Автор: Стрельчук Ольга Степановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ "СОШ №30 г. Сыктывкар" Населённый пункт: г. Сыктывкар Наименование материала: методическая разработка Тема: "Программа развития УУД" Раздел: среднее образование
на уровне основного общего образования
Структура
программы
развития
универсальных
учебных
действий
(УУД)
сформирована в соответствии с ФГОС, и содержит в том числе информацию о целях,
понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности
учащихся,
а
также
описания
особенностей
реализации
направления
учебно-
исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации
учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности. Также в содержание программы
включено
описание
форм
взаимодействия
участников
образовательной
деятельности,
которое
представляет
собой
рекомендации
по
организации
работы
над
созданием
и
реализацией программы.
1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и
реализации программы развития УУД.
C целью разработки и реализации программы развития УУД в образовательной
организации может быть создана рабочая группа под руководством заместителя директора
по учебно-воспитательной работе (УВР) или руководителя образовательной организации,
или
других
представителей
образовательной
организации
(учителей-предметников,
психолога),
осуществляющих
деятельность
в
сфере
формирования
и
реализации
программы развития УУД.
Направления деятельности рабочей группы могут включать:
разработку планируемых образовательных метапредметных результатов как для
всех учащихся уровня, так и для групп с особыми образовательными потребностями;
разработку основных подходов к обеспечению связи универсальных учебных
действий
с содержанием
отдельных
учебных
предметов,
внеурочной
и
внешкольной
деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в
структуре образовательной деятельности;
разработку
основных
подходов
к
конструированию
задач
на
применение
универсальных учебных действий;
разработку
основных
подходов
к организации
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности
в
рамках
урочной
и
внеурочной
деятельности
по
таким
направлениям,
как:
исследовательское,
инженерное,
прикладное,
информационное,
социальное, игровое, творческое направление проектов;
разработку
основных
подходов
к организации
учебной
деятельности
по
формированию и развитию ИКТ-компетенций;
разработку системы мер по организации взаимодействия с учебными, научными
и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных
руководителей;
разработку системы мер по обеспечению условий для развития универсальных
учебных действий у учащихся, в том числе информационно-методического обеспечения,
подготовки кадров;
разработку
комплекса
мер
по
организации
системы
оценки
деятельности
образовательной
организации
по
формированию
и
развитию
универсальных
учебных
действий у учащихся;
разработку методики и инструментария мониторинга успешности освоения и
применения учащимися универсальных учебных действий;
разработку основных подходов к созданию рабочих программ по предметам с
учетом требований развития и применения универсальных учебных действий;
разработку
рекомендаций
педагогам
по
конструированию
уроков
и
иных
учебных занятий с учетом требований развития и применения УУД;
организацию и проведение серии семинаров с учителями, работающими на
уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в
плане развития УУД;
организацию
и
проведение
систематических
консультаций
с
педагогами-
предметниками по проблемам, связанным с развитием универсальных учебных действий в
образовательном процессе;
организацию
и
проведение
методических
семинаров
с
педагогами-
предметниками
и
школьными
психологами
(возможно
привлечение
заинтересованных
представителей органа государственного общественного участия) по анализу и способам
минимизации рисков развития УУД у учащихся уровня;
организацию
разъяснительной/просветительской
работы
с
родителями
по
проблемам развития УУД у учащихся уровня;
организацию отражения результатов работы по формированию УУД учащихся на
сайте образовательной организации.
Для подготовки содержания разделов программы по развитию УУД, определенных.
рабочей группой может быть реализовано несколько этапов с соблюдением необходимых
процедур контроля, коррекции и согласования (конкретные процедуры разрабатываются
рабочей группой и утверждаются руководителем).
На подготовительном этапе команда образовательной организации может провести
следующие аналитические работы:
анализировать
какая
образовательная
предметность
может
быть
положена
в
основу работы по развитию УУД (ряд дисциплин, междисциплинарный материал);
рассматривать,
какие
рекомендательные,
теоретические,
методические
материалы могут быть использованы в данной образовательной организации для наиболее
эффективного выполнения задач программы;
определять состав детей с особыми образовательными потребностями, в том
числе лиц, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ, а также возможности
построения их индивидуальных образовательных траекторий;
анализировать результаты учащихся по линии развития УУД на предыдущем
уровне;
анализировать и обсуждать опыт применения успешных практик, в том числе с
использованием информационных ресурсов образовательной организации.
На основном этапе может проводиться работа по разработке общей стратегии
развития
УУД,
организации
и
механизма
реализации
задач
программы,
раскрыты
направления
и
ожидаемые
результаты
работы
развития
УУД,
описаны
специальные
требования
к
условиям
реализации
программы
развития
УУД.
Данный
перечень
активностей
может
быть
расширен.
Особенности
содержания
индивидуально
ориентированной работы рекомендуется представить в рабочих программах педагогов.
На
заключительном
этапе
может
осуществляться
внутренняя
экспертиза
программы,
возможна
ее
доработка,
также
может
проводиться
обсуждение
хода
реализации программы на школьных методических семинарах (возможно, с привлечением
внешних консультантов из других образовательных, научных, социальных организаций).
Итоговый текст программы развития УУД рекомендуется согласовать с членами
органа государственно-общественного управления. После согласования текст программы
утверждается руководителем образовательной организации. Периодически рекомендуется
проанализировать
результаты
и
внести
необходимые
коррективы,
обсудив
их
предварительно с педагогами-предметниками в рамках индивидуальных консультаций.
Среди возможных форм взаимодействия можно назвать педагогические советы,
совещания
и
встречи
рабочих
групп,
проводимые
регулярно,
онлайн-мероприятия
и
взаимодействие.
Список
указанных
форм
может
быть
дополнен
и
изменен
образовательной организацией.
2. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований
ФГОС
Целью программы является обеспечение организационно-методических условий
для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, с тем,
чтобы
сформировать
у
учащихся
основной
школы
способности
к
самостоятельному
учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Задачи программы:
•
организация
взаимодействия
педагогов
и
учащихся
и
их
родителей
по
развитию
универсальных учебных действий в основной школе;
•
реализация
основных
подходов,
обеспечивающих
эффективное
освоение
УУД
учащимися,
взаимосвязь
способов
организации
урочной
и
внеурочной
деятельности
учащихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;
• включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность учащихся;
•
обеспечение
преемственности
и
особенностей
программы
развития
универсальных
учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
Описание места и роли программы в реализации требований ФГОС
Формирование
системы
универсальных
учебных
действий
осуществляется
с
учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер учащегося.
Универсальные
учебные
действия
представляют
собой
целостную
взаимосвязанную
систему,
определяемую
общей
логикой
возрастного
развития.
Исходя
из
того
что
в
подростковом
возрасте
ведущей
становится
деятельность
межличностного
общения,
приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные
учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться»
должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать
учебное сотрудничество».
Описание
понятий,
функций,
состава
и
характеристик
универсальных
учебных
действий
(личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных)
и
их
связи
с
содержанием
отдельных
учебных
предметов,
внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов
универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности.
К принципам формирования УУД в основной школе относятся следующие:
1) формирование УУД – задача, сквозная для всей образовательной деятельности (урочная,
внеурочная деятельность);
2)
формирование
УУД
обязательно
требует
работы
с
предметным
и ли
междисциплинарным содержанием;
3) образовательная организация в рамках своей ООП может определять, на каком именно
материале (в том числе в рамках учебной и внеучебной деятельности) реализовывать
программу по развитию УУД;
4)
преемственность
по
отношению
к
начальной
школе,
но
с
учетом
специфики
подросткового
возраста.
Специфика
подросткового
возраста
заключается
в
том,
что
возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной
деятельности, использования ИКТ;
5) отход от понимания урока как ключевой единицы образовательной деятельности (как
правило, говорить о формировании УУД можно в рамках серии учебных занятий при том,
что
гибко
сочетаются
урочные,
внеурочные
формы,
а
также
самостоятельная
работа
учащегося);
6)
при
составлении
учебного
плана
и
расписания
должен
быть
сделан
акцент
на
нелинейность, наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию. По
отношению
к
начальной
школе
программа
развития
УУД
должна
сохранять
преемственность, однако следует учитывать, что учебная деятельность в основной школе
должна уже приближаться к самостоятельному поиску теоретических знаний и общих
способов действий. В этом смысле, работая на этапе основной школы, педагог должен
удерживать
два
фокуса:
индивидуализацию
образовательной
деятельности
и
умение
инициативно разворачивать учебное сотрудничество с другими людьми. В результате
изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной
деятельности
у
выпускников
основной
школы
будут
сформированы
личностные,
познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как
основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Так же как и в начальной
школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход.
В
соответствии
с
ним
именно
активность
учащегося
признается
основой
достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а
добываются
самими
обучающимися
в
процессе
познавательной
деятельности.
В
образовательной
практике
отмечается
переход
от
обучения
как
презентации
системы
знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с
практическими
ситуациями,
которые
встречаются
в
жизни
учащегося.
Признание
активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании
взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер
сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается
активным
участием
учащихся
в
выборе
методов
обучения.
Все
это
придает
особую
актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Для
успешной деятельности по развитию УУД можно проводить занятия в разнообразных
формах: уроки одновозрастные и разновозрастные; занятия, тренинги, проекты, практики,
конференции, выездные сессии (школы) и пр., с постепенным расширением возможностей
учащихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Решение
задачи формирования универсальных учебных действий в основной школе происходит не
только
на
занятиях
по
отдельным
учебным
предметам,
но
и
в
ходе
внеурочной
деятельности, а также в рамках факультативов, кружков, элективов.
3.Характеристика личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими
принципами,
знание
моральных
норм
и
умение
выделить
нравственный
аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных
действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
•смыслообразование,
т.
е.
установление
учащимися
связи
между
целью
учебной
деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него
отвечать;
•нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания
(исходя
из
социальных
и
личностных
ценностей),
обеспечивающее
личностный
моральный выбор.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
учащимся
организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
• целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
•
планирование
—
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учётом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•
прогнозирование
—
предвосхищение
результата
и
уровня
усвоения
знаний,
его
временны характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•
коррекция
—
внесение
необходимых
дополнений
и
коррективов
в
план
и
способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом
оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные,
логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия :
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с
использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение
основной
и
второстепенной
информации;
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического
и
официально-
делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
•
постановка
и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические
действия :
•
моделирование
—
преобразование
объекта
из
чувственной
формы
в
модель,
где
выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическая
или
знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
•
установление
причинно-следственных
связей,
представление
цепочек
объектов
и
явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы :
• формулирование проблемы;
•
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную
компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•
разрешение
конфликтов
—
выявление,
идентификация
проблемы,
поиск
и
оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и
диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой
происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением
с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
По
мере
становления
личностных
действий
ребенка
(смыслообразование
и
самоопределение,
нравственно-этическая
ориентация)
функционирование
и
развитие
универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных)
претерпевает значительные изменения.
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха
и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности коммуникации, так и на
самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий
Вид
Составляющие
Типовые задачи
Регулятивный
Целеполагание
Постановка учебной задачи (выход учащихся в
совместно – распределенной деятельности на новую
задачу через «интеллектуальный конфликт»),
индивидуальное целеполагание на этапе контроля и
работы над причинами ошибок.
Планирование
Составление в совместно распределенной
деятельности, а затем самостоятельно алгоритмов
действия для решения учебных задач.
Прогнозирования
предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик
Контроль
предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик; контроль в форме
сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона
Коррекция
внесение необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае расхождения
эталона
Оценка
выделение и осознание учащимся того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения
Познавательный
Общеучебный
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и выделение
необходимой информации; умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий, заполнять и
дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
Логические действия
синтез как составление целого из частей, в том
числе самостоятельное достраивание, восполнение
недостающих компонентов; выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство; выдвижение гипотез и их
обоснование.
Личностный
Смыслообразование
установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом, другими
словами, между результатом учения и тем, что
побуждает к деятельности, ради чего она
осуществляется.
Нравственно-
этическая
готовность к жизненному и личностному
самоопределению, знание моральных норм, умение
выделить нравственный аспект поведения и
соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами
Коммуникативны
й
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
определение цели, функций участников, способов
взаимодействия;
Постановка
вопросов
инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
Разрешение
конфликтов
выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление
поведением партнера
контроль, коррекция, оценка действий партнера
5 . Описание
особенностей,
основных
направлений
и
планируемых
результатов
учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (исследовательское,
инженерное,
прикладное,
информационное,
социальное,
игровое,
творческое
направление проектов) в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из
направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций.
Одним
из
путей
формирования
УУД
в
основной
школе
является
включение
учащихся
в
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность,
которая
может
осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
Программа
ориентирована
на
использование
в
рамках
урочной
и
внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность на уровне основного общего образования.
Специфика проектной деятельности учащихся в значительной степени связана с
ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной
задачи
и
имеющего
конкретное
выражение.
Проектная
деятельность
учащегося
рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс
как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного
достижения учащегося. Она ориентирована на формирование и развитие метапредметных
и личностных результатов учащихся.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в
компетенциях
учащегося.
Ценность
учебно-исследовательской
работы
определяется
возможностью
учащихся
посмотреть
на
различные
проблемы
с
позиции
ученых,
занимающихся
научным
исследованием.
Учебно-исследовательская
работа
учащихся
может быть организована по двум направлениям:
•
урочная
учебно-исследовательская
деятельность
учащихся:
проблемные
уроки;
семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
•
внеурочная
учебно-исследовательская
деятельность
учащихся,
которая
является
логическим
продолжением
урочной
деятельности:
научно-
исследовательская
и
реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции, др.
В
соответствии
с
п.
18.2.1
ФГОС
учебно-исследовательская
и
проектная
деятельность учащихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:
• исследовательское;
• инженерное;
• прикладное;
• информационное;
• социальное;
• игровое;
• творческое.
В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и
формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут
быть
дополнены
и
расширены
с
учетом
конкретных
особенностей
и
условий
образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы.
В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов
(по
преобладающему
виду
деятельности),
как:
информационный,
исследовательский,
творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный. Проекты могут быть
реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество
участников
в
проекте
может
варьироваться,
так,
может
быть
индивидуальный
или
групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один
урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников
проектной
работы
могут
войти
не
только
сами
обучающиеся
(одного
или
разных
возрастов), но и родители, и учителя.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный
проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся
на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе
такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью
педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть
школьник.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях
могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства,
урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских
проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
•
учебный
эксперимент,
который
позволяет
организовать
освоение
таких
элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка
и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные
виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во
времени.
Формы
организации
учебно-исследовательской
деятельности
на
внеурочных
занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика учащихся;
• образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность
школьников, в том числе и исследовательского характера;
•
факультативные
занятия,
предполагающие
углубленное
изучение
предмета,
дают
большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности
учащихся;
• ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности,
которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных
и
итоговых
результатов
этой
работы,
организацию
круглых
столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также
встречи
с
представителями
науки
и
образования,
экскурсии
в
учреждения
науки
и
образования, сотрудничество с УНИО других школ;
•
участие
обучающихся
в
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях,
в
том
числе
дистанционных,
предметных
неделях,
интеллектуальных
марафонах
предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно
выделить следующий список:
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карта;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.
Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций,
семинаров и круглых столов. Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть в
том
числе
представлены
в
виде
статей,
обзоров,
отчетов
и
заключений
по
итогам
исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и
мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов,
моделей, образцов.
6. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности
по развитию ИКТ
В соответствии с п. 14 ФГОС в содержании программы развития УУД отдельно
указана
компетенция
учащегося
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий. В соответствии с п. 18.2.1 программа развития УУД
должна обеспечивать в структуре ИКТ-компетенции, в том числе владение поиском и
передачей
информации,
презентационными
навыками,
основами
информационной
безопасности.
Важным является универсальный и межпредметный характер ИКТ- компетенции,
что на практике дает возможность осуществлять ее формирование не только и не столько в
рамках
учебного
предмета
информатика,
но
в
ходе
обучения
практически
по
всем
предметным областям.
В
настоящее
время
значительно
присутствие
компьютерных
и
Интернет-
технологий в повседневной деятельности учащегося, в том числе вне времени нахождения
в образовательной организации. В этой связи учащийся может обладать целым рядом
ИКТ-компетентностей,
полученных
им
вне
образовательной
организации.
В
этом
контексте
важным
направлением
деятельности
образовательной
организации
в
сфере
формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие учащегося. Данный
подход имеет значение при определении планируемых результатов в сфере формирования
ИКТ-компетенций.
Для
реализации
указанных
направлений
в
деятельности
образовательной организации необходимо указать возможные виды и формы организации
учебной деятельности. Также в соответствии со структурой программы развития УУД,
обозначенной в ФГОС, необходимо представить перечень и описание основных элементов
ИКТ-компетенции и инструментов их использования, а также планируемые результаты
формирования и развития компетентности учащихся в области использования ИКТ.
Список
основных
форм
организации
учебной
деятельности
по
формированию
ИКТ-компетенций учащихся может включить в себя:
• уроки по информатике и другим предметам;
• факультативы;
• кружки;
• интегративные межпредметные проекты;
• внеурочные и внешкольные активности.
Среди
видов
учебной
деятельности,
обеспечивающих
формирование
ИКТ-
компетенций учащихся, можно выделить в том числе такие, как:
•
выполняемые
на
уроках,
дома
и
в
рамках
внеурочной
деятельности
задания,
предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
• создание и редактирование текстов;
• создание и редактирование электронных таблиц;
•
использование
средств
для
построения
диаграмм,
графиков,
блок-схем,
других
графических объектов;
• создание и редактирование презентаций;
• создание и редактирование графики и фото;
• создание и редактирование видео;
• создание музыкальных и звуковых объектов;
• поиск и анализ информации в Интернете;
• моделирование, проектирование и управление;
• математическая обработка и визуализация данных;
• создание web-страниц и сайтов;
• сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
Эффективное формирование ИКТ-компетенций учащихся может быть обеспечено
усилиями
команды
учителей-предметников,
согласование
действий
которых
обеспечивается в ходе регулярных рабочих совещаний по данному вопросу.
7. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их
использования
Обращение с устройствами ИКТ. Соединение устройств ИКТ (блоки компьютера,
устройства
сетей,
принтер,
проектор,
сканер,
измерительные
устройства
и
т.
д.)
с
использованием
проводных
и
беспроводных
технологий;
включение
и
выключение
устройств ИКТ; получение информации о характеристиках компьютера; осуществление
информационного
подключения
к
локальной
сети
и
глобальной
сети
Интернет;
выполнение базовых операций с основными элементами пользовательского интерфейса:
работа
с
меню,
запуск
прикладных
программ,
обращение
за
справкой;
вход
в
информационную
среду
образовательной
организации,
в
том
числе
через
Интернет,
размещение в информационной среде различных информационных объектов; оценивание
числовых
параметров
информационных
процессов
(объем
памяти,
необходимой
для
хранения
информации;
скорость
передачи
информации,
пропускная
способность
выбранного
канала
и
пр.);
вывод
информации
на
бумагу,
работа
с
расходными
материалами;
соблюдение
требований
к
организации
компьютерного
рабочего
места,
техника
безопасности,
гигиены,
эргономики
и
ресурсосбережения
при
работе
с
устройствами ИКТ.
Фиксация и обработка изображений и звуков. Выбор технических средств ИКТ
для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; осуществление
фиксации изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента,
природного процесса, фиксации хода и результатов проектной деятельности; создание
презентаций на основе цифровых фотографий; осуществление видеосъемки и монтажа
отснятого
материала
с
использованием
возможностей
специальных
компьютерных
инструментов;
осуществление
обработки
цифровых
фотографий
с
использованием
возможностей
специальных
компьютерных
инструментов;
осуществление
обработки
цифровых
звукозаписей
с
использованием
возможностей
специальных
компьютерных
инструментов; понимание и учет смысла и содержания деятельности при организации
фиксации,
выделение
для
фиксации
отдельных
элементов
объектов
и
процессов,
обеспечение качества фиксации существенных элементов.
Поиск
и
организация
хранения
информации. Использование
приемов
поиска
информации на персональном компьютере, в информационной среде организации и в
образовательном пространстве; использование различных приемов поиска информации в
Интернете
(поисковые
системы,
справочные
разделы,
предметные
рубрики);
осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов
(по одному признаку); построение запросов для поиска информации с использованием
логических
операций
и
анализ
результатов
поиска;
сохранение
для
индивидуального
использования найденных в сети Интернет информационных объектов и ссылок на них;
использование различных библиотечных, в том числе электронных, каталогов для поиска
необходимых книг; поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение
баз
данных,
в
частности,
использование
различных
определителей;
формирование
собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в
них нужных информационных источников, размещение информации в Интернете.
Создание
письменных
сообщений. Создание текстовых документов на русском,
родном и иностранном языках посредством квалифицированного клавиатурного письма с
использованием базовых средств текстовых редакторов; осуществление редактирования и
структурирования текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора
(выделение,
перемещение
и
удаление
фрагментов
текста;
создание
текстов
с
повторяющимися
фрагментами;
создание
таблиц
и
списков;
осуществление
орфографического
контроля
в
текстовом
документе
с
помощью
средств
текстового
процессора); оформление текста в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; установка параметров страницы
документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц;
вставка
в
документ
формул,
таблиц,
списков,
изображений;
участие
в
коллективном
создании
текстового
документа;
создание
гипертекстовых
документов;
канирование
текста и осуществление распознавания сканированного текста; использование ссылок и
цитирование
источников
при
создании
на
их
основе
собственных
информационных
объектов.
Создание
графических
объектов. Создание
и
редактирование
изображений
с
помощью
инструментов
графического
редактора;
создание
графических
объектов
с
повторяющимися и(или) преобразованными фрагментами; создание графических объектов
проведением
рукой
произвольных
линий
с
использованием
специализированных
компьютерных инструментов и устройств; создание различных геометрических объектов и
чертежей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
создание
диаграмм
различных
видов
(алгоритмических,
концептуа льных,
классификационных,
организационных,
родства
и
др.)
в
соответствии
с
решаемыми
задачами;
создание
движущихся
изображений
с
использованием
возможностей
специальных компьютерных инструментов; создание объектов трехмерной графики.
Создание
музыкальных
и
звуковых
объектов. Использование
звуковых
и
музыкальных редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов;
использование программ звукозаписи и микрофонов; запись звуковых файлов с различным
качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Восприятие,
использование
и
создание
гипертекстовых
и
мультимедийных
информационных
объектов. «Чтение»
таблиц,
графиков,
диаграмм,
схем
и
т.
д.,
самостоятельное перекодирование информации из одной знаковой системы в другую;
использование при восприятии сообщений содержащихся в них внутренних и внешних
ссылок; формулирование вопросов ксообщению, создание краткого описания сообщения;
цитирование
фрагментов
сообщений;
использование
при
восприятии
сообщений
различных
инструментов
поиска,
справочных
источников
(включая
двуязычные);
проведение
деконструкции
сообщений,
выделение
в
них
структуры,
элементов
и
фрагментов;
работа
с
особыми
видами
сообщений:
диаграммами
(алгоритмические,
концептуальные,
классификационные,
организационные,
родства
и
др.),
картами
и
спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
избирательное отношение к информации в окружающем информационномпространстве,
отказ
от
потребления
ненужной
информации;
проектирование
дизайна
сообщения
в
соответствии с задачами; создание на заданную тему мультимедийной презентации с
гиперссылками,
слайды
которой
содержат
тексты,
звуки,
графические
изображения;
организация сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для
самостоятельного просмотра черезбраузер; оценивание размеров файлов, подготовленных
с использованиемразличных устройств ввода информации в заданный интервал времени
(клавиатура,
сканер,
микрофон,
фотокамера,
видеокамера);
использование
программ-
архиваторов.
Анализ
информации,
математическая
обработка
данных
в
исследовании.
Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатовизмерений и
других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью
визуализации; проведение экспериментов и исследований ввиртуальных лабораториях по
естественным наукам, математике и информатике;анализ результатов своей деятельности
и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование,
проектирование
и
управление. Построение
с
помощью
компьютерных инструментов разнообразных информационных структур для описания
объектов;
построение
математических
моделей
изучаемых
объектов
и
процессов;
разработка
алгоритмов
по
управлению
учебным
исполнителем;
конструирование
и
моделирование
с
использованием
материальных
конструкторов
с
компьютерным
управлением
и
обратной
связью;
моделирование
с
использованием
виртуальных
конструкторов;
моделирование
с
использованием
средств
программирования;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы
автоматизированного проектирования.
Коммуникация и социальное взаимодействие. Осуществление образовательного
взаимодействия
в
информационном
пространстве
образовательной
организации
(получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей
работы, формирование портфолио); использование возможностей электронной почты для
информационного
обмена;
ведение
личного
дневника
(блога)
с
использованием
возможностей
Интернета;
работа
в
группе
над
сообщением;
участие
в
форумах
в
социальных образовательных сетях; выступления перед аудиторией в целях представления
ей результатов своей работы с помощью средств ИКТ; соблюдение норм информационной
культуры,
этики
и
права;
уважительное
отношение
к
частной
информации
и
информационным правам других людей.
Информационная
безопасность. Осуществление
защиты
информации
от
компьютерных
вирусов
с
помощью
антивирусных
программ;
соблюдение
правил
безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ
от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и
образования или нежелательно.
8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности учащихся
в области использования ИКТ
Представленные планируемые результаты развития компетентности учащихся в
области
использования
ИКТ
учитывают
существующие
знания
и
компетенции,
полученные обучающимися вне образовательной организации. Вместе с тем планируемые
результаты могут быть адаптированы и под учащихся, кому требуется более полное
сопровождение
в
сфере
формирования
ИКТ-компетенций.
В
рамках
направления
обращение с устройствами ИКТ в качестве основных планируемых результатов возможен
следующий список того, что учащийся сможет:
•
осуществлять
информационное
подключение
к
локальной
сети
и
глобальной
сети
Интернет;
• получать информацию о характеристиках компьютера;
•
оценивать
числовые
параметры
информационных
процессов
(объем
памяти,
необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.);
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор,
сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных
технологий;
• входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе с устройствами ИКТ.
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве
основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список
того, что обучающийся сможет:
• создавать презентации на основе цифровых фотографий;
•
проводить
обработку
цифровых
фотографий
с
использованием
возможностей
специальных компьютерных инструментов;
•
проводить
обработку
цифровых
звукозаписей
с
использованием
возможностей
специальных компьютерных инструментов;
• осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов.
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве
основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список
того, что учащийся сможет:
• использовать различные приемы поиска информации в Интернете (поисковые системы,
справочные разделы, предметные рубрики);
• строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и
анализировать результаты поиска;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в
частности, использовать различные определители;
•
сохранять
для
индивидуального
использования
найденные
в
сети
Интернет
информационные объекты и ссылки на них.
В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных
планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что
учащийся сможет:
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом
средствами текстового редактора;
•
форматировать
текстовые
документы
(установка
параметров
страницы
документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
• вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
• участвовать в коллективном создании текстового документа;
• создавать гипертекстовые документы.
В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных
планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что
учащийся сможет:
•
создавать
и
редактировать
изображения
с
помощью
инструментов
графического
редактора;
• создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов;
•
создавать
диаграммы
различных
видов
(алгоритмические,
концептуальные,
классификационные,
организационные,
родства
и
др.)
в
соответствии
с
решаемыми
задачами.
В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве
основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список
того, что учащийся сможет:
• записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной
кодирования и частотой дискретизации);
• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для
решения творческих задач.
В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и
мультимедийных
информационных
объектов»
в
качестве
основных
планируемых
результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что учащийся
сможет:
• создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды
которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
•
работать
с
особыми
видами
сообщений:
диаграммами
(алгоритмические,
концептуальные,
классификационные,
организационные,
родства
и
др.),
картами
(географические,
хронологические)
и
спутниковыми
фотографиями,
в
том
числе
в
системах глобального позиционирования;
• оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств
ввода
информации
в
заданный
интервал
времени
(клавиатура,
сканер,
микрофон,
фотокамера, видеокамера);
• использовать программы-архиваторы.
В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в
исследовании»
в
качестве
основных
планируемых
результатов
возможен,
но
не
ограничивается следующим, список того, что учащийся сможет:
• проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе
статистической и визуализации;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным
наукам, математике и информатике.
В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве
основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список
того, что учащийся сможет:
•
строить
с
помощью
компьютерных
инструментов
разнообразные
информационные
структуры для описания объектов;
•
конструировать
и
моделировать
с
использованием
материальных
конструкторов
с
компьютерным управлением и обратной связью;
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• моделировать с использованием средств программирования.
В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве
основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список
того, что учащийся сможет:
•
осуществлять
образовательное
взаимодействие
в
информационном
пространстве
образовательной
организации
(получение
и
выполнение
заданий,
получение
комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• использовать возможности электронной почты, Интернет-мессенджеров и социальных
сетей для обучения;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к
частной информации и информационным правам других людей;
•
осуществлять
защиту
от
троянских
вирусов,
фишинговых
атак,
информации
от
компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
• соблюдать правила безопасного поведения в Интернете;
• различать безопасные ресурсы Интернета и ресурсы, содержание которых несовместимо
с задачами воспитания и образования или нежелательно.
9. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями,
формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей
Формы
привлечения
консультантов,
экспертов
и
научных
руководителей
могут
строиться
на
основе
договорных
отношений,
отношений
взаимовыгодного
сотрудничества. Такие формы могут в себя включать, но не ограничиваться следующим:
•
договор
с
университетом
о
взаимовыгодном
сотрудничестве
(привлечение
научных
сотрудников, преподавателей университетов в качестве экспертов, консультантов, научных
руководителей в обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам
или возможности проведения исследований на базе организации);
• договор о сотрудничестве может основываться на оплате услуг экспертов, консультантов,
научных руководителей;
•
экспертная, научная и консультационная поддержка может осуществляться в рамках
сетевого взаимодействия образовательных организаций основного общего образования;
•
консультационная,
экспертная,
научная
поддержка
может
осуществляться
в
рамках
организации
повышения
квалификации
на
базе
стажировочных
площадок
(школ),
применяющих
современные
образовательные
технологии,
имеющих
высокие
образовательные
результаты
обучающихся,
реализующих
эффективные
модели
финансово-экономического управления.
Взаимодействие
с
учебными,
научными
и
социальными
организациями
может
включать
проведение:
единовременного
или
регулярного
научного
семинара;
научно-
практической конференции; консультаций; круглых столов; вебинаров; мастер-классов,
тренингов и др.
10. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий
у учащихся, в том числе организационно-методического и ресурсного обеспечения
учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
В
соответствии
с
п.
21
ФГОС
условия
реализации
основной
образовательной
программы, в том числе программы УУД, должны обеспечить участникам овладение
ключевыми компетенциями, включая формирование опыта проектно-исследовательской
деятельности и ИКТ-компетенций.
В соответствии с п. 22 ФГОС требования к условиям включают:
•
укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и
иными работниками;
• уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации;
•
непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников
образовательной
организации,
реализующей
образовательную
программу
основного
общего образования.
Педагогические кадры имеют необходимый уровень подготовки для реализации
программы УУД, что может включать в себя следующее:
•
педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях учащихся начальной,
основной и старшей школы;
• педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС;
• педагоги участвовали в разработке собственной программы по формированию УУД или
участвовали
во
внутришкольном
семинаре,
посвященном
особенностям
применения
выбранной программы по УУД;
• педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках учебного
предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных УУД;
•
педагоги осуществляют формирование УУД в рамках проектной, исследовательской
деятельностей;
•
характер взаимодействия педагога и учащегося не противоречит представлениям об
условиях формирования УУД;
• педагоги владеют навыками формирующего оценивания;
• наличие позиции тьютора или педагоги владеют навыками тьюторского сопровождения
обучающихся;
•
педагоги
умеют
применять
диагностический
инструментарий
для
оценки
качества
формирования УУД как в рамках предметной, так и внепредметной деятельности.
11. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения
учащимися универсальных учебных действий
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД
могут быть учтены следующие этапы освоения УУД:
• универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь
отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не
контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания
и воспроизведения);
•
учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом, тьютором
(требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи,
ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму);
• неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий
задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
•
адекватный
перенос
учебных
действий
(самостоятельное
обнаружение
учеником
несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и
правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
•
самостоятельное
построение
учебных
целей
(самостоятельное
построение
новых
учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее
усвоенных способов действия);
• обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.
Система оценки универсальных учебных действий может быть:
• уровневой (определяются уровни владения универсальными учебными действиями);
• позиционной – не только учителя производят оценивание, оценка формируется на основе
рефлексивных
отчетов
разных
участников
образовательного
процесса:
родителей,
представителей общественности, принимающей участие в отдельном проекте или виде
социальной
практики,
сверстников,
самого
обучающегося
–
в
результате
появляется
некоторая карта самооценивания и позиционного внешнего оценивания.
Не рекомендуется при оценивании развития УУД применять пятибалльную шкалу.
Рекомендуется применение технологий формирующего (развивающего оценивания), в том
числе
бинарное,
критериальное,
экспертное
оценивание,
текст
самооценки.
При
разработке настоящего раздела образовательной программы рекомендуется опираться на
передовой
международный
и
отечественный
опыт
оценивания,
в
том
числе
в
части
отслеживания динамики индивидуальных достижений.
Представленные формы и методы мониторинга носят рекомендательный характер и
могут быть скорректированы и дополнены образовательной организацией в соответствии с
конкретными особенностями и характеристиками текущей ситуации.