Напоминание

"Знакомство с частицей как частью речи"


Автор: Григорьева Виктория Михайловна
Должность: преподаватель русского языка с методикой преподаваиня
Учебное заведение: Курский педагогический колледж
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: конспект
Тема: "Знакомство с частицей как частью речи"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема урока:
Знакомство с частицей как частью речи.

Цели:
1)познакомить с грамматическими функциями частиц; 2)формировать лингвистическое отношение к единицам языка и речи; 3)воспитывать любовь к родному языку и чувство ответственности за его сохранение среди других языков. Ход урока.
1 этап:
Мотивация на урок: Подумайте, может ли одно и то же написание представлять собою и простое буквосочетание, и слово, и морфему, и часть речи? (отвечают) Что ж, оказывается, еще не все тайны русского языка нами раскрыты. А значит, нам есть, над чем поработать и на сегодняшнем уроке. По крайней мере, один из вопросов перед вами уже поставлен и ждет вашего ответа.
2 этап:
Актуализация знаний
:

а)Минутка чистописания
: Но начнем мы, как обычно, с минутки чистописания. Ведь, как театр начинается с вешалки, так и учитель начальных классов начинается с каллиграфического почерка, свойственного именно этому сословию, а заодно и урок начинается с минутки каллиграфии. - (СЛАЙД 1)Прочитайте записи на экране. Что это за записи? (буквосочетания, слияния, соединения) – найдите и выпишите только буквосочетания, которые представляют собой одну из служебных частей речи: пишем, соблюдая наклон, правильность соединений, размер элементов букв. Но стараемся писать быстро.
-Проверка
: Назовите выписанные буквосочетания и объясните ваш выбор. (отвечают) Пока я не стану утверждать или опровергать правильность ваших ответов. Вернемся к ним позже.
б)Эстафета по орфографии
: Продолжим работу орфографической эстафетой (
или
диктант на 3 ряда у доски по выбранной орфограмме, а сидящие на местах выписывают все три столбика диктуемых слов): 1-й - О/Ё после шипящих; 2-й - корни с чередованием; 3-й - отрицательные местоимения -Какую частицу вы прописывали в эстафете? (
не, ни
)
3 этап
: Самоопределение по теме и задачам: -Вот теперь я предлагаю вам по материалам минутки каллиграфии и данному выборочно-распределительному диктанту предположить часть речи, которой и посвящено наше занятие. (
частица как часть речи
) -Определите возможные задачи занятия. Проверим ваши предположения по слайду(СЛАЙД 2)
4 этап:
Проблемный подход к изучению новой темы. Работа с учебниками и конспектами (какие страницы Конспекта вам напомнят о правописании частиц?)
5 этап:
Введение в систему изученного -Вот теперь давайте вернемся к написанным в начале занятия частицам и по имеющимся уже у вас знаниям определим их функции (проверка по СЛАЙДУ 3) -Что нового о частицах вы узнали из слайда? -Работа с презентацией (кто автор отрывка? название стихотворения? какую частицу я ввела в стихотворение вне авторских строк? О каком горьком и в то же время славном этапе в истории России напоминает нам это стихотворение? (СЛАЙД 4) Учитель: Русский народ никогда не сдавал позиции в отношении свободы своей родины. К сожалению, мы, современные люди, очень часто готовы сдать позиции в отношении русского языка, заменяя и загромождая иноязычной лексикой чуть ли не половину современного русского словаря. Не думаю, что великие Пушкин, Лермонтов, Тургенев и еще целая плеяда писателей и поэтов России гордилась бы своими потомками, узнав, во что мы превращаем свой великий и могучий в угоду американизмам и латинице. И мне очень хотелось бы, чтобы именно вы, учителя начальной школы, вливали в души детей любовь к родному языку - языку Пушкина и Толстого, Лермонтова и Гоголя, В. П. Астафьева и нашего земляка Евгения Ивановича Носова.
6 этап
: Самостоятельная работа.
а)
Взаимо- или самодиктант по правописанию разных частиц: составьте и запишите предложения, употребляя в них частицы с дефисным или раздельным написанием (деятельность по выбору) б) проверка - Имеете право, чтобы избежать ошибок, пользоваться учебником и Конспектом. Но работы проверяете красной ручкой.
7 этап:
Рефлексия. Что нового для себя узнали? Чему учил вас этот урок? Чему научил? В начале урока я дала вам вопрос о языковой единице, которая может быть и буквосочетанием, и словом, и морфемой, и частью речи. Можете ли вы сейчас назвать мне это чудо-слово? Заметьте, оно прошло через все наши упражнения. (НЕ) Что ж, еще одна тайна языка раскрыта… Д/З : составить грамматическую сказку «А мы тоже важные…»


В раздел образования