Автор: Титова Лариса Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №25" Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край Наименование материала: Рабочая программа "Финансовая грамотность", 3 класс Тема: Рабочая программа "Финансовая грамотность" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
О.С. Скороход
Приказ №______
от ________2017
Рабочая программа
«Финансовая грамотность»
3 класс
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
____________Зорина И.В.
______________2017
РАССМОТРЕНО на заседании МО
_______________2017
Руководитель МО
____________Думнова Н.В.
Пояснительная записка
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.
Программа составлена на основе: Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–
4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c.
(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Цель программы: развитие экономического образа мышления
Задачи:
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Принцип построения программы:
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы
и
окружающего
мира.
Учебные
материалы
и
задания
подобраны
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
детей
и
включают
задачи,
практические
задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются
умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
Формы контроля :
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• мини-исследование;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения.
Количество часов на учебный год: 35 часов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса внеурочной деятельности
№
п/п
Тема
Содержание
Форма
организации
занятий
Виды деятельности
1.
Что такое деньги
и откуда они
взялись.
Появление обмена
товарами. Проблемы
товарного обмена. Появ-
ление первых денег —
товаров с высокой
ликвидностью. Свойства
драгоценных металлов
(ценность, прочность,
делимость) делают их удоб-
ными товарными деньгами.
Появление монет. Первые
монеты разных государств.
Вводное занятие.
Мозаика
Объяснять причины и
приводить примеры
обмена.
Объяснять проблемы,
возникающие при
обмене.
Описывать свойства
товарных денег.
Приводить примеры
товарных денег.
Приводить примеры
первых монет.
2.
Рассмотрим
деньги поближе.
Защита от
подделок.
Устройство монеты.
Изобретение бумажных
денег. Защита монет от
подделок. Современные
монеты. Способы защиты
от подделок бумажных
денег.
«Один — два —
вместе»
(Тестовые
задания с
открытым
ответом)
Объяснять, почему
появились монеты.
Описывать купюры и
монеты. Сравнивать
металлические и
бумажные деньги.
Объяснять, почему
изготовление
фальшивых денег
является
преступлением.
3.
Какие деньги
были раньше в
России.
Древнерусские товарные
деньги. Происхождение
слов «деньги»,
«рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Дерево решений.
(задания по
классификации)
Описывать
старинные
российские деньги.
Объяснять
происхождение
названий денег.
4.
Современные
деньги России и
других стран.
Современные деньги
России. Современные
деньги мира. Появление
безналичных денег.
Безналичные деньги как
информация на банковских
счетах. Проведение
безналичных расчётов.
Функции банкоматов.
Мозговой штурм
Описывать
современные
российские деньги.
Решать задачи с
элементарными
денежными
расчётами.
Объяснять, что такое
безналичный расчёт и
пластиковая карта.
Приводить примеры
иностранных валют.
5.
Откуда в семье
деньги.
Деньги можно получить в
наследство, выиграть в
лотерею или найти клад.
Основным источником
дохода современного
человека является
заработная плата. Размер
заработной платы зависит
от профессии.
Собственник может
получать арендную плату
и проценты. Государство
помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, се-
мьям с детьми и
безработным. При
нехватке денег их можно
взять взаймы. Существуют
мошенники, которые
обманом отбирают у
людей деньги.
Мини-
исследование
Описывать и
сравнивать источники
доходов семьи.
Объяснять причины
различий в
заработной плате.
Объяснять, кому и
почему платят
пособия. Приводить
примеры того, что
можно сдать в аренду.
6.
На что тратятся
деньги.
Люди постоянно тратят
деньги на товары и услуги.
Расходы бывают
обязательными и
необязательными. Для
покупки мебели, бытовой
техники, автомобиля чаще
всего приходится делать
сбережения. Если
сбережений не хватает или
появляются
непредвиденные расходы,
деньги можно взять в долг.
Некоторые люди тратят
много денег на хобби, а
иногда и на вредные
привычки.
Кейс
(ситуации из
реальной жизни с
разработанными
к ней вопросами)
Объяснять, что
влияет на намерения
людей совершать
покупки. Сравнивать
покупки по степени
необходимости.
Различать
планируемые и
непредвиденные
расходы. Объяснять,
как появляются
сбережения и долги.
7.
Как умно
управлять
своими
деньгами.
Бюджет – план доходов и
расходов. Люди ведут учёт
доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых
проблем.
Аукцион
Объяснять, как
управлять деньгами.
Сравнивать доходы и
расходы.
Объяснять, как можно
экономить.
Составлять бюджет на
простом примере.
8.
Как делать
сбережения.
Если доходы превышают
расходы, образуются
сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или
Диаграмма
связей(интеллект-
карта, ментальная
карта, карта па-
Объяснять, в какой
форме можно делать
сбережения.
ценные бумаги, могут
принести доход.
мяти, карта
разума, mind-
map)
Приводить примеры
доходов от различных
вложений денег.
Сравнивать разные
виды сбережений.
Краткое тематическое планирование
№
Тема занятий
Всего
часов
Обмен и деньги
1.
Что такое деньги и откуда они взялись
2
2.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от
подделок
2
3.
Какие деньги были раньше в России
2
4.
Современные деньги России и других
стран
2
Семейный бюджет
5
Откуда в семье деньги
2
6
На что тратятся деньги
2
7
Как умно управлять своими деньгами
2
8
Как делать сбережения
2
Итого:
16
В связи с тем, что курс может изучаться во 2–3 классах или 4 классе, учитель может исполь-
зовать материал полностью или выбрать отдельные задания в зависимости от уровня
подготовки учащихся.
Приложение 1
Примерное календарное планирование
№
Тема занятий
Класс
этапы
проведения
Примечания
План
Факт
1
Что такое деньги и откуда они взялись
2
Появление обмена товаров
3
Первые деньги
4
Монеты
5
Бумажные деньги
6
Вопросы и задачки
7
Рассмотрим деньги поближе.
8
Защита от подделок .
9
Гурт. Подделка монет
10
«Орёл» и «решка».
11
Аверс и реверс. Номинал
12
Номинал банкнот. Защита от подделок
13
Вопросы и задачки
14
Какие деньги были раньше в России.
15
Клады.
16
«Меховые» деньги
17
Первые русские монеты.
18
Деньга и копейка
19
Рубль, гривенник и полтинник
20
Вопросы и задачки
21
Современные деньги России и других стран.
22
Современные деньги России
23
Доллары и евро – самые известные
иностранные деньги
24
Доллары и евро – самые известные
иностранные деньги
25
Банки.
26
Банки.
27
Наличные, безналичные
и электронные деньги
28
Наличные, безналичные
и электронные деньги
29
Наличные, безналичные
и электронные деньги
30
Наличные, безналичные
и электронные деньги
31
Вопросы и задачки
32
Вопросы и задачки
33
Вопросы и задачки
34
Вопросы и задачки
35
Итоги за год.