ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1
РАССМОТРЕНА
цикловой комиссией
общеобразовательных,
гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
Протокол № ______
от________20____год
Председатель_________
Абдулманафова Г.С.
ПРИНЯТА
Методическим советом
техникума
Протокол №_____
от________20____год
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛНТ (филиала)
ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Любецкая О.А.
«______»______20___г.
2
Программа учебной дисциплины Физика разработана в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учётом требований
федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой
профессии или
специальности среднего профессионального образования
(Письмо Минобрнауки РФ№ 06-259 от 17 марта 2015 г.).
Разработчик: Кокшина
Татьяна
Витальевна
- преподаватель
физики
высшей категории ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ».
3
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
16
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
17
4
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины Физика предназначена для
изучения
физики
в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную
программу
среднего
профессионального
образования
на
базе
основного
общего
образования с учетом требований ФГОС СПО (письмо Минобрнауки РФ№ 06-259 от 17
марта
2015
г.).
Программа
разработана
для
студентов
специальности
15.02.07
Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Изучение дисциплины Физика предусмотрено в цикле профильные дисциплины в
соответствии с учебным планом.
1.3.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Освоение
содержания
учебной
дисциплины
Физика
обеспечивает
достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической
науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при
обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной
деятельности
и
объективное
осознание
роли
физических
компетенций в этом;
-
умение
использовать
достижения
современной
физической
науки
и
физических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для
этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих
задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
-использование различных видов познавательной деятельности для решения физических
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование
основных
интеллектуальных
операций:
постановка
задачи,
формулирование гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации,
выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов
для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
5
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение использовать различные источники для получения физической информации,
оценивать ее достоверность;
-умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
-умение
публично
представлять
результаты
собственного
исследования,
вести
дискуссии,
доступно
и
гармонично
сочетая
содержание
и
формы
представляемой
информации;
предметных:
-сформированность
представлений о роли и месте физики в современной научной
картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений,
роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
-владение
основными
методами
научного
познания,
используемыми
в
физике:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
-умения
обрабатывать
результаты
измерений,
обнаруживать
зависимость
между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-сформированность умения решать физические задачи;
-сформированность
умения
применять
полученные
знания
для
объяснения
условий
протекания физических явлений в природе. Профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
-сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение
знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах
научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать
гипотезы
и строить
модели, применять полученные знания по физике для
объяснения
разнообразных
физических
явлений
и
свойств
веществ;
практического
использования
физических
знаний;
оценивать
достоверность
естественно-научной
информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе
приобретения
знаний
и
умений
по
физике
с
использованием
различных
источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования
достижений
физики
на
благо
развития
человеческой
цивилизации;
необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к
мнению
оппонента
при
обсуждении
проблем
естественнонаучного
содержания;
готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
использование
приобретенных
знаний
и
умений для решения практических задач
повседневной
жизни,
обеспечения
безопасности
собственной
жизни,
рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Основу
данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового
уровня.
6
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 182 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 121 час;
самостоятельной работы обучающегося - 61 час.
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
182
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
121
в том числе:
лабораторные работы
40
практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
61
в том числе:
Подготовка к лабораторным и практическим работам с
использованием методических
рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторных и практических работ, отчетов и
подготовка к их защите.
Работа над дополнительными заданиями повышенной
сложности
40
21
Промежуточная аттестация в форме экзамена
7
8
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Физика
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Физика
–
фундаментальная
наука
о
природе.
Моделирование
физических
явлений
и
процессов. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на вопросы.
Решение задач.
1
Раздел 1.
Механика
38
Тема 1.1.
Кинематика
Содержание учебного материала
12
1
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость.
1
2
2
Равномерное прямолинейное движение.
1
2
3
Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.
2
2
4
Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
2
2
5
Равномерное движение по окружности.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач.
Выполнение тестовых заданий по теме 1.1
2
2
Тема 1.2.
З а ко н ы
м е х а н и к и
Ньютона
Содержание учебного материала
12
1
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс.
1
2
2
Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики.
1
2
3
Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения.
1
2
4
Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в
механике.
1
2
5
Силы в механике.
2
2
Лабораторные работы
1
Определение коэффициента трения (скольжения).
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка
к
лабораторной
работе
с
использованием
методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Р
ешение задач.
Выполнение тестовых заданий по теме 1.2.
1
2
1
9
Тема 1.3.
Законы
сохранения
в
механике
Содержание учебного материала
14
1
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
2
2
2
Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность.
2
2
3
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
2
2
4
Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
2
2
Лабораторные работы
1
Сохранения полной механической энергии при движении тела под действием сил
тяжести и упругости.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление работы, отчета и подготовка к защите.
Решение задач.
Выполнение тестовых заданий по теме 1.3.
1
2
1
Раздел 2.
Основы
молекулярной
ф и з и к и
и
термодинамики
25
Тема 2.1.
Основы
молекулярно-
кинетической
теории.
Идеальный газ
Содержание учебного материала
6
1
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
1
1
2
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Уравнение состояния идеального газа.
2
3
Газовые законы. Абсолютный нуль температуры.
1
2
Лабораторные работы
1
Опытная проверка закона Гей-Люссака
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Подготовка ответов на вопросы.
Решение задач.
1
1
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
8
1
Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи
энергии. Уравнение теплового баланса.
1
2
2
Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.
1
2
3
Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс.
1
10
Основы
термодинамики
4
Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало
термодинамики.
1
2
Лабораторные работы
1
Измерение удельной теплоемкости вещества.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Изучение принципа действия холодильных установок, тепловых двигателей,
их роль в народном хозяйстве.
Подготовка ответов на вопросы.
Решение задачи.
1
1
Тема 2.3.
Свойства паров
Содержание учебного материала
5
1
Насыщенный пар и его свойства. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления.
2
1
Лабораторные работы
1
Измерение относительной влажности воздуха.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Подготовка доклада по теме «Перегретый пар и его использование в технике».
1
Тема 2.4.
Свойства жидкостей
Содержание учебного материала
3
Лабораторные работы
1
Определение поверхностного натяжения жидкости.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Подготовка доклада по теме «Явления на границе жидкости с твердым телом.
Капиллярные явления».
1
Тема 2.5.
Свойства твердых тел
Содержание учебного материала
3
1
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные
вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на вопросы.
Решение задачи.
1
11
Раздел 3.
Электродинамика
45
Тема 3.1.
Электрическое поле
Содержание учебного материала
9
1
Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
1
2
2
Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
1
1
3
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.
1
1
4
Соединения конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора.
Энергия электрического поля .
1
2
Лабораторные работы
1
Измерение электроемкости конденсатора.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Подготовка ответов на вопросы.
Подготовка доклада по темам «Поляризация диэлектриков»,
«Конденсаторы».
1
1
1
Тема 3.2.
Законы
постоянного
тока
Содержание учебного материала
15
1
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС.
1
1
2
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
2
3
Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
1
2
4
Соединения источников электрической энергии в батарею. Правила Кирхгофа.
2
2
Лабораторные работы
1
Определение температурного коэффициента сопротивления меди.
2
2
Изучение закона Ома для полной цепи
2
3
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.
Подготовка ответов на вопросы.
Решение задач.
3
1
1
Содержание учебного материала
4
Лабораторные работы
1
Изучение зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
2
12
Тема 3.3.
Электрический ток в
полупроводниках
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Изучение
темы
«Собственная
проводимость
полупроводников.
Полупроводниковые
приборы».
1
1
Тема 3.4.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
11
1
Вектор индукции магнитного поля.
2
1
2
Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера.
2
1
3
Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
2
1
4
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на вопросы.
Решение задач.
Выполнение тестовых заданий к теме 3.4.
1
1
1
Тема 3.5.
Электромагнитная
индукция
Содержание учебного материала
6
1
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле.
1
1
2
Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
1
1
Лабораторные работы
1
Изучение явления электромагнитной индукции.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Выполнение тестовых заданий к теме 3.5.
1
1
Раздел 4.
Колебания и волны
30
Тема 4.1.
Механические
колебания
Содержание учебного материала
6
1
Колебательное
движение.
Гармонические
колебания.
Превращение
энергии
при
колебательном движении.
1
1
2
Свободные
затухающие
механические
колебания.
Вынужденные
механические
колебания.
1
1
Лабораторные работы
1
Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.
2
13
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Подготовка доклада по теме «Механический резонанс, его учет в технике».
1
1
Тема 4.2.
Упругие волны
Содержание учебного материала
3
1
Поперечные
и
продольные
волны.
Характеристики
волны.
Уравнение
плоской
бегущей волны.
1
1
2
Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его
применение.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение графической работы «График гармонического колебания».
1
Тема 4.3.
Электромагнитные
колебания
Содержание учебного материала
15
1
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные
электромагнитные колебания
2
2
2
Переменный ток. Генератор переменного тока.
2
2
3
Активное, индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока
2
2
Лабораторные работы
1
Изучение устройства и работы трансформатора
2
2
Индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка
к
лабораторной
работе
с
использованием
методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Решение ситуационных производственных задач.
Работа над векторными диаграммами в цепях переменного тока.
Выполнение тестовых заданий к теме 4.3
2
1
1
1
Содержание учебного материала
6
1
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Открытый колебательный
контур.
2
1
Лабораторные работы
1
Изучение
функциональной
схемы
современного
радиоприемника.
Определение
длины волны радиостанции
2
14
Тема 4.4.
Электромагнитные
волны
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Работа над темой «Вибратор Герца», «Изобретение радио А.С.Поповым», «Применение
электромагнитных волн».
1
1
Раздел 5.
Оптика
20
Тема 5.1.
Природа света
Содержание учебного материала
10
1
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное
отражение.
1
1
2
Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
1
1
Лабораторные работы
1
Изучение изображения предметов в тонкой линзе.
2
2
Определение коэффициента преломления стекла.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка
к
лабораторной
работе
с
использованием
методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Выполнение тестовых заданий к теме 5.1.
2
2
Тема 5.2.
Волновые
свойства
света
Содержание учебного материала
10
1
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона.
1
1
2
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах и в дифракционной
решетке.
1
1
3
Поляризация света. Поляроиды.
1
1
4
Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения
5
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи.
1
1
Лабораторные работы
1
Изучение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Подготовка докладов по темам «Двойное лучепреломление», «Понятие о
голографии».
Выполнение тестовых заданий к теме 5.2.
1
2
1
15
Раздел 6.
Элементы
квантовой
физики
18
Тема 6.1.
Квантовая оптика
Содержание учебного материал
6
1
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект.
2
1
2
Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада по теме «Применение фотоэффекта в технике».
Выполнение тестовых заданий к теме 6.1.
1
1
Тема 6.2.
Физика атома
Содержание учебного материала
6
1
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах
водорода.
1
1
2
Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору.
1
1
Лабораторные работы
1
Проведение спектрального анализа Солнца (звезд)
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной
работе с использованием методических
рекомендаций
преподавателя, оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к защите.
Подготовка доклада «Квантовые генераторы», «Применение лазеров».
1
1
Тема 6.3.
Физика атомного ядра
Содержание учебного материала
6
1
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
1
1
2
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
1
1
3
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных
ядер.
1
2
4
Ядерные реакции. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Ядерный
реактор. Изотопы.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада по теме «Атомная энергия и ее использование».
Решение задач.
Работа над таблицей « Классификация элементарных частиц».
1
1
Раздел 7.
Эволюция Вселенной
3
Содержание учебного материала
2
1
Наша звездная система-Галактика. Другие галактики. Строение и происхождение
Галактик.
1
1
16
Тема 7.1.
Строение
и
развитие
Вселенной
2
Бесконечность вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная.
Модель горячей Вселенной
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на вопросы.
Поиск современной информации о Вселенной.
Изучение карты звездного неба.
1
Тема 7.2.
Эволюция звезд.
Гипотеза
происхождения
Солнечной системы
Содержание учебного материала
1
1
Термоядерный
синтез.
Проблема
термоядерной
энергетики.
Энергия
Солнца
и
звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы
1
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение
диаграммы
Герцшпрунга
-
Рессела
(зависимость
светимости
от
температуры).
Выполнение тестовых заданий по темам 7.1, 7.2.
1
17
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия кабинета физики, лаборатории физики.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, стенды (наглядные и демонстрационные),
оборудование для демонстрации опытов по разделам «Электродинамика», «Молекулярная
физика»,
«Механика»,
«Колебания
и
волны»,
«Оптика»,
дидактический
раздаточный
материал (карточки для проведения самостоятельных работ, карточки для тестирований,
карточки с индивидуальными заданиями), плакаты, учебная литература.
Технические
средства
обучения:
мультимедийное
оборудование,
компьютер,
видеоаппаратура, видеокассеты.
Оборудование лабораторий и рабочих мест: оборудование для выполнения лабораторных
работ согласно инструкций, компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень
рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1. Пинский, А.А. Физика
: учеб. / А.А.Пинский, Г.Ю.Граковский. - 3-e
изд., испр. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 560 с. (ЭБС Znanium). Режим доступа:
znaniumcatalog.php?bookinfo=375867
Дополнительные источники:
1. Дмитриева В.Ф. Физика [Текст]: учеб./ Е.И.Дмитриева. - М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2016.-
464 с
2. Тарасов, О.М. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями
: учеб. пособие / Тарасов О.М.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум,
НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 96 с. (ЭБС Znanium). Режим доступа:
znaniumcatalog.php?item=bookinfo&book=548653
Интернет-ресурсы:
1.
allenq.
ru/
edu/
phys.
htm (Образовательные ресурсы интернета - Физика)
2.s//fiz.lseptember (учебно-методическая газета «Физика»).
3.
ru/
book Электронная библиотечная система).
4.
kvant.
mccme.
ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
5.
nuclphys.
sinp.
msu.
ru (Ядерная физика в интернете).
6.
dic.
academic.
ru (Академик. Словари и энциклопедии).
18
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
личностных:
-
чувство
гордости
и
уважения
к
истории
и
достижениям отечественной физической науки;
ф и з и ч е с к и
г р а м о т н о е
п о в е д е н и е
в
профессиональной
деятельности
и
быту
при
обращении с приборами и устройствами;
Изложение лекционного материала;
Выполнения опорного конспекта;
Выполнение лабораторных работ;
Выполнение заданий для самопроверки
Демонстрация опытов;
Изучение лекционного материала
-
готовность
к
продолжению
образования
и
повышения
квалификации
в
избранной
профессиональной деятельности и объективное
осознание
роли
физических
компетенций
в
этом;
Оценка защиты лабораторной работы;
Демонстрация опытов;
Выполнение лабораторных работ;
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений.
- умение использовать достижения современной
физической науки и физических технологий для
повышения
собственного
интеллектуального
развития
в
выбранной
профессиональной
деятельности;
Демонстрация опытов;
Решение проблемных задач;
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений;
Выполнение работы над графиками.
Выполнение лабораторных работ;
- умение самостоятельно добывать новые для
себя физические знания, используя для этого
доступные источники информации;
Изложение лекционного материала;
Выполнения опорного конспекта;
Выполнение заданий для самопроверки
Выполнение тестовых заданий
Выполнение лабораторных работ;
-
умение
выстраивать
конст рукт ив ны е
взаимоотношения в команде по решению общих
задач;
Устный контроль;
Изложение лекционного материала;
Формулирование определений, законов;
Решение задач технического содержания
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений.
-
умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью,
проводить
самооценку
уровня
собственного интеллектуального развития;
Решение проблемных задач;
Решение задач технического содержания;
Выполнение тестовых заданий;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу.
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений.
метапредметных:
- и с п о л ь з о в а н и е
р а з л и ч н ы х
в и д о в
познавательной
деятельности
для
решения
физических
задач,
применение
основных
методов
познания
(наблюдения,
описания,
измерения,
эксперимента)
для
изучения
р а з л и ч н ы х
с т о р о н
о к р у ж а ю щ е й
действительности;
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений
Выполнение работы над графиками,
Составление сравнительной таблицы;
Работа над выводами формул;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач.
19
-использование
основных
интеллектуальных
операций: постановка задачи, формулирование
гипотез,
анализа
и
синтеза,
сравнения,
обобщения,
систематизации,
выявления
причинно-следственных
связей,
поиска
аналогов,
формулирования
выводов
для
изучения
различных
сторон
физических
объектов,
явлений
и
процессов,
с
которыми
возникает
необходимость
сталкиваться
в
профессиональной сфере;
Оценка защиты лабораторной работы
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений.
Обоснование применения законов физики
в технике;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Решение задач технического содержания
-умение
генерировать
идеи
и
определять
средства, необходимые для их реализации;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Обоснование
физических
явлений,
наблюдаемых в природе;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач.
-умение использовать различные источники для
получения физической информации, оценивать
ее достоверность;
Обоснование применения законов физики
в технике;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Выполнения опорного конспекта;
Выполнение заданий для самопроверки
-умение
анализировать
и
предс т а влят ь
информацию в различных видах;
Изложение лекционного материала;
Формулирование определений, законов;
Выполнения опорного конспекта;
Выполнение лабораторных работ;
Решение задач;
Выполнение заданий для самопроверки
Выполнение тестовых заданий:
Демонстрация опытов;
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений
-умение
публично
представлять
результаты
собственного исследования,
вести дискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и
формы представляемой информации;
Обоснование применения законов физики
в технике;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Выполнение лабораторных работ;
Выполнение заданий для самопроверки;
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений;
Изучение лекционного материала
предметных:
-сформированность
представлений о роли и
месте физики в современной научной картине
мира;
понимание
физической
сущно сти
наблюдаемых
во
Вселенной
явлений,
роли
ф изики
в
ф ормировании
кругозора
и
функциональной
грамотности
человека
для
решения практических задач;
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений
Выполнение работы над графиками,
Составление сравнительной таблицы;
Работа над выводами формул;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач;
Демонстрация опытов
20
-
владение
основополагающими
физическими
понятиями,
закономерностями,
законами
и
теориями; уверенное использование физической
терминологии и символики;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Обоснование
физических
явлений,
наблюдаемых в природе;
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений
Оценка защиты лабораторной работы
Решение проблемных задач.
-владение
основными
методами
научного
п о з н а н и я ,
и с п ол ь зуе м ы м и
в
ф и з и к е :
наблюдением,
описанием,
изм е р е ние м ,
экспериментом;
Оценка защиты лабораторной работы
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений.
Обоснование применения законов физики
в технике;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Решение задач технического содержания
-умения
обрабатывать
результаты
измерений,
обнаруживать зависимость между физическими
величинами, объяснять полученные результаты
и делать выводы;
Оценка защиты лабораторной работы
Обоснование
результатов
наблюдений
и
измерений.
Обоснование применения законов физики
в технике;
Демонстрация опытов;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Решение задач технического содержания
-сформированность умения решать физические
задачи;
Выполнения опорного конспекта;
Проведение
модульно-рейтингового
контроля;
Выполнение тестовых заданий
-сформированно сть
умения
п р и м е н я т ь
полученные
знания
для
объяснения
условий
протекания
физических
явлений
в
природе.
Профессиональной
сфере
и
для
принятия
практических решений в повседневной жизни;
Изложение лекционного материала;
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу.
Обоснование физических явлений,
наблюдаемых в природе;
Обоснование применения законов физики
в технике.
-сформированность
собственной
позиции
по
отношению
к
физической
информации,
получаемой из разных источников.
Подготовка
доклада
к
изученному
материалу;
Обоснование физических явлений,
наблюдаемых в природе;
Обоснование применения законов физики
в технике.
Промежуточная
аттестация
в
форме
экзамена.
21
Перечень лабораторных работ по Физике
№п/п
Наименование в соответствии с рабочей программой
Количество
часов
1
Определение коэффициента трения (скольжения).
2
2
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и
упругости
2
3
Опытная проверка закона Гей-Люссака
2
4
Измерение удельной теплоемкости вещества
2
5
Измерение относительной влажности воздуха
2
6
Определение поверхностного натяжения жидкости
2
7
Измерение электроемкости конденсатора
2
8
Определение температурного коэффициента сопротивления меди.
2
9
Изучение закона Ома для полной цепи
2
10
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
2
11
Изучение зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
2
12
Изучение явления электромагнитной индукции.
2
13
Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.
2
14
Изучение устройства и работы трансформатора
2
15
Индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока.
2
16
Изучение функциональной схемы современного радиоприемника. Определение
длины волны радиостанции.
2
17
Изучение изображения предметов в тонкой линзе.
2
18
Определение коэффициента преломления стекла
2
19
Изучение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
2
20
Проведение спектрального анализа Солнца (звезд)
2
22