Автор: Лесина Людмила Тимофеевна Должность: методист детского сада Учебное заведение: МАОУ "аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого" отделение дошкольного образования детский сад"Сказка" Населённый пункт: Тюменская область, Аромашевский район, с.Аромашево Наименование материала: методическая разработка Тема: консультация для педагогов "Игры с ветром" Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
педагогов
ИГРЫ С ВЕТРОМ
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Она имеет
свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья
детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился,
научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных.
Экскурсии,
опыты
увлекают
детей,
стимулируют
творчество.
Для
этого
подходят
природные материалы, такие как вода, песок, и конечно же ветер.
Для игр с ветром необходимы вертушки, воздушные змеи. Их можно изготовить совместно
с детьми либо приобрести в магазине.
Игрушки-вертушки и воздушные змеи показывают направление и силу ветра, они забавны
и потешны. Их можно использовать при подвижных играх, прикрепить на веранду или
расставить на клумбе. Существует множество схем изготовления бумажных ветряных
лопастей и воздушных змеев. Ознакомьтесь некоторыми из них.
Вертушки
Материалы:
Плотная цветная двухсторонняя бумага, проволока, бусинки, палочки, нитки, ножницы,
клей.
Вертушки не обязательно делать из бумаги, можно использовать плотную фольгу, тонкий
гибкий пластик (подарочные сумки, плотные папки) или тонкую пористую резину. Тогда
эти игрушки прослужат вам дольше.
Классические вертушки
Простые вертушки можно сделать из квадрата, треугольника и шестиугольника. Сделайте
глубокие разрезы от углов к центру (не доходя до центра несколько сантиметров, и
пригните концы к центру.
Способ крепления вертушки к палочке
Можно также прикреплять при помощи гвоздя к деревянному основанию (палке) или
другим способом, главное, что бы модель свободно могла вращаться.
Есть
еще
способ
прикреплять
несколько
вертушек
друг
за
другом
на
некотором
расстоянии, на натянутой веревке.
Вертушка «Петушок» сделана из круга, сложенного на 8 частей и надрезанного. Голова у
петушка крепится к палочке, которая вклеивается между двумя деталями туловища и
головы, хвост у петушка из цветной пленки. Прибита поделка к палочке.
Вертушка «Самолёт» сделана из картона. Корпус самолета и крылья склеены. Вертушка
крепится с помощью гвоздика или проволоки (вклеивается между двух частей).
Воздушные змеи.
"Монах" – простейший вид воздушных змеев, изготавливается он из квадратного листа
плотной бумаги или даже газеты. Если вы никогда ранее не делали змеев, то это как раз
для вас.
Плоский змей имеет более сложную конструкцию. По форме различают змеи в виде
прямоугольника,
равнобедренного
треугольника,
правильного
или
вытянутого
многоугольника.
Основные детали плоского змея: корпус, путы, хвост, нитки (шнур). При желании змей
можно снабдить трещоткой.
Так
же
можно
пускать
мыльные
пузыри
и
ловить
«солнечных
зайчиков»,
играть
с
ленточками и воздушными шарами.
Для
того
чтобы
игры
с
ветром
были
не
только
развлекательными,
но
и
носили
познавательный характер можно использовать следующие виды игр.
Дидактические игры, например, «Какой ветер» (с использованием сюжетных картинок о
ветре, «Найди ошибку».
Познавательный интерес детей можно разбудить путем проведения опытов, таких как:
- «Где можно найти ветер?» (цель: обнаружить ветер в предметах; средства: ленточки,
воздушные шары, соломинка и стакан с водой, целлофановый пакет и др.).
- «Запуск бумажных корабликов».
- Опыты с использование вентилятора и радиатора отопления.
В ветреную погоду объектом наблюдений может быть всё, что угодно (листья на деревьях,
цветы, предметы одежды и головные уборы, волосы, занавески на окнах и прочее).
Кроме
того,
стоит
использовать
физкультминутки,
типа
«Ветер
дует
нам
в
лицо»,
хороводные и подвижные игры, дыхательную гимнастику и речевые игры.
Педагогам
следует использовать художественное слово, различные загадки, поговорки,
стихотворения о ветре; познакомить детей с музыкальными духовыми инструментами
(дудочки, свистульки) и аудиозаписями «звук ветра».
Подготовила методист ОДО МАОУ
«Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого»
детский сад «Сказка» Лесина Л.Т.
Самообразование педагогов – как фактор повышения
профессиональной компетентности
Оборудование: компьютер, проектор, маркерная доска, маркеры, стикеры, плоскостное
изображение современного педагога.
1 этап.
Мастер: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам послушать одну притчу, а
потом ответить на вопрос: в чем ее смысл? В чем мораль притчи?
(Трансляция ролика «Крылья» Ш. Амонашвили.)
2 этап.
(Присутствующие озвучивают ответы на вопрос мастера.)
Мастер: Вы совершенно правы, для того, чтобы научить чему-то другого, нужно сначала
научиться самому.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества
образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует
обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения
квалификации педагогов. В этой ситуации особенно важна профессиональная
компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие
педагогов. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую
деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и
передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога
новых профессиональных и личностных качеств. Давайте, мы вместе перечислим
профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?
(Участники на стикерах пишут названия качеств современного педагога: системное
творческое мышление, информационная, коммуникативная культура,
конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой
положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности,
самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и
укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость…)
Социализация - стикеры передают мастеру, который зачитывает вслух содержание и
наклеивает на изображение «Современного педагога».
3 этап.
Мастер: вот какой портрет современного педагога у нас получился. Что нужно педагогу,
чтобы всегда соответствовать своему времени?
(Ответы участников.)
Мастер: Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими
факторами: нарастающим объемом научной информации, прогрессом в области техники и
технологии, интеграцией образования, наук и производства. Достижение и поддержание
должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него
целенаправленной работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых
новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого
собственного опыта, совершенствования владения социально - педагогическими
методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику. Т. е.
постоянно повышать свою профессиональную компетентность педагога. Уважаемые
коллеги, А как Вы понимаете термин «Профессиональная компетентность педагога»?
(Ответы присутствующих.)
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической
деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком
уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает
стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности,
формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей
адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня
педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью
повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной
компетентности. На сегодняшний день проблема повышения квалификации
педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из
самых актуальных. Исходя из современных требований можно определить основные пути
развития профессиональной компетентности педагога:
1. работа в методических объединениях, творческих группах;
2. исследовательская деятельность;
3. инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. различные формы педагогической поддержки;
5. активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не
осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для
педагогического роста.
4 этап.
Как же мы, уважаемые коллеги, можем мотивировать себя на саморазвитие?
(Предположения участников.)
Мастер: Вы совершенно правы, коллеги! Анализ собственного педагогического опыта
активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются
навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую
деятельность. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс
усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта,
предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Какие 3 основных этапа формирования профессиональной компетентности мы с Вами
можем выделить?
(Ответы присутствующих.)
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе
педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и
каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
5 этап.
Советы по организации самообразования
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является
дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их
профессионального уровня. Задача старшего педагога - оказать помощь конкретному
педагога в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются
предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется
самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над
совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической
деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без
серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без
всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и
профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих
поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к
самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного
учреждения.
Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению
своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и
психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо
заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая
является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного
учреждения могут быть:
• ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного
воспитания;
• изучение учебной и научно-методической литературы;
• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии,
физиологии;
• изучение новых программ и педагогических технологий;
• ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• повышение общекультурного уровня.
Мастер: А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам составить Алгоритм составления
плана по самообразованию. С чего должен начать каждый уважающий себя педагог?
(Ответ: выбрать тему. Затем проговаривается каждый этап составления плана по
самообразованию.)
Алгоритм работы над темой самообразования:
• подбор темы;
• определение целей и задач;
• дата начала работы над темой;
• подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой;
• подбор источников самообразования;
• результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском,
региональном уровне.
Алгоритм составления плана по самообразованию.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над
поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы,
• цели,
• задачи,
• предполагаемый результат,
• этапы работы,
• сроки выполнения каждого этапа,
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
• способ демонстрации результата проделанной работы,
• форма отчета по проделанной работе.
6 этап.
Мастер: В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно
добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной
деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти
источники знаний, и где их искать?
(Ответы педагогов.)
• Телевидение.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Вебинары.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
• Курсы повышения квалификации.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие
личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они
могут способствовать и тому и другому одновременно.
7 этап.
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или
нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно
должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования на некотором этапе? (Самообразование
непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.)
(Ответы педагогов.)
• Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет
определяться эффективность и качество).
• Диссеминация педагогического опыта, публикация или издание методических
разработок.
• Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
• Разработка дидактических материалов, развивающих игр, пособий.
• Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной
технологии.
• Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.
• Создание комплектов педагогических разработок.
• Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по
исследуемой проблеме (теме).
8 этап.
Мастер: Уважаемые коллеги, давайте теперь перечислим параметры успешной реализации
плана по самообразовнию педагога.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию
и саморазвитию.
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог
понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной
деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для
изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом профессионала (под
рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных
действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и
формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает
необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой
- самодиагностикой и диагностикой восптанников, необходимость приобретения
практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность
исследовательской, поисковой деятельности.
• Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и
саморазвития.
Рефлексия:
Чем педагогическая мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в вашем
представлении о формировании профессиональной компетенции педагога? Остались ли у
Вас еще вопросы по данной теме?