Напоминание

"Институциональная модель обучения английскому языку на продвинутом уровне в основной школе".


Автор: Юсупова Наталья Рафаилевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №102 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Институциональная модель обучения английскому языку на продвинутом уровне в основной школе".
Раздел: среднее образование





Назад




Институциональная модель обучения английскому языку на продвинутом уровне в основной школе. Яркими характеристиками современного мира являются процессы интеграции и интенсивного международного общения, когда в окружающий мир человека входят новые технологии и огромный поток информации, поэтому деятельность человека по поиску, сбору, переработке, осмыслении, интерпретации и представлении информации становится наиболее значимой. В связи с этим вопросы эффективности обучения иностранным языкам приобретают особую актуальность. При этом возрастает потребность в таких видах деятельности, которые выводят пользование иностранным языком за рамки урока, расширяют возможности освоения языковых навыков и речевых умений в моделируемых ситуациях общения. Одной из таких видов деятельности выступает информационно-познавательная деятельность. Информационно-познавательная деятельность – это модель интеллектуальной деятельности человека, направленной на познание информационной реальности. Эта деятельность является познавательной, но вместе с тем она реализует проектно-исследовательскую позицию взаимодействия человека с миром и компетентно оснащена деятельностью по работе с информацией. (Водяненко Г.Р. «Информационно-познавательная деятельность как образовательная технология ФГОС», Пермь: Учитель, 2016 с.7-10). В основе ИПД находится мыслительная деятельность (процесс деятельностного развития различных форм и видов мышления). На этой деятельности базируется информационная деятельность (поиск, сбор, систематизация, анализ, синтез, хранение и распространение информации). Третий компонент модели ИПД – проектно-исследовательская деятельность. В основной школе (5-9 классы) происходит интенсивное развитие склонностей, способностей учащихся, формирование готовности к выбору дальнейшего образования и к определению в нем места иностранного языка. Введение курсов иностранногот языка в пространство дополнительного образования представляет сегодня интерес со стороны всех субъектов образовательного процесса. В этих целях мы решили апробировать
институциональную

модель

обучения

английскому

языку

на

продвинутом уровне в основной школе.
Цель модели разработанной в рамках программы Cambridge English, - освоение английского языка школьниками, проявляющими интерес и склонности к иностранному языку, на уровне, обеспечивающем успешную сдачу международных Кембриджских экзаменов данной возрастной группы - Cambridge English: Starters, Movers, Flyers, КЕТ, PET, FCE. Являясь продолжением основного курса английского языка вне рамок урока, данный курс служит дополнительным средством реализации всех целей обучения иностранному языку в основной и средней школе: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих (речевой, языковой, социокультурной/межкультурной,
компенсаторной, учебно-познавательной); развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык», в частности, формирование у учащихся потребности в изучении иностранных языков и овладении ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтничном мире, развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка. Таким образом, углубляя и систематизируя программные знания по английскому языку, расширяя возможности формирования и развития языковых навыков и речевых умений, программа обеспечивает языковое развитие личности в соответствии современными требованиями и запросами значительной части учащихся и их родителей. Помимо этого, в составе программы дополнительного образования, данный курс: способствует раскрытию предпочтений и личностных качеств школьников. Содержание Кембриджских экзаменов для школьников и, соответственно, содержание предлагаемого курса отвечают деятельностному характеру предмета «Иностранный язык», отражает коммуникативно-когнитивный подход, что соответствует требованиям ФГОС и возрастным особенностям учащихся этих ступеней обучения. Задачи программы - развитие учебно-познавательных умений, самостоятельности, мотивации к изучению английского языка как средства общения и познания, освоение формата заданий международного тестирования по английскому языку, в том числе для подготовки к государственным экзаменам по иностранному языку в школе (ГИА, ЕГЭ). Эти задачи реализуются в контексте общих задач языкового образования учащихся основной и средней школы.
Результаты

освоения

программы.
В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе творческой, учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения английского языка, обозначенных ФГОС.
Личностные
результаты: формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремление к самосовершенствованию своей речевой культуры, общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе, осознание языка, как основного средства общения между людьми, формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации.
Метапредметные
результаты: развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении различных заданий, р а з в и т и е коммуникативных способностей, расширение общего лингвистического кругозора, развитие навыков работы с информацией, развитие смыслового чтения, овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК

Предметные
результаты изучения данного курса соответствуют ФГОС общего образования в коммуникативной сфере. У учащихся развивается речевая компетенция во всех видах речевой деятельности: Говорении: начинать, вести и заканчивать диалог, расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, рассказывать о различных аспектах своей жизни, описывать события или явления. Аудировании: воспринимать на слух и понимать речь, аудио- и видеотексты, выделять на слух необходимую информацию. Чтении: читать с пониманием основного содержания, использовать различные приемы смысловой переработки текстов, оценивать прочитанную информацию, выражать свое мнение. Письменной речи: писать личные письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Задания по работе с текстом развивают смысловое чтение, задания в форме головоломок и загадок учат находить сходство и различие при сравнении, развивают внимание, логику, умение анализа и синтеза. Практика тренировочных тестов способствует формированию механизмов самоконтроля, развитию познавательной и эмоциональной сфер учащихся. К реализации проекта мы приступили в 2012-2013 учебном году. В этот учебный год мы начали занятия с двумя группами пятиклассников, общим количеством 30 человек. Занятия велись по рабочей программе, составленной на основе учебного пособия «FUN for Movers», Cambridge University Press. К концу учебного года учащимся было предложено сдать международный Кембриджский экзамен YLE Movers. 15 учащихся согласились пройти это испытание и успешно сдали экзамен со средним результатом 78,8%. В следующем учебном году эти учащиеся продолжили занятия в данной модели. Кроме того, родители новых пятиклассников просили нас организовать обучение английскому языку на углубленном уровне с их детьми. За это время с 2012 года в рамках институциональной модели углубленного изучения английского языка в школе обучается 117 учащихся с 1 по 9 класс. 50 учащихся проверили свои знания и навыки владения английским языком успешно сдав Кембриджские экзамены уровня А1, А2, В1. Большинство учащихся показывают высокую заинтересованность в изучении английского языка, успешны на уроках и показывают качество обучения языку 90-100%. Нами составлены рабочие программы для каждого уровня обучения. Данные программы доступны для учителей иностранного языка нашей школы. Они могут воспользоваться ими для обучения своих учащихся на продвинутом уровне. Таблица 1. Результативность обучения участников институциональной модели изучения иностранного языка.
Год Класс/Урове нь Кол-во учащихся Кол-во экзаменующи хся уровень Результат (качество) 2012 - 2013 5/A1 Elementary 30 15 YLE Movers 78,8% 2013 - 2014 5/A1 Elementary 6/А2 Pre- Intermediate (ИТОГО) 19 26 (45) 10 YLE Flyers 73% 2014 - 2015 3/Beginner 4/ A1 Elementary 6/ A1 Elementary 7/ А2 Pre- Intermediate Итого 20 25 21 18 (84) 2 2 1 (14) YLE Movers YLE Flyers KET for schools 89% 80% 73% 2015 - 2016 1/ Beginner 4/ A1 Elementary 5/ A1 Elementary 6/ А2 Pre- Intermediate 7/ А2 Pre- Intermediate 8/B1 Inermediate Итого 26 16 15 15 25 20 (117) 4 1 1 YLE Movers YLE Flyers KET for schools 96% 70% 84%


В раздел образования