Автор: Бровкина Мария Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ детский сад 362 Населённый пункт: г.Волгоград Наименование материала: Педагогический проект Тема: "Домашние животные" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 362 Дзержинского района Волгограда»
Педагогический проект на тему
«Домашние животные»
во второй группе раннего возраста
Выполнила воспитатель МОУ детский сад №362
Бровкина М.А
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский
Продолжительность:
Краткосрочный с 21.11.2016 по 25.11.2016
Участники проекта:
Дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители
Цель проекта:
Дать детям представление о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде, повадках, роли
животных в жизни человека;
Познакомить детей с названиями домашних животных и их детенышей, с местом их проживания.
Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к домашним питомцам.
Задачи проекта:
Развивать элементарные представления о домашних животных(живут рядом с человеком, люди за-
ботятся о животных, животные приносят пользу людям);
Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о домашних животных и их детены-
шах(Кот-кошка-котенок;пес-собака-щенок;бык-корова-теленок;козел-коза козленок; конь – лошадь -
жеребенок и др.)
Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;
Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;
Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;
Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию артикуляционного аппарата;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, леп-
ке, аппликации; развивать творческие способности.
Актуальность проблемы:
Прививая любовь, заботливое отношение к животным, мы воспитываем в детях чувство доброты, от -
зывчивости, сопереживания. Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок обладал этими качества-
ми. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними животными, взрослые раз-
вивают в ребенке чуткость, внимательность.
У воспитанников, пришедших впервые в детский сад, выявлено отсутствие в должном объеме зна -
ний о внешнем виде и месте проживания домашних животных, они неправильно называют детены-
шей домашних животных, но при этом проявляют интерес к ним. Поэтому возникла необходимость в
работе над проектом «Домашние животные» с целью углубления и обогащения знаний воспитанни-
ков.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта воспитанники научатся различать по внешнему виду домашних жи -
вотных, правильно называть их детенышей (телята, котята, щенята, ягнята, поросята и др.), знать ме -
ста их проживания(коровник, свинарник, конура, человеческое жилище и др.)
1этап: Подготовка к проведению проекта.
Постановка целей
Подбор методической литературы по теме
Подбор дидактического материала, художественной литературы, наглядных пособий (альбо-
мы для рассматривания, картины, настольные игры) ,музыкальных произведений по теме.
Работа с родителями: консультации «Дети и домашние животные» (приложение 9);выставка
детско-родительских рисунков и поделок «Домашние животные»(приложение 10);фотокон-
курс «Домашний питомец» (приложение 11); акция «Подарим книгу о животных детскому
саду»(приложение 12)
2 этап: Выполнение проекта.
дата
Тема
дня
Цели и задачи
дня
Образователь-
ная
область
Виды деятельности
Используемый
материал
21.11
Первая
встре-
ча.
Познакомить детей
с новыми видами
домашних живот-
ных. Закреплять
знание животных и
их детенышей, уме-
ние их называть.
Активизировать и
развивать речь де-
тей. Способствовать
развитию навыка
слушания художе-
ственного слова ,не
отвлекаясь, сосре-
доточенно. Побу-
ждать детей,
рассматривая кар-
тинки и иллюстра-
ции, понимать и за-
поминать предмет-
ное изображение.
Развивать внима-
ние, зрительную па-
мять, желание ра-
ботать в коллекти-
ве.
Речевое разви-
тие
Познавательное
развитие
Социально-ком-
муникативное
Рассматривание картинок, ил-
люстраций домашних живот-
ных и их детенышей. Беседа о
внешнем виде, образе жизни,
питании, проживании домаш-
них животных. Рассматрива-
ние плаката «На ферме»(при-
ложение 1)
.Настольная игра - пазл «Чей
детеныш?»(найти пару ко-
рова-теленок и т д.)(приложе-
ние 2)
Чтение художественной ли-
тературы: Е.Чарушин «Усатый
полосатый»
плакат с изображе-
нием домашних
животных на фер-
ме, картинки с
изображением до-
машних
животных(кошка,
собака, лошадка,
корова, свинья,
коза).настольная
игра –пазл «найди
пару, чей дете-
ныш?»
книга с произведе-
нием Е.Чарушина
«Усатый полоса-
тый».
дата
Тема
дня
Цели и задачи
дня
Образователь-
ная
область
Виды деятельности
Используемый
материал
22.11
Ребята и
зверята.
Расширение круго-
зора, словарного
запаса ребенка;
развитие навыка
слушать вниматель-
но, сопоставлять и
запоминать образы
животных. Вырази-
тельным чтением
привлекать внима-
ние детей, побу-
ждать их сосредо-
точится. Активизи-
ровать чувства де-
тей, мысли, вообра-
жение.
Речевое разви-
тие
Познавательное
развитие
Социально-ком-
муникативное
Физическое раз-
витие
Художественно-
эстетическое
развитие
Отгадавание загадок про кош-
ку, собаку, кролика, корову,
поросенка.(приложение 3)
Текст загадок, кар-
тинки с изображе-
нием домашних
животных.
Хвостики для мы-
шек, ушки для
кошки, обручи.
Аудиозапись «Че-
ловек собаке друг»
Картинка с изоб-
ражением собаки
Аудиозапись «Кто
пасется на лугу»
Иллюстрации с
изображением
козы, лошади и ко-
ровы.
Подвижная игра «Кошка и
мышки» (кошка-воспитатель
догоняет мышек-детей)(при-
ложение 4)
Слушание песен о живот-
ных «Человек собаке друг»
Автор текста (стихи): М. Ли-
бин
Автор музыки: Владимир Ко-
маров
«Кто пасется на лугу»
Автор текста: Черных Ю.
Автор музыки: Пахмутова А.
Совершенствовать
бег, развивать уме-
ние подражать,
быть вниматель-
ным. Вживаться в
образ, ориентиро-
ваться в про-
странстве.
Развивать интерес к
музыке, желание
слушать музыку,
подпевать, отвечать
на вопросы воспи-
тателя при рассмат-
ривании картинок,
понимать о чем
песня, эмоциональ-
но реагировать на
содержание.
дата
Тема
дня
Цели и задачи
дня
Образова-
тельная
область
Виды деятельности
Используемый
материал
23.11
Такие
разные
домаш-
ние жи-
вотные
Развивать у детей
интерес к процессу
и результату лепки,
продолжать зна-
комить со свойства-
ми пластилина, вы-
зывать желание ле-
пить, проявлять во-
ображение, фор-
мировать навыки
культуры трудовой
деятельности, при-
общать к искусству,
учить лепить про-
стые формы, об-
ращаться за помо-
щью к взрослому.
Речевое разви-
тие
Познаватель-
ное развитие
Социально-
коммуникатив-
ное
Физическое
развитие
Художе-
ственно-эстети-
ческое разви-
тие
Лепка: «Морковка для кроли-
ка» (приложение 5)
игрушка кро-
лик, морковь или
муляж, пластилин
красного цвета,
салфетки, дощеч-
ки, образец изде-
лия, тарелка.
Книга с произведе-
нием С.Я.Маршака
«Сказка о глупом
мышонке», иллю-
страции к сказке.
Физминутка «Лошадка» (при-
ложение 6)
Чтение сказки С.Я.Маршака
«Сказка о глупом
мышонке»,рассматривание
иллюстраций к сказке.
развивать умение
подражать, быть
внимательным.
Вживаться в образ,
ориентироваться в
пространстве, по-
вторять за взрос-
лым, запоминать
движения и слова.
Обучать активному
слушанию, совмест-
ному проговарива-
нию отдельных
фраз, развивать лю-
бовь и интерес к
книге. Через яркие
литературные обра-
зы показать детям
многообразие
предметного и жи-
вотного мира.
Дат
а
Тема
дня
Цели и задачи
дня
Образова-
тельная об-
ласть
Виды деятельности
Используемый
материал
24.11
В гостях
у сказки
Способствовать
формированию на-
выка активного слу-
шания, развивать
любовь и интерес к
книге, вызывать у
детей радость от
чтения, развивать
речь и обогащать
знания детей при
рассматривании
картинок и иллю-
страций.
Речевое разви-
тие.
Познаватель-
ное развитие.
Социально-
коммуникатив-
ное развитие.
Физическое
развитие.
Чтение сказки В.Сутеева «Кто
сказал мяу», рассматривание
иллюстраций к произведе-
нию.
Книга с произведе-
нием В.Сутеева
«Кто сказал мяу»,
иллюстрации к
сказке.
Картинки с изобра-
жением поросят
игрушечные жи-
вотные: кошка,
козлик и собачка,
игрушечный до-
мик.
Физминутка « Поросенок»
(приложение 6)
Дидактическая Игра «Кто как
кричит» (приложение 7)
снятие статическо-
го напряжения с об-
ластей позвоночни-
ка; эмоциональное
раскрепощение;
удовлетворение
естественной по-
требности детского
организма в двига-
тельной активно-
сти;
Развивать у детей
слух, навыки звуко-
подражания. Учить
произносить слова
отчетливо и внятно.
Воспитывать лю-
бовь к животным.
Дат
а
Тема
дня
Цели и задачи дня
Образователь-
ная область
Виды деятельности
Используемый
материал
25.11
В мире
живот-
ных
дать ребенку знания
о правилах безопас-
ного поведения(об
источниках опасно-
сти, мерах предосто-
рожности и способах
преодоления угро-
зы),сформировать
умение действовать
в тех или иных ситуа-
циях, помочь выра-
ботать привычку
меры предосторож-
ности.
Развивать внимание,
ловкость, умение
подражать выбран-
ному образу, ориен-
тироваться в про-
странстве.
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Социально-ком-
муникативное
развитие
Физическое раз-
витие
Беседа на тему «Что делать,
если ты встретил животное
на улице» (приложение 8)
Иллюстрации жи-
вотных
Шапочка пса
Подвижная игра «Лохма-
тый пес»
(приложение 4)
3 этап Итоги проекта
ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей
об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способ-
ностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмо-
ционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Сов-
местная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мыш -
ления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на ин -
тересующие их вопросы, обобщить материал
.
Приложение 1
Беседа на тему
«Домашние животные и их детёныши»
Программное содержание:
знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, учить называть и сравнивать их
по величине;
развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас;
воспитывать любовь к животным и бережное отношение.
Материалы: сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки, кошки и их детёнышей.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
1. Обратить внимание детей на сюжетные картинки с изображением домашних животных.
Предложить отгадать загадки:
С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком. Кто это? (собака.)
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт. Кто это? (кошка.)
Спереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, на спинке щетинка. Кто это? (поросёнок.)
Сама пёстрая, ест зелёную траву, даёт белое молоко. Кто это? (корова.)
2. Побеседовать о детёнышах домашних животных.
Воспитатель:
- У собаки маленький …(щенок), а у кошки маленький …(котёнок). У коровы – телёнок, а у лошади –
жеребёнок. Посмотрите, мама кошка большая, а котёнок какой? (маленький). Собака большая, а ще -
нок какой? (маленький). Корова большая, а телёнок какой? (маленький). Лошадь большая, а же -
ребёнок какой? (маленький.)
- Ребята, вы знаете, как заботятся животные о своих детенышах? Они их кормят молоком, чистят
шёрстку языком, защищают, согревают.
- Как заботятся животные о детёнышах? (ответы детей.)
Молодцы! Давайте скажем нашим зверятам «до свидания» , поблагодарим за то, что они пришли к
нам в гости.
Приложение 2
Дидактическая игра - пазл «Чей детеныш?»
Цель: учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по
описанию, соотносить взрослую особь с их детенышем, развивать мелкую моторику.
Результат: ребёнок знает и называет домашних животных и их детёнышей, соотносит взрослую
особь с детёнышем, мелкая моторика развита на достаточном уровне.
Ребята, давайте мы с вами соберем пазл , маленькие зверята потерялись, каждому детенышу надо
найти маму. (после как собран пазл, воспитатель и дети обсуждают как выглядит теленок, поросенок
т.д. чей это детеныш)
Молодцы ребята мы с вами узнали кто такие домашние животные и их детеныши.
Приложение 3
Загадки
Загадки о домашних животных помогут вашим детям немного больше узнать о тех животных, кото -
рые много лет живут рядом с людьми. Они таят в себе множество ценной и интересной информации
о братьях наших меньших. Научите своего ребенка сопоставлять образы. Домашние животные, кото -
рых придется отгадать, быстро и надолго запомнятся вашему ребенку.
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Угадали? Это…(кот)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
На чужих лает,
В свой дом не пускает (собака ).
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым деткам
Молочка дает ( корова ).
Вместо носа - пятачок.
Вместо хвостика - крючок.
«Хрю-хрю-хрю» - он нам кричит,
«Здравствуйте» - он говорит (поросенок).
Приложение 4
Подвижные игры.
Цель: развивать умение подражать, быть внимательным. Вживаться в образ, ориентироваться в про -
странстве, повторять за взрослым, запоминать движения и слова.
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «кот».
Ход игры:
У края игровой площадки проводится линия, за которой чертятся круги или кладутся обручи — «до-
мики-норки мышей». На расстоянии 5—8 м от линии на пеньке или на стульчике садится «кот», а
мыши устраиваются в своих «норках».
Показывая начало игры, роль кота выполняет воспитатель, а затем выбирается «кот» из играющих
детей. Когда все заняли свои места, воспитатель обращается к детям-«мышкам»: «Кот спит!..» Мож-
но использовать рифмовку:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит….
После этих слов воспитателя «мышки» покидают свои «норки» и начинают бегать по игровому полю,
близко подходят к «коту». Через некоторое время воспитатель говорит: «Кот просыпается!..»
Можно использовать рифмовку:
Тише, мышки, не шумите,
Вы кота разбудите…
После этих слов «кот» встает на четвереньки, потягивается, говорит: «Мяу!..»
Это служит сигналом, что он начинает ловить мышей. Пойманных «мышей» кот отводит к своему ме-
сту, а игра начинается сначала, но уже без их участия.
После того как «кот» поймал 3—5 мышей, воспитатель назначает нового «кота», а пойманные
«мыши» возвращаются в игру.
Подвижная игра «Лохматый пес»
Цель: развивать умение подражать, быть внимательным. Вживаться в образ, ориентироваться в про -
странстве, повторять за взрослым, запоминать движения и слова.
В начале игры с помощью считалочкивыбирается «пес» . Если дети играют в первый раз,
то роль «пса» берет на себя взрослый. Затем необходимо выбрать место для «конуры» . Там
наш «пес» будет отдыхать. Хорошо для «конуры» подходит скамейка, но можно просто начертить
круг мелом на асфальте. Также необходимо очертить черту мелом. где дети будут прятаться
от «пса» и куда ему нельзя забегать. После всех приготовлений пес садится или ложится в «конуру» ,
закрывает глаза и делает вид , что спит. Дети берутся за руки и цепочкой идут к псу, громко рассказы-
вая такой стишок:
— Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет?
На последних словах стишка дети должны дотронуться рукой до спящего пса. После этого пес просы-
пается, начинает громко лаять и гонится за ребятами. Дети убегают и прячутся в свой домик. Задача
пса не поймать ребят, а скорее припугнуть. Образ пса — добродушный, но любящий покой, и не лю-
бящий, когда его будят, тормошат и не дают поспать. Перед началом игры, для лучшего создания об-
раза, игрок в роли «пса» может несколько раз обойти вокруг своей «конуры», гавкнуть, сесть, и толь-
ко потом улечься спать, закрыв глаза. Игра отлично развивает воображение, помогает ребятам
преодолевать боязнь и нерешительность.
Приложение 5
Конспект НОД по изодеятельности (лепка) в первой младшей группе «Морковка для кролика».
Программное содержание: вызвать интерес к действиям с пластилином, совершенствовать умение
раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, учить различать красный цвет, вос -
питывать ум, радоваться своими работами, воспитывать любовь к животным, желание помочь в
трудную минуту .Материал: игрушка - кролик, морковь или муляж , пластилин красного цвета, сал-
фетки, дощечки, образец изделия, тарелка.
Ход занятия : стук в двери.- Ой, ребятки, кто- то к нам в гости пришел. Давайте откроем двери и по-
смотрим, кто там пришел. Отгадайте кто. У него длинные ушки, маленький хвостик, большие глазки.
Он умеет прыгать. Вот так. (Воспитатель имитирует прыжки зайца). ( Зайчик).
-- Ребята, а зайчик говорит , что у мамы день рождения, и он не знает, что ей подарить. А давайте мы
сделаем подарок маме и слепим морковку .
-- Зайцы любят морковку , вот мы с вами слепим ее. Посмотрите на морковку . Вы видите, что с одно-
го конца она толстая, а с другого — острая. (Воспитатель предлагает детям взять в руки морковку , об-
вести ее контур пальчиком).
Давайте с вами подготовим наши пальчики к работе:
Пальчиковая гимнастика «Заяц-барабанщик»
За уши зайца несут к барабану. (на правой руке поднять указательный и средний пальчики -
«ушки»,большим пальчиком придерживать остальные; левой рукой взяться за «Ушки»,как будто не -
сем зайку.)
Заяц ворчит: «Барабанить не стану! ( Указательными пальчиками имитировать игру на бараба-
не).
Нет настроения, нет обстановки, нет подготовки,(загибать пальчики на правой руке, начиная с
мизинца.)
Не вижу морковки! (развести руки в стороны).
А какого цвета пластилин мы возьмем для морковки ? Морковка у нас красного цвета. Воспитатель
показывает приемы раскатывания палочки и вытягивания одного ее конца, формируя изделие. Дети
начинают лепить, в процессе лепки воспитатель контролирует правильность выполнения приемов
раскатывания палочки прямыми движениями ладоней, придания ей нужной формы. Затрудняющим-
ся детям воспитатель помогает. Вылепленные изделия дети раскладывает на красивые тарелки.
-- Как много красивой морковки вы сделали . У зайчика мама обрадуется этому подарку.
Зайчик поблагодарил детей , попрощался и ушел к своей маме.
Приложение 6
Физминутка « Лошад-
ка ».
Цок – цок – цок - цок!
(Поочередное топа-
нье одной ногой, за-
тем другой)
Я лошадка – серый
бок !
Я копытцем постучу,
(Ходьба на месте.)
Если хочешь - прока-
чу! (легкий бег на ме-
сте.)
Посмотри, как я кра-
сива,( Руки на поясе,
наклоны)
Хороши и хвост, и грива.( Туловища влево - вправо.)
Цок – цок – цок - цок! (Кружатся на месте.)
Я лошадка – серый бок !
Физминутка «Поросенок»
(Дети выполняют движения по тексту)
Поросёнок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки потянулся,
А потом присел, нагнулся.
И на ножках поскакал.
А потом опять прилёг,
Но уже на правый бок.
Приложение 7
Конспект
дидактической игры-занятия «Кто как кричит».
Цель: развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Научить различать животных по их внешне-
му виду и издаваемым звукам. Воспитывать любовь к животным.
Материал: игрушечные животные: кошка, козлик и собачка, игрушечный домик.
Ход занятия:
воспитатель создает игровую ситуацию. Чтобы было интересно, на столе стоит дом. Дети сидят полу-
кругом. Незаметно в дом помещаются игрушки – «кошечка, козлик, собачка».
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Это дом?
Воспитатель: - Давайте постучим, может, кто-нибудь в домике живет?
Воспитатель стучит в ту часть дома, где они будут выходить.
Воспитатель: - Тук-тук-тук, откройте! (2 раза)
Кто в домике живет?
Выходите к нам, вас детки ждут. Все хотят посмотреть на вас, послушать, кто как кричит .
Из домика выходит кошка киса и мурлычет.
Воспитатель: - Кто это?
Дети: - Это кошка.
Воспитатель: - Как кошка мяукает?
Дети: - Мурр - мяу, мурр - мяу.
Воспитатель: - Кошечка, подойди поближе к деткам.
Кошка идет медленно, плавно и мурлычет:
«Мурр - мяу, мурр - мяу». Она мурлычет то громко, то тихо, приветствует всех детей по очереди и ухо-
дит в свой домик. После того, как кошка войдет в дом, воспитатель обращается к каждому ребенку с
просьбой сказать, как кошечка мяукает. Затем снова стучит в ту же часть дома. Выходит из домика
козлик. Он топает ножками, бежит вприпрыжку, временами опуская голову вниз, как бы бодаясь,
громко кричит : «Бе - бе, бе - бе!»
Когда подходит близко к кому-либо из детей, кто кричит тихо . После того как козлик уходит в дом,
воспитатель обращается к детям с вопросами:
- «Как кричит козлик ? Как мяукает кошка? Где кошечка? Где козлик? Куда ушла кошечка? Куда ушел
козлик?»
После небольшой паузы показ необходимо повторить. В конце занятия надо дать игрушки детям для
самостоятельной игры .
Приложение 8
Беседа
на тему «Что делать,если ты встретил животное на улице?»
Цель. Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и без-
домными животными.
Задачи. Научить детей понимать состояние и поведение животных.
Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными.
Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и без -
домными животными.
Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.
Развивать творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание.
Воспитывать гуманное, заботливое отношение к животным
Беседа по теме.
сегодня мы поговорим с вами о правилах безопасности при обращении с животными, как дома, так
и на улице.
Работа по вопросам:
- У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей). - Если это домашние животные, значит, о
них кто-то заботится? Кто же? (Человек, хозяин). - Бывает ли такое, когда у домашних животных нет
хозяина? (Бывает).
- Кто тогда о них заботится? (Никто).
- Где же они живут? (На улице). - Значит, у них нет дома. Как можно одним словом сказать про живот -
ное, у которого нет дома? (Бездомное).
- Ребята, как вы думаете можно ли трогать бездомную кошку или собаку? (Нет) - Почему? (Ответы де-
тей)
- Да вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки мо-
гут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно.
Тем более нельзя дразнить и мучить животных. Даже домашняя кошка или собака может поцарапать
и укусить своего хозяина, если он будет с ней плохо обращаться.
Обсуждение стихотворения:
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
- Почему собаки бывают злыми?
- Можно ли трогать бездомную или чужую собаку? (Нет, она может быть агрессивная - может напасть
и укусить)
- Ребята, можно ли дразнить собак? (Ответы детей)
- Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить? (Ответы детей)
- Сейчас мы с вами закрепим правила безопасности при общении с собаками.
- У собак главное их оружие острые клыки и зубы, лапы с когтями.
- Клыки они оскаливают во время угрозы;
- При угрозе собаки рычат, скалят клыки, приседают на лапы, готовясь к прыжку;
- Нельзя дразнить собак, махать на них руками, замахиваться палками, кидать в них камнями.
- Нельзя убегать от собаки, они думают, что вы добыча и охотятся и бегут за вами.
- Нельзя трогать собаку, когда она ест, а тем более отнимать у неё пищу – кости.
Итог НОД.
- Какие правила безопасности при обращении с животными вы запомнили?
- Почему некоторые домашние животные становятся бездомными?
- Чем можно помочь бездомным животным?
- В заключении я хочу ещё раз вам напомнить о том, что надо соблюдать правила безопасности при
общении с животными. Не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь
животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить.
Приложение 9
Консультация родителей на тему «Дети и домашние животные»
Зачем нужны домашние животные?
А действительно, зачем? Некоторые мамы так и говорят – от них одни проблемы: грязь, запах, ответ-
ственность какая. Да еще и зараза! Что ж, наша жизнь – сплошные проблемы, большие и маленькие.
Без них жить было бы скучно. Если бы мы думали только о проблемах, то никогда не заводили бы де-
тей! А нашим детям для нормального развития домашние питомцы просто необходимы. Зачем они
нужны? Статистика свидетельствует, что это не голословное утверждение. Данные разных исследова-
телей говорят о том, что домашние животные играют огромную роль в воспитании детей. Так, под -
ростки, растущие в семьях, где есть четвероногие питомцы, в двух случаях из трех воспринимают об-
становку в семье как благоприятную, в то время как практически все те, у кого нет даже скромного
хомячка, считают, что дома не все благополучно. Тревожность и конфликтность в семьях с животны-
ми значительно ниже, чем в семьях без животных, зато дети в них гораздо реже испытывают чувство
неполноценности, менее агрессивны и более общительны. Еще более важны отношения с животны-
ми, будь то собака, кошка, морская свинка или лошадь, для детей-сирот. Воспитанники детских до-
мов в огромном большинстве считают самым близким себе существом именно такое четвероногое
создание, оно для них зачастую значит гораздо больше, чем их двуногие товарищи, учителя, воспита-
тели или родственники. А если такого пушистого и теплого друга нет, то что тогда? Полное одиноче-
ство, озлобленность, ненависть ко всем и всему, которая потом оборачивается против общества... Со -
гласно результатам исследований, проведенных американскими учеными, важными факторами,
приводящими подростков к наркотикам, являются общая холодная атмосфера в семье и то, что они
ни за кого не отвечают и ни о ком не заботятся: ни о младших сестренках и братишках, ни о четверо-
ногих питомцах. Впрочем, это вообще факторы, порождающие асоциальное поведение.
Любви никогда не бывает много.
Возня с домашними животными в какой-то мере может восполнить ребенку дефицит человеческих
контактов, в том числе и телесных. Ласковое, теплое да еще и пушистое, приятное на ощупь суще-
ство, которое любит тебя без всяких условий и без всяких заслуг с твоей стороны, которое так и пры-
гает на тебя и стремится тебя облизать, – что может быть лучше для ребенка? (Кстати, лишенные
шерсти голые собачки и кошки-сфинксы – не для детей). Любовь ведь не просто слова и отношения,
любовь должна обязательно выражаться в ласке и касаниях. Ребенок нормально развивается только
в тесном физическом контакте с матерью, причем это необходимо не только в период кормления
грудью, но и гораздо более длительное время. Человек, лишенный таких физических, телесных отно-
шений в юном возрасте, вырастает нелюдимым, несчастным, одиноким – и он будет опасаться лю-
бых контактов со своими ближними и дальними, как физических, так и эмоциональных. Маленькие
дети подсознательно нередко тянутся к большим мохнатым собакам – большое теплое тело как бы
заменяет им маму (это на подсознательном уровне). Если дети общаются со своими питомцами, это
помогает им вырасти людьми не только думающими, но и чувствующими. И особенно это важно сей-
час, в век бездушных машин и компьютеров – уж компьютер-то есть чуть ли не в каждом доме. Мы в
ответе за тех, кого приручили. Во многих семьях, где есть собака, даже небольшая, она служит ребен-
ку товарищем в играх, но заботы о ней целиком и полностью лежат на плечах родителей. Почему?
Обычный ответ: у детей еще нет чувства ответственности, и вверять им живое существо опасно и не -
разумно. Интересно, а как разовьется у них чувство ответственности, если им не доверяют? Конечно,
малыш в 6–7 лет еще не может полноценно ухаживать за собакой, даже за маленькой, но вот забо -
титься о хомячке или морской свинке он вполне в состоянии.
Воспитание чувств .
Если маленькие дети грубо и жестоко играют со своими любимцами, это происходит потому, что они
еще не осознают, что собачке или кошечке тоже бывает больно. Им это надо объяснять. От того, на -
сколько хорошо родители смогут дать понять ребенку, что животные испытывают такую же боль и та -
кие же неприятные ощущения, как и он сам, зависит, каким он вырастет: чувствительным или жесто-
ким, деликатным или грубым. Если ребенок чересчур агрессивно обращается с животными, хорошо
воспитанные четвероногие, сами легко находят выход из ситуации: они просто сбегают, но не откусы-
ваются; Но когда в семье есть малыши, домашние питомцы, чаще всего, с удовольствием участвуют в
совместных развлечениях, иногда весьма бурных, а когда взрослые их растаскивают, то, отдышав-
шись, снова возвращаются к юному «извергу», чтобы продолжить игру. Домашние питомцы как
партнеры в играх, особенно в играх подвижных, на мой взгляд, просто незаменимы, при этом созда-
ется впечатление, что играть им нравится не меньше, чем детям. Кроме, конечно, старых солидных
животных, которым уже не до игр – возраст не тот. Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают
своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками,
разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или песик, в отличие от родителей, которым
вечно некогда, всегда их выслушают и поймут! В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во
всяком случае, идеальные слушатели. Как и для взрослых, наши домашние любимцы для детей –
мощнейший инструмент для снятия стресса. Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повы-
сить самооценку – это заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий млад-
ший брат выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих собственных глазах. Впрочем, не
только в своих. А постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навы -
ки невербального (то есть неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира.
Ребенок в мире природы.
Обычно дети довольствуются котом или песиком, этого вполне хватает, чтобы обеспечить ребенку
эмоциональный комфорт; многим достаточно хомячка или пушистой морской свинки. Но некоторые
отдельные папы и мамы, бывает, уступают многим настояниям своих отпрысков и заводят дома чуть
ли не целый зверинец. Спрашивается, а зачем нам зоопарк на дому? Конечно, без него вполне мож-
но обойтись, но... Общаясь со своими зверями, человек, даже самый юный, удовлетворяет свою лю-
бознательность и чувствует свою неразрывную связь с природой, что особенно важно для выросших
в городе детей, которые и корову-то видели только по телевизору. Конечно, все эти животные причи-
няют массу хлопот, особенно родителям. Но это все такие мелочи по сравнению с тем удовольстви-
ем, которое нам доставляют наши четвероногие и прочие питомцы. А положительные эмоции, как
мы уже выяснили, лечат сами по себе, и поэтому общение с животными особенно необходимо
ослабленным и больным детям. Они растут, развиваются, открывают для себя мир – и счастливо то
дитя, которое растет на природе и среди животных!
Зубы и когти – насколько это опасно?
Собаки и кошки – хищники и могут сильно укусить и оцарапать. Впрочем, кусается и загнанная в угол
крошечная белая мышка. Насколько это опасно? Вопрос можно поставить по-другому: опасно для
кого? У детей нет врожденного представления о том, что другие существа могут чувствовать боль,
страдать, но они от природы вовсе не жестоки. И не будут жестоки, если воспитывать их не абы как, а
под родительским присмотром. Сопереживанию они должны научиться, и желательно, чтобы этому
их научили взрослые. Маленькому человечку необходимо объяснить, что ко всем живым существам
надо относиться бережно. Особенно это касается мальчиков. Мальчики от природы менее склонны к
эмпатии (то есть чувствованию в состояние другого живого существа), чем девочки, к тому же они бо -
лее любопытны и изобретательны. И если пострадавшее животное начинает откусываться, то роди-
тели, прежде чем бежать «спасать» своего ребенка, должны сначала разобраться, кто прав, а кто ви -
новат. Именно неадекватное поведение взрослых часто вызывает у детей фиксацию страха. Для ре-
бенка гораздо опаснее не сам укус, а страх перед животными, который легко может перерасти в зоо-
фобию. Патологическая боязнь собак чаще всего возникает в детстве, если ребенка напугала собака.
Не обязательно при этом, чтобы она его кусала, – вполне достаточно вида оскаленной пасти, страш -
ных клыков... Память о саблезубых тиграх, наверное, прочно сидит в наших генах. Большие заострен -
ные клыки, свирепый оскал являются безусловным отрицательным ключевым стимулом. Один их
вид сигнализирует нам об агрессивности их владельца; не важно при этом, кто демонстрирует свои
мощные и чересчур вооруженные челюсти: акула или хищное млекопитающее – эффект бывает один
и тот же. Сильные детские страхи могут фиксироваться и превращаться в невроз, особенно если пуга-
ющее событие произошло прежде, чем ребенку стукнуло семь лет. Иногда внезапный испуг приво-
дит к тому, что дитя начинает заикаться. В большинстве случаев ребенка пугает собака, но далеко не
всегда собака в этом виновата. Конечно, в раннем детстве достаточно бывает только увидеть
большого грозного пса, например дога или добермана, чтобы испугаться; даже громкий лай для де-
тей может представлять угрозу, не говоря уже о том, что есть, к сожалению, собаки, которые челове -
ческих детенышей не любят и кусают их без всякой провокации с их стороны. Но одно дело – испуг, а
фиксация страха – это уже совсем другое, и в этом повинны чаще всего люди, а именно взрослые,
опекающие ребенка. Даже при незначительном конфликте ребенка и собаки они могут впадать в
истерику. Собакам, например, не нравится, когда их таскают за уши и за хвосты или отнимают у них
любимую косточку, и, бывает, они откусываются от своих юных мучителей. В таких случаях родители
должны судить детей и животных по справедливости: не наказывать четвероногих за покус, а объяс -
нить ребенку, что он был неправ и ему надо учиться соблюдать границы в общении с домашними
любимцами. Например, трехлетний мальчик специально наступил спящему песику за хвост, тот спро -
сонья его укусил, и раздался громкий рев. Бабушка, которая в это время сидела с внуком, не стала
охать, ахать и тащить ребенка на уколы, а спокойно объяснила ему, что этого нельзя делать, что со -
бачке тоже больно. Теперь мальчик не обижает обитающих в доме маленького терьера и кошку – и
никого не боится.
Как бороться с такими страхами?
Родители сами могут сделать многое, чтобы ребенок перестал бояться собак. Они должны объяс-
нить своему отпрыску, как себя надо с ними вести, побольше показывать картинок и фильмов с до -
бродушными и милыми собачками, придумывать и рассказывать ему сказки, где действуют замеча-
тельные героические собаки – обязательно с хорошим концом. Наконец, надо постепенно знакомить
своего ребенка с собаками. В кинологическом центре, где занимаются лечебной кинологией, с
детьми общаются, и весьма близко, собаки- терапевты самых разных пород, от карликовых пинчеров
до алабаев, – именно для того, чтобы снять у детей боязнь собак. …
Приложение 10
Выставка детско-родительских рисунков и поделок «Домашние животные»
Итоговым продуктом проекта стала выставка детско-родительских рисунков и поделок «Домашние
животные», в которой представлены работы детей, выполненные совместно с родителями разными
техниками (лепка, аппликация, рисунок, тканевые игрушки, поделки из биологического материала)
Приложение 11
Фотоконкурс «Домашний питомец»
Очень интересным заданием для детей и их родителей стал фотоконкурс «Домашний питомец». Все
участники очень творчески подошли к данному заданию .Были принесены фотографии своих питом-
цев, красочные коллажи, а так же фото с забавными стихами, загадками и пояснениями. Все работы
так же представлены на выставке, а все авторы работ получили грамоты за активное участие в кон -
курсе.
Приложение 12
Акция «Подарим книгу о животных детскому саду»
Цель: Пополнить библиотеку группы, привлечь родителей к активному участию в проекте, расширять
знания детей о домашних животных.
В рамках проекта была проведена акция «Подарим книгу о животных детскому саду».Родители вос -
питанников приобрели две книги о домашних животных ,соответствующие возрастному развитию
детей. По этим книгам были проведены беседы с детьми о домашних животных. Красочные иллю-
страции и доступный текст очень понравились детям, они с удовольствием рассматривали изображе-
ния домашних животных , повторяли незамысловатый текст, потешки, стихи; с большим удовольстви-
ем участвовали в обсуждении каждого животного, указанного в данных книгах.