Напоминание

Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся начальной школы


Автор: Федотова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: средняя школа №14
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




«Фестиваль педагогических идей «Открой себя»
Система работы по формированию ценности

здоровья и здорового образа жизни
Федотова Ирина Викторовна Учитель начальных классов МОУ СОШ № 14 им. Лататуева В.Н.

Оглавление

1.Введение

2.Опыт работы

3.Заключение

4.Приложения
«Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».
И. П. Павлов В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определяется понятие здоровье, как «…состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Здоровый человек живет в каждый момент жизни, он подвижен, терпим, эмоционален, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям. В современном мире проблема сохранения здоровья стоит особенно остро. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это процесс социализации. Формируя здоровье индивидуального ребенка сохраняется здоровье всего общества. Необходимость решения этой проблемы вызвана рядом факторов, таких как неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия. Новым в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте является «Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни». Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья в качестве ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одной из задач программы является формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входят следующие критерии:  отказ от вредных привычек  двигательная активность  рациональное питание и режим дня  закаливание  личная гигиена  положительные эмоции Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизни, которые укрепляют резервные возможности организма. Высокая заболеваемость, рост вредных привычек в современном мире требуют формирования у
подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Важно так построить работу с учащимися, чтобы они осознавали преимущества здорового образа жизни, ответственность за своё здоровье, влияние хорошего здоровья на качество жизни. В своей работе мы использовали следующие формы:  изучение литературы, педагогического опыта  проведение тематических бесед, классных часов, анкетирования, физкультминуток, дней здоровья, прогулок, соревнований  работа с родителями  творческие работы учащихся (рисунки, сочинения, книжки-малышки, статьи, газеты, проекты) Важным компонентом формирования ценности здоровья является работа с родителями. Она осуществляется через проведение родительских собраний, анкетирования, привлечение к совместной деятельности по организации спортивных мероприятий. Родители заинтересованы в данном направлении воспитательного процесса. На классные часы приглашаем родителей героических профессий, жизнь которых является примером для подражания (спортсменов, военных). Стали традицией встречи с курсантами Ярославского зенитно-ракетного училища. На них курсанты рассказывают не только о военной службе, но и разъясняют значение хорошего здоровья, физических тренировок, закаливания, необходимости жить по режиму, важности воспитания в себе силы воли, упорства, выносливости и других жизненно-важных качеств. Удачным опытом в работе было проведение уроков ЗОЖ (здорового образа жизни) во 2 и 3 классах. Эти уроки проводились по специально составленной программе, в которой сочетались теоретические знания с практическими занятиями на развитие двигательных умений и навыков учащихся. Занятия проводились два раза в неделю по подгруппам. Каждый ученик вёл тетрадь, где записывал новые знания, делал рисунки. В течение всего учебного года проводились дни здоровья, соревнования по лыжам, по футболу, по пионерболу, спортивные мероприятия, прогулки. Итогом работы является то, что почти все дети в классе занимаются в спортивных секциях (хоккей, футбол, плавание, коньки, фитнес, теннис), любят уроки физической культуры, с удовольствием участвуют в соревнованиях, выполняют творческие, работы, пишут сочинения о
здоровом образе жизни; сами ведут активный образ жизни, а главное редко болеют, эмоционально устойчивы, доброжелательны. Всё это благоприятно отражается на учебном процессе и успехах в обучении. Таким образом, эффективность воспитания и обучения детей зависит здоровья. Здоровье – это важный фактор работоспособности и развития детского организма. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье ребёнка… это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Человек, умеющий со школьной поры организовать режим труда и отдыха, свободный от вредных привычек надолго сохранит бодрость творческую активность. Забота о собственном здоровье станет естественной формой его поведения, а здоровый образ жизни станет потребностью.
Приложения

Тематика бесед классных часов :

1-4 классы
1. Цикл бесед «Гигиена школьника».
2. «Чтобы зубы не болели». 3. « Беречь глаз как алмаз» 4. «Да здравствует мыло душистое». 5. «О хороших привычках». 6. «Учимся отдыхать». 7. «Загадки доктора Неболита». 8. «Ты и телевизор». 9. «ТВ и здоровье» 10.«Твой режим дня». 11.« Не видать грязнулям счастья». 12. «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение». 13.«Хорошо здоровым быть». 14.«Правила здорового питания». 15.Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды». 16.Цикл классных часов «Наше здоровье в наших руках». 17.Инструктаж по предупреждению травматизма ( ППД, поведение на уроках физкультуры, технологии, во время прогулок и экскурсий).
Сочинения на тему: «В здоровом теле здоровый дух!»
«Нужно заниматься спортом, вести активный образ жизни. Когда мы занимаемся спортом, мы укрепляем здоровье. Милый друг, делай зарядку, выполняй силовые упражнения. А если ты будешь усердно трудиться, возможно, ты станешь спортсменом. Движение-это жизнь. «Хорошее дело само себя хвалит». Так гласит пословица. «Спорт - в труде, а не в лени и сне».
«Спорт - это здорово, замечательно. Он помогает стать бодрым, веселым и жизнерадостным. Как можно не любить кататься на лыжах, коньках, как прожить лето без плаванья – это же невозможно. Спорт помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет физически и приносит много удовольствия». «Заниматься спортом полезнее, чем смотреть телевизор и играть в компьютер. Занятия спортом дают заряд бодрости, после них так устаешь, что нет сил на разную ерунду. Я занимаюсь конькобежным спортом, хотя люблю и другие виды спорта». «У человека много хороших качеств, но есть и плохие. Это курение. Человек, который курит с детства, медленно растет, слабый, задыхается при беге. Он не может быть спортсменом. Смертельный яд-это никотин. Несколько выкуренных сигарет убивают лошадь, а тем более человека. Курение убивает. Хочешь быть здоровым - не кури». «… Уроки физкультуры способствуют поддержанию хорошей формы и тонуса мышц, особенно если эти уроки на свежем воздухе. Так как я веду подвижный и здоровый образ жизни, то каждый урок физкультуры я жду с нетерпением!!!» «Я думаю, что самым важным является соблюдение режима дня. Это помогает не переутомляться, все успевать и всегда хорошо себя чувствовать. День следует начинать с утренней зарядки. Занятия спортом, правильное питание, хорошее настроение и улыбка важны для здоровья.» …Если человек с детства закаляется и ведет активный образ жизни то это ему помогает меньше болеть. Важную роль на здоровье оказывает правильное питание. Наша семья по выходным катается на лыжах - это дает нам заряд бодрости на всю неделю».
«Здоровым быть здорово». «Чтобы быть здоровым надо соблюдать некоторые правила: 1.соблюдай режим дня.2.Соблюдай правила личной гигиены.3.Не забывай, что глаза тоже нуждаются в отдыхе.4. Делай зарядку и занимайся спортом. Они подарят тебе хорошее самочувствие и оградят от простуды. 5.Нпоминай своим родителям, что ты должен есть больше свежих овощей и фруктов.6.Помни о том, что хорошее настроение и улыбка так же важны для твоего здоровья. Эти простые правила легко и быстро запоминаются. Так что выполняйте и у вас будет очень хорошее настроение, здоровье и сила».
АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? А) Мыло Б) Мочалка В) Зубная щётка Г) Зубная паста Д) Полотенце для рук Е) Полотенце для тела Ж) Тапочки З) Шампунь
2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание. 1 расписание (А) 2 расписание (Б) Завтрак 8.00 9.00 Обед 13.00 15.00 Полдник 16.00 18.00 Ужин 19.00 21.00 3. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ: А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи. Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день. В) Зубы надо чистить утром и вечером. 4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки: А) После прогулки Б) После посещения туалета В) После того, как заправил постель Г) После игры в баскетбол Д) Перед посещением туалета Е) Перед едой Ж) Перед тем, как идёшь гулять З) После игры с кошкой или собакой 5. Как часто ты принимаешь душ? А) Каждый день Б) 2-3 раза в неделю В) 1 раз в неделю 6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? А) Положить палец в рот. Б) Подставить палец под кран с холодной водой В) Намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой Г) Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой
КЛЮЧ К АНКЕТЕ ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

ВОПРОС № 1.
Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? Мыло (0) Зубная щётка (2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2) Мочалка (2) Зубная паста (0) Полотенце для тела (2) Шампунь (0)

Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.

ВОПРОС № 2.
На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание. 1 расписание (4) 2 расписание (0) Завтрак 8.00 9.00 Обед 13.00 15.00 Полдник 16.00 18.00 Ужин 19.00 21.00
Показатель: Осведомлённость о правилах организации режима питания.

ВОПРОС № 3.
Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ: - Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0) - Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0) - Зубы надо чистить утром и вечером (4)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.

ВОПРОС № 4.
Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки: После прогулки (2) Перед посещением туалета (0) После посещения туалета (2) Перед едой (2) После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идёшь гулять (0) После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.

ВОПРОС № 5.
Как часто ты принимаешь душ? Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)
Показатель: Осведомлённость о правилах личной гигиены.

ВОПРОС № 6.
Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? - Положить палец в рот (0) - Подставить палец под кран с холодной водой (0) - Намазать рану йодом и накрыть чистой салфеткой (4) - Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой (6)
Показатель: Осведомлённость о правилах оказания первой помощи.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Подсчитывается обще количество баллов, набранных учащимся:
30-36 – высокий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ 24-29 – достаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ 18-23 – недостаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ Меньше 18 – низкий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ


В раздел образования