"Школьный театральный кружок как одно из направлений для развития творческого потенциала каждого ребенка"
Автор: Чупахина Анна Петровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: г.Полярные Зори, Мурманская обл. Наименование материала: статья Тема: "Школьный театральный кружок как одно из направлений для развития творческого потенциала каждого ребенка" Раздел: дополнительное образование
Школьный театральный кружок как одно из направлений для развития
творческого потенциала каждого ребенка
Зовут меня, Чупахина Анна Петровна, педагог дополнительного образования
в
МБОУ
СОШ
№4
г.
Полярные
Зори.
Закончила
Карельское
училище
культуры им. Лисицыной А.М., театральное отделение.
С 2011 года работаю в школе, где у меня театральный кружок уже как 6 лет.
В моем кружке занимаются дети от 9-х до 17-ти лет, программу я пишу сама
и рассчитана она на один учебный год.
Я хочу поделиться с вами, какие современные педагогические технологии я
использую на своих занятиях. Начать я хочу с игровых технологий. Театр –
это игра. Конечно, для многих театр начинается с вешалки, для многих с
буфета. Но прежде всего, театр начинается со слова, с игры. Дети очень
любят играть. И поэтому, я поставила для себя задачу, увлечь их игрой в
театр.
Перед
каждым
выходом
на
сцену,
будь
то
репетиция
или
показ
спектакля, я говорю детям: «Ребята, выходите на сцену и играйте!» И они
выходят и играют. Так же, как играют в жизни. Они не боятся зрителей. Они
увлеченно играют. Каждый свою роль. Спектакли получаются живыми, в них
не чувствуется фальши и наигрыша.
Игра
помогает
снять
так
называемые
зажимы
и
раскрепостить
ребенка.
Каждое занятие в студии начинается с разминки, с проведением игр на
развитие
памяти,
внимания,
наблюдательности,
проводятся
мульти-
викторины, где дети, например, угадывают, из какого мультфильма звучит та
или иная фраза или музыка. Я чаще использую записи из старых советских
мультфильмов, так как хочу, чтобы приоритетом в воспитании детей служило
то доброе начало, которое есть в этих мультфильмах. Все это очень важно для
маленького артиста.
В своей работе я использую также педагогические технологии на основе
личностной
ориентации
педагогического
процесса.
Помимо
групповых
занятий с каждым ребенком я работаю еще и индивидуально. Только так
можно
понять
внутренний
мир
ребенка,
его
увлечения,
интересы.
Здесь
ребенок
и
проявляется
как
личность,
еще
больше
раскрывает
свои
способности.
Очень
часто,
особенно
в
начале
моей
педагогической
деятельности,
учителя
предлагали
взять
на
занятия
тех
детей,
которые
активно выступали. Это конечно очень хорошо, что были такие дети, но мне
интересно было открыть новые таланты, и я брала тех детей, которые либо
никогда не выходили на сцену, либо очень мало. Я открывала для них мир
сцены, мир театра.
Конечно же, в своей работе я активно использую технологии сотрудничества.
Работаем
над
спектаклями
мы
все
вместе.
Я
и
мои
артисты
–
дети,
мальчишки и девчонки, а также их родители. Конечно, я сама пишу сценарии,
придумываю музыкальный ряд, так называемый «саундтрек». Но, сценарий
это
одно.
Сценарий
это
всего
лишь
на
всего,
скелет,
который
потом,
в
процессе репетиций, обрастает. В сценарии, изначально, как правило, много
пустых сцен. Просто я не сумела придумать какой-то интересный ход. И вот,
мы с моими артистами, находясь в кружке, начинаем что-то придумывать
такое
интересное.
Очень
часто,
детское
мышление
обогащает
сценарий.
Например, в спектакле «Новогодние приключения буратино» есть сцена бой
на шпагах, и в этом мне помогли дети. И, действительно, получилось очень
интересно. Для меня очень важно, как размышляет ребенок, есть ли у него
фантазия. Это очень важно в актерской профессии. Актер – он выдумщик,
фантазер. В процессе занятий я стараюсь создать дружескую атмосферу
сотрудничества. Мы много шутим, смеемся. У каждого актера, да не только у
актера, вообще, у человека, должно быть чувство юмора. Как писал Георгий
Францевич Милляр (лучшая баба-Яга в кинематографе): «Если у человека
нет чувства юмора, то это несерьезный человек». А у детей смех стоит чуть
ли ни на первом месте.
Хочу остановиться на использовании развивающих технологий. Большую
роль
в
этом
играют
наглядные
пособия.
Чтобы
ребенку
легче
было
представить
тот
или
иной
образ,
я
показываю
очень
много
рисунков,
репродукций, эскизов, набросков. А еще, я показываю им и видеозаписи.
Например,
съемки
в
зоопарке.
К
сожалению,
дети
сейчас
плохо
знают
животных. Поэтому, такие записи очень помогают. Когда я работала над
спектаклем
«Пропасть»,
то
мне
видеозаписи
помогали
не
только
в
познавательном смысле, но и кинематографическом.
Самое главное это создание таких условий для детей школьного возраста,
чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы они смогли раскрыть свои
личностные качества и природные способности.
Организовывая
спектакли,
ребята
постигали
увлекательную
науку
театрального
мастерства,
приобретали
опыт
публичного
выступления
и
творческой
работы,
учились
коллективной
работе,
работе
с
партнером,
учились общаться со зрителем, работать над характерами персонажа.
В
каждую
постановку
я
стараюсь
привлечь
максимальное
количество
учащихся. Даже слабые учащиеся, дети с неидеальной дикцией принимают
участие
в
спектаклях,
потому
что
главная
задача
–
это
не
создание
профессионального
спектакля,
а
раскрытие
творческих
способностей
учащихся, воспитание умения работать в коллективе. Поэтому в праздниках
принимали участие от половины до двух третей учащихся. Кто-то стремится
только
на
главные
роли,
кому-то
достаточно
и
крохотного
эпизода.
Я
стараюсь делать так, чтобы в роли ведущих попробовали себя как можно
больше учащихся.
Я
поддерживаю
связь
с
родителями.
Они
мне
во
многом
помогают
c
декорациями, реквизитом, костюмами. В Этом году за счет родителей мы
выехали
в
г.
Санкт
–Петербург
и
г.
Мурманск
на
фестивали
где
стали
лауреатами второй степени. Так же со своим коллективом мы выступаем на
городских и районных конкурсах, где дети берут первые места. Есть дипломы
за лучшую женскую роль.
Мои
юные
артисты,
благодаря
использованию
на
занятиях
современных
педагогических технологий, добиваются замечательных творческих успехов.
Три
года
работы
кружка
позволяют
сделать
вывод:
театрализованные
праздники, спектакли, концерты развивают творческие возможности детей,
воспитывают наблюдательность, самостоятельность, воображение, развивают
творческую инициативу, воспитывают любовь к родному краю и культуре.