Напоминание

"Основные принципы работы концертмейстера"


Автор: Поликарпова Ирина Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО АР "ДШИ п.Рассвет"
Населённый пункт: Ростовская область,Аксайский район,п.Рассвет
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Основные принципы работы концертмейстера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




доклад ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ работы концертмейстера Подготовила концертмейстер дши п рассвет поликарпова и .в.
Содержание Введение………………………………………………………………… 1 .Умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера…………………………………………………………....... 2.Этапы рабочего процесса концертмейстера……………………….. Заключение………………………………………………………………
Введение. Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Профессия концертмейстера очень творческая и интересная. Концертмейстер нужен практически везде: в классе по всем специальностям, на концертных выступлениях, в хоре, театре, в классе хореографии. Деятельность пианиста – концертмейстера занимает почетное место в школах искусств. Выбирая, эту профессию нужно любить выступать на сцене и не боятся ее, любить детей, быть для них помощником и другом. Также требуется умение быть на втором плане и радоваться успехам солистов. Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, так как, пытаясь выделиться можно заглушить, “забить” солиста, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс. Концертмейстер должен не только грамотно и профессионально исполнять произведения, но и создать психологически удобную атмосферу и в концертном исполнении. Концертмейстерская работа-это особый вид искусства, который связан с воображением, фантазией. Научиться профессионально и грамотно аккомпанировать - не меньший труд, чем играть на рояле. Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки. Цель работы – изучить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации, чтобы укрепить свои профессиональные качества. 1 часть
Умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера. Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства и образования. Данный вид деятельности по праву относится к музыкальной педагогике, по стольку по определению концертмейстер, в отличие от аккомпаниатора, должен уметь осуществлять при необходимости педагогические функции, помогать солисту осваивать его парию, объяснять ансамблевые задачи. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Во время исполнения произведения важно помнить, что солист и концертмейстер исполняют одно и то же произведение, фактура которого лишь разделена на две составные части. А в концертном или конкурсном выступлении, являющимся итогом и кульминационным моментом всей проделанной работы над музыкальным произведением, главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения. Качества, которыми должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером: - наличие музыкальной одаренности; -владение навыками игры в ансамбле; -артистизм, фантазия, развитые образные слуховые представления, эрудированность в вопросах музыкальных стилей, музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало; -знание основ искусства вокального исполнительства, понимание исполнительской специфики солиста; - владение роялем; -наличие хорошего слуха, воображения, умением охватить форму произведения;
-умение читать с листа партию любой сложности; -играя аккомпанемент видеть и представлять партию солиста; -умение транспонировать; -умение подобрать мелодию и аккомпанемент; -необходимо владение основами теории и практики концертмейстера; -должна быть сформированность навыков и умений аккомпанирования, достаточно высокое развитие музыкальных способностей, включающих в себя следующее: музыкальный слух, музыкальную память. Концертмейстер должен, помимо музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией. Концертмейстер должен слышать мелодию и в аккомпанементе воплотить весь замысел композитора. Он должен обладать разносторонними музыкально-исполнительскими дарованиями, владеть ансамблевой техникой, знанием основ певческого искусства, знать особенности игры на различных инструментах, уметь навыки по чтению и транспонированию различных партий. На этом пункте хотелось бы остановиться поподробнее .Я считаю этот раздел одним из основных. Способность бегло читать с листа – это важнейший навык , который необходимо получить еще учась в музыкальной школе, желательно с первых шагов в обучении. Но прежде надо научить грамотно, разбирать текст, воспитывать осмысленное отношение к тексту. Как говорит венгерский педагог и методист Йозеф Гат: «В задачи начального обучения должно входить чтение нот до такой степени, чтобы разбор двухголосных пьес не представлял никакой трудности, даже в самом начале обучения игры на инструменте». При этом не следует посвящать этому целый урок, необходимо чтобы с другими навыками, приобретался и навык игры по нотам. Процесс чтения с листа – процесс сложный. Основой успешности являются музыкально - слуховые представления, взаимосвязанные с музыкально-двигательными, опирающиеся на умения и навыки игры на инструменте.
В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в обороте в работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, играющий должен мысленно охватить общие контуры, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические оттенки, указанные автором, обращая внимание на самое существенное. Момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению. Фактически воплощение только что прочитанного текста происходит как бы по памяти, так как внимание все время должно быть сосредоточено на дальнейшем. Умение смотреть вперед и слышать внутренним слухом последующий такт-залог успеха в освоении игры с листа. Не случайно опытный аккомпаниатор переворачивает страницу за один или два такта до того, как она доиграна до конца. При чтении нот с листа исполнитель должен настолько хорошо ориентироваться в клавиатуре, чтобы ему не было нужды часто на нее поглядывать, и он мог бы мобилизовать все свое зрительское внимание на непрерывном осознании читаемого текста. Особо должно учитываться при этом значение точного охвата басовой линии, так как неправильно взятый бас, искажая основу звучания и разрушая тональность, может сбить солиста. При чтении с листа надо видеть не только все обозначения, понимать смысл, но и слышать в них музыкальное содержание. Необходимо быстро анализировать музыкальный текст. Ведь играя на рояле, мы все время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.
Далеко не всегда читая с листа можно успеть все сыграть, особенно если присутствует сложная фактура и быстрый темп. Поэтому при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объеме. Следует по ходу отбирать, что должно прозвучать обязательно, а кукую часть фактуры можно опустить. Следует понимать, что главной всегда будет мелодическая линия и линия баса, показывающая гармонию. Эти два элемента надо сохранить -остальное по возможности. Все действия играющего выполняются на основе развитых музыкально- технических навыков, при активном участии внимания, слуха, моторики, всего исполнительского аппарата и творческой инициативы. В чтении с листа необходима немедленная и определённая реакция на то, что воспринимается, а также на каждое из условий, изменяющихся в процессе исполнения. В этом процессе нет возможности обдумывать каждый отдельный способ действия. Способы эти должны быть автоматизированы. Выработанные навыки игры являются основой быстрого и правильного осуществления различных действий. Качество двигательных навыков определяется координацией движений рук и их общей согласованностью с теми слуховыми представлениями, которые возникают на основе прочитанного. Большое значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, т.е. доведенное до автоматизма умение выбрать нужный аппликатурный вариант. Это умение приходит только с опытом, но если над этим не работать, то и опыт не придет сам по себе. Именно поэтому все педагоги в музыкальной школе так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры, это помогает выработать такой важный навык как умение выбрать нужную аппликатуру на автомате. При чтении с листа выполняется несколько операций: чтение нот, выполнение необходимых движений руками, нажимание педали, контролирование и регулирование звучания в процессе игры, оперирование слуховыми представлениями, слуховой самоконтроль. Этот сложный
комплекс операций сливается в единый процесс исполнения. В нем тесно объединяются различные действия, требующие выработанных навыков. При проигрывании аккомпанемента в ансамбле категорически запрещаются остановки и поправки. Это мгновенно нарушает ансамбль, и солист может остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, чтобы довести этот процесс до автоматизма. Выбирая эту профессию нужно очень любить выступать на сцене, любить общаться с детьми, быть для них другом и помощником. Концертмейстер должен не только профессионально исполнять произведение, но и создавать психологически удобную атмосферу и в концертном исполнении произведения и в повседневной работе над ним. Часть 2. Этапы рабочего процесса концертмейстера.
До того как произведение может быть исполнено на сцене, должна быть проделана огромная, длительная, сложная, но очень интересная работа преподавателя, учащегося – солиста и концертмейстера. Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. Рабочий процесс можно условно разделить на четыре этапа: 1 этап – работа над произведением в целом. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, в данном случае – навыки визуального прочтения партитуры, а так же внутренний слух, т.е. умение зрительно определять её особенности. На первом этапе концертмейстер разбирает форму произведения, постигает замысел композитора, проникает в его характер. Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для концертмейстера - помочь ученику разучить его партию. Поэтому вначале пианисту придётся совмещать подыгрывание партии с собственно партией солиста. Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с учеником. На репетиции к концерту задача концертмейстера совместно с педагогом - отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится мероприятие. Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая обучающегося планомерно, тем самым программируя на успех. 2 этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание фортепианной партии, отработку встречающихся трудностей, выразительность динамики, точную фразировку.
Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Без этого попросту трудно и неинтересно работать. «Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру». Концертмейстер - это не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём груз ответственности - начинающий музыкант, требующий повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. Поэтому самостоятельные занятия пианиста за инструментом, будь то проучивание концертного репертуара вокальных исполнителей, чтение с листа или работа над собственной сольной программой, чрезвычайно важны. Чтобы оставаться в форме, необходимо продолжать работать над техникой, прикосновением, искусством построения музыкальной фразы. Оставаясь один, пианист ищет образ, продумывает исполнительский план, оттачивает детали, выгрывается в текст, пропевая партию солиста или партии ансамбля поочерёдно. Репертуар в классе вокала достаточно разнообразен, поэтому часто концертмейстеру приходится играть какие-то произведения только на уроке, много читать с листа. Всё это будет делаться легко и с ходу, при условии регулярных самостоятельных занятий. Огромное значение имеет владение основами фортепианной культуры. Успех и свобода концертмейстера будут полноценными только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано. Так же на этом этапе концертмейстеру необходимо проработать и партию солиста, т. е. проанализировать её особенности, изучить мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки. 3 этап – работа с солистом. Предполагается безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии солиста. Важную роль играет
быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместном исполнении произведения. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени. Концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие у солиста в процессе совместной работы, а именно: проблемы дыхания, фразировки, звуковедения, ритмических особенностей произведения. Следует подчеркнуть большое значение единства музыкальных взглядов и исполнительского замысла у концертмейстера и солиста. А в нашем примере работы с учащимися, это, конечно, единство взглядов с преподавателем- инструменталистом. При этом концертмейстер должен осознавать, что он является лишь посредником между педагогом-инструменталистом и учащимся и не имеет права вмешиваться в сугубо инструментальные, так сказать «узко-технологические» вопросы. Безусловно, концертмейстер может высказывать своё мнение по поводу динамического плана и других вопросов, но принимать ли их к сведению – дело преподавателя. В этом заключается одна из сложностей в работе концертмейстера – ему приходится приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста, нужно выработать особую чуткость, уважение и такт по отношению к намерениям партнёра, пусть даже совсем юного и не опытного и донести до слушателя единую концепцию произведения. Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнёр – концертмейстер, естественное и органичное слияние во время игры – это основные условия для совместной работы, главные из всех составляющих качеств профессии концертмейстера. 4 этап - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа. Основной целью на данном этапе является создание единого музыкально – художественного образа солиста и концертмейстера. Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой солиста и концертмейстера на концертное выступление и служит, по сути, репетицией исполнения произведения целиком.
Для наилучшего исполнения произведения концертмейстер должен ознакомиться не только с данным произведением, но и с композиторским стилем автора, с особенностями оркестровки, гармонического языка. Это необходимо потому, что в репертуаре солистов включены сочинения авторов, не исполняемых в классе фортепиано. Очень помогает в этом слушание произведений в оригинальном исполнении великих мастеров на аудио и видеозаписях. Итогом и кульминационным моментом всей проделанной работы концертмейстера и солиста является концертное исполнение. Во время концертных выступлений с учащимися концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя выбранной концепции, помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять, а сохранять его индивидуальность. В процессе исполнения концертмейстер – опора для солиста, его гармоническая основа и фактурное богатство. Поэтому у концертмейстера должно быть развито умение вести партнёра за собой, придавая музыке художественное движение. Особенно внимательным концертмейстер должен быть в кульминациях, чтобы поддержать солиста. От мастерства и вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние солиста. Перед концертным, а особенно конкурсным выступлением концертмейстер должен осознавать, что несёт ответственность не только перед слушателем, не только перед автором сочинения, но и перед преподавателем, в паре с которым готовил выступление, перед самим собой, а самое главное – перед своим партнёром – солистом. В этот ответственный момент концертмейстер должен мобилизовать все свои силы для преодоления чувства волнения, а иногда и просто чувство страха, настроиться психологически, быть требовательным к себе, чрезвычайно внимательным. При этом необходимо суметь сохранить исполнительскую индивидуальность, эмоциональный подъём, творческую
волю и артистизм, помогая тем самым сгладить нервную обстановку, которая обычно возникает перед конкурсным выступлением. Эмоциональное состояние концертмейстера, его темперамент и вдохновение влияют на исполнительский процесс в целом. Концертмейстер в процессе исполнения музыкального произведения одновременно с игрой на инструменте должен помогать солисту показами. Мимикой, жестами он передаёт живущую в его воображении яркую фантазию. Артистизм концертмейстера раскрывается в сценических движениях, сценическом перевоплощении. Безусловно, все сценические движения концертмейстера должны быть связаны с содержанием исполняемого музыкального произведения. Тем самым концертмейстер сможет добиться от солиста эмоционального сопереживания, ответной реакции, подчинить его своему воздействию, а так же повлиять на процесс восприятия слушателями. Учитывая тот факт, что в музыкальной школе концертмейстер работает с детьми, необходимо помнить, что на каждом выступлении присутствует фактор внезапности. Маленький солист может внезапно забыть текст, перейти на исполнение следующей части, забыть о вступлении концертмейстера и т. п. Поэтому концертмейстеру необходимо видение всего произведения в целом, знание всей трёхстрочной партитуры. Концертмейстер должен уметь быстро перестроиться по ходу исполнения, мгновенно принять творческие решения. А при исполнении нескольких произведений подряд, как это бывает на конкурсах и академических концертах, уметь перестроиться между произведениями, не потеряв при этом единую линию исполнения. При работе с ансамблем задачи концертмейстера несколько усложняются. Ансамбль не может состояться, если концертмейстер не знает специфику инструментов своих партнёров – законов звукоизвлечения, дыхания, техники. При работе с ансамблем концертмейстер должен выработать в себе дирижёрские качества: тембральный слух, представление
об оркестровом звучании, умение вести за собой целый ансамбль исполнителей, задать темп, характер произведения, следить за развитием партии соло, всегда держать солистов в поле зрения. Все эти не простые задачи выполнимы и решаемы гораздо легче и органичнее, когда солист, либо ансамбль и концертмейстер работают совместно длительное время. При этом рождается общий для них исполнительский план: соотношение темпов, динамики, фразировки; и работа над музыкальным произведением приносит высокие результаты на конкурсах и экзаменах. Заключение Работа концертмейстера в музыкальной школе заключает в себе и чисто творческую и педагогическую деятельность.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано. Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях. Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен иметь любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога». Список использованной литературы
1. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М., 1982 2. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе // СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2 3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Изд-во ЛОЛГК, 1986 4. Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Краснодар: Ставропольский государственный педагогический институт, 2004 5. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966 6. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М., 1961 7. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5 8. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998 9. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. / – М.: «Радуга», 1987 10. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / М.: Музыка, 1974 11. Саранин В.П., Евстихеев П.Н. Анализ терминов «концертмейстер» и «аккомпаниатор» // Изд-во ТГУ, 1998 12. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // Изд-во ЛОЛГК, 1986 13. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога


В раздел образования