Напоминание

музейная педагогика


Автор: Преснякова Валентина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 9 Структурное подразделение " Детский сад " Звонкие голоса "
Населённый пункт: Новокуйбышевск
Наименование материала: кружок
Тема: музейная педагогика
Раздел: дошкольное образование





Назад





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
«Музейная педагогика»


Воспитатель: Преснякова Валентина Петровна

Содержание
 Краткая аннотация проекта  Цели и задачи проекта  Ожидаемые результаты  Методы реализации проекта  Литература  Приложение





Краткая аннотация музея
Музей и память. Каждый экспонат Расскажет об истории эпохи. Экскурсовод спокойный, умный, строгий, Увидеть вас здесь снова будет рад. Помимо экспозиций старины Музей свою историю имеет, Поведать вам ее не пожалеет, Услышать только вы его должны
.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, помогает решать задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого.. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры поможет средства музейной педагогики. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев
Тип проекта
: информационно-творческий
По количеству участников:
коллективный
Участники проекта:
дети, родители, педагогический коллектив
По продолжительности:
долгосрочный


Цели и задачи проекта


Цель:
Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре, традициям родного края через организацию мини-музеев.
Задачи:
С педагогами: 1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея; 2) стимулировать самообразование педагогов. С детьми: 1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность, 2) формировать у дошкольников представлений о музее. 3) расширять кругозор дошкольников. 4) развивать связную речь. 5) развивать познавательные способности и познавательную деятельность, формировать познавательную активность. 6) формировать проектно-исследовательские умения и навыки. 7) формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. С родителями: 1) заинтересовать родителей в создании мини-музея, 2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты


С педагогами:
1. Создание мини-музеев в группах. 2. Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; 3. Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; 4. Интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей. 5. Овладение педагогами практических навыков в организации познавательно- исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов. 3. Методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и организации мини-музея, по развитию познавательной активности детей.
С детьми:
1. Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно- образовательной деятельности; 2. Появление интереса к музейной культуре; 3. Развитие личностных качеств дошкольников; 4. Повышение качества воспитания и образования дошкольников. С родителями: 1. Повышение музейной культуры у родителей; 2. повышение статуса семейного воспитания. 2. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с ребѐнком познавательной деятельности. 3.Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи…).
Методы реализации проекта

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов. 1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:  родительские собрания;  консультации  индивидуальная работа. 2 этап. Выбор помещения. Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов. 3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. 4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:  оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;  наличие детской мебели для проведения игр, занятий;  соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. 5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. 6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики 7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители. 8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей. Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Литература

1.Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с. 2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом ―Карапуз‖, 2000. – 253 с. 3. Петров Г.Ф. Идѐм по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с. 4. Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении. 5.Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)
Приложение 1


Льняной передник с рукавами
появилось в 19 веке. Носили старухи тамбовской области, ткали такие передники на руках.
Веретено
первое упоминание о веретене относится к IV тысячелетию до н. э. (Египет, Месопотамия) Известно, что древние славяне пряли на веретине. Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров.
Ткацкий станок
Ткачество возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. На котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.
Подзор
первое упоминание о которых датировано 1701 годом, было выполнено в конце XVIII – начале XIX века. полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни, так что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом.

Русская печка
Появилась VIII—XIII веках на восточнославянских территориях. массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, Белоруссии, на Украине.
Половик выполнений на

ткацком станке
Ткачество - одно из древнейших ремёсел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе.
счеты
предпологали, что счёты пришли из Китая через золото ордынских татар в XIV векеи даже называет того, кто их впервые ввёл в России — первого из Строгановых Однако И. Г. Спасский указывает на отличия от суаньпаня, в частности, что в счётах использовалась . Он считал, что счёты произошли от прибора «дощаный счет», который по его предположению возник в Московском государстве в XVI веке Первое известное упоминание счётов встречается в «Переписной книге домовой казны патриарха Никона», составленной в 1658 году, где они называются «счоты»
Керосиновая лампа
Первый прототип керосиновой лампы — нефтяная лампа — была описана Ар- Рази в Багдаде IX века До середины XIX века в освещении господствовали растительные и животные жиры, сжигаемые в масляных лампах.

Телефон
В 1849—1854 годах Шарлем Бурселем, инженером- механиком и вице-инспектором парижского телеграфа, разработана идея телефонирования. Первый принцип действия телефона Ш. Бурсель изложил в своей диссертации в 1854 году, но до практического осуществления телефонной связи он не дошёл. Ш. Бурсель был также первым, кто употребил слово «телефон» . B 1878 году русский электротехник П. M. Голубицкий применил в телефонных аппаратах конденсатор и разработал первый русский телефон оригинальной конструкции, в котором было применено несколько постоянных магнитов. В 1885 году Голубицкий разработал систему централизованного питания микрофонов телефонных аппаратов.
Сифон для газировки
Известно, что в 1767 английский химик Джозеф Пристли) проводил эксперименты с газом, выделявшимся в процессе брожения в чанах на пивоваренном заводе, изготовил первую бутылку газированной воды.. Спустя три года, в далеком 1770 году, шведский химик и минералог Торберн Улаф Бергман собрал устройство, которое с помощью насоса, под давлением насыщало воду углекислым газом. Этот аппарат был назван сатуратором (от латинского слова saturo – насыщать).


В раздел образования