"Организация работы по развитию социальной компетентности личности в условиях детского сада
Автор: Барсукова Ирина Геннадьевна Должность: заведующая Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 81 Населённый пункт: Город Иркутск Наименование материала: Статья Тема: "Организация работы по развитию социальной компетентности личности в условиях детского сада Раздел: дошкольное образование
«Организация работы по развитию социальной компетентности
личности в условиях детского сада»
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, их деятельности, к миру
чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача,
которую
человечество
решает
с
того
времени,
когда
осознаваться
необходимость
в
передаче
каждому
последующему
поколению
опыта
предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что
знают и умеют сами, тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.
Социализация – это процесс адаптации человека к окружающему миру.
Человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии,
если сумеет приспособиться к нему.
Очень важно разбираться, почему каждый человек социализируется по-
своему. Эти знания необходимы для того, чтобы грамотно осуществлять
индивидуальный
подход
к
детям.
Чтобы
воздействовать
на
процесс
социализации грамотно и эффективно, наше ДОУ поставило перед собой
следующие задачи:
- формировать у детей представление о социальном мире и о самих себе в
нем;
- воспитать социальные чувства, оценочное отношение к окружающему
миру, событиям и явлениям, фактам в нем происходящим;
- формировать способность к преобразованиям, творчеству;
- разработать эффективные методы и приемы, способствующие развитию
детей при ознакомлении с социальной действительностью;
-
использовать
при
построении
педагогического
процесса
все
виды
деятельности ребенка и разные формы их организации.
Для того чтобы осуществить все поставленные задачи и начать работу с
детьми,
была
изучена
имеющаяся
художественная
и
методическая
литература
и
сделан
вывод,
что
одним
из
условий
познания
детьми
социальной
действительности
является
деятельность.
Деятельность,
особенно
совместная,
является
школой
передачи
социального
опыта.
Важным
условием
является
то,
что
деятельность
должна
быть
содержательной. Деятельность можно объединить в две группы:
- деятельность, которая позволяет ребенку входить в социальный мир в
воображаемом плане – это игра, изодеятельность;
- деятельность, которая дает ребенку возможность приобщаться к миру
людей в реальном плане, - это предметная деятельность, труд, наблюдение,
общение.
Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен. Это мир взрослых, с
которыми
ребенок
общается,
мир
предметов,
которые
помогают
ему
познавать
окружающую
действительность,
мир
природы,
который
вызывает у детей эмоциональный отклик при общении с ней.
Работа должна начинаться со знакомства с предметным содержанием
окружающего мира, так как предметная деятельность заключает в себе
возможность познавать ближайшее окружение
с помощью всей группы
сенсорных чувств.
Действуя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а
затем о назначении и функциях, овладевая операционными действиями.
Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития
ребенка
и
его
познавательные
интересы,
помогает
ориентироваться
в
окружающем
мире,
порождает
чувство
уверенности
в
том,
что
мир
управляем и подвластен ему.
Работа по предметной деятельности проходит с помощью дидактических
игр,
игр-упражнений,
знакомства
детей
с
наименованием
предметов,
с
внешними
признаками
(свойства
и
качества),
с
целевым
назначением,
функциями предметов.
Один
из
важных
методов
изучения
предметного
мира
–
коллекционирование.
Например,
при
проведении
занятия
по
познавательному
«Пуговицы»,
цель
которого:
познакомить
детей
с
предметами – пуговицами, продемонстрировать разнообразие пуговиц по
качеству, размерам и цвету; рассказать о применении пуговиц в жизни
человека.
Дети
заинтересованы
разнообразием
пуговиц.
После
занятия
дети
начинают
обращать
внимание
на
интересные
по
форме,
цвету
пуговицы, складывать их, а после
с детьми была создана коллекция
пуговиц. Таким образом, были созданы и другие коллекции: «Бумага»,
«Ткань».
Также
были
проведены
групповые
праздники
«Воздушные
шары»,
«Фантики-бабочки»,
«Разноцветные
ленточки»,
цель
которых:
создать
веселую
атмосферу,
в
увлекательной
форме
раскрыть
детям
некоторые свойства и качества предметов.
У детей повышается интерес к предметной деятельности, дети с
удовольствием
сравнивают
предметы,
вспоминают,
что
о
них
знают,
находят разницу и сходство, делают выводы-обобщения.
Существенную нагрузку социализации личности ребенка берет на себя
общение. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает передавать
детям
социальный
опыт,
а
детям
–
принимать
этот
опыт,
который
преподносится
ему
в
простой
форме
с
учетом
его
индивидуальных
особенностей.
Ведущей формой работы по общению является непосредственно
организованная
деятельность,
во
время
которой
используются
игры,
направленные на умение общаться без слов; беседы по ранее прочитанным
сказкам;
стихи,
дразнилки,
пословицы;
проигрывание
ситуаций;
пиктограммы, музыка; этюды.
Каждое занятие ставит перед собой свою цель, обучить:
- умению общаться при помощи мимики, жестов, понимать собеседника по
используемым жестам, мимике;
- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств
(обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
- умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов;
-
умению
вести
себя
в
общении
в
соответствии
с
нормами
этикета
(доброжелательный тон, сдержанность жестов);
- умению внимательно выслушивать собеседника;
- умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать);
- умению вести себя в конфликтной ситуации.
В процессе этих занятий дети осваивают умения межличностного
общения, которые закреплялись в повседневной жизни.
Особое
место
в
познании
ребенком
социального
мира
занимает
наблюдение.
Наблюдение
обогащает
социальный
опыт
детей.
Дети
включаются в общую эмоциональную атмосферу, наблюдают за тем, как
взрослый
выражает
свое
настроение,
как
радуется
или
грустит,
перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение
стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет
социальные чувства.
Во время прогулок воспитатели обращают внимание детей на проезжую
часть улицы, пешеходные дорожки, тротуар, объясняют детям, как надо
переходить
улицу,
наблюдают
с
детьми,
как
это
делают
другие,
окружающие их люди.
Дети наблюдают за проезжающими машинами,
определяя,
какие
они:
грузовые
или
легковые.
Так
же
акцентируется
внимание детей на том, какие бывают дома – новые и старые, высокие и
низкие, объясняла типы зданий – жилые, административные.
Знания,
полученные
во
время
наблюдений,
закрепляем
дома
с
родителями.
Для
этого
воспитатели
предлагают
разнообразные
игры,
иллюстративный материал.
Дети
живет
в
обществе,
где
люди
трудятся,
поэтому
необходимо
знакомить их с трудом взрослых. В нашем ДОУ создан альбом «Все работы
хороши…». В этот альбом вошли пословицы о труде, художественное
слово,
фотографии.
Содержание
альбома
пополняется,
дети
с
удовольствием перелистывают страницы альбома.
Дети с удовольствием помогают взрослым в группе, выполняя различные
поручения: они помогают в уборке группы, стирают кукольную одежду,
дежурят, убирают игрушки, подметают участок, убирают снег, опавшие
листья, с интересом трудятся в уголке природы и т.д.
Творческой
переработке
впечатлений,
которые
ребенок
получает
из
окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Ребенок,
пользуясь изобразительными средствами, показывает свое отношение к
изображенному,
свое
понимание
жизни,
он
стремится
отобразить
эту
действительность