Автор: Чопалаева Адавуят Абдулгамидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад № 11 "Светлячок" Населённый пункт: г.Каспийск Республика Дагестан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Краски осени" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-Детский сад № 11 «Светлячок»
Проект
на
тему
:
«
КРАСКИ
ОСЕНИ
»
Подготовила
:
воспитатель
Чопалаева
А
.
А
.
Актуальность проекта
Природа – это нескончаемый источник познания. Общение с природой,
познание её тайн делает человека добрее. Чем больше мы познаём природу
своего края, тем больше мы любим его.
В процессе познания природы дети овладеют несложными способами
выращивания растений, ухода за животными. Наблюдая природу, они видят
её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному
краю.
Умения
видеть
и
слушать
природу
такой,
какая
она
есть
в
действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их
знания, способствует формированию личности.
В процессе ознакомления дошкольников с природой в их сознании
создаются
реальные
знания
об
окружающем
мире,
основанные
на
чувственном опыте.
Ребят знакомят с изменениями в природе в разное время года. На
основе
приобретённых
знаний
формируются
такие
качества,
как
любознательность, наблюдательность, логическое мышление, эстетическое
отношение ко всему живому.
Первые
радостные
переживания
от
встречи
с
природой
часто
запоминаются на всю жизнь. Но необходимо направлять процесс восприятия
детьми
природы.
Широкое
использование
природы
в
воспитательно-
образовательной
работе
детского
сада
способствует
решению
задач
всестороннего
развития
дошкольников
–
умственного,
эстетического,
нравственного и физического.
Но при огромных возможностях современного мира становится всё
сложнее
увидеть
красоту
окружающего,
понять
смысл
того,
что
видишь
каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление
и
совсем
не
замечается,
что
каждое
мгновение
необычно,
неповторимо,
волшебно. Если ходить, не поднимая головы, то можно совсем не увидеть
прекрасных красок осени , ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных
волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы.
И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем,
почти потерянным, не интересным и не нужным.
Получается, если не обратить внимания на красоту окружающего мира,
то
дети,
да
и
некоторые
взрослые,
потеряют
многое.
Ведь
любование
осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки
соприкосновения
между
взрослым
и
ребёнком,
подвигает
на
развитие
физических качеств и здоровый образ жизни.
В
условиях
образовательного
процесса
в
МБДОУ
мы
обязательно
расширяем
и
укрепляем
связь
с
природой,
развиваем
взаимодействия
и
бережное отношение к живой и неживой природе.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы,
музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта – среднесрочный /2 месяца/.
Цель проекта – закрепить представления детей о том, как похолодание и
сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и
человека. Вызвать у детей эмоциональный отклик на осеннее время года,
видеть в увядающей природе красоту падающих листьев и др. Воспитывать у
детей любовь к своему родному краю – Дагестану - через любовь к родной
природе.
Задачи:
- углубить представления об изменения в природе, об овощах и фруктах -
дарах природы;
- знакомить детей с особенностями осенней природы в разных территориях
Дагестана;
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
- прививать детям чувство эмоционального отклика от общения с природой в
любое время года.
Предполагаемый результат:
У детей систематизируются знания по теме «Осень», активизируется
словарный запас.
Наблюдая, дети делают умозаключения, умеют видеть и отмечать
красоту осенней природы.
У детей пробуждается чувство любви к природе, а, значит, и к своему
краю.
Этапы работы
1.Подготовительный этап:
Подбор дидактического материала.
Подбор иллюстраций с осенними пейзажами, художественной
литературы по теме «Здравствуй, осень золотая».
Подбор музыки на осенние мотивы.
Разработать конспекты занятий на тему «Осень».
Подготовить тематические папки: «Деревья осенью», «Осень в
Дагестане», «Осенняя одежда».
Мотивация детей и родителей к работе по проекту.
2. Основной этап:
Реализация проекта.
3. Заключительный этап:
Организация выставок совместных детско-родительских работ:
поделок из природного материала, пластилина, семян, овощного и
фруктового салатов.
Выставка детских рисунков «Осень в Дагестане».
Развлечение «Праздник осени».
Реализация проекта
Образовательные
области
Мероприятия
Познавательное
развитие
Экскурсии:
В
осенний
парк
и
прогулки
вокруг
детского сада.
Рассматривание картин:
«Золотая осень» И. С. Остроухова;
«Октябрь» В.Серова;
«Осенний день» И. Левитана;
«Осень в горах» А. Магомедова;
«Горный пейзаж» Т. Гапурова.
Беседы:
« Осень разноцветная»,
«Осенний лес»,
«Куда улетают птицы»,
«Красота осенней природы».
НОД:
«Дети и окружающая природа»,
«Осенняя сказка»,
«Деревья и кустарники»,
«Даритосень чудеса »,
«Золотая осень».
Речевое развитие
Чтение рассказов:
Н. Сладкова «Осень на пороге»,
М. Волошин «Осенью».
Г.Скребицкий «Осень»,
В. Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь».
Стихи:
И. Бунин «Листопад»,
М. Лессовая «Золотой дождь»,
В. Семернин «Дождь по улице идет»,
А. Ерикеев «Наступила осень»,
З. Федоровский «Осень на опушке краски
разводила»,
Р.Рашидов «Осенний лес».
Дагестанский фольклор:
«Дождик, дождик, лейся смело» (дарг.),
«Ветер» (аварс.),
«Туман» (дарг.),
«Солнце» (кум.).
Пословицы, загадки об осени.
Осенние народные приметы и традиции.
Художественно-
эстетическое
развитие
Рисование: «Осень в лесу», «Любимые овощи».
Аппликация: «Букет в вазе», «Овощи на тарелке».
Конструирование: «Овощехранилище».
Слушание музыки:
«Осенний мотив» муз.М.Якубова,
«Сбор урожая» М.Кажлаева,
«Осенний лес» Н.Дагирова,
«Времена года» П.И.Чайковскова.
Песни:
«Осень» Ю. Чичкова,
«Вей, осенний ветер, вей» дарг. н. м.,
«Надоели нам дожди» лезг.н.м.,
«Листики» Р. Рустамова,
«Листопад» С.Рзаевой,
«Осень» Т.Курачева.
Игра с пением «Огородная-хороводная» (муз. Б.
Можжевелова, сл. А. Пассовой).
Хоровод «Здравствуй, осень» кум.нар. мелодия,
«Танец с осенними листьями» кум.н.м.
«Танец с виноградом» даг.нар.мел.
Социально-
коммуникативное
развитие
Знакомство с приметами ранней и поздней осени.
Ежедневные
наблюдения н а
п р о г у л к а х за
изменениями осенней природы во время прогулок
(солнца, неба, силу ветра, осенний дождь).
Сбор природного материала на прогулке.
Уборка опавшей листвы.
Сбор семян.
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»,
«Семейные заготовки».
Дидактические игры:
«Найдите ошибку»,
«Угадай на ощупь»,
«Один – много»,
«Есть или нет?»,
«Какого цвета овощи?»,
«Что лишнее?»
«Кто больше знает об осени?».
Физическое развитие
Работа с родителями:
Оформить родительский уголок по теме «Здравствуй, осень золотая».
Рекомендации по организации наблюдений изменений в природе.
Проведение
индивидуальных
бесед
с
целью
создания
интереса
и
привлечения
родителей
к
изготовлению
поделок
–
игрушек
из
природных даров.
Фотогазета «Осень идёт - «добро» нам несёт!».
Экскурсии в овощной магазин, в осенний лес или парк.
Заключение
Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на
достижение главной цели – дать представление о времени года – осени, его
характерных
особенностях.
Участвуя
в
мероприятиях,
дети
смогут
приобрести
новые
знания
об
осени,
об
осенних
народных
приметах
и
традициях, о животных леса, о разнообразии растительности нашей планеты,
через
беседы,
чтение
художественной
литературы,
лепку,
аппликацию,
рисование, рассматривание иллюстраций.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном
возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме
дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.
В процессе ознакомления детей с природными явлениями главное не
акцентировать
внимание
лишь
на
отдельные
явления.
Необходимо
осмысление
детьми
того,
как
протекает
жизнь
в
природе
в
целом.
Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их
понимание и подготовит к усвоению понятий «время и смена времен года».
В
образовательной
деятельности
участвуют
не
только
дети
и
воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке будут
предложены рекомендации, и информация об осени, игры, загадки и стихи.