Напоминание

"Домашние животные"


Автор: Бровкина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад 362
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Домашние животные"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 362 Дзержинского района Волгограда»
Педагогический проект на тему

«Домашние животные»

во второй группе раннего возраста
Выполнила воспитатель МОУ детский сад №362 Бровкина М.А
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский
Продолжительность:
Краткосрочный с 21.11.2016 по 25.11.2016
Участники проекта:
Дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители

Цель проекта:
Дать детям представление о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде, повадках, роли животных в жизни человека; Познакомить детей с названиями домашних животных и их детенышей, с местом их проживания. Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к домашним питомцам.
Задачи проекта:
Развивать элементарные представления о домашних животных(живут рядом с человеком, люди за- ботятся о животных, животные приносят пользу людям); Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о домашних животных и их детены- шах(Кот-кошка-котенок;пес-собака-щенок;бык-корова-теленок;козел-коза козленок; конь – лошадь - жеребенок и др.) Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными; Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение; Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог; Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию артикуляционного аппарата; Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, леп- ке, аппликации; развивать творческие способности.
Актуальность проблемы:
Прививая любовь, заботливое отношение к животным, мы воспитываем в детях чувство доброты, от - зывчивости, сопереживания. Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок обладал этими качества- ми. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними животными, взрослые раз- вивают в ребенке чуткость, внимательность. У воспитанников, пришедших впервые в детский сад, выявлено отсутствие в должном объеме зна - ний о внешнем виде и месте проживания домашних животных, они неправильно называют детены- шей домашних животных, но при этом проявляют интерес к ним. Поэтому возникла необходимость в работе над проектом «Домашние животные» с целью углубления и обогащения знаний воспитанни- ков.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта воспитанники научатся различать по внешнему виду домашних жи - вотных, правильно называть их детенышей (телята, котята, щенята, ягнята, поросята и др.), знать ме - ста их проживания(коровник, свинарник, конура, человеческое жилище и др.)
1этап:
Подготовка к проведению проекта.
 Постановка целей  Подбор методической литературы по теме  Подбор дидактического материала, художественной литературы, наглядных пособий (альбо- мы для рассматривания, картины, настольные игры) ,музыкальных произведений по теме.  Работа с родителями: консультации «Дети и домашние животные» (приложение 9);выставка детско-родительских рисунков и поделок «Домашние животные»(приложение 10);фотокон- курс «Домашний питомец» (приложение 11); акция «Подарим книгу о животных детскому саду»(приложение 12) 2 этап:
Выполнение проекта.

дата

Тема

дня

Цели и задачи

дня

Образователь-

ная

область

Виды деятельности

Используемый

материал
21.11 Первая встре- ча. Познакомить детей с новыми видами домашних живот- ных. Закреплять знание животных и их детенышей, уме- ние их называть. Активизировать и развивать речь де- тей. Способствовать развитию навыка слушания художе- ственного слова ,не отвлекаясь, сосре- доточенно. Побу- ждать детей, рассматривая кар- тинки и иллюстра- ции, понимать и за- поминать предмет- ное изображение. Развивать внима- ние, зрительную па- мять, желание ра- ботать в коллекти- ве. Речевое разви- тие Познавательное развитие Социально-ком- муникативное Рассматривание картинок, ил- люстраций домашних живот- ных и их детенышей. Беседа о внешнем виде, образе жизни, питании, проживании домаш- них животных. Рассматрива- ние плаката «На ферме»(при- ложение 1) .Настольная игра - пазл «Чей детеныш?»(найти пару ко- рова-теленок и т д.)(приложе- ние 2) Чтение художественной ли- тературы: Е.Чарушин «Усатый полосатый» плакат с изображе- нием домашних животных на фер- ме, картинки с изображением до- машних животных(кошка, собака, лошадка, корова, свинья, коза).настольная игра –пазл «найди пару, чей дете- ныш?» книга с произведе- нием Е.Чарушина «Усатый полоса- тый».

дата

Тема

дня

Цели и задачи

дня

Образователь-

ная

область

Виды деятельности

Используемый

материал
22.11 Ребята и зверята. Расширение круго- зора, словарного запаса ребенка; развитие навыка слушать вниматель- но, сопоставлять и запоминать образы животных. Вырази- тельным чтением привлекать внима- ние детей, побу- ждать их сосредо- точится. Активизи- ровать чувства де- тей, мысли, вообра- жение. Речевое разви- тие Познавательное развитие Социально-ком- муникативное Физическое раз- витие Художественно- эстетическое развитие Отгадавание загадок про кош- ку, собаку, кролика, корову, поросенка.(приложение 3) Текст загадок, кар- тинки с изображе- нием домашних животных. Хвостики для мы- шек, ушки для кошки, обручи. Аудиозапись «Че- ловек собаке друг» Картинка с изоб- ражением собаки Аудиозапись «Кто пасется на лугу» Иллюстрации с изображением козы, лошади и ко- ровы. Подвижная игра «Кошка и мышки» (кошка-воспитатель догоняет мышек-детей)(при- ложение 4) Слушание песен о живот- ных «Человек собаке друг»
Автор текста (стихи):
М. Ли- бин
Автор музыки:
Владимир Ко- маров «Кто пасется на лугу» Автор текста: Черных Ю. Автор музыки: Пахмутова А. Совершенствовать бег, развивать уме- ние подражать, быть вниматель- ным. Вживаться в образ, ориентиро- ваться в про- странстве. Развивать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, отвечать на вопросы воспи- тателя при рассмат- ривании картинок, понимать о чем песня, эмоциональ- но реагировать на содержание.

дата

Тема

дня

Цели и задачи

дня

Образова-

тельная

область

Виды деятельности

Используемый

материал
23.11 Такие разные домаш- ние жи- вотные Развивать у детей интерес к процессу и результату лепки, продолжать зна- комить со свойства- ми пластилина, вы- зывать желание ле- пить, проявлять во- ображение, фор- мировать навыки культуры трудовой деятельности, при- общать к искусству, учить лепить про- стые формы, об- ращаться за помо- щью к взрослому. Речевое разви- тие Познаватель- ное развитие Социально- коммуникатив- ное Физическое развитие Художе- ственно-эстети- ческое разви- тие Лепка: «Морковка для кроли- ка» (приложение 5) игрушка кро- лик, морковь или муляж, пластилин красного цвета, салфетки, дощеч- ки, образец изде- лия, тарелка. Книга с произведе- нием С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», иллю- страции к сказке. Физминутка «Лошадка» (при- ложение 6) Чтение сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»,рассматривание иллюстраций к сказке. развивать умение подражать, быть внимательным. Вживаться в образ, ориентироваться в пространстве, по- вторять за взрос- лым, запоминать движения и слова. Обучать активному слушанию, совмест- ному проговарива- нию отдельных фраз, развивать лю- бовь и интерес к книге. Через яркие литературные обра- зы показать детям многообразие предметного и жи- вотного мира.

Дат

а

Тема

дня

Цели и задачи

дня

Образова-

тельная об-

ласть

Виды деятельности

Используемый

материал
24.11 В гостях у сказки Способствовать формированию на- выка активного слу- шания, развивать любовь и интерес к книге, вызывать у детей радость от чтения, развивать речь и обогащать знания детей при рассматривании картинок и иллю- страций. Речевое разви- тие. Познаватель- ное развитие. Социально- коммуникатив- ное развитие. Физическое развитие. Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу», рассматривание иллюстраций к произведе- нию. Книга с произведе- нием В.Сутеева «Кто сказал мяу», иллюстрации к сказке. Картинки с изобра- жением поросят игрушечные жи- вотные: кошка, козлик и собачка, игрушечный до- мик. Физминутка « Поросенок» (приложение 6) Дидактическая Игра «Кто как кричит» (приложение 7) снятие статическо- го напряжения с об- ластей позвоночни- ка; эмоциональное раскрепощение; удовлетворение естественной по- требности детского организма в двига- тельной активно- сти; Развивать у детей слух, навыки звуко- подражания. Учить произносить слова отчетливо и внятно. Воспитывать лю- бовь к животным.

Дат

а

Тема

дня

Цели и задачи дня

Образователь-

ная область

Виды деятельности

Используемый

материал
25.11 В мире живот- ных дать ребенку знания о правилах безопас- ного поведения(об источниках опасно- сти, мерах предосто- рожности и способах преодоления угро- зы),сформировать умение действовать в тех или иных ситуа- циях, помочь выра- ботать привычку меры предосторож- ности. Развивать внимание, ловкость, умение подражать выбран- ному образу, ориен- тироваться в про- странстве. Познавательное развитие Речевое развитие Социально-ком- муникативное развитие Физическое раз- витие Беседа на тему «Что делать, если ты встретил животное на улице» (приложение 8) Иллюстрации жи- вотных Шапочка пса Подвижная игра «Лохма- тый пес» (приложение 4)
3 этап
Итоги проекта
ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способ- ностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмо- ционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Сов- местная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мыш - ления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на ин - тересующие их вопросы, обобщить материал .
Приложение 1
Беседа на тему

«Домашние животные и их детёныши»
Программное содержание:  знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, учить называть и сравнивать их по величине;  развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас;  воспитывать любовь к животным и бережное отношение. Материалы: сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки, кошки и их детёнышей.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
1. Обратить внимание детей на сюжетные картинки с изображением домашних животных. Предложить отгадать загадки:  С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком. Кто это? (собака.)  Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт. Кто это? (кошка.)  Спереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, на спинке щетинка. Кто это? (поросёнок.)  Сама пёстрая, ест зелёную траву, даёт белое молоко. Кто это? (корова.) 2. Побеседовать о детёнышах домашних животных. Воспитатель: - У собаки маленький …(щенок), а у кошки маленький …(котёнок). У коровы – телёнок, а у лошади – жеребёнок. Посмотрите, мама кошка большая, а котёнок какой? (маленький). Собака большая, а ще - нок какой? (маленький). Корова большая, а телёнок какой? (маленький). Лошадь большая, а же - ребёнок какой? (маленький.) - Ребята, вы знаете, как заботятся животные о своих детенышах? Они их кормят молоком, чистят шёрстку языком, защищают, согревают. - Как заботятся животные о детёнышах? (ответы детей.) Молодцы! Давайте скажем нашим зверятам «до свидания» , поблагодарим за то, что они пришли к нам в гости.
Приложение 2
Дидактическая игра - пазл «Чей детеныш?»

Цель:
учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию, соотносить взрослую особь с их детенышем, развивать мелкую моторику.
Результат:
ребёнок знает и называет домашних животных и их детёнышей, соотносит взрослую особь с детёнышем, мелкая моторика развита на достаточном уровне. Ребята, давайте мы с вами соберем пазл , маленькие зверята потерялись, каждому детенышу надо найти маму. (после как собран пазл, воспитатель и дети обсуждают как выглядит теленок, поросенок т.д. чей это детеныш) Молодцы ребята мы с вами узнали кто такие домашние животные и их детеныши.
Приложение 3
Загадки
Загадки о домашних животных помогут вашим детям немного больше узнать о тех животных, кото - рые много лет живут рядом с людьми. Они таят в себе множество ценной и интересной информации о братьях наших меньших. Научите своего ребенка сопоставлять образы. Домашние животные, кото - рых придется отгадать, быстро и надолго запомнятся вашему ребенку.
Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится,

Угадали? Это…(кот)


С хозяином дружит,

Дом сторожит.

На чужих лает,

В свой дом не пускает (собака ).


Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.


Голодна - мычит,

Сыта - жует,

Малым деткам

Молочка дает ( корова ).


Вместо носа - пятачок.

Вместо хвостика - крючок.

«Хрю-хрю-хрю» - он нам кричит,

«Здравствуйте» - он говорит (поросенок).

Приложение 4
Подвижные игры.

Цель:
развивать умение подражать, быть внимательным. Вживаться в образ, ориентироваться в про - странстве, повторять за взрослым, запоминать движения и слова. Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловишки» выступает «кот».
Ход игры:
У края игровой площадки проводится линия, за которой чертятся круги или кладутся обручи — «до- мики-норки мышей». На расстоянии 5—8 м от линии на пеньке или на стульчике садится «кот», а мыши устраиваются в своих «норках». Показывая начало игры, роль кота выполняет воспитатель, а затем выбирается «кот» из играющих детей. Когда все заняли свои места, воспитатель обращается к детям-«мышкам»: «Кот спит!..» Мож- но использовать рифмовку: Кошка мышек сторожит, Притворилась, будто спит…. После этих слов воспитателя «мышки» покидают свои «норки» и начинают бегать по игровому полю, близко подходят к «коту». Через некоторое время воспитатель говорит: «Кот просыпается!..» Можно использовать рифмовку: Тише, мышки, не шумите, Вы кота разбудите… После этих слов «кот» встает на четвереньки, потягивается, говорит: «Мяу!..» Это служит сигналом, что он начинает ловить мышей. Пойманных «мышей» кот отводит к своему ме- сту, а игра начинается сначала, но уже без их участия. После того как «кот» поймал 3—5 мышей, воспитатель назначает нового «кота», а пойманные «мыши» возвращаются в игру.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Цель:
развивать умение подражать, быть внимательным. Вживаться в образ, ориентироваться в про - странстве, повторять за взрослым, запоминать движения и слова. В начале игры с помощью считалочкивыбирается
«пес»
. Если дети играют в первый раз, то роль
«пса»
берет на себя взрослый. Затем необходимо выбрать место для
«конуры»
. Там наш
«пес»
будет отдыхать. Хорошо для
«конуры»
подходит скамейка, но можно просто начертить круг мелом на асфальте. Также необходимо очертить черту мелом. где дети будут прятаться от
«пса»
и куда ему нельзя забегать. После всех приготовлений пес садится или ложится в
«конуру»
, закрывает глаза и делает вид , что спит. Дети берутся за руки и
цепочкой
идут к псу, громко рассказы- вая такой стишок: — Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет? На последних словах стишка дети должны
дотронуться рукой
до спящего пса. После этого пес
просы-

пается,
начинает громко лаять и
гонится
за ребятами. Дети
убегают
и прячутся в свой домик. Задача пса не поймать ребят, а скорее припугнуть. Образ пса — добродушный, но любящий покой, и не лю- бящий, когда его будят, тормошат и не дают поспать. Перед началом игры, для лучшего создания об- раза, игрок в роли «пса» может несколько раз обойти вокруг своей «конуры», гавкнуть, сесть, и толь- ко потом улечься спать, закрыв глаза. Игра отлично развивает воображение, помогает ребятам преодолевать боязнь и нерешительность.
Приложение 5
Конспект НОД по изодеятельности (лепка) в первой младшей группе «Морковка для кролика».
Программное содержание: вызвать интерес к действиям с пластилином, совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, учить различать красный цвет, вос - питывать ум, радоваться своими работами, воспитывать любовь к животным, желание помочь в трудную минуту .Материал: игрушка - кролик,
морковь или муляж
, пластилин красного цвета, сал- фетки, дощечки, образец изделия, тарелка. Ход
занятия
: стук в двери.- Ой, ребятки, кто- то к нам в гости пришел. Давайте откроем двери и по- смотрим, кто там пришел. Отгадайте кто. У него длинные ушки, маленький хвостик, большие глазки. Он умеет прыгать. Вот так. (Воспитатель имитирует прыжки зайца). (
Зайчик).
-- Ребята, а
зайчик говорит
, что у мамы день рождения, и он не знает, что ей подарить. А давайте мы сделаем
подарок
маме и слепим
морковку
. -- Зайцы любят
морковку
, вот мы с вами слепим ее. Посмотрите на
морковку
. Вы видите, что с одно- го конца она толстая, а с другого — острая. (Воспитатель предлагает детям взять в руки
морковку
, об- вести ее контур пальчиком). Давайте с вами подготовим наши пальчики к работе:
Пальчиковая гимнастика «Заяц-барабанщик»
За уши зайца несут к барабану. (на правой руке поднять указательный и средний пальчики - «ушки»,большим пальчиком придерживать остальные; левой рукой взяться за «Ушки»,как будто не - сем зайку.) Заяц ворчит: «Барабанить не стану! ( Указательными пальчиками имитировать игру на бараба- не). Нет настроения, нет обстановки, нет подготовки,(загибать пальчики на правой руке, начиная с мизинца.) Не вижу морковки! (развести руки в стороны). А какого цвета пластилин мы возьмем для
морковки
?
Морковка
у нас красного цвета. Воспитатель показывает приемы раскатывания палочки и вытягивания одного ее конца, формируя изделие. Дети начинают лепить, в процессе
лепки
воспитатель контролирует правильность выполнения приемов раскатывания палочки прямыми движениями ладоней, придания ей нужной формы. Затрудняющим- ся детям воспитатель помогает. Вылепленные изделия дети раскладывает на красивые тарелки. -- Как много красивой
морковки вы сделали
. У
зайчика
мама обрадуется этому подарку.
Зайчик поблагодарил детей
, попрощался и ушел к своей маме.
Приложение 6 Физминутка «
Лошад-

ка
». Цок – цок – цок - цок! (Поочередное топа- нье одной ногой, за- тем другой) Я
лошадка – серый

бок
! Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.) Если хочешь - прока- чу! (легкий бег на ме- сте.) Посмотри, как я кра- сива,( Руки на поясе, наклоны) Хороши и хвост, и грива.( Туловища влево - вправо.) Цок – цок – цок - цок! (Кружатся на месте.) Я
лошадка – серый бок
!

Физминутка «Поросенок»
(Дети выполняют движения по тексту) Поросёнок Пятачок Отлежал себе бочок. Встал на ножки потянулся, А потом присел, нагнулся. И на ножках поскакал. А потом опять прилёг, Но уже на правый бок.
Приложение 7
Конспект

дидактической игры-занятия «Кто как кричит».
Цель: развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Научить различать животных по их внешне- му виду и издаваемым звукам. Воспитывать любовь к животным. Материал: игрушечные животные: кошка, козлик и собачка, игрушечный домик. Ход занятия: воспитатель создает игровую ситуацию. Чтобы было интересно, на
столе
стоит дом. Дети сидят полу- кругом. Незаметно в дом помещаются игрушки – «кошечка, козлик, собачка». Воспитатель: - Что это? Дети: - Это дом? Воспитатель: - Давайте постучим, может, кто-нибудь в домике живет?
Воспитатель стучит в ту часть дома, где они будут выходить. Воспитатель: - Тук-тук-тук, откройте! (2 раза) Кто в домике живет? Выходите к нам, вас детки ждут. Все хотят посмотреть на вас, послушать, кто как
кричит
. Из домика выходит кошка киса и мурлычет. Воспитатель: - Кто это? Дети: - Это кошка. Воспитатель: - Как кошка мяукает? Дети: - Мурр - мяу, мурр - мяу. Воспитатель: - Кошечка, подойди поближе к деткам. Кошка идет медленно, плавно и мурлычет: «Мурр - мяу, мурр - мяу». Она мурлычет то громко, то тихо, приветствует всех детей по очереди и ухо- дит в свой домик. После того, как кошка войдет в дом, воспитатель обращается к каждому ребенку с просьбой сказать, как кошечка мяукает. Затем снова стучит в ту же часть дома. Выходит из домика козлик. Он топает ножками, бежит вприпрыжку, временами опуская голову вниз, как бы бодаясь, громко
кричит
: «Бе - бе, бе - бе!» Когда подходит близко к кому-либо из детей, кто
кричит тихо
. После того как козлик уходит в дом, воспитатель обращается к детям с вопросами: - «Как
кричит козлик
? Как мяукает кошка? Где кошечка? Где козлик? Куда ушла кошечка? Куда ушел козлик?» После небольшой паузы показ необходимо повторить. В конце занятия надо дать игрушки детям для самостоятельной
игры
. Приложение 8
Беседа

на тему «Что делать,если ты встретил животное на улице?»
Цель. Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и без- домными животными. Задачи. Научить детей понимать состояние и поведение животных. Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными. Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и без - домными животными. Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к животным

Беседа по теме.
сегодня мы поговорим с вами о правилах безопасности при обращении с животными, как дома, так и на улице.
Работа по вопросам:
- У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей). - Если это домашние животные, значит, о них кто-то заботится? Кто же? (Человек, хозяин). - Бывает ли такое, когда у домашних животных нет хозяина? (Бывает). - Кто тогда о них заботится? (Никто). - Где же они живут? (На улице). - Значит, у них нет дома. Как можно одним словом сказать про живот - ное, у которого нет дома? (Бездомное). - Ребята, как вы думаете можно ли трогать бездомную кошку или собаку? (Нет) - Почему? (Ответы де- тей) - Да вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки мо- гут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных. Даже домашняя кошка или собака может поцарапать и укусить своего хозяина, если он будет с ней плохо обращаться.
Обсуждение стихотворения:
Не зря собака тех кусает, Кто камень зря в нее бросает. Но если кто с собакой дружит, Тому собака верно служит. - Почему собаки бывают злыми? - Можно ли трогать бездомную или чужую собаку? (Нет, она может быть агрессивная - может напасть и укусить) - Ребята, можно ли дразнить собак? (Ответы детей) - Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить? (Ответы детей) - Сейчас мы с вами закрепим правила безопасности при общении с собаками. - У собак главное их оружие острые клыки и зубы, лапы с когтями. - Клыки они оскаливают во время угрозы; - При угрозе собаки рычат, скалят клыки, приседают на лапы, готовясь к прыжку; - Нельзя дразнить собак, махать на них руками, замахиваться палками, кидать в них камнями. - Нельзя убегать от собаки, они думают, что вы добыча и охотятся и бегут за вами. - Нельзя трогать собаку, когда она ест, а тем более отнимать у неё пищу – кости.
Итог НОД.
- Какие правила безопасности при обращении с животными вы запомнили? - Почему некоторые домашние животные становятся бездомными? - Чем можно помочь бездомным животным? - В заключении я хочу ещё раз вам напомнить о том, что надо соблюдать правила безопасности при общении с животными. Не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить. Приложение 9
Консультация родителей на тему «Дети и домашние животные»

Зачем нужны домашние животные?
А действительно, зачем? Некоторые мамы так и говорят – от них одни проблемы: грязь, запах, ответ- ственность какая. Да еще и зараза! Что ж, наша жизнь – сплошные проблемы, большие и маленькие. Без них жить было бы скучно. Если бы мы думали только о проблемах, то никогда не заводили бы де- тей! А нашим детям для нормального развития домашние питомцы просто необходимы. Зачем они нужны? Статистика свидетельствует, что это не голословное утверждение. Данные разных исследова- телей говорят о том, что домашние животные играют огромную роль в воспитании детей. Так, под - ростки, растущие в семьях, где есть четвероногие питомцы, в двух случаях из трех воспринимают об-
становку в семье как благоприятную, в то время как практически все те, у кого нет даже скромного хомячка, считают, что дома не все благополучно. Тревожность и конфликтность в семьях с животны- ми значительно ниже, чем в семьях без животных, зато дети в них гораздо реже испытывают чувство неполноценности, менее агрессивны и более общительны. Еще более важны отношения с животны- ми, будь то собака, кошка, морская свинка или лошадь, для детей-сирот. Воспитанники детских до- мов в огромном большинстве считают самым близким себе существом именно такое четвероногое создание, оно для них зачастую значит гораздо больше, чем их двуногие товарищи, учителя, воспита- тели или родственники. А если такого пушистого и теплого друга нет, то что тогда? Полное одиноче- ство, озлобленность, ненависть ко всем и всему, которая потом оборачивается против общества... Со - гласно результатам исследований, проведенных американскими учеными, важными факторами, приводящими подростков к наркотикам, являются общая холодная атмосфера в семье и то, что они ни за кого не отвечают и ни о ком не заботятся: ни о младших сестренках и братишках, ни о четверо- ногих питомцах. Впрочем, это вообще факторы, порождающие асоциальное поведение.
Любви никогда не бывает много.
Возня с домашними животными в какой-то мере может восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Ласковое, теплое да еще и пушистое, приятное на ощупь суще- ство, которое любит тебя без всяких условий и без всяких заслуг с твоей стороны, которое так и пры- гает на тебя и стремится тебя облизать, – что может быть лучше для ребенка? (Кстати, лишенные шерсти голые собачки и кошки-сфинксы – не для детей). Любовь ведь не просто слова и отношения, любовь должна обязательно выражаться в ласке и касаниях. Ребенок нормально развивается только в тесном физическом контакте с матерью, причем это необходимо не только в период кормления грудью, но и гораздо более длительное время. Человек, лишенный таких физических, телесных отно- шений в юном возрасте, вырастает нелюдимым, несчастным, одиноким – и он будет опасаться лю- бых контактов со своими ближними и дальними, как физических, так и эмоциональных. Маленькие дети подсознательно нередко тянутся к большим мохнатым собакам – большое теплое тело как бы заменяет им маму (это на подсознательном уровне). Если дети общаются со своими питомцами, это помогает им вырасти людьми не только думающими, но и чувствующими. И особенно это важно сей- час, в век бездушных машин и компьютеров – уж компьютер-то есть чуть ли не в каждом доме. Мы в ответе за тех, кого приручили. Во многих семьях, где есть собака, даже небольшая, она служит ребен- ку товарищем в играх, но заботы о ней целиком и полностью лежат на плечах родителей. Почему? Обычный ответ: у детей еще нет чувства ответственности, и вверять им живое существо опасно и не - разумно. Интересно, а как разовьется у них чувство ответственности, если им не доверяют? Конечно, малыш в 6–7 лет еще не может полноценно ухаживать за собакой, даже за маленькой, но вот забо - титься о хомячке или морской свинке он вполне в состоянии.
Воспитание чувств
. Если маленькие дети грубо и жестоко играют со своими любимцами, это происходит потому, что они еще не осознают, что собачке или кошечке тоже бывает больно. Им это надо объяснять. От того, на - сколько хорошо родители смогут дать понять ребенку, что животные испытывают такую же боль и та - кие же неприятные ощущения, как и он сам, зависит, каким он вырастет: чувствительным или жесто- ким, деликатным или грубым. Если ребенок чересчур агрессивно обращается с животными, хорошо воспитанные четвероногие, сами легко находят выход из ситуации: они просто сбегают, но не откусы- ваются; Но когда в семье есть малыши, домашние питомцы, чаще всего, с удовольствием участвуют в совместных развлечениях, иногда весьма бурных, а когда взрослые их растаскивают, то, отдышав- шись, снова возвращаются к юному «извергу», чтобы продолжить игру. Домашние питомцы как партнеры в играх, особенно в играх подвижных, на мой взгляд, просто незаменимы, при этом созда- ется впечатление, что играть им нравится не меньше, чем детям. Кроме, конечно, старых солидных животных, которым уже не до игр – возраст не тот. Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или песик, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут! В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во
всяком случае, идеальные слушатели. Как и для взрослых, наши домашние любимцы для детей – мощнейший инструмент для снятия стресса. Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повы- сить самооценку – это заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий млад- ший брат выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих собственных глазах. Впрочем, не только в своих. А постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навы - ки невербального (то есть неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира.
Ребенок в мире природы.
Обычно дети довольствуются котом или песиком, этого вполне хватает, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт; многим достаточно хомячка или пушистой морской свинки. Но некоторые отдельные папы и мамы, бывает, уступают многим настояниям своих отпрысков и заводят дома чуть ли не целый зверинец. Спрашивается, а зачем нам зоопарк на дому? Конечно, без него вполне мож- но обойтись, но... Общаясь со своими зверями, человек, даже самый юный, удовлетворяет свою лю- бознательность и чувствует свою неразрывную связь с природой, что особенно важно для выросших в городе детей, которые и корову-то видели только по телевизору. Конечно, все эти животные причи- няют массу хлопот, особенно родителям. Но это все такие мелочи по сравнению с тем удовольстви- ем, которое нам доставляют наши четвероногие и прочие питомцы. А положительные эмоции, как мы уже выяснили, лечат сами по себе, и поэтому общение с животными особенно необходимо ослабленным и больным детям. Они растут, развиваются, открывают для себя мир – и счастливо то дитя, которое растет на природе и среди животных!
Зубы и когти – насколько это опасно?
Собаки и кошки – хищники и могут сильно укусить и оцарапать. Впрочем, кусается и загнанная в угол крошечная белая мышка. Насколько это опасно? Вопрос можно поставить по-другому: опасно для кого? У детей нет врожденного представления о том, что другие существа могут чувствовать боль, страдать, но они от природы вовсе не жестоки. И не будут жестоки, если воспитывать их не абы как, а под родительским присмотром. Сопереживанию они должны научиться, и желательно, чтобы этому их научили взрослые. Маленькому человечку необходимо объяснить, что ко всем живым существам надо относиться бережно. Особенно это касается мальчиков. Мальчики от природы менее склонны к эмпатии (то есть чувствованию в состояние другого живого существа), чем девочки, к тому же они бо - лее любопытны и изобретательны. И если пострадавшее животное начинает откусываться, то роди- тели, прежде чем бежать «спасать» своего ребенка, должны сначала разобраться, кто прав, а кто ви - новат. Именно неадекватное поведение взрослых часто вызывает у детей фиксацию страха. Для ре- бенка гораздо опаснее не сам укус, а страх перед животными, который легко может перерасти в зоо- фобию. Патологическая боязнь собак чаще всего возникает в детстве, если ребенка напугала собака. Не обязательно при этом, чтобы она его кусала, – вполне достаточно вида оскаленной пасти, страш - ных клыков... Память о саблезубых тиграх, наверное, прочно сидит в наших генах. Большие заострен - ные клыки, свирепый оскал являются безусловным отрицательным ключевым стимулом. Один их вид сигнализирует нам об агрессивности их владельца; не важно при этом, кто демонстрирует свои мощные и чересчур вооруженные челюсти: акула или хищное млекопитающее – эффект бывает один и тот же. Сильные детские страхи могут фиксироваться и превращаться в невроз, особенно если пуга- ющее событие произошло прежде, чем ребенку стукнуло семь лет. Иногда внезапный испуг приво- дит к тому, что дитя начинает заикаться. В большинстве случаев ребенка пугает собака, но далеко не всегда собака в этом виновата. Конечно, в раннем детстве достаточно бывает только увидеть большого грозного пса, например дога или добермана, чтобы испугаться; даже громкий лай для де- тей может представлять угрозу, не говоря уже о том, что есть, к сожалению, собаки, которые челове - ческих детенышей не любят и кусают их без всякой провокации с их стороны. Но одно дело – испуг, а фиксация страха – это уже совсем другое, и в этом повинны чаще всего люди, а именно взрослые, опекающие ребенка. Даже при незначительном конфликте ребенка и собаки они могут впадать в истерику. Собакам, например, не нравится, когда их таскают за уши и за хвосты или отнимают у них любимую косточку, и, бывает, они откусываются от своих юных мучителей. В таких случаях родители должны судить детей и животных по справедливости: не наказывать четвероногих за покус, а объяс -
нить ребенку, что он был неправ и ему надо учиться соблюдать границы в общении с домашними любимцами. Например, трехлетний мальчик специально наступил спящему песику за хвост, тот спро - сонья его укусил, и раздался громкий рев. Бабушка, которая в это время сидела с внуком, не стала охать, ахать и тащить ребенка на уколы, а спокойно объяснила ему, что этого нельзя делать, что со - бачке тоже больно. Теперь мальчик не обижает обитающих в доме маленького терьера и кошку – и никого не боится.
Как бороться с такими страхами?
Родители сами могут сделать многое, чтобы ребенок перестал бояться собак. Они должны объяс- нить своему отпрыску, как себя надо с ними вести, побольше показывать картинок и фильмов с до - бродушными и милыми собачками, придумывать и рассказывать ему сказки, где действуют замеча- тельные героические собаки – обязательно с хорошим концом. Наконец, надо постепенно знакомить своего ребенка с собаками. В кинологическом центре, где занимаются лечебной кинологией, с детьми общаются, и весьма близко, собаки- терапевты самых разных пород, от карликовых пинчеров до алабаев, – именно для того, чтобы снять у детей боязнь собак. … Приложение 10
Выставка детско-родительских рисунков и поделок «Домашние животные»
Итоговым продуктом проекта стала выставка детско-родительских рисунков и поделок «Домашние животные», в которой представлены работы детей, выполненные совместно с родителями разными техниками (лепка, аппликация, рисунок, тканевые игрушки, поделки из биологического материала)


Приложение 11
Фотоконкурс «Домашний питомец»
Очень интересным заданием для детей и их родителей стал фотоконкурс «Домашний питомец». Все участники очень творчески подошли к данному заданию .Были принесены фотографии своих питом- цев, красочные коллажи, а так же фото с забавными стихами, загадками и пояснениями. Все работы так же представлены на выставке, а все авторы работ получили грамоты за активное участие в кон - курсе.
Приложение 12
Акция «Подарим книгу о животных детскому саду»

Цель:
Пополнить библиотеку группы, привлечь родителей к активному участию в проекте, расширять знания детей о домашних животных. В рамках проекта была проведена акция «Подарим книгу о животных детскому саду».Родители вос - питанников приобрели две книги о домашних животных ,соответствующие возрастному развитию детей. По этим книгам были проведены беседы с детьми о домашних животных. Красочные иллю- страции и доступный текст очень понравились детям, они с удовольствием рассматривали изображе- ния домашних животных , повторяли незамысловатый текст, потешки, стихи; с большим удовольстви- ем участвовали в обсуждении каждого животного, указанного в данных книгах.


В раздел образования