Напоминание

"КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Глушкова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №4 "Родничок"
Населённый пункт: г. Котельнич, Кировской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад





КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глушкова Юлия Сергеевна г. Котельнич, Кировской обл.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых навыки общения человека приобретает особую значимость. Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит социализацию, с т а н о в и т с я п р е д с т а в и т е л е м с в о е го н а р од а и к ул ьт у р ы , а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества. Актуальность формирования навыков общения дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности навыков общения в дошкольном возрасте, являясь одной из необходимых составляющих готовности р е бе н ка к о бу ч е н и ю , о б е с п е ч и в а е т е м у в д а л ь н е й ш е м в о з м о ж н о с т ь у с п е ш н о г о освоения школьной программы.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации п од ч е р к и в а е т с я н е о бход и м о с т ь о б е с п еч е н и я и с т о р и ч е с ко й преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества. Важность вопроса формирования навыков общения дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования». Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования навыков общения дошкольников. Использование кукольного театра в развитии навыков общения у дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы. Кукольный театр - необыкновенно эмоционально насыщенная деятельность, что делает её привлекательной для детей и приносящей радость. Кукольный театр - это увлекательный и доступный вид деятельности с воспитанниками, оптимальная возможность коррекции поведения, социализации, гармонизации личности детей через развитие способностей самовыражения и самопознания. В. А. Сухомлинский говорил, что ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В концепции Л. С. Выготского «общение - «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; … является их универсальной составляющей в том смысле, что психические
процессы всегда явно или скрыто включены в общение». Л. С. Выготский считал, что развитие психики ребенка происходит в процессе общения.
Цель исследования:
изучение влияния кукольного театра на развитие навыков общения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования:
навыки общения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет

исследования:
кукольный театр как средство развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством кукольного театра. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством кукольного театра.
Гипотеза:
использование в педагогической деятельно сти кукольного театра способствует развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические основы:
о значимости кукольного театра для детей писали известные мастера кукольного искусства, такие как Образцов С., Охочинский Н. Отечественная психология изучает социальные проблемы общения (Г.М.Андреева, Л.П. Баева, А.А. Леонтьев), исследует возможности общения для развития личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, И.С.Кон, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.И.Ракитов).
Методы

исследования:
теоретический анализ психолого- педагогической литературы; изучение педагогического опыта, наблюдение за общением детей, беседы с воспитателем, диагностирование развития навыков общения детей, педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
Теоретическая

значимость:
обоснование проблемы развития навыков общения у дошкольников среднего возраста средствами
кукольного театра на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Практическая

значимость
: разработана система занятий по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста, которая может быть использована в дошкольных учреждениях.
База

исследования:
данное исследование проводилось на базе МБДОУ № 4 д/с «Родничок» Кировская область г. Котельнич
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Кукольный театр и его влияние на развитие навыков общения детей

дошкольного возраста.
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» особое внимание уделяется развитию у детей навыков общения. «2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому...» [1].
Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения. В дошкольном возрасте потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка, его отношение к окружающей среде. Значение общения в дошкольном возрасте является одним из актуальных вопросов на сегодня, а объясняется это тем, что именно познавательное общение дошкольников и помощь окружающих могут направить это «познание» в правильное русло, что является важным в процессе становления будущей личности. Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Например, такие, как:  художественное образование и воспитание детей;  формирование у них высокого эстетического вкуса;  нравственное воспитание;  развитие коммуникативных качеств личности;  воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;  создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру. Кукольный театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Благодаря театру ребёнок познаёт мир и учится выражать своё собственное отношение к добру и злу. Участие в различных сценках, постановках помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, приобщиться к духовным ценностям, познакомиться с обрядами, традициями, сформировать опыт социальных навыков поведения. А куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение.
Роль театра кукол нельзя недооценивать! Он незаменим на любых занятиях. При помощи кукольного театра, например, на экологическом воспитании, можно показать детям, как выглядит то или иное животное, какие звуки оно издает. На математике - посчитать героев сказки. На занятиях изобразительному искусству - нарисовать или слепить понравившуюся театральную куклу. На занятиях по развитию речи ребенок может сам стараться правильно говорить за куклу и т.д. Детям это очень нравится, и поэтому они любят кукольный театр. Используя театр, мы можем решить ряд следующих задач: Познавательная – это представление детей о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); развивается память, ребенок учится планировать свои действия для достижения результата; наблюдение за поведением животных, явлениями природы; обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений. Речевое развитие - содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащение словарного запаса: образных выражений, эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов и пр.; овладение выразительными средствами общения: вербальными и невербальными. Эстетическая – дети учатся самостоятельно придумывать изображения; приобщаются к художественной литературе; у них развивается воображение; пытаются создать выразительный художественный образ; приобщаются к совместной деятельности по моделированию костюма, декораций, атрибутов. Развитие движений – дети учатся согласовывать действия и сопровождающую их речь; овладевают умением воплощать и показывать настроение, характер и процесс развития образа; выразительность исполнения основных видов движений. Социально – коммуникативная - ребята становятся дружнее, помогая друг другу или делая кукол вместе; воспитывается у детей уважения к себе,
сознательное отношение к своей деятельности; развитие эмоций; воспитание этических способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. [6] Кукольный театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Кукольный театр позволят ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта, честность, смелость и д. р. Когда ребенок действует в связке с другими людьми, ему приходится как бы встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным, сдерживать бурю эмоций. И здесь важно направить малыша: ведь ему не всегда легко понять, почему требуется ждать своей очереди, почему ему досталась именно эта роль, почему нельзя забрать куклу у другого ребенка или издать «победный клич» во время лирического вступления перед сказкой и т.д. Именно такие, казалось бы, мелкие бытовые конфликты могут стать важнейшими для ребенка уроками в сложной науке общения с окружающими людьми. Видов театра в детском дошкольном учреждении много: -
настольный театр игрушек
- это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сшить мягкую игрушку своими руками, связать крючком. Сценическая площадка – детский стол или напольный коврик; -
плоскостной и объемный
- это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала; -
теневой

театр
является радостным и желанным развлечением. Фигурки людей, животных и птиц движутся на ярко освещённом экране.
Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т. д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой); -
театр на фланелеграфе
- картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов, а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации). Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель или липучки. -
магнитный театр
- разновидность плоскостного тетра; герои сказок, декорации крепятся на доске при помощи магнитов; -
варежковый

театр
- куклы этого вида театра сшиты из ткани, склеены из бумаги или связаны из шерсти и ниток. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. -
театр-книжка
- это объемные и двигающиеся картинки, которые помогут оживить сказочных персонажей. Переворачивая листы стенда книжки, воспитатель демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи; -
театр кукол «Би-ба-бо»
еще называют театр «Петрушки». Куклы надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить; -
театр «Тантамарески»,
что еще может так забавлять детей, как тантамарески! Тантамареска - кукла с лицом актера. Этот вид театра легко сделать самим, используя картонные коробки, плотные листы бумаги, на которые наносится изображение героев, делаются прорези для лица и т.д. Для детского театра используются куклы разных форм и видов. Куклы должны формировать у детей всевозможные навыки и умения, которые
стимулируют детское творчество (танцевальное, игровое, песенное). Большой популярностью в детском саду пользуется театр картинок (на столе, фланелеграфе, картоне). Для каждой возрастной группы характерен свой кукольный театр:
I

младшая

группа
– пальчиковый театр, так как с его помощью улучшается моторика рук.
II младшая группа
- театр кукол на столе – помогает овладеть техникой управления кукол для настольного театра. Куклы можно сделать из коробочек, бумажных цилиндров, конусов, игрушки из ткани, поролона, меха и т.п. Формирует у детей простейшие образно-выразительные умения, например способность, имитировать характерные звуки животных.
Средняя

группа
- театр ложек, куклы бибабо, куклы на гапите – знакомство детей с основами кукловождения, театральной ширмой. Дети обучаются элементам художественно-образных выразительных средств, таких как интонация, мимика и пантомима.
Старшая

группа
- знакомство детей с куклами «живой руки», марионетками, обучение работе с этими куклами. Совершенствуется художественно-образные исполнительские умения дошкольников.
Подготовительная

группа
- знакомство с людьми-куклами и тростевыми (трости-палочки крепятся к кистям рук и голове куклы)куклами; обучение работе с этими куклами. Развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. [16] Существуют разные методы приобщения детей к игре в кукольном театре. Рассмотрим некоторые из них: 1. Просмотр спектакля. Цель данного метода - познакомить детей с кукольным театром. 2. Беседа. Цель: развитие у детей правильного поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
3. Рассказ. Цель: рассказать детям о театре кукол, его создании, истории той или иной куклы. 4. Побуждение к диалогу. Цель: расспросить детей, что они знают о театре вообще и о театре кукол в частности. Учить выслушивать других и не кричать с места. 5. Чтение книг. Цель: предложить детям при помощи кукол совместно поставить понравившееся произведение. 6. Показать, как двигается кукла. Воспитатель должен сам показать, как двигается кукла, а затем предложить сделать это детям. 7. Дети придумывают по картинке рассказ, сказку. Цель: предложить детям совместно создать постановку придуманного рассказа театром кукол. 8. Дети придумывают сами рассказ, сказку. Цель: предложить детям совместно создать постановку придуманного рассказа театром кукол. Значение кукольного театра для дошкольного учреждения просто нельзя недооценивать. Театр кукол способствует развитию мышления (дети сами придумывают сказки), восприятия (передавать свои чувства, эмоции), памяти (запоминание текста ролей), творчества (дети сами мастерят кукол), речи (умение правильно передавать характер героя, его интонацию), фантазии (ребенок может сам придумать конец любимой сказки), навыков общения (дети учатся работать в команде), помогает побороть боязнь публичных выступлений. Также кукольный театр затрагивает двигательные навыки, развивает мелкую моторику. Приобщение детей к кукольному театру способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, а также умению договариваться друг с другом, находить общий «язык» с окружающими. Для этого должны использоваться разные возможно сти, например чтение художе ственной л и т е р ат у р ы , самостоятельное придумывание сказок и т.д. Кукольный театр является важной частью формирования и развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, кукольный театр - один из самых доступных видов искусства для детей, обладающий огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Кукольный театр выполняет рад функций: познавательную, речевую, эстетическую, социально-коммуникативную. Существует множество видов кукольного театра. Для каждой возрастной группы детей характерен свой кукольный театр. Также существуют различные методы приобщения детей к игре в кукольном театре. Благодаря театру ребенок лучше воспринимает окружающею его «картину мира». Дошкольнику легче находить общий язык с окружающими его людьми.
Развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста
Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения На́ вык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности. Таким образом, навык общения – это сформированная деятельность взаимодействия между людьми. Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка и взрослых - подлинная логика и нравственность могут
заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми, и в мышлении. В трудах Л. С. Выгодского, М. И. Лисиной, А.В. Запорожца, Т. А. Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Т. Д. Марцинковская подчёркивает, что общение со взрослыми формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребёнка. Общение со сверстниками актуализирует это знание, формируя у ребёнка более правильный, адекватный образ самого себя [12]. Т. Е. Батова и авторский коллектив считают общение и совместную деятельность той основой и тканью, на которой в дальнейшем будет строиться вся жизнь детей [3]. М. И. Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, вне ситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, вне ситуативно-деловое [11]. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и чего они от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.
Яркая характеристика общения дошкольников-сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста, для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Важной является такая особенность общения сверстников, как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды [6]. В условиях детского сада непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам. В случае возникновения проблем в общении дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый хочет взять верх, не считаясь с потребностями другого ребенка. Вмешиваясь в конфликты, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения. В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в детском коллективе среди равных участников общения.
Детский сад для ребенка - это не только прекрасная возможность познавать окружающий мир (ведь воспитатель согласно плану обучает ребенка), не только возможность эмоционально оценивать мир (этому тоже учат в детском саду), но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети среднего дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками, развиваются коммуникативные навыки [17]. В общении со сверстниками к 4-м годам складывается ситуативно- деловая форма и остается наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4- х лет у детей, особенно у тех, кто посещает детский сад, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Главным содержанием коммуникативного общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество, которое следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие является сотрудничеством, потребность в котором становится главным для общения детей [10]. В среднем дошкольном возрасте не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи
сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника [4]. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для ребенка 4-5 лет становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учить ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогать детям придумывать интересный сюжет - задача воспитателя детского сада. В о б с т а н о в к е с о в м е с т н ы х и г р с в о и м п р и м е р о м воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложнившаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Поэтому у дошкольников необходимо развивать, в первую очередь, те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать, пользоваться разнообразными языковыми средствами.
Опыт современных педагогов по развитию навыков общения у детей

среднего дошкольного возраста
Для развития навыков общения у детей лучше всего подходит кукольный театр. Обыгрывая разные жизненные ситуации, дети учатся общаться друг с другом, понимать друг друга, сопереживать, сочувствовать окружающим. Рассмотрим все это на примерах из опыта педагогов - практиков.
Гайсенок Елена Васильевна
, воспитатель МДОБУ «Детский сад № 18 «Родничок» г. Минусинска Красноярского края, в своей работе «Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста» отмечает, что ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не владеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Научить этому дошкольника можно только разыгрывая реальные ситуации. Елена Васильевна поставила перед собой цель – создать в группе особый микроклимат доброжелательного отношения, внимания друг к другу,
взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему. Наметила ряд задач:  научить детей считаться с интересами, замыслами товарищей, добиваясь общей цели, оказывать помощь друг другу;  в детях чувство ответственности за своё поведение перед своими сверстниками;  воспитывать партнёрские взаимоотношения детей: их дружеское расположение, желание и умение сообща играть. Выстраивая модель организации воспитательно-образовательного процесса, воспитатель опиралась на психологическую теорию Л.С. Выготского и передовую педагогическую теорию и практику Е.Е.Шулешко, В.М.Букатова, а также красноярского новатора-учёного Г.Г. Кравцова. Чтобы реализовать свои цели и задачи, она организовала жизнь детей в малых группах. Это самый простой путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, создания в детском коллективе микрогрупп. В каждой из них дети связаны совместными играми, знаниями, они живут собственной жизнью, имеют собственные секреты, тайны. Внутри микрогрупп возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями, умениями своего друга. Микрогруппа – это малый социум. Сначала педагог объединяла детей в пары по их желанию. Учила работать дружно, помогать друг другу, уступать. Далее объединяла в группы по три, четыре и шесть человек. Формировала группы по разным направлениям: по сходству или жизненным ситуациям (чтобы в команде были и девочки, и мальчики; со своими друзьями; с кем больше всего любишь играть и т.д.), по слову, движению, действию (по дням недели, месяцам, по животным, или просто рассчитаться на 1-ый – 4-ый), по разрезному материалу (по разрезным открыткам, по лоскуткам ткани разной формы, по небольшим сюжетным картинкам), по отдельным предметам, объединённым одним названием
(предлагаю взять по одному предмету и найти у кого предмет подходящий ему). Дети учились рассказывать, слушать других, запоминать, тренировали воображение, скорость реакции. Активизировался эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребёнка. Постепенно решалась задача по становлению детского и педагогического сообществ на основе взаимного интереса взрослых и детей друг к другу. Дети становились ровесниками, т.е. видели себя в другом человеке, слышали его, понимали и учились от него. Дети стали интересны друг другу и более защищены.
Погорельская

Наталья

Александровна
, заведующий МДОУ «Детским садом № 20 «Чебурашка» г. Волжска Республики Марий Эл, вместе со своим педагогическим коллективом разработали предметно- пространственную среду для каждой возрастной группы. При создании предметно-пространственной среды учитывались: индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребенка; особенности эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и поло-ролевые особенности. Таким образом, создание зоны театральной деятельности предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ:  обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;  организация «зон приватности»;  предоставления права и свободы выбора;  создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;  многофункциональность использования зон в группах и оборудования;  возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов. В детском саду сложилась традиция - устраивать неделю театра. Каждая группа готовит и показывает для родителей и сверстников спектакль. Выбор спектакля - серьезная задача для детей. Детям дается право
свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Воспитатели делают так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, руководителем изостудии, воспитателем и швеей. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности. Однако данный опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля - дело многогранное. Для каждого найдется работа.
Дячук

Ольга

Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 19 г. Колпашево Томской области, в своей работе «Развитие коммуникативных способностей средних дошкольников» утверждает, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Цель ее программы - развитие коммуникативных способностей у дошкольников.
В процессе реализации программы у детей формируются социально- коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, воспитывается отзывчивость, сочувствие, забота, доброта. Ольга Сергеевна определила следующие задачи:  расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;  сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;  воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях. К концу учебного года стали видны значительные изменения по всем показателям. Уровень благополучия взаимоотношений поднялся до среднего, коэффициент взаимности возрос на 5,3%. Индекс изолированности снизился до 13%, а уровень развития коммуникативных способностей: высокий увеличился на 30%, низкий – отсутствует.
С енюшкина Елена

Николаевна
, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Ромашка», в своей работе «Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры» использовала такой приём, как сюжетно-ролевая игра «Театр». Цель проведения игры: формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, закрепление представления детей о театре, формирование положительного взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах, развитие умения детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Воспитатель предложила детям сказку «Лиса, заяц, петух», с которой они познакомились накануне. Елена Николаевна считает, что это способствует умению выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими «артистами».
Шумилина

Татьяна

Алексеевна
, воспитатель структурного подразделения, реализующего основные общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад №7 «Ягодка» г. Чапаевск, в своей
работе «Кукольный театр как средство развития коммуникативной функции речи у детей» утверждает, что одна из форм работы по развитию навыков коммуникативной компетентности является театрализованная игра. Именно в ней создаются условия для непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнёрства, когда общение оптимально мотивировано. Одним из видов театрализованной деятельности, который воспитатель широко применяет в своей практике - кукольный театр. Куклы, являющиеся непременным атрибутом детства и детской субкультуры, имеют особое значение для психологического развития детей, их социализации. В коррекционном воздействии кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (воспитателя, логопеда, родителя). В своей работе Татьяна Алексеевна применяет различные виды кукол: пальчиковые, теневые, плоскостные, особенно перчаточные. Ведь именно они «приводят» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться. Педагог отмечает: даже если малыш боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. Перчаточные куклы, умело используемые во время непосредственной образовательной деятельности, помогают вызывать у детей положительные эмоции и ослабить их нервное напряжение. Кукла на руке у взрослого или ребенка, выступающая в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, и побуждаем к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себе раскованным. Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельно сти обе спечивает развитие с ам ой театрализованной игры: в ней проявляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Диалог между детьми становится необходимой составляющей в игровой деятельности между детьми. Работа с детьми, с использованием различных видов кукол дала положительный результат.
Таким образом, изучение передового педагогического опыта показывает, что кукольный театр как средство развития навыков общения у средних дошкольников достаточно широко используется не только в совместной деятельности, но и в непосредственной образовательной деятельности в условиях ДОУ. Воспитатели используют много методов и приемов, такие как, социо-игры, создание микрогрупп (группы по три, четыре и шесть человек), игры-разминки (для перехода от одной деятельности к другой), театрализованная деятельность, развивающие игры, этюды, беседы, моделирование ситуаций.


В раздел образования