Автор: Далидович Лариса Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов" Населённый пункт: г.Заозерск, Мурманская область Наименование материала: Технологическая карта урока по русскому языку Тема: Изменение глаголов по числам Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Дата :
Учитель : Далидович Лариса Ивановна
Тема
Изменение глаголов по числам
Цель:
Ознакомление
учащихся с
грамматическим
признаком
глагола- числом;
развитие речи
учащихся
Задачи
Образовательные: научить детей изменять глаголы по числам, организовать наблюдение за ролью окончаний при
изменении глаголов по числам
Развивающие: развивать речь учащихся, мышление, внимание
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать УУД:
Личностные:
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД:
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; осуществить взаимо и самопроверку
Коммуникативные УУД:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других)
Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
Познавательные УУД:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать
новые знания.
Планируемые
результаты
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)
Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД : Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога, используя
термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся
умения сотрудничать с учителем и друг с другом.
Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя;
добывает новые знания, используя различную учебную информацию;
Предметные: учащиеся научатся находить определять грамматический признак глагола - время; использовать
специальную терминологию при определении этого признака; изменять глаголы настоящего времени по вопросам.
Основные
понятия
Глагол, число глагола
Ресурсы:
- основные
дополнительные
Русский язык. II часть,3 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование
Организация
пространства
Коллективные способы обучения
Планируемые результаты
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Предметные
УУД
I.
М о т и в а ц и я
к
учебной
деятельности
Цель:
создание условий для
возникновения
у
учеников внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
учебную
деятельность
Психологический
настрой к учебной
деятельности.
Подготовка
эмоционального
настроя к уроку,
положительная
внутренняя
мотивация
– Ребята, сегодня на уроке
русского языка мы
продолжаем
путешествовать в мире
глаголов, а сейчас
поприветствуйте
партнеров по лицу,
партнеров по плечу
(улыбнитесь друг другу).
Пожелаем друг другу
успехов, хорошего
весеннего настроения,
удачи и начинаем работать.
Регулятивные УУД:
нацеливание на
успешную
деятельность,
целеустремленность,
настойчивость в
достижении цели
II.
Актуализация
опорных знаний.
Цель:
применение
изученных
знаний
п р и
р е ш е н и и
учебной задачи;
активизация
мыслительных
операций: сравнение,
анализ, аналогия.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы,
выполняют
предложенные
задания
Организует
актуализацию
опорных
знаний
необходимых для
усвоения
нового
материала .
Создаёт условия
для
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность.
Орфографическая
разминка.
1.Запись предложений под
д и к т о в к у
с
предварительной
подготовкой:
В_сною
(в)
л_су
х_р_шо
пахнут ели и сосны. (От)
д у ш _ с т о г о
а р о м а т а
(за)круж_лась г_л_ва.
- П о д ч е р к н и т е
в
предложениях основу.
-Во
втором
предложении
о б о з н а ч ь т е
п а д е ж
существительных.
-Разберите
по
со ставу
слово голова.
Актуализируются
знания о глаголах,
необходимые
для
изучения
новой
темы
Познавательные:
общеучебные:
умение
структурировать
знания;
логические:
анализ,
с и н т е з ,
в ы б о р
о с н о в а н и й
д л я
сравнения.
Коммуникативные
У УД :
о ф о р м л я т ь
с в о и
м ы с л и
в
речевой
форме
и
д о н о с и т ь
с в о ю
позицию
до
других;
с л у ш ат ь
д р у г и х ,
пытаться
принимать
другую точку зрения,
- О б о з н а ч ь т е
в р е м я
глаголов.
2.Повторение о глаголе.
-А
сейчас,
и с п о л ь зуя
т е х н и к у КОНТИНИУС
Р А У Н Д
Р О Б И Н ,
проговорите
все,
что
вы
знаете о глаголе.
( Д е т и
п р о в о д я т
обсуждение по кругу )
-Итак, теперь ответьте мне
на вопросы:
-Что такое глагол?
- Н а
к а к и е
в о п р о с ы
отвечают глаголы?
-Что они обозначают?
-Как изменяются глаголы?
б ы т ь
г о т о в ы м
изменить свою точку
зрения.
II1Самоопределение
к деятельности.
Цель:
п о с т а н о в ка
совместно с классом
темы, цели урока
У ч а с т в у ю т
в
беседе.
Вместе с учителем
формулируют
тему
и цели урока
Организация
подводящего
диалога
-Выпишите
основы
из
следующих предложений:
Ставит
дождь
на
окнах
точки.
А по крыше без конца
Барабанят молоточки,
Лужи зябнут у крыльца.
-Определите
число
имен
существительных.
- Ч т о
о б о з н а ч а ю т
с у щ е с т в и т е л ь н ы е
в
единственном числе?
- Ч т о
о б о з н а ч а ю т
с у щ е с т в и т е л ь н ы е
в о
множественном числе?
Что вы можете сказать о
ч и с л е ,
в
к о т о р о м
употреблены глаголы?
Умение
слушать,
о т в е ч а т ь
н а
вопросы.
Уметь
изменять
г л а г о л ы
п о
вопросам
Познавательные:
п о с т а н о в к а
и
формулирование
темы и цели урока.
Коммуникативные
УУД:
уметь
о ф о р м л я т ь
с в о и
м ы с л и
в
у с т н о й
форме,
слушать
и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других
Регулятивные УУД:
уметь
определять
и
формулировать тему,
цели
на
уроке
с
помощью учителя
-Итак,
какова
же
тема
сегодняшнего урока?
(Изменение
глаголов
по
числам)
-Какие
вопросы
перед
собой
поставим?
Чему
будем учиться?)
(Что обозначают глаголы в
е д и н с т в е н н о м
и
в о
множественном
числе,
от
ч е г о
з а в и с и т
ч и с л о
г л а г о л а ,
н а у ч и м с я
изменят ь
глаголы
п о
числам.)
III
П е р в и ч н о е
ус в о е н и е
н о в ы х
знаний.
Цель:
создание условий для
формулирования
учащимися
новых
знаний
Выполняют
упражнение,
формулируют
вывод, сравнивают
его с выводом
учебника.
Организует
и
корректирует
объяснение
- А
с е й ч а с
о т к р о й т е
у ч е б н и к и
н а
с . 7 7
и
найдите
упражнение
141.
В ы п о л н и м
е г о
коллективно.
-Докажите,
что
глаголы
могут
изменять ся
п о
числам.
-От
чего
зависит
число
глагола?
-Какая
часть
гл а г о л а
изменяется при изменении
числа?
-Давайте
сравним
наши
в ы в о д ы
с
в ы в о д а м и
учебника.
Чтение вывода.
Умение
сравнивать,
делать вывод
Познавательные:
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
Коммуникативные :
уметь оформлять
свои мысли в устной
форме
IV.Первичное
з а к р е п л е н и е
с
проговариванием во
внешней речи
Цель:
создание условий для
выполнения
учащимися заданий с
проговариванием
во
внешней речи
Записывают
п р е д л о ж е н и я
с
комментированием,
выделяют
глаголы,
у к а з ы в а ю т
и х
число.
Организует
первичное
закрепление,
контролирует
объяснение
учащихся,
при
необходимости
корректирует.
Организует
б е с е д у
о
подснежниках
и
бережном к ним
обращении.
- У п р а ж н е н и е
1 4 2
выполним с объяснением.
-На первый взгляд, все
подснежники, одинаковы,
но это не так. Во всем
мире существует более 100
видов подснежников.
К сожалению, сегодня
подснежники стали
жертвой "любви
человеческой".
Они прекрасны, но только
в природе, ведь сорванные
цветы "живут" всего
несколько дней. А по вине
людей, которые варварски
"собирают" подснежники,
их на Земле с каждым
годом становится все
меньше и меньше.
Экологи ратуют за
ужесточение мер по
отношению к
"собирателям"
подснежников, призывают
всех относиться к этим
цветам осторожно и
бережно, чтобы и у наших
потомков была
возможность увидеть это
чудо природы в живую, а
не только узнать о нем из
сказок и легенд.
Именно об этом
напоминает нам праздник
– День подснежника 19
Умение списывать
текст, выделять в
нем глаголы,
определять число
глагола.
Личностные
УУД:
с п о с о б н о с т ь
к
с а м о о ц е н к е
н а
о с н о в е
к р и т е р и я
успешности учебной
деятельности
Познавательные:
в ы б о р
н а и б о л е е
эффективных
способов
решение
задач в зависимости
о т
к о н к р е т н ы х
условий;
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
смысловое чтение.
Коммуникативные:
умение
вы р а ж ат ь
с в о и
м ы с л и .
Регулятивные:
у м е н и е
в н о с и т ь
необходимые
к о р р е к т и в ы
в
действие
после
его
з а в е р ш е н и я
н а
основе его оценки и
у ч ё т а
х а р а к т е р а
сделанных ошибок
апреля.
VI.Физминутка
Слушают,
двигаются,
выполняют
задания.
Задает вопросы
-Сейчас мы с вами
отдохнем, используя
структуру МИКС-ФРИЗ-
ГРУП.
-Сколько падежей в
русском языке?
-Сколько главных членов
предложения вы знаете?
-Сколько времен у глагола?
-Сколько чисел у глаголов
в русском языке?
VII.
Включение
в
систему
знаний
и
повторений
Цель:
создание условий для
приобретения
учащимися
начального
опыт а
применения
лексиче ских знаний
для решения учебно-
познавательных
и
учебно-практических
задач
Выполняют
самостоятельную
работу
Организует
самостоятельну
ю
р а б о т у
учащихся.
Самостоятельная работа
РАУНД ТЭЙБЛ .
(Учащиеся по очереди
записывают глаголы,
изменяя их время)
Самостоятельная работа с
взаимопроверкой.
-У каждого из вас есть
карточки, на которых
записаны предложения.
Ваша задача – записать эти
предложения, выбирая из
скобок глаголы в
единственном или во
множественном числе.
(Улыбнулась, улыбнулись)
сонные березки.
(Шелестит, Шелестят)
зеленые сережки.
Вокруг ( пели, пела)
птицы.
(Выглянули, Выглянул)
Приобретение
начального опыта
применения
лексических
знаний для
решения учебно-
познавательных и
учебно-
практических
задач (выбор
числа глагола в
зависимости от
существительного,
с которым он
связан)
Коммуникативные:
управление
поведением
партнера;
умение
вы р а ж ат ь
свои мысли
Регулятивные:
планирование
своих
д е й с т в и й
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации
подснежник в полутьме
лесной.
По оврагам (побежал,
побежали) ручейки.
Скоро (прилетит,
прилетят) птицы.
КЛОК БАДДИС
-Посмотрите, с кем
назначена у вас встреча на
12.00, подойдите друг к
другу и обоснуйте свой
выбор.
VIII.
Р е ф л е к с и я
учебной
деятельности
на
уроке .
Цели:
зафиксировать
новое
содержание урока;
организовать
р е ф л е к с и ю
и
самооценку
учениками
собственной учебной
деятельности
Фиксируют тему и
цели урока,
анализируют
достигнутые
результаты,
оценивают свою
работу
Организует
фиксирование
т е м ы
и
ц е л и
урока
Организует
рефлексию.
Организует
самооценку
учебной
деятельности
-Давайте вспомним тему
урока?
- Что обозначают глаголы
в единственном и во
множественном числе?
-От чего зависит число
глагола?
- Что у вас получалось
сегодня лучше всего?
-В чем испытали
затруднения?
-Кому сегодня было легко?
-Кому ПОКА было
трудновато?
-Кто доволен сегодня
своей работой?
-Как бы вы оценили свою
работу?
(смайлики)
Познавательные:
умение
структурировать
знания
Коммуникативные:
уметь
о ф о рм л я т ь
свои мысли в устной
форме.
Регулятивные:
–
в ы д е л е н и е
и
осознание
учащимися того, что
уже усвоено.
Личностные:
с п о с о б н о с т ь
к
с а м о о ц е н к е
н а
о с н о в е
к р и т е р и я
успешности учебной
деятельности .
IX.Домашнее