Адаптация к занятиям по плаванию в детском саду "Золотой петушок".
Автор: Петрова Елена Федоровна Должность: воспитатель по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ ДС "Золотой петушок" Населённый пункт: город Оса, Пермский край Наименование материала: статья Тема: Адаптация к занятиям по плаванию в детском саду "Золотой петушок". Раздел: дошкольное образование
Плавание - один из немногих видов спорта, которым можно заниматься не
только ради спортивных достижений, но и для укрепления здоровья. Регулярные
занятия
положительно
влияют
на
состояние
нервной
системы,
способствуя
правильному
развитию
органов
кровообращения
и
дыхания,
формируют
правильную
осанку,
повышают
сопротивляемость
организма
к
различным
простудным заболеваниям – рекомендуют врачи.
Адаптация к занятиям плаванием в детском саду включает три этапа:
подготовительный, практический, итоговый.
На подготовительном этапе малышам предлагают знакомые потешки, стихи,
сказки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Дождик, дождик, пуще», «Зайка
серый
умывается»,
«Кран
откройся,
нос
умойся»,
«Кораблик»
А.Л.
Барто,
«Мойдодыр»,К.И.
Чуковского,
помогающие
психологически
настроить
на
радостные
водные
процедуры,
полюбить
воду,
преодолеть
страх,
боязнь
и
чувствовать себя в ней уверенно.
Расширению
представлений
о
купании,
плавании
способствуют
беседы
и
рассматривание
иллюстраций
в
книгах,
альбомах,
энциклопедиях,
просмотр
мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка», изготовление
вместе с воспитателями и родителями поделок на водную тему. Важный момент
здесь – позитивный настрой. Для «теоретической адаптации» приводит детей в
бассейн
на
экскурсию,
знакомит
с
раздевалками,
душевыми,
чашей,
оборудованием
и
игрушками.
Их
приглашают
посетить
занятия
в
старших
группах. Они видят положительные эмоции, занимающихся,
таким образом,
снимается напряжённость, появляется желание попробовать самим.
Основной
этап
адаптации:
практический,
состоит
из
нескольких
частей:
привыкание, освоение воды, овладение умениями: привыкание, освоение воды,
овладение умениями.
Привыкание
к
воде
идёт
через
приспособление
к
её
свойствам.
Как
только
новичок опускает голову в воду, она сразу попадает ему в рот, нос, уши.
Блокируются внешние органы слуха, ограничивается слышимость. Нормальная
реакция
-рефлекторное
закрывание
глаз,
что
затрудняет
ориентирование
и
усиливает чувство неуверенности. Другое не очень понятное для детей свойство-
давление воды. Повысят активность ребёнка в период адаптации к новой среде
игры
«маленькие
и
большие
ножки»,
«Солнышко
и
дождик»,
«Лодочки»,
различные варианты ходьбы, бега, прыжков, движения рук и ног.
Полученный в процессе привыкания к воде опыт используется для того, чтобы
постепенно освоить водную среду. Для закрепления представлений о свойствах
воды, умения быстрее передвигаться по дну бассейна с различными положениями
рук в разных направлениях использую дополнительное оборудование: большие и
маленькие мячи, обручи, теннисные шарики, мелкие плавающие игрушки. Дети
должны понимать, что свойства воды требуют от человека спокойных движений.
На
первых
занятиях
особое
внимание
уделяют
равновесию
в
воде.
Восстанавливать
его
приходится
после
каждого
прыжка,
погружения
или
упражнения.
Кроме того, необходимо учитывать различную готовность к обучению плаванию.
Помимо
психоэмоциональной
готовности
следует
иметь
ввиду
двигательный
опыт,
важный
в
овладении
новыми
движениями.
Благодаря
необычным
и
интересным
упражнениям,
изучение
проходит
сознательно
и
активно.
Обязательно соблюдаю основной принцип дидактики от простого к сложному, от
лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Малыши всегда стараются во
всём подражать взрослым это помогает при демонстрации и показе изучаемых
движений..
Огромное значение в преодолении страха перед водой на всех этапах работы
имеет
предварительная
подготовка
на
суше.
Она
даёт
возможность
понять
возможные упражнения или движения, а затем быстрее и правильнее освоить их в
воде. Упражнения на суше выполняются много раз с целью прочного.
Успешное овладение плавательными навыками осуществляется через ролевые
образные игры и сравнения. Такие приёмы особенно необходимы для детей, страх
которых перед водой закреплён на подсознании. Образные сравнения помогают
при выполнении упражнений «Черепашки», «Весёлые лягушата», «Крокодилы на
охоте», «Птичка умываются», «Рыбка песенку поёт, в рот водичку не берёт» и др.
Не забываю подбодрить малыша, похвалить, что помогает придать уверенности
для выполнения более сложных заданий. Ролевые игры создают положительный
эмоциональный настрой, раскрепощают.
Итоговый этап
адаптации
направлен
на
закрепление
и
совершенствование
навыков передвижения
в воде, на приобретение большей самостоятельности,
активности, уверенности. Индивидуальные упражнения сочетаю с коллективными
играми и упражнениями: «Найди себе пару», «Лодочки плывут», «Карусели»,
«Мы - ребята смелые» и др.
Для того, чтобы занятия проходили результативно необходимо
- создание атмосферу спокойствия и доброжелательности;
-проявление терпения по отношению к тем, кто медленнее привыкает к воде;
-создание в бассейне радостную, привлекательную обстановку, с красочными
атрибутами и игрушками;
-использование «ритуала приветствия и прощания с водичкой».
Для
Вас,
уважаемые
родители,
предлагаю
консультации
«как
подготовить
малыша
к
занятиям
плаванием»,
«Если
ребёнок
боится
воды»,
«Закаливание
водой», экскурсии с ребёнком в бассейн детского сада, домашние рекомендации, а
так же домашние задания.
К
критериям
адаптации
относят
поведенческие
реакции,
уровень
нервно-
психического развития, заболеваемость. Выделено три степени адаптации лёгкая,
средняя и тяжёлая.
Лёгкая адаптация : ребёнок не боится воды, с удовольствием идёт на занятие,
активен, быстро заходит в воду, посещает все занятия.
Средняя адаптация : ребёнку необходимо время, чтобы настроится на занятие, он
проявляет слабую активность, испытывает лёгкую тревожность, заходит в воде не
сразу, редко пропускает занятия по болезни.
Тяжелая адаптация : ребёнок боится воды, отказывается от занятий, проявляет
невротические реакции, неактивно, медленно заходит в воду, часто пропускает
занятия по болезни.
Ребёнок,
который
после
10
занятий
с
желанием
идёт
на
плавание,
охотно
выполняет все упражнения, свободно передвигается в воде, считается успешно
прошедшим адаптацию.