Напоминание

"Роль школьного музея в формировании патриотизма учащихся"


Автор: Буцких Василий Васильевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21" ЭМР Саратовская область
Населённый пункт: город Энельс
Наименование материала: презентация
Тема: "Роль школьного музея в формировании патриотизма учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Роль школьного музея в

формировании патриотизма

учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «СОШ «№21» ЭМР Саратовской обл.

Выполнил: Буцких Василий Васильевич,

учитель истории МБОУ «СОШ «№21» ЭМР Саратовской обл.

Энгельс, 2017 г.


Как показывает опыт, наилучшей базой краеведческой

работы в школе может служить школьный музей. В нашей

школе более 20 лет работает историко-краеведческий музей,

который открыл свои двери 1 сентября 1993 года. За эти годы

был

собран

богатый

материал

по

истории

родного

края.

Сейчас в основном фонде музея уже более 500 экспонатов.

Большая часть из них представлены на выставке «Предметы

быта народов Поволжья».

Фрагменты экспозиции историко-краеведческий музей МБОУ «СОШ №21»

Фрагменты экспозиции историко-краеведческий музей МБОУ «СОШ №21»


Любой музей ценится прежде всего богатством своего

основного фонда. Сбор материалов

для музея

ведётся

постоянно.
Мы встречаемся со старожилами, записываем их Мы встречаемся со старожилами, записываем их рассказы и воспоминания. рассказы и воспоминания.
Иногда

удаётся

совершать

увлекательные походы по деревням и сёлам нашей области.

Ребят

интересует

буквально

всё:

давние

постройки,

внутреннее

убранство

домов.

Они

находят

предметы

домашнего обихода и много других предметов, так или иначе

связанных с историческим прошлым Поволжского региона.

Немые свидетели прошлого…

Немые свидетели прошлого…

В гостях у ветерана войны Шипулина В.А.

В гостях у ветерана войны Шипулина В.А.


Неизвестно, что случилось

бы с вещью, не попади она к нам в

музей?

В

музее

она

оживает

во

в т о р о й

р а з .

Ч е р е з

г о д ы

и

поколения

проносится

память

о

владельце, об эпохе, о мастере ,

который приложил свои руки к её

изготовлению.

И н о г д а ,

п р о с т о е

прикосновение к древней прялке, к

отполированному

руками

многих

поколений

веретену

даёт

гораздо

б ол ь ш е ,

ч ем

с у х и е

с т р о ч к и

учебника

или

рассуждения

о

патриотизме и гражданственности.

Важно не только изучение

истории

родного

края,

но,

в

первую

очередь,

сохранение

п а м я т н и к о в

с т а р и н ы ,

и с т о р и ч е с к о г о

и

д у х о в н о г о

наследия прошлого.


Среди

экспонатов

музея,

есть

уникальные.

Например, пивная кружка начала XIX века (1802 год),

привезённая из Германии, в качестве военного трофея,

после

окончания

второй

мировой

войны.

На

кружке

имеется

надпись

на

немецком

языке,

которая

при

переводе

гласит:

«одного

глотка

пива

не

бывает

достаточно».


Вряд ли среди любителей краеведения, найдётся хотя бы один

человек, не слышавший о саратовской гармошке, ставшей

своеобразной визитной карточкой нашего края
.
Всегда славился

русский народ своими мастерами – умельцами, прославлявшими

родные края дивными промыслами, художественными ремёслами,

которые становились известными на всю Россию и даже весь мир.

В том смысле наш край не исключение, и первостатейной его

продукцией, обретшей известность и славу в России, стала саратовская

гармоника. Звонкий голосистый инструмент с колокольчиком,

издававший неповторимый перебор, органично сочетается с волжским

колоритом – что-то раздольное, удалое, озорное, грустное и весёлое

одновременно.


Особый интерес представляют письменные документы.

В

фондах

нашего

школьного

музея

хранится

письмо

красноармейца

Абраменко

Семёна

в

деревню

Смеловка

Покровского кантона, область Немцев Поволжья. Интересно, что

письмо

состоит

из

двух

частей:

конверт

с

обращением

красноармейца к крестьянам «О бедноте» и сам текст письма.


А этот экспонат расскажет как долго шли письма

из Москвы в Покровскую слободу в 1914 году.

И ответ на

этот

вопрос

можно

получить

при

внимательном

исследовании конверта, а точнее почтовых штемпелей-

из пункта отправления и пункта доставки. Оказывается

всего два дня?! И это при том, что не знали тогда об

авиапочте

и

иных

современных

способах

доставки

почтовой корреспонденции…


Занимаясь

краеведческой

работой,

постепенно

Занимаясь

краеведческой

работой,

постепенно

приходишь к пониманию того, что возможности школьного

приходишь к пониманию того, что возможности школьного

музея не ограничены только рамками сбора и обработки

музея не ограничены только рамками сбора и обработки

артефактов.

Мы,

например

открыли

для

себя

новое

артефактов.

Мы,

например

открыли

для

себя

новое

направление,

которое

называем

-

« к о с м и ч ес к о е

направление,

которое

называем

-

« к о с м и ч ес к о е

краеведение». На базе школьного музея в 2002 году был

краеведение». На базе школьного музея в 2002 году был

создан поисковый отряд им. Г.С. Титова.

создан поисковый отряд им. Г.С. Титова.
Место приземления Космонавта-2 Г.С. Титова

В плане сохранения памяти Космонавту – 2 повезло ещё

В плане сохранения памяти Космонавту – 2 повезло ещё

меньше,

чем

первому

космонавту.

С

помощью

усилий

меньше,

чем

первому

космонавту.

С

помощью

усилий

сотрудников

Краснокутского

районного

музея

краеведения

сотрудников

Краснокутского

районного

музея

краеведения

удаётся сохранить события и имена в истории родного края.

удаётся сохранить события и имена в истории родного края.

Ежегодно

по

случаю

памятной

даты

в

стенах

музея

и

по

Ежегодно

по

случаю

памятной

даты

в

стенах

музея

и

по

возможности на месте приземления проводятся торжественные

возможности на месте приземления проводятся торжественные

мероприятия

с

присущей

только

им

провинциальной

мероприятия

с

присущей

только

им

провинциальной

искренностью и теплотой. Сегодня в поисковую деятельность

искренностью и теплотой. Сегодня в поисковую деятельность

включился отряд имени Г.С. Титова средней школы № 21 города

включился отряд имени Г.С. Титова средней школы № 21 города

Энгельса, который ставит своей целью воспитание патриотизма

Энгельса, который ставит своей целью воспитание патриотизма

и

и

чувства национальной гордости у подрастающего поколения.

чувства национальной гордости у подрастающего поколения.

Поисковый отряд им. Г.С. Титова.

Поисковый отряд им. Г.С. Титова.

(2002 – 2008 гг.)

(2002 – 2008 гг.)

Юные поисковики, 2008 – 2015 гг.

Юные поисковики, 2008 – 2015 гг.


Нашей

земле

есть

чем

гордиться.

Саратовский

край

Нашей

земле

есть

чем

гордиться.

Саратовский

край

тесно

связан

с

освоением

космоса.

В.

Лазарев,

дважды

тесно

связан

с

освоением

космоса.

В.

Лазарев,

дважды

летавший

в

космос,

в

1952

году

окончил

Саратовский

летавший

в

космос,

в

1952

году

окончил

Саратовский

медицинский институт. О.Макаров, четыре раза стартовавший в

медицинский институт. О.Макаров, четыре раза стартовавший в

космос,

в

1941-42

годах

на

станции

Родничок

Балашовского

космос,

в

1941-42

годах

на

станции

Родничок

Балашовского

района учился в первом классе. В.Зудов в 1963 году окончил

района учился в первом классе. В.Зудов в 1963 году окончил

Балашовское

военное

авиационное

училище.

В.

Ковалёнок,

Балашовское

военное

авиационное

училище.

В.

Ковалёнок,

трижды

стартовавший

в

космос,

в

1963

году

окончил

то

же

трижды

стартовавший

в

космос,

в

1963

году

окончил

то

же

училище.

В.Шаталов

в

1945

году

учился

лётному

делу

в

училище.

В.Шаталов

в

1945

году

учился

лётному

делу

в

Качинском

лётном

училище,

которое

располагалось

в

городе

Качинском

лётном

училище,

которое

располагалось

в

городе

Красный Кут. Будущий космонавт Г. Сарафанов – уроженец села

Красный Кут. Будущий космонавт Г. Сарафанов – уроженец села

Синенькие

Саратовского

района.

В

отряде

космонавтов

Синенькие

Саратовского

района.

В

отряде

космонавтов

проходил

подготовку

житель

города

Энгельса

Юрий

Шаргин,

проходил

подготовку

житель

города

Энгельса

Юрий

Шаргин,

который

14

октября

2004

года,

совершив

успешный

полёт

в

который

14

октября

2004

года,

совершив

успешный

полёт

в

космос, вошёл в семью космонавтов.

космос, вошёл в семью космонавтов.
Шаргин Ю.Г . Сарафанов Г.В.

В

истории

человечества

не

так

часто

происходят

В

истории

человечества

не

так

часто

происходят

события, которым суждено остаться в памяти людей на все

события, которым суждено остаться в памяти людей на все

грядущие

времена.

Одним

из

таких

событий

был

выход

грядущие

времена.

Одним

из

таких

событий

был

выход

человека за пределы нашей планеты: дерзкий прорыв в космос

человека за пределы нашей планеты: дерзкий прорыв в космос



это

исторический

полёт

Юрия

Гагарина-12

апреля

1961г.,



это

исторический

полёт

Юрия

Гагарина-12

апреля

1961г.,

продолжавшийся 108 минут и благополучно завершившийся в

продолжавшийся 108 минут и благополучно завершившийся в

Саратовском Заволжье.

Саратовском Заволжье.
Космонавт-1 Ю.А. Гагарин Место приземления Ю.А. Гагарина
Мир ещё не пришёл в себя после первого полёта человека в Мир ещё не пришёл в себя после первого полёта человека в космос, а следующий космический полёт был уже не за горами. 6 августа космос, а следующий космический полёт был уже не за горами. 6 августа 1961 года состоялся суточный полёт на космическом корабле « Восток -2», 1961 года состоялся суточный полёт на космическом корабле « Восток -2», который пилотировал Герман Степанович Титов. Это был первый в мире который пилотировал Герман Степанович Титов. Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 11 минут « Восток-2» совершил свыше многовитковый полет: за 25 часов 11 минут « Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние в 703 143 километра.7 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние в 703 143 километра.7 августа 1961 года космический корабль «Восток-2» приземлился на поле августа 1961 года космический корабль «Восток-2» приземлился на поле сельхозартели «40 лет Октября» в тринадцати километрах от р.п. Красный сельхозартели «40 лет Октября» в тринадцати километрах от р.п. Красный Кут. Это произошло в 10 часов 18 минут (московское время). Кут. Это произошло в 10 часов 18 минут (московское время).
Космонавт-2 Г.С. Титов.

Г. Титов докладывает ЦК КПСС об успешном

Г. Титов докладывает ЦК КПСС об успешном

завершении полёта.

завершении полёта.


На базе музея работает клуб встреч с интересными людьми. Были

На базе музея работает клуб встреч с интересными людьми. Были

организованы встречи с выпускником школы, Героем РФ Шевченко

организованы встречи с выпускником школы, Героем РФ Шевченко

П.А.,

космонавтом



испытателем

Героем

РФ

Шаргиным

Ю.

Г.,

П.А.,

космонавтом



испытателем

Героем

РФ

Шаргиным

Ю.

Г.,

участниками боевых действий на Северном Кавказе Гореловым Н.Б.,

участниками боевых действий на Северном Кавказе Гореловым Н.Б.,

Чаловым

Д.А.,

воинами-интернационалистами

Понафидиным

Е.В.,

Чаловым

Д.А.,

воинами-интернационалистами

Понафидиным

Е.В.,

Зеленковым В. И., Телегиным Н.И., Карабановым А.Г., участниками-

Зеленковым В. И., Телегиным Н.И., Карабановым А.Г., участниками-

ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС, нашими гостями были

ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС, нашими гостями были

так же настоятель храма А. Невского отец Константин (Буряков), глава

так же настоятель храма А. Невского отец Константин (Буряков), глава

мусульман

г.

Энгельса

и

Энгельсского

района

Рушан

хазрат

мусульман

г.

Энгельса

и

Энгельсского

района

Рушан

хазрат

Сайфетдинов

и

др.

Каждая

встреча

интересна

по-своему.

Люди

Сайфетдинов

и

др.

Каждая

встреча

интересна

по-своему.

Люди

мудрые,

много

повидавшие

в

жизни,

делятся

с

ребятами

своими

мудрые,

много

повидавшие

в

жизни,

делятся

с

ребятами

своими

воспоминаниями

о

своих

друзьях,

дают

оценку

их

поступкам

воспоминаниями

о

своих

друзьях,

дают

оценку

их

поступкам

независимо

от

их

национальной

или

конфессиональной

независимо

от

их

национальной

или

конфессиональной

принадлежности.

принадлежности.


Нам

удалось

наладить

сотрудничество

с

Покровской

епархией.

Нам

удалось

наладить

сотрудничество

с

Покровской

епархией.

Учащиеся

моего

класса

неоднократно

откликались

на

просьбы

Учащиеся

моего

класса

неоднократно

откликались

на

просьбы

духовенства

и

принимали

участие

в

благоустройстве

территории

духовенства

и

принимали

участие

в

благоустройстве

территории

Свято-Троицкого

собора.

Духовенство

Покровской

епархии

в

свою

Свято-Троицкого

собора.

Духовенство

Покровской

епархии

в

свою

очередь посещает нашу школу и проводит с учащимися беседы на

очередь посещает нашу школу и проводит с учащимися беседы на

духовно-нравственные темы. Не так давно ребята собрали средства,

духовно-нравственные темы. Не так давно ребята собрали средства,

на которые была заказана икона Покрова Божьей Матери, которая

на которые была заказана икона Покрова Божьей Матери, которая

находится

в

левом

пределе

Свято

-

Троицкого

собора.

находится

в

левом

пределе

Свято

-

Троицкого

собора.


В период летних каникул мои подопечные находят

время не только для

В период летних каникул мои подопечные находят

время не только для

отдыха, но и для добрых и полезных дел. По просьбе настоятеля храма

отдыха, но и для добрых и полезных дел. По просьбе настоятеля храма

Воскресения

Христова

протоиерея

Александра

(Милованова)

школьники

Воскресения

Христова

протоиерея

Александра

(Милованова)

школьники

привели в порядок и благоустроили могилы ветеранов на Воскресенском

привели в порядок и благоустроили могилы ветеранов на Воскресенском

кладбище, среди которых было захоронение нашего земляка георгиевского

кладбище, среди которых было захоронение нашего земляка георгиевского

кавалера, участника Первой мировой войны Припутеня Якова Семёновича.

кавалера, участника Первой мировой войны Припутеня Якова Семёновича.

Символично, что эта акция состоялась в канун столетия войны, которое было

Символично, что эта акция состоялась в канун столетия войны, которое было

отмечено в 2014 году.

отмечено в 2014 году.


Нашей

школе

удалось

наладить

тесное

взаимодействие

с

Энгельсским

Нашей

школе

удалось

наладить

тесное

взаимодействие

с

Энгельсским

отделением ВООВ «Боевое братство». В 2012 г. в школе было организовано

отделением ВООВ «Боевое братство». В 2012 г. в школе было организовано

молодёжное объединение Энгельсского отделения ВООВ «Боевое братство»

молодёжное объединение Энгельсского отделения ВООВ «Боевое братство»

(рук. Буцких В.В.). Многие скептически отнеслись тогда к нашей идее, кивая на

(рук. Буцких В.В.). Многие скептически отнеслись тогда к нашей идее, кивая на

возраст моих подопечных. Но я был убеждён, что это именно тот возраст,

возраст моих подопечных. Но я был убеждён, что это именно тот возраст,

когда ребят можно увлечь новым, интересным делом. Иначе потом может

когда ребят можно увлечь новым, интересным делом. Иначе потом может

оказаться, поздно. Тем более, что преобладание женщин в педагогических

оказаться, поздно. Тем более, что преобладание женщин в педагогических

коллективах,

увы,

не

даёт

детям,

особенно

мальчикам,

гармонического

коллективах,

увы,

не

даёт

детям,

особенно

мальчикам,

гармонического

развития. Время показало нашу правоту. Сегодня, редко какое мероприятие

развития. Время показало нашу правоту. Сегодня, редко какое мероприятие

патриотической направленности проходит без участия моих ребят.

патриотической направленности проходит без участия моих ребят.


В продолжение традиций по сохранению исторической памяти, мои

В продолжение традиций по сохранению исторической памяти, мои

воспитанники

приняли

участие

в

акции

«Благо

Дарю».

Ребята

воспитанники

приняли

участие

в

акции

«Благо

Дарю».

Ребята

решили

собрать

материал

о

воинах-земляках,

жителях

посёлка

решили

собрать

материал

о

воинах-земляках,

жителях

посёлка

П р и в ол ж с к и й .

С о б р а н н ы й

м а т е р и а л

б ы л

о б р а б о т а н ,

П р и в ол ж с к и й .

С о б р а н н ы й

м а т е р и а л

б ы л

о б р а б о т а н ,

систематизирован, а затем смонтирован на баннерах. Девятого мая

систематизирован, а затем смонтирован на баннерах. Девятого мая

в рамках торжественных мероприятий у стелы «Звезда» жители

в рамках торжественных мероприятий у стелы «Звезда» жители

посёлка смогли увидеть фотографии земляков на Стене памяти.

посёлка смогли увидеть фотографии земляков на Стене памяти.

Ребята услышали в свой адрес искренние слова благодарности от

Ребята услышали в свой адрес искренние слова благодарности от

ветеранов и родственников героев войны. Таким образом, молодое

ветеранов и родственников героев войны. Таким образом, молодое

поколение, получившее возможность прикоснуться к историческому

поколение, получившее возможность прикоснуться к историческому

наследию героического прошлого, будет хранить и свято беречь

наследию героического прошлого, будет хранить и свято беречь

мир, доставшийся такой ценой.

мир, доставшийся такой ценой.


С марта по май 2014 года в нашем районе проходила акции «Солдатский платок».

С марта по май 2014 года в нашем районе проходила акции «Солдатский платок».

Мои ребята не остались в стороне и приняли активное участие в этой акции. Они

Мои ребята не остались в стороне и приняли активное участие в этой акции. Они

вышивали на ткани фамилию, имя, отчество; год призыва и дату гибели или

вышивали на ткани фамилию, имя, отчество; год призыва и дату гибели или

смерти;

воинское

звание

и

название

боевых

наград

своего

родственника-

смерти;

воинское

звание

и

название

боевых

наград

своего

родственника-

участника Великой Отечественной войны. Фамилии погибших в годы войны, и

участника Великой Отечественной войны. Фамилии погибших в годы войны, и

умерших

в

госпиталях

нашего

района

вышивались

на

ткани

красного

цвета,

умерших

в

госпиталях

нашего

района

вышивались

на

ткани

красного

цвета,

военнопленных,

погибших

от

зверств

фашистских

захватчиков

и

солдат,

военнопленных,

погибших

от

зверств

фашистских

захватчиков

и

солдат,

пропавших без вести на ткани белого цвета, для ветеранов, умерших после войны

пропавших без вести на ткани белого цвета, для ветеранов, умерших после войны

на ткани голубого цвета.

на ткани голубого цвета.


Школьные

музеи

являются

неотъемлемым

элементом формирования исторического сознания. В то же

время школьные музеи составляют часть общей культуры,

поскольку

для

культуры

необходимо

сопоставление

прошлого с настоящим, прослеживание исторических корней

любого события.

Приобщая

детей

к

созданию

и

работе

школьного

музея, стоит стремиться к тому, чтобы культурные привычки

стали

нормой,

а

отношение

к

сохранению

памятников

естественным.

Дети

постепенно

привыкают

к

мысли,

что

беречь

необходимо

всё



не

только

предметы,

ценные

с

исторической точки зрения, но и свою парту, стены школы и

т.д.

Все

это

оказывает

благотворное

воздействие

на

формирование у ребят системы ценности.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, -

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, -

только

участвуя

в

подвижнической

работе,

можно

только

участвуя

в

подвижнической

работе,

можно

рассчитывать

на

духовное

и

нравственное

возрождение

рассчитывать

на

духовное

и

нравственное

возрождение

подрастающего

поколения.

Необходимо

направлять

подрастающего

поколения.

Необходимо

направлять

деятельность

нашей

молодёжи

в

правильное

русло,

деятельность

нашей

молодёжи

в

правильное

русло,

создавать условия для усвоения нравственных ценностей,

создавать условия для усвоения нравственных ценностей,

увлекать здоровым образом жизни, доказывая, что они не

увлекать здоровым образом жизни, доказывая, что они не

«потерянное

поколение»,

а

будущее

России,

способные

«потерянное

поколение»,

а

будущее

России,

способные

постоять за себя и страну.

постоять за себя и страну.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1.

Материалы из фондов историко - краеведческого музея

МБОУ «СОШ № 21» г. Энгельса.

2.

Материалы поискового отряда им. Г.С. Титова МБОУ

«СОШ № 21» г. Энгельса.

3. Материалы из личного архива Буцких В.В.

4. Материалы из личного архива Чижова М.К.

5. Материалы из фондов Краснокутского музея

краеведения.

6. Красная книга Саратовской области / Комитет охраны

окружающей среды и природопользования Саратовской

области .-Саратов: Издательство Торгово -

промышленной палаты Саратов. обл., 2008.

7. Особо охраняемые природные территории Саратовской

области / Комитет охраны окружающей среды и

природопользования Саратовской области .-Саратов:

Издательство Сарат. ун-та , 2008.

8. Родники Саратовской области (каталог)/ Научн. ред. А.А.

Орлов. – Саратов: Издательство «Сателлит», 2008.

9.

Родной земли любимый образ. Саратовская губерния в

начале третьего тысячелетия. – М.: «Летопись», 2002.


В раздел образования