Автор: Григорьева Виктория Михайловна Должность: преподаватель русского языка с методикой преподаваиня Учебное заведение: Курский педагогический колледж Населённый пункт: г.Курск Наименование материала: конспект Тема: "Знакомство с частицей как частью речи" Раздел: среднее профессиональное
Тема урока: Знакомство с частицей как частью речи.
Цели: 1)познакомить с грамматическими функциями частиц;
2)формировать лингвистическое отношение к единицам языка и речи;
3)воспитывать любовь к родному языку и чувство ответственности за его сохранение среди других языков.
Ход урока.
1 этап: Мотивация на урок: Подумайте, может ли одно и то же написание представлять собою и простое
буквосочетание, и слово, и морфему, и часть речи? (отвечают) Что ж, оказывается, еще не все тайны русского языка
нами раскрыты. А значит, нам есть, над чем поработать и на сегодняшнем уроке. По крайней мере, один из вопросов
перед вами уже поставлен и ждет вашего ответа.
2 этап: Актуализация знаний :
а)Минутка чистописания : Но начнем мы, как обычно, с минутки чистописания. Ведь, как театр начинается с
вешалки, так и учитель начальных классов начинается с каллиграфического почерка, свойственного именно этому
сословию, а заодно и урок начинается с минутки каллиграфии.
- (СЛАЙД 1)Прочитайте записи на экране. Что это за записи? (буквосочетания, слияния, соединения)
– найдите и выпишите только буквосочетания, которые представляют собой одну из служебных частей речи: пишем,
соблюдая наклон, правильность соединений, размер элементов букв. Но стараемся писать быстро.
-Проверка : Назовите выписанные буквосочетания и объясните ваш выбор. (отвечают) Пока я не стану утверждать
или опровергать правильность ваших ответов. Вернемся к ним позже.
б)Эстафета по орфографии : Продолжим работу орфографической эстафетой ( или диктант на 3 ряда у доски по
выбранной орфограмме, а сидящие на местах выписывают все три столбика диктуемых слов): 1-й - О/Ё после шипящих;
2-й - корни с чередованием; 3-й - отрицательные местоимения
-Какую частицу вы прописывали в эстафете? ( не, ни )
3 этап : Самоопределение по теме и задачам:
-Вот теперь я предлагаю вам по материалам минутки каллиграфии и данному выборочно-распределительному
диктанту предположить часть речи, которой и посвящено наше занятие. ( частица как часть речи )
-Определите возможные задачи занятия. Проверим ваши предположения по слайду(СЛАЙД 2)
4 этап: Проблемный подход к изучению новой темы.
Работа с учебниками и конспектами (какие страницы Конспекта вам напомнят о правописании частиц?)
5 этап: Введение в систему изученного
-Вот теперь давайте вернемся к написанным в начале занятия частицам и по имеющимся уже у вас знаниям
определим их функции (проверка по СЛАЙДУ 3)
-Что нового о частицах вы узнали из слайда?
-Работа с презентацией (кто автор отрывка? название стихотворения? какую частицу я ввела в стихотворение вне
авторских строк? О каком горьком и в то же время славном этапе в истории России напоминает нам это стихотворение?
(СЛАЙД 4)
Учитель: Русский народ никогда не сдавал позиции в отношении свободы своей родины. К сожалению, мы,
современные люди, очень часто готовы сдать позиции в отношении русского языка, заменяя и загромождая
иноязычной лексикой чуть ли не половину современного русского словаря. Не думаю, что великие Пушкин, Лермонтов,
Тургенев и еще целая плеяда писателей и поэтов России гордилась бы своими потомками, узнав, во что мы
превращаем свой великий и могучий в угоду американизмам и латинице. И мне очень хотелось бы, чтобы именно вы,
учителя начальной школы, вливали в души детей любовь к родному языку - языку Пушкина и Толстого, Лермонтова и
Гоголя, В. П. Астафьева и нашего земляка Евгения Ивановича Носова.
6 этап : Самостоятельная работа.
а) Взаимо- или самодиктант по правописанию разных частиц: составьте и запишите предложения, употребляя в них
частицы с дефисным или раздельным написанием (деятельность по выбору)
б) проверка - Имеете право, чтобы избежать ошибок, пользоваться учебником и Конспектом. Но работы проверяете
красной ручкой.
7 этап: Рефлексия.
Что нового для себя узнали? Чему учил вас этот урок? Чему научил? В начале урока я дала вам вопрос о языковой
единице, которая может быть и буквосочетанием, и словом, и морфемой, и частью речи. Можете ли вы сейчас назвать
мне это чудо-слово? Заметьте, оно прошло через все наши упражнения. (НЕ)
Что ж, еще одна тайна языка раскрыта…
Д/З : составить грамматическую сказку «А мы тоже важные…»