Комплекс артикуляционной гимнастики.
Составлен учителем-логопедом МБДОУ № 489 г.Екатеринбург Пьянковой Мариной Александровной
Комплекс артикуляционной гимнастики для подготовки и постановки звука «Р» с методическими рекомендациями,
подобранными картинками и четверостишьями, помогающими детям быстрее запомнить и правильно выполнять
гимнастику.
Материал будет полезен начинающим учителям – логопедам и родителям имеющих детей с проблемами
звукопроизношения.
Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его
передняя
часть
подняты
к
альвеолам,
напряжены,
кончик
языка
вибрирует
в
проходящей
воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным
зубам;
выдыхаемая
воздушная
струя
должна
быть
сильной,
направленной.
Выработке
необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
«Лопатка» (статическое упражнение)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Методические рекомендации:
-Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
-Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
-Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
-Боковые края языка должны касаться углов рта.
Если это упражнение не получается, то нужно выполнить упражнение “Наказать непослушный язык”.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий передний
край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком
положении под счет от одного
до пяти - десяти.
Язычок широкий, гладкий
Получается «лопатка»
А такой лопатой и капать приятно.
Наказать непослушный язык» (динамическое упражнение)
Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Методические рекомендации:
-Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
-Язык должен быть широким, края касаются уголков рта.
-Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Немного приоткрыть рот,
спокойно положить язык на
нижнюю губу и пошлепывая его
губами, произносить звуки “пя -
пя - пя...”. Удерживать широкий
язык в спокойном положении при
открытом рте под счет от одного
до пяти - десяти.
Провинился язычок
ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем
губками пошлёпаем.
«Качели» (динамическое упражнение)
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука ш с гласными а, ы, о, у.
Методические рекомендации:
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот, положить широкий
язык за нижние зубы (с внутренней
стороны) и удерживать в таком
положении под счет от одного до
пяти. Затем поднять широкий язык за
верхние зубы (тоже с внутренней
стороны) и удерживать под счет от
одного до пяти. Так, поочередно
менять положение языка 4 - 6 раз.
На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз
« Вкусное варенье» (динамическое упражнение)
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при
произнесении звука ш .
Методические рекомендации:
-Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно
придерживать ее пальцем).
-Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
-Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно
шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Слегка приоткрыть рот и
широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая
движение языком сверху вниз,
но не из стороны в сторону.
Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнём
« Чашечка» (статическое упражнение)
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Методические рекомендации:
-Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно
придерживать ее пальцем).
-Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
-Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно
шпателем поднять его наверх.
Слегка приоткрыть рот, язык
положить на нижнюю губу, как в
упражнении «Лопатка», затем поднять
широкий передний край языка.
Будешь пить с друзьями чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!
«Маляр»
Цель: Вырабатывать умение поднимать и удерживать язык вверху.
Методические рекомендации:
-Рот приоткрыт.
-Кончик языка касается нёба.
Губы в улыбке, рот приоткрыт,
кончиком языка погладить
(покрасить) нёбо.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
«Барабанщики»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Методические рекомендации:
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара - не был хлопающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
-Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном
выполнении упражнения она будет отклоняться.
Улыбнуться,
открыть
рот
и
постучать
кончиком
языка
за
верхними
зубами,
многократно
и
отчетливо произнося звук д: д-д-д . Сначала звук д
нужно
произносить
медленно.
Постепенно
убыстрять темп.
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
«Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Методические рекомендации:
- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть слегка двигается вверх.
- Следить, чтобы звук «цоканья» носил характер четкого удара - не был хлопающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и,
присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка.
Рот широко открывать (как лошадка цокает
копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно
сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен
характерный звук: «тпру-у-у».
Цок-цок-цок по мостовой
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
«Грибочек»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка и растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка
напряженным.
Методические рекомендации:
- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.
- .Кончик языка не должен подворачиваться.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и,
присосать язык к нёбу.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
«Гармошка»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка и растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка
напряженным.
Методические рекомендации:
- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть двигается вверх до смыкания зубов.
- .Следить, чтобы язык был как при упражнении «грибочек».
- .Кончик языка не должен подворачиваться.
Улыбнуться, открыть рот,
присосать язык к нёбу,
открывать и закрывать рот
(как растягивают меха
гармошки). При этом
растягивается подъязычная
связка. Постепенно надо
раскрывать рот всё шире и
дольше удерживать язык в
верхнем положении.
Присосу язык на нёбо,