Напоминание

Адаптация к занятиям по плаванию в детском саду "Золотой петушок".


Автор: Петрова Елена Федоровна
Должность: воспитатель по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к занятиям по плаванию в детском саду "Золотой петушок".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Адаптация детей к занятиям по плаванию

в детском саду «Золотой петушок».

Плавание
- один из немногих видов спорта, которым можно заниматься не только ради спортивных достижений, но и для укрепления здоровья. Регулярные занятия положительно влияют на состояние нервной системы, способствуя правильному развитию органов кровообращения и дыхания, формируют правильную осанку, повышают сопротивляемость организма к различным простудным заболеваниям – рекомендуют врачи. Адаптация к занятиям плаванием в детском саду включает три этапа:
подготовительный, практический, итоговый.
На
подготовительном
этапе малышам предлагают знакомые потешки, стихи, сказки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Дождик, дождик, пуще», «Зайка серый умывается», «Кран откройся, нос умойся», «Кораблик» А.Л. Барто, «Мойдодыр»,К.И. Чуковского, помогающие психологически настроить на радостные водные процедуры, полюбить воду, преодолеть страх, боязнь и чувствовать себя в ней уверенно. Расширению представлений о купании, плавании способствуют беседы и рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка», изготовление вместе с воспитателями и родителями поделок на водную тему. Важный момент здесь – позитивный настрой. Для «теоретической адаптации» приводит детей в бассейн на экскурсию, знакомит с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. Их приглашают посетить занятия в старших группах. Они видят положительные эмоции, занимающихся, таким образом, снимается напряжённость, появляется желание попробовать самим.
Основной

этап
адаптации: практический, состоит из нескольких частей: привыкание, освоение воды, овладение умениями: привыкание, освоение воды, овладение умениями. Привыкание к воде идёт через приспособление к её свойствам. Как только новичок опускает голову в воду, она сразу попадает ему в рот, нос, уши.
Блокируются внешние органы слуха, ограничивается слышимость. Нормальная реакция -рефлекторное закрывание глаз, что затрудняет ориентирование и усиливает чувство неуверенности. Другое не очень понятное для детей свойство- давление воды. Повысят активность ребёнка в период адаптации к новой среде игры «маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки», различные варианты ходьбы, бега, прыжков, движения рук и ног. Полученный в процессе привыкания к воде опыт используется для того, чтобы постепенно освоить водную среду. Для закрепления представлений о свойствах воды, умения быстрее передвигаться по дну бассейна с различными положениями рук в разных направлениях использую дополнительное оборудование: большие и маленькие мячи, обручи, теннисные шарики, мелкие плавающие игрушки. Дети должны понимать, что свойства воды требуют от человека спокойных движений. На первых занятиях особое внимание уделяют равновесию в воде. Восстанавливать его приходится после каждого прыжка, погружения или упражнения. Кроме того, необходимо учитывать различную готовность к обучению плаванию. Помимо психоэмоциональной готовности следует иметь ввиду двигательный опыт, важный в овладении новыми движениями. Благодаря необычным и интересным упражнениям, изучение проходит сознательно и активно. Обязательно соблюдаю основной принцип дидактики от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Малыши всегда стараются во всём подражать взрослым это помогает при демонстрации и показе изучаемых движений.. Огромное значение в преодолении страха перед водой на всех этапах работы имеет предварительная подготовка на суше. Она даёт возможность понять возможные упражнения или движения, а затем быстрее и правильнее освоить их в воде. Упражнения на суше выполняются много раз с целью прочного. Успешное овладение плавательными навыками осуществляется через ролевые образные игры и сравнения. Такие приёмы особенно необходимы для детей, страх которых перед водой закреплён на подсознании. Образные сравнения помогают при выполнении упражнений «Черепашки», «Весёлые лягушата», «Крокодилы на охоте», «Птичка умываются», «Рыбка песенку поёт, в рот водичку не берёт» и др. Не забываю подбодрить малыша, похвалить, что помогает придать уверенности для выполнения более сложных заданий. Ролевые игры создают положительный эмоциональный настрой, раскрепощают.

Итоговый
этап адаптации направлен на закрепление и совершенствование навыков передвижения в воде, на приобретение большей самостоятельности, активности, уверенности. Индивидуальные упражнения сочетаю с коллективными играми и упражнениями: «Найди себе пару», «Лодочки плывут», «Карусели», «Мы - ребята смелые» и др. Для того, чтобы занятия проходили результативно необходимо - создание атмосферу спокойствия и доброжелательности; -проявление терпения по отношению к тем, кто медленнее привыкает к воде; -создание в бассейне радостную, привлекательную обстановку, с красочными атрибутами и игрушками; -использование «ритуала приветствия и прощания с водичкой». Для Вас, уважаемые родители, предлагаю консультации «как подготовить малыша к занятиям плаванием», «Если ребёнок боится воды», «Закаливание водой», экскурсии с ребёнком в бассейн детского сада, домашние рекомендации, а так же домашние задания. К критериям адаптации относят поведенческие реакции, уровень нервно- психического развития, заболеваемость. Выделено три степени адаптации лёгкая, средняя и тяжёлая.
Лёгкая адаптация
: ребёнок не боится воды, с удовольствием идёт на занятие, активен, быстро заходит в воду, посещает все занятия.
Средняя адаптация
: ребёнку необходимо время, чтобы настроится на занятие, он проявляет слабую активность, испытывает лёгкую тревожность, заходит в воде не сразу, редко пропускает занятия по болезни.
Тяжелая адаптация
: ребёнок боится воды, отказывается от занятий, проявляет невротические реакции, неактивно, медленно заходит в воду, часто пропускает занятия по болезни. Ребёнок, который после 10 занятий с желанием идёт на плавание, охотно выполняет все упражнения, свободно передвигается в воде, считается успешно прошедшим адаптацию.


В раздел образования