Напоминание

Конспект НОД по "Формирование элементарных математических представлений" /для детей подготовительной группы/


Автор: Хисматуллина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект НОД по "Формирование элементарных математических представлений" /для детей подготовительной группы/
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД

по «Формирование элементарных математических представлений»
/для детей подготовительной группы/ Воспитатель: Хисматуллина Т.А. МАДОУ "Мальвина" ЯНАО, г.Ноябрьск Образовательная область «Познание» Раздел: «Формирование элементарных математических представлений». Тема: Решение арифметических задач. Цель. Учиться составлять и решать арифметические задачи. Задачи: Образовательные. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до часа. Развивающие. Развивать логическое мышление. Воспитательные. Формировать положительную мотивацию к занятиям. Дидактический наглядный материал: демонстрационный: доска, указка, картинки с изображением машин (на одной картинке 2 машины), на другой – 4 машины едут по направлению к двум машинам); самолетов (7 самолетов на аэродроме, 5 взлетающих самолетов), , макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал. Листы бумаги для решения задач, цветные карандаши, макеты часов (на 4 подгруппы детей), карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради. Ход занятия: Деятельность практиканта Деятельность детей 1.Органи зационны й момент Загадка. Нет ног, входим, Рта нет, а скажем: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. Мы ночью ходим, Ходим днем, Но никуда мы не уйдем. (часы) День и ночь они идут. Никогда не устают. Монотонно шепчут в такт: Тик, так, тик и так. Стрелки, будто как усы. Называются… (часы)! Ответы детей: часы II. Основная часть.
1 часть

Игровое упражнение «Определяем время»
Скоро вы, ребята, пойдете в школу и вам необходимо уметь определять время. Когда ложиться и вставать, Когда игру нам затевать, Когда садиться за урок, Когда с малиной есть пирог - Нам всё часы покажут точно, Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз. Давайте вспомним, как называется короткая стрелка на часах? А длинная? У меня на доске висят часы, а время показывают неправильно. Наше занятие начинается в 9 часов. Давайте стрелки часов поставим правильно. Вы установите время на своих часах, а Саша пойдет поставит на моих. Сколько времени на часах поставил Саша? Скажи, как ты определил время? Правильно. Проверьте ребята у всех так стоят стрелки? На зарядку, как зайчата, По утрам бегут ребята. (8.00) Вспомните, в какое время мы начинаем делать зарядку. Установите каждый на своих часах время начала утренней гимнастики. Что начинается раньше? Утренняя гимнастика или занятие? На сколько занятие по математике начинается позже утренней гимнастики? На сколько утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике. Скажите мне, сколько минут в одном часе? Правильно, минутная стрелка проходит один круг - это значит прошел один час. (Воспитатель показывает на макете). часовая минутная. 9 часов. Длинная минутная стрелка находится на цифре 12, а короткая- часовая на цифре 9. В 8 часов утра. Дети устанавливают стрелки часов. Утр.гимнастика На 1 час. На один час 60 минут
2 часть

Игровое упражнение «Составим задачу»
На доске 2 картинки: на первой картинке изображены 2 машины, на второй – 4 машины едут по направлению к 2 машинам. Сейчас мы с вами вспомним как решать задачи. Скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче? Как называется каждая часть в задаче? С помощью какого арифметического действия можно решить задачу? Вспомним последовательность составления задачи. Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче. Составьте задачу по картинкам. Чтобы вам легче было понять и решить задачу, мы будем рисовать модель, т.е. рисунок к задаче. Воспитатель помогает составить модель задачи, используя круги двух цветов. Воспитатель вместе с детьми обсуждает решение Две части: условие и вопрос. Плюс и минус (сложения и вычитания) Дети составляют задачу. В гараже стояло 2 машины. Потом заехало еще 4 машины. К двум прибавить четыре.
задачи. Условие задачи. Давайте нарисуем модель задачи на листочках. Сколько машин стояло в гараже? (2) – рисуем круг и внутри круга 2 точки. Сколько машин приехало потом? (4- рисуем рядом второй круг с 4 точками). Больше стало машин или меньше после того, как приехало еще 4 машины? (да). Значит обведем эти 2 круга вместе. Как можно решить задачу с помощью цифр? Дети составляют пример и решают задачу. Читают запись решения задачи. Ответы детей Динамиче ская пауза Дикие животные Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал Дети выходят на коврик делать зарядку Садятся за столы. Решение задачи на вычитание. Дети составляют задачу по картинке. При необходимости воспитатель помогает. Посмотрите на картинку. Что нарисовано на картине? Где стоят обычно самолеты? Сколько было самолетов на аэродроме? Диана, составь задачу. А Даша на доске нарисует модель задачи. Воспитатель подсказывает, как нужно нарисовать модель к задаче. Нарисуем круг - аэродром. А в нем рисуем точками сколько было самолетов – 7 точек. А т.к. 5 самолетов улетело, то прямой линией отделяем 5 точек. Самолетов стало больше или меньше? Значит с помощью какого арифметического знака мы можем решить задачу? Запишите задачу с помощью цифр и решите. На картине нарисованы самолеты. На аэродроме. Было 7 самолетов, а пять улетело. Диана составляет условие задачи и задает вопрос: «На аэродроме было семь самолетов, 5 самолетов улетело. Сколько самолетов осталось на аэродроме?» Даша рисует модель задачи на доске, дети на листочках. Самолетов стало меньше. Меньше «Минус» Дима составляет пример 7-5=2
А Дима составит решение задачи на доске. Дима, скажи сколько самолетов осталось в аэропорту? и озвучивает ответ.
«Развлекательные задачки»
В оставшееся время давайте порешаем развлекательные задачки? 1. В тарелке лежали 5 морковок и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ). 2. В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5. В задаче не сказано, что их вывернули). 3. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2). 4. Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4) 5. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает? ( Ни одной – собаки не умеют читать). Ответы детей Итог. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы с вами занимались? 1. Вспомнили, как определить время с точностью до часа. И что 1 час – это … сколько минут? 2. Составили задачу на сложение про машины и задачу на вычитание про самолеты. Решили эти задачи с помощью моделей и цифр. 3. А также порешали веселые логические задачки. Ответы детей
Вне занятий вопросы детям:
1.Назови четвертый день недели 2. Продолжи счет 10, 20… 3. Сколько углов у треугольника 4. Зимние месяцы 5. Сколько сторон у прямоугольника 6. Назови времена года 7. Если стол выше стула, то стул… 8. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… 9. Продолжи счет 10, 9… 10. Соседи числа 5 11. Последующее число, числа 8 12. Предыдущее число числа 9


В раздел образования