специальные требования к условиям реализации программы развития УУД. Данный перечень активностей может быть расширен. Особенности содержания индивидуально ориентированной работы рекомендуется представить в рабочих программах педагогов. На заключительном этапе может осуществляться внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка, также может проводиться обсуждение хода реализации программы на школьных методических семинарах (возможно, с привлечением внешних консультантов из других образовательных, научных, социальных организаций). Итоговый текст программы развития УУД рекомендуется согласовать с членами органа государственно-общественного управления. После согласования текст программы утверждается руководителем образовательной организации. Периодически рекомендуется проанализировать результаты и внести необходимые коррективы, обсудив их предварительно с педагогами-предметниками в рамках индивидуальных консультаций. Среди возможных форм взаимодействия можно назвать педагогические советы, совещания и встречи рабочих групп, проводимые регулярно, онлайн-мероприятия и взаимодействие. Список указанных форм может быть дополнен и изменен образовательной организацией.

2. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований

ФГОС

Целью программы
является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Задачи программы:
• организация взаимодействия педагогов и учащихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе; • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД учащимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности учащихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов; • включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность учащихся; • обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
Описание места и роли программы в реализации требований ФГОС
Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер учащегося. Универсальные учебные действия представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития. Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество».
Описание

понятий,

функций,

состава

и

характеристик

универсальных

учебных

действий

(личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных)

и

их

связи

с

содержанием

отдельных

учебных

предметов,

внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов

универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности.
К принципам формирования УУД в основной школе относятся следующие: 1) формирование УУД – задача, сквозная для всей образовательной деятельности (урочная, внеурочная деятельность); 2) формирование УУД обязательно требует работы с предметным и ли междисциплинарным содержанием; 3) образовательная организация в рамках своей ООП может определять, на каком именно материале (в том числе в рамках учебной и внеучебной деятельности) реализовывать программу по развитию УУД; 4) преемственность по отношению к начальной школе, но с учетом специфики подросткового возраста. Специфика подросткового возраста заключается в том, что возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ; 5) отход от понимания урока как ключевой единицы образовательной деятельности (как правило, говорить о формировании УУД можно в рамках серии учебных занятий при том, что гибко сочетаются урочные, внеурочные формы, а также самостоятельная работа учащегося); 6) при составлении учебного плана и расписания должен быть сделан акцент на нелинейность, наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию. По отношению к начальной школе программа развития УУД должна сохранять
преемственность, однако следует учитывать, что учебная деятельность в основной школе должна уже приближаться к самостоятельному поиску теоретических знаний и общих способов действий. В этом смысле, работая на этапе основной школы, педагог должен удерживать два фокуса: индивидуализацию образовательной деятельности и умение инициативно разворачивать учебное сотрудничество с другими людьми. В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность учащегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с практическими ситуациями, которые встречаются в жизни учащегося. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Для успешной деятельности по развитию УУД можно проводить занятия в разнообразных формах: уроки одновозрастные и разновозрастные; занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии (школы) и пр., с постепенным расширением возможностей учащихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Решение задачи формирования универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках факультативов, кружков, элективов.
3.Характеристика личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий.



Личностные универсальные учебные действия
обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; •смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; •нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные

универсальные

учебные

действия
обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.


Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия
:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы
:

• формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий
Вид Составляющие Типовые задачи Регулятивный Целеполагание Постановка учебной задачи (выход учащихся в совместно – распределенной деятельности на новую задачу через «интеллектуальный конфликт»), индивидуальное целеполагание на этапе контроля и работы над причинами ошибок. Планирование Составление в совместно распределенной деятельности, а затем самостоятельно алгоритмов действия для решения учебных задач. Прогнозирования предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик Контроль предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона
Оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательный Общеучебный самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты Логические действия синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностный Смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Нравственно- этическая готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами Коммуникативны й Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера
5 . Описание

особенностей,

основных

направлений

и

планируемых

результатов

учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (исследовательское,

инженерное,

прикладное,

информационное,

социальное,

игровое,

творческое


направление проектов) в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из

направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций.
Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на уровне основного общего образования. Специфика
проектной деятельности учащихся
в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность учащегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения учащегося. Она ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов учащихся. Особенностью
учебно-исследовательской деятельности
является «приращение» в компетенциях учащегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью учащихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям: • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.; • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно- исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции, др. В соответствии с п. 18.2.1 ФГОС учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как: • исследовательское; • инженерное; • прикладное; • информационное; • социальное; • игровое; • творческое. В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы. В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью
педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: • исследовательская практика учащихся; • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся; • ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующий список: • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карта; • постеры, презентации; • альбомы, буклеты, брошюры, книги; • реконструкции событий; • эссе, рассказы, стихи, рисунки; • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; • документальные фильмы, мультфильмы; • выставки, игры, тематические вечера, концерты; • сценарии мероприятий; • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов. Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть в том числе представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

6. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности

по развитию ИКТ
В соответствии с п. 14 ФГОС в содержании программы развития УУД отдельно указана компетенция учащегося в области использования информационно- коммуникационных технологий. В соответствии с п. 18.2.1 программа развития УУД должна обеспечивать в структуре ИКТ-компетенции, в том числе владение поиском и передачей информации, презентационными навыками, основами информационной безопасности. Важным является универсальный и межпредметный характер ИКТ- компетенции, что на практике дает возможность осуществлять ее формирование не только и не столько в рамках учебного предмета информатика, но в ходе обучения практически по всем предметным областям. В настоящее время значительно присутствие компьютерных и Интернет- технологий в повседневной деятельности учащегося, в том числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи учащийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной организации. В этом контексте важным направлением деятельности образовательной организации в сфере формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие учащегося. Данный подход имеет значение при определении планируемых результатов в сфере формирования ИКТ-компетенций. Для реализации указанных направлений в деятельности образовательной организации необходимо указать возможные виды и формы организации учебной деятельности. Также в соответствии со структурой программы развития УУД, обозначенной в ФГОС, необходимо представить перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования, а также планируемые результаты формирования и развития компетентности учащихся в области использования ИКТ. Список основных форм организации учебной деятельности по формированию ИКТ-компетенций учащихся может включить в себя: • уроки по информатике и другим предметам; • факультативы; • кружки; • интегративные межпредметные проекты; • внеурочные и внешкольные активности. Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ- компетенций учащихся, можно выделить в том числе такие, как: • выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов; • создание и редактирование текстов; • создание и редактирование электронных таблиц; • использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; • создание и редактирование презентаций; • создание и редактирование графики и фото; • создание и редактирование видео; • создание музыкальных и звуковых объектов; • поиск и анализ информации в Интернете; • моделирование, проектирование и управление; • математическая обработка и визуализация данных; • создание web-страниц и сайтов; • сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
Эффективное формирование ИКТ-компетенций учащихся может быть обеспечено усилиями команды учителей-предметников, согласование действий которых обеспечивается в ходе регулярных рабочих совещаний по данному вопросу.
7. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их

использования

Обращение с устройствами ИКТ.
Соединение устройств ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; включение и выключение устройств ИКТ; получение информации о характеристиках компьютера; осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет; выполнение базовых операций с основными элементами пользовательского интерфейса: работа с меню, запуск прикладных программ, обращение за справкой; вход в информационную среду образовательной организации, в том числе через Интернет, размещение в информационной среде различных информационных объектов; оценивание числовых параметров информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускная способность выбранного канала и пр.); вывод информации на бумагу, работа с расходными материалами; соблюдение требований к организации компьютерного рабочего места, техника безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Фиксация и обработка изображений и звуков.
Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; осуществление фиксации изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксации хода и результатов проектной деятельности; создание презентаций на основе цифровых фотографий; осуществление видеосъемки и монтажа отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; осуществление обработки цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; осуществление обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; понимание и учет смысла и содержания деятельности при организации фиксации, выделение для фиксации отдельных элементов объектов и процессов, обеспечение качества фиксации существенных элементов.
Поиск

и

организация

хранения

информации.
Использование приемов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде организации и в образовательном пространстве; использование различных приемов поиска информации в Интернете (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); построение запросов для поиска информации с использованием логических операций и анализ результатов поиска; сохранение для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и ссылок на них; использование различных библиотечных, в том числе электронных, каталогов для поиска необходимых книг; поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение баз данных, в частности, использование различных определителей; формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в них нужных информационных источников, размещение информации в Интернете.
Создание

письменных

сообщений.
Создание текстовых документов на русском, родном и иностранном языках посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; осуществление редактирования и структурирования текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора (выделение, перемещение и удаление фрагментов текста; создание текстов с
повторяющимися фрагментами; создание таблиц и списков; осуществление орфографического контроля в текстовом документе с помощью средств текстового процессора); оформление текста в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц; вставка в документ формул, таблиц, списков, изображений; участие в коллективном создании текстового документа; создание гипертекстовых документов; канирование текста и осуществление распознавания сканированного текста; использование ссылок и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
Создание

графических

объектов.
Создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора; создание графических объектов с повторяющимися и(или) преобразованными фрагментами; создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств; создание различных геометрических объектов и чертежей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуа льных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; создание движущихся изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создание объектов трехмерной графики.
Создание

музыкальных

и

звуковых

объектов.
Использование звуковых и музыкальных редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов; использование программ звукозаписи и микрофонов; запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Восприятие,

использование

и

создание

гипертекстовых

и

мультимедийных

информационных

объектов.
«Чтение» таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д., самостоятельное перекодирование информации из одной знаковой системы в другую; использование при восприятии сообщений содержащихся в них внутренних и внешних ссылок; формулирование вопросов ксообщению, создание краткого описания сообщения; цитирование фрагментов сообщений; использование при восприятии сообщений различных инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные); проведение деконструкции сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; работа с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; избирательное отношение к информации в окружающем информационномпространстве, отказ от потребления ненужной информации; проектирование дизайна сообщения в соответствии с задачами; создание на заданную тему мультимедийной презентации с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; организация сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра черезбраузер; оценивание размеров файлов, подготовленных с использованиемразличных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использование программ- архиваторов.
Анализ

информации,

математическая

обработка

данных

в

исследовании.
Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатовизмерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований ввиртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике;анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование,

проектирование

и

управление.
Построение с помощью компьютерных инструментов разнообразных информационных структур для описания
объектов; построение математических моделей изучаемых объектов и процессов; разработка алгоритмов по управлению учебным исполнителем; конструирование и моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; моделирование с использованием виртуальных конструкторов; моделирование с использованием средств программирования; проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования.
Коммуникация и социальное взаимодействие.
Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); использование возможностей электронной почты для информационного обмена; ведение личного дневника (блога) с использованием возможностей Интернета; работа в группе над сообщением; участие в форумах в социальных образовательных сетях; выступления перед аудиторией в целях представления ей результатов своей работы с помощью средств ИКТ; соблюдение норм информационной культуры, этики и права; уважительное отношение к частной информации и информационным правам других людей.
Информационная

безопасность.
Осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности учащихся

в области использования ИКТ
Представленные планируемые результаты развития компетентности учащихся в области использования ИКТ учитывают существующие знания и компетенции, полученные обучающимися вне образовательной организации. Вместе с тем планируемые результаты могут быть адаптированы и под учащихся, кому требуется более полное сопровождение в сфере формирования ИКТ-компетенций. В рамках направления обращение с устройствами ИКТ в качестве основных планируемых результатов возможен следующий список того, что учащийся сможет: • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • получать информацию о характеристиках компьютера; • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; • входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: • создавать презентации на основе цифровых фотографий; • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; • осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • использовать различные приемы поиска информации в Интернете (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); • строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; • участвовать в коллективном создании текстового документа; • создавать гипертекстовые документы. В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора; • создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами. В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации); • использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач. В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами
(географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); • использовать программы-архиваторы. В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях; • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике. В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов; • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; • моделировать с использованием виртуальных конструкторов; • моделировать с использованием средств программирования. В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет: • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • использовать возможности электронной почты, Интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей; • осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; • соблюдать правила безопасного поведения в Интернете; • различать безопасные ресурсы Интернета и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
9. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями,

формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей
Формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей могут строиться на основе договорных отношений, отношений взаимовыгодного сотрудничества. Такие формы могут в себя включать, но не ограничиваться следующим: • договор с университетом о взаимовыгодном сотрудничестве (привлечение научных сотрудников, преподавателей университетов в качестве экспертов, консультантов, научных руководителей в обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам или возможности проведения исследований на базе организации); • договор о сотрудничестве может основываться на оплате услуг экспертов, консультантов, научных руководителей;
• экспертная, научная и консультационная поддержка может осуществляться в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций основного общего образования; • консультационная, экспертная, научная поддержка может осуществляться в рамках организации повышения квалификации на базе стажировочных площадок (школ), применяющих современные образовательные технологии, имеющих высокие образовательные результаты обучающихся, реализующих эффективные модели финансово-экономического управления. Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями может включать проведение: единовременного или регулярного научного семинара; научно- практической конференции; консультаций; круглых столов; вебинаров; мастер-классов, тренингов и др.
10. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий

у учащихся, в том числе организационно-методического и ресурсного обеспечения

учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
В соответствии с п. 21 ФГОС условия реализации основной образовательной программы, в том числе программы УУД, должны обеспечить участникам овладение ключевыми компетенциями, включая формирование опыта проектно-исследовательской деятельности и ИКТ-компетенций. В соответствии с п. 22 ФГОС требования к условиям включают: • укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации; • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу основного общего образования. Педагогические кадры имеют необходимый уровень подготовки для реализации программы УУД, что может включать в себя следующее: • педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях учащихся начальной, основной и старшей школы; • педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС; • педагоги участвовали в разработке собственной программы по формированию УУД или участвовали во внутришкольном семинаре, посвященном особенностям применения выбранной программы по УУД; • педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках учебного предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных УУД; • педагоги осуществляют формирование УУД в рамках проектной, исследовательской деятельностей; • характер взаимодействия педагога и учащегося не противоречит представлениям об условиях формирования УУД; • педагоги владеют навыками формирующего оценивания; • наличие позиции тьютора или педагоги владеют навыками тьюторского сопровождения обучающихся; • педагоги умеют применять диагностический инструментарий для оценки качества формирования УУД как в рамках предметной, так и внепредметной деятельности.
11. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения

учащимися универсальных учебных действий
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД могут быть учтены следующие этапы освоения УУД:
• универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения); • учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом, тьютором (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму); • неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия); • адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); • самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); • обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов. Система оценки универсальных учебных действий может быть: • уровневой (определяются уровни владения универсальными учебными действиями); • позиционной – не только учителя производят оценивание, оценка формируется на основе рефлексивных отчетов разных участников образовательного процесса: родителей, представителей общественности, принимающей участие в отдельном проекте или виде социальной практики, сверстников, самого обучающегося – в результате появляется некоторая карта самооценивания и позиционного внешнего оценивания. Не рекомендуется при оценивании развития УУД применять пятибалльную шкалу. Рекомендуется применение технологий формирующего (развивающего оценивания), в том числе бинарное, критериальное, экспертное оценивание, текст самооценки. При разработке настоящего раздела образовательной программы рекомендуется опираться на передовой международный и отечественный опыт оценивания, в том числе в части отслеживания динамики индивидуальных достижений. Представленные формы и методы мониторинга носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы и дополнены образовательной организацией в соответствии с конкретными особенностями и характеристиками текущей ситуации.


В раздел образования