Автор: Хакимова Айгуль Иман-Мадыевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МАОУ Горьковская СОШ Населённый пункт: Тюменская область Тюменский район с. Горьковка Наименование материала: методическая разработка Тема: "Программа по подготовке к олимпиаде по истории" Раздел: полное образование
1
Содержание
1.
Пояснительная записка ________________________________2-4 стр.
2.
Тематический план __________________________________ 4 стр.
3.
Поурочное планирование ______________________________5-8 стр.
4.
УМК и источники ___________________________________8 стр.
5.
Приложение 1.Тестовые задания ________________________9-10 стр.
6.
Приложение 2. Формирование умения анализа содержания
исторического документа. _____________________________ 11-15 стр.
7.
Приложение 3. Алгоритм работы с карикатурой.___________16 стр.
8.
Приложение 4. Методика изучения исторической
личности_____________________________________________17-21 стр.
9.
Приложение 5. Историческое эссе. _______________________22-31 стр.
Пояснительная записка
2
Процесс подготовки учащихся к участию в олимпиадах по истории –
нелегкое дело. Что должны явить ребятам зеркало прошлого, в которое они
станут
пристально
всматриваться,
чтобы
прибыть
на
олимпийские
исторические
старты
в
полной
форме,
как
говорится,
«конно,
людно
и
оружно»?
Олимпиада по истории выявляет знания учащихся о той или иной
эпохе,
исторических
деятелях,
важнейших
исторических
событиях
и
процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных
источников,
умению
решать
проблемные
вопросы.
Задания
олимпиады
помогут
учащимся
развить
навыки
творческой
и
научной
деятельности.
Олимпиады проходят на разных уровнях. Их цель поддержать интерес к
предмету, выявить способных учащихся.
Участие учеников в заочных
и очных олимпиадах регионального,
Всеро ссийского
и
Международного
уровня
имеет
целый
р я д
привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
• дает возможность обучающимся и их учителям защищать честь
своего ОУ;
• создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению
предмета;
•
привлекает
учащихся
уже
с
начальных
классов
к
участию
в
Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут
«ветеранами»
интеллектуальных
турниров,
которых
можно
будет
смело
отправить на любое соревнование;
• некоторые задания олимпиад проходят в том же тестовом формате,
что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить
данную форму тестирования;
• по итогам проведения олимпиад учителя, ученики и их родители
могут
ознакомиться
с
результатами
всех
участников
по
нескольким
критериям: по классам, по регионам, узнать свой результат на сайте ОУ;
• каждый участник имеет возможность получить диплом призера или
участника, сертификат для портфолио, которые могут послужить лишним
«козырем» при поступлении в ВУЗ.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не
воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся
работа быстро затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с
начала учебного года;
Система подготовки участников олимпиад:
• базовая подготовка по предмету;
•подготовка,
полученная
в
рамках
системы
дополнительного
образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
• самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы,
самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
3
•
целенаправленная
подготовка
к
участию
в
определенном
этапе
соревнования по предмету (как правило, такая подготовка осуществляется
под
руководством
педагога,
имеющего
опыт
участия
в
олимпиадном
движении).
Целесообразно подготовку к олимпиаде разделить на несколько
этапов:
I этап – Подготовительный. II этап – Реализация программы. III этап -
Рефлексия.
Подготовительный этап включает в себя: Диагностику одаренных детей
и создание УМК. Диагностика включает: - наблюдение за детьми в урочной
деятельности (отношение к предмету, уровень развития речи, активность
мышления); - анализ выполнения детьми проблемных исторических задач,
предполагающих творческий подход; - отслеживание результатов участия
детей в неделях истории, школьных предметных олимпиадах, конференциях.
УМК
–
образовательная
программа,
средства
обучения
(карты,
статистические материалы, сборники тестов и задач, учебные пособия для
углубленного изучения предмета)
II
этап
–
Реализация
программы.
Программа
включает
в
себя:
-формирование
мотивации;
-организация
деятельности:
Теоретико-
практический блок. Практический блок.
Целью
теоретико-практического
блока
организации
деятельности
является: углубление и расширение знаний по основным разделам школьных
курсов истории, основываясь на принципах горизонтального и вертикального
обогащения,
их
систематизация.
Формы
работы:
лекции;
проблемные
дискуссии;
научная
работа
с
литературой;
работа
в
сети
Интернет.
Целесообразным
является
после
углубленного
повторения
исторического
материала его закрепление посредством решения олимпиадных заданий по
теме
повторения.
Такая
система
работы
позволяет
более
качественно
подготовиться
к
интеллектуальному
соревнованию
на
протяжение
всего
курса подготовки.
Целью
практического
блока
организации
деятельности
является:
формирование
актуальных
практических
навыков.
Формы
работы:
практические занятия с картографическими и статистическими материалами;
решение исторических заданий олимпиад разного уровня.
3 этап - Рефлексия. Как в любом состязании, в олимпиадах разного
уровня
есть
и
победители,
есть
и
побежденные.
Поэтому
важно,
чтобы
4
результат
очередной
олимпиады
воспринимался
каждым
участником
как
очередная
победа,
пусть
не
в
сравнении
с
другими
участниками,
но
в
сравнении с самим собой.
При создании данной программы учитывался многокомпонентный состав
исторического знания. Это факты, понятия и идеи (принципы). Затрагиваются
различные сферы общественной жизни. Материал, который здесь представлен
отражает
экономическую,
социальную,
политическую
и
культурную
жизнь
страны в прошлом и настоящем. В силу явной недостаточности подготовки
учащихся
особое
значение
в
программе
уделено
культурологичекому
компоненту исторического знания. Все темы программы посвящены истории
России, т.к. олимпиады чаще всего бывают связаны с проблемами отечественной
истории.
Опыт работы показывает, что без широкого обращения к событийной
истории России (даты, имена, события, процессы)
качественная подготовка
учащихся к олимпиаде существенно затрудняется, не смотря на то, что
это
задача
первого
концентра
исторического
образования.
Материал
программы
ориентирует учащихся на установление причинно - следственных связей между
событиями, выявление внутренней логики российского исторического процесса
в
контексте
мировой
истории,
его
движущих
сил
(факторов),
действий
исторических персонажей.
Данная
программа
рассчитана
для
подготовки
учащихся
9
класса
средних
общеобразовательных
школ
по
исторической
олимпиаде.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
составляет
36
часов. Материал подобран дифференцированно, в соответствии с типами
олимпиадных заданий разного уровня.
Цели:
-стимулирование интереса учащихся к исторической науке;
- повышение знаний школьников в исторической области;
-
развитие
у школьников
исследовательских
умений:
поиск,
сбор,
анализ, систематизация информации, что позволяет создать свою версию
исторических явлений, событий и процессов;
- обучение совместной деятельности в группе;
- развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся;
5
- создание условий для выявления и профессиональной поддержки
юных историков.
Результатом целенаправленной подготовки к олимпиадам является
то, что олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует
осознанию
многоаспектной
ценности
полученных
знаний;
происходит
изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей
успешностью в различных видах учебной деятельности; занятия историей
обогащают внутренний мир детей.
Тематический план
№
/п
Название раздела или темы
К
ол-во
часов
1
Вводный урок
1
2
Раздел 1. Теоретико- практическая часть.
2
3
3
Тема 1.1 История России с древности до конца XVIв.
2
4
Тема 1.2 История России XVII-XVIII вв.
5
Тема 1.3 Россия в XIX в.
3
6
Тема1.4. Повседневная жизнь и быт в России в сравнительном аспекте
2
7
Тема 1.5 Россия в XX – XXI вв.
6
8
Тема1.6 История российской архитектуры в сравнительном аспекте
3
9
Тема1.7 Культура России IX-XX в.в.
2
1
0
Тема1.8 Вспомогательные исторические дисциплины
3
1
1
Раздел 2. Практическая часть.
1
2
Поурочное планирование
№
.п
№
темы
Тема
Цели и задачи
Д
ата
1
Введение
Познакомить со структурой
и типами олимпиадных заданий.
Ра
здел 1
Теоретико-
практическая часть
По вто р ит ь
и
у гл у б и т ь
теоретические
знания
по
курсу
« О т еч е с т в е н н а я
и с то р и я »
и
закрепить
полученные
знания
посредством решения олимпиадных
заданий.
Т е м а
1 . 1 История
России с древности до конца
XVIв.
6
2
1
Д р е в н я я
и
Средневековая Русь
Актуализировать и углубить
знания по истории России с IX- XIV
в.в.
Развитие
навыка
работы
с
олимпиадными
заданиями
по
данному периоду истории.
3
2
Формирование
е д и н о г о
Р у с с к о г о
государства
Актуализировать и углубить
знания
по
истории
России
с XV-
XVI в.в. Развитие навыка работы с
олимпиадными
заданиями
по
данному периоду истории.
Т е м а
1 . 2 История
России XVII-XVIII вв.
4
1
Россия в XVII в
Актуализировать и углубить
знания по истории России XVII в.
Р а з в и т и е
н а в ы к а
р а б о т ы
с
олимпиадными
заданиями
по
данному периоду истории.
5
2
Россия в XVIII в
Актуализировать и углубить
знания по истории России XVIII в.
Р а з в и т и е
н а в ы к а
р а б о т ы
с
олимпиадными
заданиями
по
данному периоду истории.
Тема 1.3 Россия в XIX в.
6
1
Россия в 1801-1860-х гг.
Актуализировать и углубить
знания по истории России первой
половины XIX в. Развитие навыка
работы с олимпиадными заданиями
по данному периоду истории.
7
2
Россия в 1860-1890-е годы.
Актуализировать и углубить
знания по истории России второй
половины XIX в. Развитие навыка
работы с олимпиадными заданиями
по данному периоду истории.
8
3
И с т о р и я
р у с с к о й
дипломатии.
Знакомство
с
историей
р у с с к о й
д и п л о м а т и и ,
выдающимися
дипломатами
их
достижениями с IX -XX в.в.
Тема 1 . 4 .
П о в с е д н е в н а я
жизнь
и
быт
в
России
в
сравнительном аспекте.
Более глубокое знакомство с
повседневной жизнью российского
народа. Изучение истории русского
костюма. Знакомство с названиями
одежды,
обуви,
утвари,
блюд,
предметов обихода.
Развитие
навыка
работы
с
олимпиадными
заданиями
на
данную тематику.
Прививать
к
учащимся
интерес к историческому прошлому
своей страны.
9
1
История русского костюма.
1
0
2
Жилище,
обряды
и
пища
разных сословий.
Тема 1.5 Россия в XX – XXI
вв.
7
1
1
1
Россия в 1900-1916 г.г.
Актуализировать и углубить
знания по истории России с 1900-
1916 г.г. Развитие навыка работы с
олимпиадными
заданиями
по
данному периоду истории.
1
2
2
Советская Россия и СССР в
1917-1930 г.г.
Актуализировать и углубить
знания
по
истории
Советской
России
в
1917-1930
г.г.
Развитие
навыка
работы
с
олимпиадными
заданиями
по
данному
периоду
истории.
1
3
3
СССР во Второй мировой и
Великой
Отече с тве н н ой
войнах 1939-45 г.г.
Г л у б о к и й
а н а л и з
и
осмысление
событий
Великой
Отечественной войны посредством
и с то р и че с ки х
д о куме н то в
и
статистических данных.
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
сопоставлять исторические факты и
анализировать события.
В о с п и т ы в а т ь
ч у в с т в о
патриотизма.
1
4
4
Основные
битвы
и
итоги
ВОВ.
1
5
5
СССР в 1945-1991 годах
Актуализировать и углубить
знания по истории СССР в 1945-
1991 г.г. Развитие навыка работы с
олимпиадными
заданиями
по
данному периоду истории.
1
6
6
Россия на рубеже XX и XXI
вв.
Актуализировать и углубить
знания
по
истории
России
н а
рубеже XX и XXI вв.
Развитие навыка работы с
олимпиадными
заданиями
по
данному периоду истории.
Тема1.6 История российской
а р х и т е к т у р ы
в
сравнительном аспекте
1
7
1
Архитектура Древней
и Средневековой Руси.
З н а к о м с т в о
с
архитектурными
стилями,
и
их
особенностями,
господствующими
в России в разные эпохи. Научить
сравнивать
архитектурные
стили
разных
эпох.
Развитие
навыка
работы с олимпиадными заданиями
на данную тематику.
1
8
2
Архитектура
XYII-
XYIII в.в
1
9
3
Архитектура XIX-XX
в.в.
Тема1.7
Культура
России IX-XX в.в.
Проверить,
расширить
и
закрепить
знания
учащихся
о
культуре
нашей
страны
за
весь
период истории.
Р а з в и ват ь
з р и т е л ь н у ю
память, умение логически мыслить,
способность
анализировать
текст,
картинку и делать выводы.
Воспитывать
патриотизм,
любознательность,
ответственность, а так же чувство
гордости за достижения в области
2
0
1
Образование и наука.
2
1
2
Ж и в о п и с ь
и
искусство
8
культуры.
Тема1.8
Вспомогательные
исторические дисциплины
З н а к о м с т в о
с
вспомогательными
историческими
дисциплинами, с историей русских
денег,
герба,
мер
длины
и
весов.
Ознакомление
с
и с т о р и е й
российских орденов.
Развитие
навыка
работы
с
олимпиадными
заданиями
на
данную тематику.
Воспитывать
интерес
к
ВИД.
2
2
1
Геральдика.
Нумизматика.
2
3
2
Метрология.
2
4
3
История
российских
орденов
Ра
здел 2
Практическая часть
Развитие
навыка
работы
с
р а з л и ч н ы м и
о л и м п и а д н ы м и
заданиями всех уровней.
2
5
1
Решение
те стовых
заданий
разных
и
типов
и
уровней
Развивать
умение
навыка
решений тестовых заданий разных
типов и уровней.
2
6
2
Решение
исторических кроссвордов
Развивать
умение
навыка
р е ш е н и й
и с т о р и ч е с к и х
кроссвордов.
2
7
3
Виды
исторических
документов
Познакомить
с
видами
и с т о р и ч е с к и х
д о к у м е н т о в ,
алгоритмом
работы
с
н и м и .
Развивать
умения
критиче ски
ана лизировать
и с т о р и ч е с к и е
документы.
2
8
4
Алгоритм
работы
с
документами
2
9
5
Т и п ы
з а д а н и й
с
в и д е о р я д о м ,
а л г о р и т м
работы с ними
А к т у а л и з и р о в а т ь
и
углубить знания по работе заданий
с
видеорядом,
познакомить
с
методами работы с ними.
3
0
6
Алгоритм
работы
с
исторической картой
Познакомить
с
видами
исторических
карт
и
алгоритмом
работы с ними.
3
1
7
Типология
карикатур
и
плакатов
и
а л го р и тм
работы с ними
Знакомство
с
понятием
карикатуры
и
плаката,
с
и х
типологией и алгоритмом работы с
ними.
Р а з в и ват ь
з р и т е л ь н у ю
память, умение логически мыслить,
с п о с о б н о с т ь
а н а л и з и р о в а т ь
карикатуру
или
плакат
и
делать
выводы.
П р и в и в а т ь
и н т е р е с
к
р а з л и ч н ы м
и с т о ч н и к а м
информации.
3
2
8
Алгоритм работы
с
карикатурой
3
3
9
Определение
исторической
личности
по
тексту
Знакомство со знаменитыми
лично стями,
которые
в н е с л и
заметный вклад в развитии нашей
страны, посредством исторических
документов.
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
составлять
исторический
портрет,
характеристику
историче ской
личности.
Развивать
зрительную
память, умение логически мыслить,
3
4
10
Алгоритм
составления
исторического
портрета
9
способность анализировать текст и
делать выводы
Воспитывать
уважение
и
интерес к истории своей страны.
3
5
11
Историческое
эссе,
алгоритм его написания
Знакомство
с
понятием
исторического
эссе,
алгоритмом
работы с ним.
Р а з в и в а т ь
н а в ы к и
с а м о с тоя т е л ьн о й
р а б от ы
п о
написанию эссе.
Воспитывать
у
учащихся
любовь к родине
3
6
12
Жанры
исторического эссе, работа с
ними
УМК и источники, применяемые при подготовке к олимпиадам
разного уровня
1.
Агеева
И.Д.
Кто
лучше
всех
знает
Россию?
Методическое
пособие. М., Сфера., 2005.
2.
Веряскина О.Г.. История России с древнейших времен до конца
19 века. 6-8, 10 классы. Олимпиады: школьный и муниципальный этапы.
Ростов на Дону., Легион., 2009
3.
Волобуев
О.В.,
Журавлев
В.В.,
Ненарокова
А.П.,
Степанищев
А.Т.. История России XX- начало XXI века. М., Дрофа, 2010
4.
Глущенко С.Г. Олимпиады по истории 7-8 классы. Волгоград.,
Учитель- АСТ., 2005.
5.
Ермольев
В.Н.
История
России XX-
начало XXI
века.
М.,
Владос, 2006.
6.
Козленко
С.И.
Всероссийские
олимпиады
школьников
по
истории и обществознанию., М., Школьная пресса., 2003
7.
Козленко
С.И.,
Козленко
И.В.
История.
Всероссийские
олимпиады. М., Просвещение., 2008.
8.
Козленко С.И., Козленко И.В.История. Всероссйские олимпиады.
М., Просвещение., 2012.
9.
Пискарев В.И. , Сафронова И.В , Фокеева И.М. Олимпиады по
истории России.9-11 классы. М., Русское слово.,2008.
10.
Ситникова М.К. Новый словарь иностранных слов. Ростов на
Дону., Феникс., 2006.
11.
УткинаЭ.В.
Подготовка
к
олимпиадам
по
истории8-11
классы.М.,Айрис-пресс.,2005
12.
Уткина
Э.В.
Школьные
олимпиады
10-11
классы.
М.,Айрис-
пресс., 2006.
13.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады 5-9 классы. М.,Айрис-пресс.,
2010.
14.
Уткина Э.В.
Готовимся к олимпиаде по истории 8-11 классы.
М.,Оникс., 2011.
15.
Шандулин Е.В., Пятикова М.В. История. Сборник олимпиадных
заданий 9-11 классы. Ростов на Дону., Легион., 2015.
10
16.
festival.1september
17.
rusolymp/ru
18.
ru/
wikipedia/
org/
wiki
Приложение 1.
Тестовые задания
Задание 1. Решите тестовые вопросы.
1.Авторами
так
называемой
теории
официальной
народности
был
министр просвещения, в прошлом вольнодумец и друг декабристов:
а) М.П. Погодин;
б) С.С. Уваров;
в) П.Я. Чаадаев;
г) А.Х. Бенкендорф.
2.Как
звали
российского
императора,
возведённого
на
престол
в
возрасте 2-х месяцев:
а)Пётр II;
б)Иван VI;
в)Петр Ш.
3.Иван IV ввёл опричнину:
а)так как стремился укрепить международный авторитет России;
б)потому, что желал упрочить свою личную власть;
в)чтобы разрешить противоречия между боярством и дворянством.
4.Император Николай II отрёкся от престола в пользу:
а) Государственной думы;
б) Учредительного собрания;
в) наследника престола Алексея;
г) великого князя Михаила Александровича.
5.В XII в. политическим центром Северо — Восточной Руси стал:
а) Новгород;
б) Владимир Волынский;
в) Владимир — на — Клязьме ;
г) Муром6.В Невской битве (1240):
а) новгородцы победили шведов;
б) новгородцы победили ливонских рыцарей;
в) новгородцы победили псковичей.
7.Поводом к выступлению декабристов 14 декабря 1825 г. послужило:
а) отсутствие официального объявления о наследнике престола;
б) крестьянские бунты по всей стране;
в) стихийное возмущение солдат, вызванное вторичной присягой;
г) то, что выступление было давно запланировано именно на это время.
Кто
из
русских
императоров
получил
власть,
сместив
с
престола
собственного отца:
11
а) Пётр Великий;
б) Пётр III;
в) Павел;
г) Александр I.
9.Верховным командующим русской армией в первые недели войны
1812г. был:
а)Барклай де Толли;
б) Беннигсен;
в) Кутузов;
г) Багратион10.Земство — это:
а)внесословные органы местного самоуправления;
б)воинские землячества;
в) низшие судебные учреждения;
г) благотворительные учреждения.
Задание2 :
Что объединяет понятия, события, имена образующие
каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое
задание, максимальный балл – 8): 2.1. Тягло, ясак, подать, повоз. Ответ
__________________________________________________________________
___
2.2.
В.В.
Голицин,
Д.Т.
Трубецкой,
Д.М.
Воротынский,
Д.М.
Пожарский,
В.И.
Шуйский,
Владислав,
Карл
Филипп,
Ворёнок,
М.Ф.
Р о м а н о в
О т в е т
__________________________________________________________________
___
2.3. Разорение Рязанского княжества, сражение на р. Сити, сражение за
г. Козельск
Ответ
__________________________________________________________________
___ 2.4. Падучая, гнилая горячка, кондрашка, глотошный, антониев огонь.
Ответ
Задание 3: По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий
ответ.
3.1.) 1497, 1550, 1649, 1832 г.г.
3.2.) 1725, 1730, 1740, 1761, 1762 г.г.
12
3.3.) 1772, 1793, 1795 г.г.
3.4.) 6 августа 1905г., 17 октября 1905г., 20 февраля 1906г., 3 июня
1907г.
3.5) 882, 912, 945, 964, 980 г.г.
3.6.) 1240, 1242, 1410 г.г.
3.7.) 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999 г.г.
3.8) 1718-1721, 1802, 1917, 1946 г.г.
Задание 4. Что или кто является лишним в ряду?
4.1. Категории зависимого крестьянства в Древнерусском государстве:
холоп, тысяцкий, закуп, рядович.
4.2.
Памятники
древнерусской
архитектуры:
Софийский
собор
в
Новгороде,
Дмитриевский
собор
во
Владимире,
Новоиерусалимский
монастырь.
4.3. Техника ювелирного
искусства в Древней Руси: скань, зернь,
финифть, фреска.
4.4.Вооружение стрелецкого войска: бердыш, пищаль, арбалет.
4.5.Члены
декабристских
организаций:
Н.М.
Муравьев,
В.К.
Кюхельбекер, А.И.Желябов, А.И.Якубович.
Приложение 2
Формирование умения анализа содержания исторического
документа
Задача – развивать умения критически анализировать исторические
документы.
Методические рекомендации по работе с историческими документами.
Анализ содержания ИД предполагает:
1. Определение типа документа.
13
2. Установление автора.
3. Уточнение даты создания документа.
4. Выяснение сути документа.
5. Прогнозирование цели создания документа.
6. Выявление информации, относящейся к обозначенной проблеме.
Установление информационных возможностей содержания документа
для решения проблемы.
Обучение
анализу
содержания
историче ского
д о кум е н т а
осуществляется
в
несколько
этапов.
Первоначальную
информацию
о
типологии исторических документов ребята получают от учителя, а затем
вместе
(можно
в
игровой
или
состязательной
форме)
определяют
1-2
существенных признака каждого типа документа. Приведу примеры.
а) Летописи - хронологическое описание событий. Начинались со слов
«В лето...» (повествование велось по годам).
б)
Мемуары
-
воспоминания
участников
событий
(субъективность
прочтения).
в)
Грамоты
-
подтверждение
чьих-либо
прав
(льгот),
деловые
документы.
г) Жития - жизнеописание исторических лиц, причисленных к лику
святых.
д)
Былины
-
народные
песни-сказания
(воспевание
подвигов
богатырей).
Не менее важно при анализе любого документа формирование умений
отвечать на следующие вопросы: Кто автор? Когда был создан документ?
Какие исторические факты, события в нем описываются? В чем основная
идея? С какой целью был создан документ? Обогатил ли документ ваши
знания по проблеме? Дает ли документ возможность изучить проблему?
Для учащихся 9-го класса я предлагается более сложный план анализа
документов (Ерохина М.С., Короткова М.В. Уроки Клио. - М.: МИРОС, 2000),
входящих в ДМК:
14
«Какой тип ИД? С какой целью написан? Какой проблеме посвящен?
Какую
информацию
содержит?
Как
отражает
взгляды
автора?
Есть
ли
предубеждения, стремление навязать свою точку зрения? Какие мысли автора
вызывают
сомнения?
Какие
противоречат
другим
свидетельствам?
Дайте
общую оценку качества документа».
Анализ
содержания
исторического
документа
зависит
от
типа
документа и завершается обобщающими выводами (в виде таблицы, схемы,
утверждения).
Варианты анализа в зависимости от типа документа
Каждый ИД обладает свойствами, которые присущи только ему, их
надо уловить. Именно это определяет характер и глубину работы с ИД, а
также способ анализа.
а)
При
анализе
государственных
законов
применяются
следующие
вопросы: «Когда, где и почему появился закон (сборник законов)? Кто автор
законов?
Чьи
интересы
защищает
закон?
Охарактеризуйте
основные
положения закона (ссылки на текст, цитирование). Сравните с предыдущими
законами. Что изменилось после введения закона? Ваше отношение к этому
законодательному акту (справедливость, необходимость и т.д.)».
б)
При
анализе
летописных
источников
используются
следующие
вопросы: «О каких событиях идет речь в документе? Как автор излагает ход
событий,
определяет
их
значение,
объясняет
причины?
Какова
позиция
автора? Совпадает ли с современной точкой зрения?»
в) Вопросы к анализу свидетельств очевидцев (письма, мемуары): «Кто
автор? О каких событиях идет повествование? Автор является участником
событий, свидетелем или судит с чьих-то слов? Какова позиция автора? Чем
это объяснить? Можно ли доверять автору? Почему? Как мнение автора
соотносится с другими источниками по проблеме? А с вашим мнением?»
Ученики должны четко ответить на вопросы о том, есть ли в ИД
материал, позволяющий использовать его для раскрытия проблемы, как его
можно использовать и какие выводы можно сделать?
Карта исследователя
Карта исследователя – это обобщающая схема анализа исторического
документа. При работе с документами важно заинтересовать ребят, создать
15
ситуацию, стимулирующую интерес и творческую активность. Здесь выручит
игра. В ходе урока они заполняют карту исследователя.
Например, в 9-м классе на уроке по теме «Тоталитаризм: признаки и
проявления его в СССР» ученики, работая с ДМК, заполняют следующую
карту исследователя.
Вывод
по
уроку
делается
или
устно
или
после
заполнения
карты
исследования в письменном виде. Карта исследователя обязательно сдается
на проверку учителю. Часто на одном из последних уроков какой-либо темы
мы
проводим
лабораторно-практическое
занятие
-
составляем
сборник
документов по теме. Алгоритм работы следующий:
1. Ребята изучают предложенный им ДМК (групповая работа).
2. Определяют и формулируют тему (это название сборника).
3. Отбирают документы по определенной логике (критерии учащиеся
определяют сами).
4. Защищают проект.
.
Вариант
анализа
документа,
предлагаемый
профессором
С.
Шехтером
(США).
Каждый
документ
предлагается
рассматривать
по
следующим вопросам:
1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке
документа (соавтор)? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы
смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Какие выводы можно
сделать об авторах, исходя из текста?
2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из
его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Что
можно сказать о дате написания документа и о влиянии времени на текст?
3. Где произошли
события,
о
которых
говорится
в
изучаемом
документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет
место, в котором произошли описываемые в документе события?
4. Какие
факты
(фактическая
информация) приведены
в
документе?
Какие выводы можно из них извлечь?
5. Почему был
создан
документ?
Каков
повод
для
его
создания?
Причины, по которым произошли описанные в документе события?
6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом
событии, к которому он относится? Как текст помог Вам лучше понять
прошлое?
16
Первый,
самый
многочисленный
тип
представляют
письменные
исторические
источники,
которые,
в
свою
очередь,
подразделяются
на
следующие основные виды:
1) законодательные источники, включающие памятники древнерусского
права, светского права и прочие законодательные памятники;
2) актовый материал;
3) делопроизводственные текущие документы;
4) статистические документы, а также документы экономического и
географического порядка;
5) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
6) периодическая печать;
7) публицистика и литературные памятники.
О РАБОТЕ С ИСТОЧНИКАМИ
Прежде чем приступить к работе с документами, необходимо помнить
ряд правил, которые позволят вам добиться успеха. Для этого вам необходимо
проанализировать и ответить на вопросы:
1. о происхождении источника:
Кто автор источника? Каково его социальное положение, должность,
занятия, причастность к описываемым событиям?
К
какому
виду
источников
он
относится
(письмо,
дневник,
официальный документ и т.д.)? Когда он был написан?
Что представляет собой текст: полный документ или отрывок? Если это
фрагмент, то на каком основании был выбран именно он?
Текст приводится на языке оригинала или в переводе?
2. о содержании источника:
Каково содержание текста?
17
Каковы наиболее важные слова, персоналии, события, упоминающиеся
в источнике?
Какой
информации
вам
не
хватает
для
понимания
источника:
неизвестные слова, персоналии и т.д.? Узнайте о них.
3. о достоверности информации, содержащейся в источнике:
Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если
автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является
первоочередным свидетелем)
Первичным
или
вторичным
является
источник?
(Первичный
текст
современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных
источников или подобных ему вторичных. Первичный текст теперь может
быть написан автором «второй очереди», т.е. быть созданным много позже
самого события)
4. о предвзятости автора источника (все источники в определенной
мере предвзяты, так как автор видит события с собственных позиций, либо не
осознавая этого, либо действуя с определенной целью, стремясь извлечь
какую-то пользу или защитить кого-то (что-то) - это можно обнаружить в
использовании
особых
прилагательных,
а
также
в
подборе
описываемых
событий):
Были ли у автора специальные намерения? Если да, то какие?
Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли
он, что видит?
Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?
Каким языком пишет автор?
Является ли автор представителем определенной точки зрения или он
предлагает оригинальный взгляд на события?
В чем совпадают или в чем отличаются свидетельства этого автора от
других
источников
по
данному
историческому
факту?
Какой
из
этих
источников более достоверен? Почему?
5. о вашем отношении к источнику:
Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
18
Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
Как источник помог вам узнать больше об историческом событии,
особенности жизни в соответствующий период, к которому он относится?
Какова значимость этого источника в сопоставлении с аналогичными,
посвященными этим же событиям, проблемам?
Алгоритм работы с историческим документом:
1. Изберите способ чтения: просмотр, чтение, изучение.
2.
Ознакомьтесь
с
данной
книгой,
статьей,
монографией
и
т.
п.,
просмотрите данные: аннотацию, оглавление, предисловие, заключение к
ним.
3. Ознакомьтесь с документом (источником), определите:
-
автора,
установите,
кто,
кроме
автора,
участвовал
в
подготовке
документа;
-
время
и
место
создания
текста,
как
это
можно
понять
из
его
содержания, какое значение имеет время и место написания документа.
4. Установите каким способом была добыта информация в данном
тексте; благодаря чему, для какой цели возникла эта информация.
5. Определите: вид источника (письмо, дневник, архивный документ и
т. д.); что представляет собой текст: полный документ или отрывок; о чем
идет речь в данном документе;
6.
Изучите
и
проанализируйте
содержание
документа
(источника):
постарайтесь
понять,
выделить
главные
идеи
документа
(источника);
разделите мысленно содержание на ряд смысловых частей, выделите главные
мысли каждой части; при изучении документа (источника), делайте записи
главных мыслей документа (источника) в виде тезисов или цитат.
7. Оцените степень достоверности изложенных в отрывке сведений:
- свидетелем первой или второй очереди является автор источника;
- первичность или вторичность информации.
19
8. Определите: является ли автор представителем определенной точки
зрения
или
он
предлагает
исключительный
взгляд
на
события;
в
каких
ситуациях можно применить эту информацию.
9. Раскройте значение документа и содержащейся в нем информации
для современности, для каждого из нас.
10. Дайте обобщающую оценку данному источнику.
Приложение 3
Алгоритм работы с карикатурой
Карикатура- (итал. caricatura , от caricare – нагружать, преувеличивать)
изображение, в котором сознательно создается комический эффект; один из
жанров графики. Чаще всего встречается как иллюстрация к злободневным
газетным
и
журнальным
материалам,
почти
всегда
сопровождается
пояснительной
подписью.
Карикатура
призвана
обличать,
высмеивать,
осуждать.
В
ней
преувеличиваются
и
заостряются
характерные
черты
фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, соединяется реальное и
фантастическое.
При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются
определенные обобщающиеся ассоциации. А.А. Вагин выделил
два типа
карикатур: карикатуры- иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя и
не
требуют
особой
расшифровки,
привлекаются
в
качестве
примера
и
карикатуры-
характеристики,
которые
подчеркивают
определенные
черты
исторических
явлений,
вскрывают
его
политическую
природу,
его
суть.
Вторая характеристика требует разбор ее и беседы с учениками. К данной
классификации
нужно
добавить
карикатуру-
портрет,
которая
раскрывает
образ исторического деятеля с негативной стороны. Демонстрацию такой
ка рикатуры
с опровожд а ют
ме т ким
выс ка зыва ние м,
к р ат к и м
изречением( например, о Людовике 16, о Сталине, о Бисмарке, о Гитлере, о
Наполеоне) Четвертым типом является карикатура- символ, в которой степень
обобщения исторического знания доводится до уровня зрительного сигнала,
эмблемы.
Что
касается
исторической
интерпретации,
важно
понимать,
что
художник- карикатурист исключительно редко остается беспристрастным, а в
его задачи входит представить главное - свою точку зрения. С помощью
художественных
средств
он
создает
положительное
или
отрицательное
впечатление, часто основанное на стереотипах.
Правила работы с карикатурой:
20
Описание:
Опишите образы, персонажей, задний план.
*С помощью каких художественных средств созданы эти
образы и персонажи.
Интерпретация:
1.
Посмотрите
на
время
создания
карикатуры.
Какому
событию и какому времени она посвящена?
2.
Узнаете ли вы персонажей? Почему? Если это реальные
фигуры- назовите их и ту роль, которую они играли в то время и в тех
событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
3.
Определите,
какие
символы
использовал
художник?
Почему он к ним обратился?
4.
Какое
отношение
к
персонажам-
положительное
или
отрицательное- выражает карикатура?
5.
Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли
вы с ней?
6.
Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их
определили?
Приложение 4
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной
индивидуальностью,
отличающихся
от
других
людей
в
каком-либо
отношении,
причем
не
только
в
положительном,
но
и
в
отрицательном
смысле. Исторические учебники наполнены изображениями большого числа
участников исторических процессов. Но кто из них действительно личность?
Чаще
всего
личности
не
укладываются
только
в
положительные
или
21
отрицательные характеристики. Им, как и каждому человеку, присуще все,
лишь в разной мере. Поэтому в современной психологии, к примеру, есть 36
признанных определений личности. Выбрать наиболее правильные из них,
соответствующее науке и времени - дело учителей и учеников. Без знаний
личностей знание истории не может быть полным.
Понятие «историческая личность» обычно отражает связь деятельности
политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход
которых
он
накладывает
свой
индивидуальный
отпечаток.
Деятельность
исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того
периода,
когда
он
жил,
его
морального
выбора,
нравственности
его
поступков. Оценка может быть отрицательной и многозначной, учитывающей
позитивные и негативные стороны деятельности той или иной личности.
Науке известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующая
деятельность
людей,
ставших
олицетворением
коренных
прогрессивных
преобразований. «Великий человек - писал Г. В. Плеханов - велик тем, что у
него
есть
особенности,
делающие
наиболее
способным
для
служения
великим общественным нуждами своего времени... Великий человек является
именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее
других».
Изучение
личности
является
одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
учащихся.
Важно
оптимально
организовать
и
методически
разнообразить варианты этой работы.
Вариант
1 .
Личности
изучаются
по
пятиэтапному
алгоритму,
выполнение
которого
позволяет
оценить
самые
сущностные
качества
личности. Предложенный порядок работы обеспечивает научный подход в
изучении
личности.
Однако
отдельные
блоки
данного
алгоритма
могут
исключаться
из
исследовательской
цепи,
в
зависимости
от
наличия
(отсутствия) данного аспекта в деятельности личности.
1.Запоминание фамилии и имени исторического деятеля.
2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности
личности.
3. Усвоение идейно- теоретических (политических, религиозных и т.д.)
платформ изучаемой личности.
4. Выяснение, чьи интересы на том или ином историческом этапе
личность выражала.
5.
Изучение
оценок
личности
ее
современниками
и
современными
историками.
Вариант 2 . Учитель, не называя имени деятеля, пробуждает к нему
простой человеческий интерес. За тем либо тут же на уроке, либо от занятия
к занятию, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает
22
время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся
узнают о ком идет речь.
Оценка А. А. Безбородко, фаворита императрицы Eкатерины II.
Учитель,
не
называя
имени
Безбородко,
(в
тексте
вместо
имени
проставлены
многоточия),
доводит
до
учеников
высказывание
о
нем
известных государственных деятелей России, писателей.
Адам
Чарторыский:
«С
наружностью
медведя
он
соединял
тонкий
проницательный ум и редкую сообразительность».
Фетод Ростопчин: «Россия будет им гордиться».
Петр Румянцев: «…представляю Вашему Величеству алмаз в каре».
Михаил Сперанский: «В России, в XVIII столетия было только четыре
гения: Меньшиков, Потемкин, Суворов и..., но последний не имел характера».
Николай Карамзин: «Он был хороший министр, если не великий. Вижу
ум государственный, ревность, знание России... Жаль только, что не было в...
ни высокого духа, ни чистой нравственности».
Учащиеся ищут ответ на вопрос: «Кто же это - алмаз в коре и гений без
высокого духа?»
К
тому
же
варианту
относиться
решение
биографических
задач.
Сущность этого методического приема в следующем: учитель, не называя
фамилии,
дает
общую
справку
о
предстоящей
для
изучения
личности.
Ученики,
изучая
материал,
накапливают
информацию
до
уровня
узнаваемости «кто есть кто».
«Русский князь. По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом,
которого
фараон
поставил
начальником
над
всем
Египтом,
по
силе
-
с
ветхозаветным
Самсоном,
по
мужеству
и
военным
доблестям
-
с
древнеримским
императором
Веспосианом.
выиграл
две
значительные
битвы. В честь одной из них получил прозвище.
Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр I повелел
перенести
его
мощи
из
Владимира
в
Петербург,
сделав
его
ангелом-
хранителем
новой
империи.
Художник
П.
Д.
Корин
написал
картину,
композитор С. С. Прокофьев посвятил ему кантату, поэт К. М. Симонов -
поэму, режиссер С. М. Эйзенштейн - кинофильм. В его честь в 1925 г.
учрежден орден в России, а в 1942 г. - в Советском Союзе.
23
Умер на 43 году жизни. Кто обладатель столь славной биографии?»
Вариант 3. Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных
в
плане
деятельности
личности,
например,
руководителя
государства,
реформаторов,
полководцев
и
т.
д.
Можно
вести
сравнение
посредством
таблицы. Ее заполнение вызывает споры о наличии тех или иных качеств у
тех или иных личностей, что неизбежно приводит, при ориентировке учителя,
к
изучению
дополнительных
источников,
более
внимательному
прослушиванию лекционных фрагментов и штудированию учебников (см.
табл. 1).
Таблица 1
Качества
Личности
Н
иколай
Л
енин
С
талин
Х
рущев
Б
режнев
Г
орбачев
Е
льцин
1.Сильный
характер
2.Стремлени
е к истине
3.Привязанн
ость к идее
4.Умение
предвидеть
дальнейший
ход
событий
5.Риск
6.Импровиза
ция, порыв, страсть,
эмоции
7.Нетерпим
о с т ь
и
безаппеляционност
ь
8.Русское
«авось»
Вариант 4 . Оценка личностей по поведению в экстремальных для
Отечества условиях.
Русско-турецкая война гг. Известный историк Т. Н. Грановский, узнав о
падении Севастополя, плакал: «Будь я здоров,- писал он, - я ушел бы в
милицию; без желания победы России, но с желанием умереть за нее...». Как
можно совместить боль Грановского за поражение, готовность отправиться на
войну и даже умереть за победу - понятно: историк - человек высокой
24
гражданственности, как одновременно тому же человеку можно пожелать
поражение Росси в войне понять не просто.
Вариант 5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их
портретам, будь-то примерами из быта, увлечений, образованности и т. д.
Оценка А. В. Суворова.
В мае 1799 г. Суворов завладел очередной крепостью. Французскому
гарнизону даруется «свободный выход» (с условием, что последующие 7
месяцев он не будет воевать). Высочайшее благородство фельдмаршала!
Оценка
Николая
II
(на
основе
дневниковых
записей)
«Утро
было
солнечное и радостное. Принимал все время до завтрака, гуляли вдвоем.
Читал весь вечер, получил много телеграмм» 18 октября 1905г.
Оценка Л. И. Брежнева. Выдержка из дневника (1977 г.): «был на даче -
обедал, борщ из свежей капусты. Отдых был на дворе, дочитывал материалы.
Смотрел хоккей сборная СССР - Швеция, итог - 4:2 в нашу пользу.
Смотрел программу времени. Ужин, сон».
Если бы это были дневниковые записи простого гражданина, выводы
можно было бы не делать. Но Николай II и Брежнев - лидеры, правившие
Россией
один
22
года,
другой
-
18
лет.
Учитель
ставит
вопросы
для
обсуждения:
Почему
Николай
II
и
Брежнев,
первые
лица
государства,
предпочитали писать о прогулках, обедах, сне, в то время когда у одного,
(Николая II) в этот момент горела земля под ногами, революция 1907 г., а
другого
(Брежнева)
неумолимо
нарастал
экономический
и
политический
кризис? Дайте характеристики царю и генсеку на основе их дневниковых
записей.
Поиск ответов на эти вопросы подведет учащихся к более глубокому
пониманию исторических проблем.
Вариант 6 . Определение качеств личностей по умению предвидеть
будущее.
Никто
-
Ленин,
Сталин,
Хрущев,
Брежнев,
Горбачев
не
смогли
предсказать 1990-е годы. Смог, пожалуй, только Л. Д. Троцкий. Прогнозируя
развитие России, он в середине 1930-х годов писал: «Если бы правящую
советскую касту низвергла бы буржуазная партия, она нашла бы немало
готовых слуг среди нынешних ее членов. Главной задачей новой власти было
бы восстановление частной собственности на средства производства. Прежде
25
всего,
было
бы
необходимо
создать
условия
для
выделения
из
слабых
колхозов сильных фермеров и превращения сильных колхозов в акционерные
компании».
Взяв
ключевые
моменты
из
прогнозов
Троцкого,
нетрудно
убедиться в правильности предсказаний заклятого врага Сталина.
Вариант
7.
Наращивание
информации
по
основным
направлениям
жизнедеятельности личности. Составление биографических справок - дело
не новое для школьников. Но чаще всего записи ведутся бессистемно, что
затрудняет
их
запоминание
и
выделение
конкретных
сфер
деятельности
изучаемой личности. Предполагаемый вариант обработки предусматривает
накопление
и
размещение
информации
по
блокам,
каждая
из
которых
содержит направление жизнедеятельности личности.
В
самом
начале
учебного
года
учитель
ориентирует
учащихся,
во-
первых, на глубокое изучение отдельных личностей, во-вторых, на основные
направления деятельности каждого из них. Затем, от урока к уроку, при
рассмотрении того или иного периода в жизни личности, учащиеся вносят в
соответствующие блоки новую информацию. К концу изучения конкретного
периода
истории
у
каждого
ученика
накапливается
биографический
материал,
позволяющий
понять
личность,
легко
и
целенаправленно
использовать при необходимости данную информацию.
Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя.
Вопрос репродуктивный - требует воспроизведения готовых знаний (т.
е. через память) без активной мыслительной деятельности. Эти вопросы
начинаются со слов когда, где, в каком году, сколько, куда, кем, кому и т. п.
Вопросы
данного
типа
при
изучении
исторической
личности
чаще
используются, для выявления элементарных знаний, в тестах.
«Сколько лет продолжалось правление Владимира I?»
«
Куда
была
направлена
царская
семья
после
свержения
самодержавия?»
Вопрос
продуктивно-познавательный
-
требует,
наряду
с
воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения
причин,
последствий.
Начинаются
словами
почему,
в
чем,
докажите,
обобщите, сформулируйте.
«Почему царскую семью оставили на территории России, почему их не
отправили за границу?»
26
«Докажите, что личные качества Петра I явились одной из причин
успеха преобразований в России».
Вопрос проблемный - содержит кажущееся или реальное противоречие.
При
нахождении
ответа
требует
размышления,
рассуждения,
отличается
относительной краткостью формулировки. Это вопросы большой творческой
направленности.
«Почему
Александр
Невский,
одержавший
блестящую
победу
над
шведами и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же года
был изгнан из родного города этим же народом?»
Проблемная задача - дидактическое средство в виде текста или схемы,
содержащее в себе противоречие, вызывающее не воспроизведение готовых
знаний, а размышление, рассуждение, содержащее (в отличие от проблемного
вопроса) дополнительную вводную информацию. Существуют проблемные
задачи по интересующей нас проблеме.
При
изучении
исторической
личности
используют
практическое
задание
-
описание
-
один
из
обычных
приемов,
использующийся
при
ознакомлении
с
индивидуальными
предметами,
у
которых
нельзя
найти
очевидное отличие. В описание включают существенные и несущественные
признаки. Чаще всего описанию подвергаются исторические личности. При
этом
соблюдается
ряд
требований:
целенаправленность,
объективность,
отсутствие
логически
противоречивых
утверждений,
простота
и
ясность
языка.
Проблемная ситуация - создание обстановки, в которой у обучаемых
возникает
интеллектуально-психологическое
затруднение,
преодоление
которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на
выявление личной оценки; противоречия, заложенного в проблемной задаче.
«Необычные имена»
Назвать исторических деятелей, к которым относятся эти прозвища.
Указать, где и когда они жили, какой след оставили в истории. Объяснить,
почему они получили такие необычные имена.
1. Бархатный канцлер 9. Александр Македонский Восточной
Европы
2. Всемирный паук 10. Красное солнышко
27
3. Король-солнце 11. Царь Освободитель
4. Денежный мешок 12.Тишайший
5. Страшный слепец 13. Царь- плотник
6. Неподкупный 14. Царь- рефоматор
7. Железный канцлер
8. Отец истории
Приложение 5
Историческое эссе
Требования, предъявляемые к эссе
1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть
ясной и понятной.
2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только
ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3.Эссе
должно
иметь
грамотное
композиционное
построение,
быть
логичным, четким по структуре.
4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует
теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по
проблеме позиции.
Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для
написания эссе.
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
28
б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете
привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Определите главную мысль высказывания
(о чем оно?), для этого
воспользуйтесь
приемом
перифраза
(скажите
то
же
самое,
но
своими
словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания,
используя
черновик.
Если
вы
наберете
аргументы
и
«за»,
и
«против»
афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический
характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни,
личного опыта и т.д.
Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в
них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе
по праву — знание современного законодательства и т.д.).
Подумайте,
какие
литературные
приемы
вы
будете
использовать,
чтобы
сделать
язык
вашего
эссе
более
интересным,
живым
(сравнения,
аналогии, эпитеты и т.д.)
Распределите
подобранные
аргументы
и/или
контраргументы
в
последовательности. Это будет ваш условный план.
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему
вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой
вопрос автору цитаты и т.д.).
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы
наметили.
Сформулируйте
общий
вывод
работы
и,
если
необходимо,
отредактируйте ее.
На что стоит обратить внимание при написании эссе.
1.
Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует
абсолютно
правильных
или
неправильных
ответов
на
вопросы,
как
это
бывает
в
физике
или
математике
-
существуют
только
более
или
менее
аргументированные точки зрения.
29
2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за
идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
3.
При
выдвижении
собственной
позиции
в
центре
внимания
оказывается:
4.способность
(возможность)
учащегося
критически
и
независимо
оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
5.способность
понимания,
оценки
и
установления
связи
между
ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
6.умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
7.умение понимать аналитические подходы и модели;
8. готовность дифференцировать противоположные подходы и модели
и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных
вопросах.
4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
Классификация эссе
С точки зрения содержания эссе бывают: философскими, литературно-
критическими,
историческими,
художественными,
художественно-
публицистическими, духовно-религиозными и др.
Алгоритм написания эссе по истории
1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в
которой формировались взгляды - исторической личности:
· - историческая обстановка;
· - ближайшее окружение;
· - путь формирования личности; основные черты характера,
представления
о
морали,
общественно-политические
в з гл я д ы ,
направленность деятельности.
2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы, какого
социального строя он выражал; его сподвижники.
3.
Определите,
какие
качества
личности
(интеллектуальные,
нравственные,
волевые)
помогали
или
препятствовали
достижению
его
30
целей, решению исторических задач, объективно стоящих перед страной и
народом.
4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между
его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения
поставленных целей.
6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.
7. Оцените его роль в истории:
- по результатам его деятельности;
- по значимости этой личности для страны, народа;
- по его влиянию на последующий ход событий т.д.;
- по воздействию его личного примера на других людей, на новые
поколения.
8.
Раскройте
причины
успеха
или
неуспеха
этого
исторического
деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение
его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.
Варианты клише, используемые в эссе
Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе
предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в
эссе.
Вступление
Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
Выбор данной темы продиктован следую щими соображениями...
Поразительный
простор
для
мысли
от
крывает
это
короткое
высказывание...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...
Я согласен с данным мнением…
Я не разделяю подобную точку зрения…
31
Нельзя не согласиться с мнением …
Поражает глубина мысли великого…
Удивляет нестандартный подход к проблеме…
Эта фраза заставляет задуматься над…
Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...
Поразительный
простор
для
мысли
открывает
это
короткое
высказывание...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...
Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…
Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…
Я не могу присоединиться к этому утверждению…
Основная часть.
Существует несколько подходов к данной проблеме…
С незапамятных времен бытовало мнение…
Посмотрим на проблему с другой стороны…
Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…
Рассмотрим несколько подходов...
Например,…
Проиллюстрируем это положение следующим примером ...
Для полемического эссе:
С одной стороны, ...
С другой стороны,…
Следует отметить…
Необходимо заметить…
Заключение
32
Исходя из вышесказанного…
Подводя итог размышлениям…
Таким образом,…
Подведем общий итог рассуждению...
Итак,…
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...
Вот почему я согласен с мнением…
Резюмируя сказанное, следует отметить…
Темы исторических эссе
Основание Орла явилось событием государственного, всероссийского
значения, и вся жизнь горожан, их ратные и созидательные усилия, крепость
духа в прошедшие столетия явились доказательством того» («История города
Орел»).
«Христианизация
Руси
и
родство
правящего
рода
с
византийским
двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных
основаниях» (Д.С. Лихачев).
«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное
возрождение,
сделавшее
возможным
и
возрождение
политическое,
и
затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда
держится на силе нравственной» (В.О. Ключевский).
«Иван III – правитель, которого по размаху его деятельности можно
сравнить только с Петром I» (Н.С. Борисов).
«Как Петром положены новые основания всей нашей государственной
жизни, так Ломоносовым преобразованы, а отчасти и основаны едва ли не все
области наук» (В.Ф. Ходасевич).
«Легко
убедиться,
что
некоторые
из
начинаний
Петра
III
имели
прогрессивный
характер…Однако
этот
прогрессивный
характер
перечеркивается
методами,
которыми
он
пытался
их
проводить,
указывающими на полное отсутствие у него такого важного качества, как
политический реализм» (А.Б. Каменский).
33
«Главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться
изменить
политический
строй
уже
в
начале
XIX
века,
оказалось
сопротивление подавляющей части дворянства» (С.В. Мироненко).
«В силу сложившейся исторической ситуации Александр II оказался
как бы реформатором поневоле. Не отсюда ли и проистекал его важнейший
политический принцип:… реформы не должны привести к дестабилизации
общества, а достигаемый ими прогресс – наносить ущерб к положению
каких-либо слоев» (Сидоров А.В.).
«Подключив
Россию
к
мировой
экономике,
Витте
заставил
страну
переживать не только подъемы, но и мировые кризисы» (Г.А. Бордюгов).
«Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше.
Но...
Петербург
"устал"
от
войны
более,
чем
армия»
(И.А.
Деникин
об
окончании русско-японской войны).
«Революция
1917
г.
не
была
исторической
случайностью,
а
реализовала наиболее вероятный потенциал развития российского общества
со всеми его противоречиями, которые накопила Россия к началу ХХ века».
(А.С. Сенявский).
«Второй фронт в широком смысле этого слова начался задолго до его
формального открытия» (Д.А. Медведев).
«Известных всему миру успехов наша космонавтика не смогла бы
достичь без того высокого уровня образования и технического развития,
который был у страны в советское время" (Н.И. Рыжков).
«Развал
Советского
Союза
был
величайшей
геополитической
катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей
системы биполярного мира» (А.Г. Лукашенко).
«Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали
его фактический к тому моменту распад» (Б.Н.Ельцин).
Пример исторического эссе
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
(В.О. Ключевский)
На первый взгляд может показаться, что не мог выдающийся
русский историк В. О. Ключевский сказать, что история ничему не учит. По-
34
моему, Ключевский хотел подчеркнуть, что если мы не знаем истории, то за
это будем наказаны в жизни. И я с ним согласна.
История - одна из древнейших наук. Она возникла с появлением
человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на
протяжении
тысячелетий,
т.е.
мы
изучаем
исторический
процесс.
Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга
событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
За
историей
кроются
события;
те
или
иные
прошедшие
или
проходящие явления, факты общественной жизни. И каждое историческое
событие
обладает
специфическими,
только
ему
присущими
чертами,
и
выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или
иное
событие.
Кроме
того,
каждое
историческое
событие
имеет
важное
значение.
Необходимо изучать исторические события, чтобы извлечь правильный
урок. Конечно, история никогда не повторяется дважды. Ведь социальные
науки отличаются от естественных, где какое-то физическое явление можно
воспроизвести какое угодно количество раз. Но и в истории присутствуют
свои закономерности. Зная их, легче прогнозировать современное социальное
развитие, предотвратить беду. Говорят французский король Людовик XUI
перед казнью читал книгу об английском короле Карле I, которого тоже
казнили революционеры. А прочитай он книгу раньше, может и не совершил
бы ошибок, которые спровоцировали революцию во Франции.
Мне хотелось бы привести примеры из истории России. Наполеон
Бонапарт вторгся на территорию России с целью ее захвата. И ему даже
казалось, что со взятием Москвы, Россия окажется в его руках. И как позорен
был его побег из России! В своих воспоминаниях он предостерегал других о
том, что не стоит воевать с Россией. Но честолюбивый фашистский лидер
Адольф
Гитлер
решил
вновь
идти
на
Россию.
Чем
это
закончилось?!
Разгромом
гитлеровской
Германии
в
Берлине.
Вот
оно
-
наказание
за
незнание истории, неумение делать соответствующие выводов. В обычной
жизни происходит то же самое.
Итак, можно сделать выводы, что история не прощает ее незнания.
"Всемирная
история
представляет
собой
ход
развития
принципа,
содержание которого есть сознание свободы" (Г.Гегель).
В
чем
заключается
историческое
развитие?
В
чем
сущность
общественного прогресса? Эти вопросы волновали человечество с давних
пор и продолжают волновать по сей день. Свой ответ на них дает Георг
Вильгельм
Фридрих
Гегель,
-
немецкий
философ,
один
из
основателей
немецкой классической философии и философии романтизма. Он считает,
что весь ход истории - это движение к признанию и защите прав и свобод
личности, и это движение - прогресс. И я полностью согласна с этой точкой
зрения.
35
Если оглянуться на историю, то такое движение становится
очевидным.
Античность
с
ее
республиканскими
институтами,
культом
свободного
гражданина,
имела
в
своей
основе
рабство.
Средние
века
"распределили"
свободу
более
равномерно:
разница
междуфеодалом
и
зависимым крестьянином была велика, но несравнима с разницей между
господином и рабом, также следует помнить, что в Средние века путь из
одного сословия в другое был труден, но открыт (маленький пример: министр
Филиппа Красивого, Ногаре, был выходцем из торговцев). Помимо этого
существовали вольные города, и цехи, и коммуны, автономные университеты,
а
королевская
власть
уже
в
зрелом
средневековье
была
ограничена
народными представительствами. Да, личность была зажата в рамках своей
корпорации, но в этих рамках она получала и определенную свободу, а ведь
свобода человека всегда ограничена в каких - то рамках, вопрос лишь в
каких.
Рамки
Средневековья
расширило
новое
время.
Идет
разрушение
сословной
системы,
приходит
конец
духовному
диктату
церкви,
продолжается ограничение, а в некоторых странах ип роисходит свержение
королевской власти, расширение прав и свобод граждан. И, наконец, в наши
дни человек становится во главу угла.
Можно подумать. что этот процесс идет лишь в Европе, но на самом
деле такие изменения характерны для всего мира: в большинстве стран
сегодня - республиканский строй, во многих мусульманских государствах
женщины с успехом борются за свои права.
А вопрос, является ли свобода личности, возможности ее выбора своего
пути, борьбы за свое счастье прогрессом, не нуждается в доказательстве. Это
- как аксиомы геометрии, на которых покоятся все теоремы. Хотя свобода
личности, как и все в этом мире, имеет и свои обратные стороны. Зажатый в
рамках
своей
группы,
человек
одновременно
всегда
имел
защиту
и
поддержку. Обретя большую свободу, он одновременно обрел ее частого
спутника - одиночество.
Таким образом, я пришла к выводу, что история человечества -
это
развитие, которое заключается в движении к свободе.
«Нация
-
это
общество
людей,
которые
через
единую
судьбу
обретают единый характер». (О. Пауэр)
Помимо классов и других социальных групп социальную структуру
общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена,
народности, нации. Постараемся ответить на вопрос, что значит нация, и
какие этому понятию определения дает наука. Нация - наиболее развитая
историко-культурная
общность
людей.
Она
складывается
в
течение
длительного времени в результате соединения и переплетения различных
племен
и
народностей.
Среди
свойств
нации
можно
выделит
общность
территории
проживания,
национальную
экономику,
самоуправление,
особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут
на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
36
Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но
это
разные
нации.
Сплоченности
нации
способствует
общность
их
исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой
неповторимый путь.
Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример
базовые ценности российской культуры. В России, в отличие от Запада,
природа
не
давала
человеку
надежды
на
то,
что
ее
когда-то
удастся
«приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному
кратковременному напряжению своих сил, работать скоро и споро. Ни один
народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое
время как русские.
Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и
размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди
надеяться на «авось», откладывают на завтра.
Или взять другой народ - японцев. Положение после Второй мировой
войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги»
свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолюбие у
них
в
крови.
Интересно
проследить,
как
историческая
судьба
может
разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных
исторических
условиях.
Хорватия,
вошедшая
в
Германскую
империю,
испытала влияние западной цивилизации, боснийцы омусульманились, войдя
в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют
общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной
Украиной объясняются различием их исторических судеб.
Список
примеров
можно
было
бы
продолжить,
останавливаясь
подробно
на
каждый
нации.
Однако
считаем,
что
все
они
лишь
будут
подтверждать правоту высказывания.
«Жестоко
расправляясь
со
своими
противниками
из
числа
других
русских князей,
не
брезгуя
для
этого
татарской
помощью,
Калита
добился
значительного усиления
могущества Московского княжества»
(Л.В. Черепнин).
Никогда не думала, что меня может задеть за живое идея, высказанная
известным историком Л.В. Черепниным о том, что Иван Калита является
своего рода «полицаем», предателем всего русского народа, ставленником
монгольского хана Узбека. С одной стороны можно согласиться с данной
точкой зрения, потому что в 1237году, когда монгольский хан Узбек решил
создать
на
оккупированных
Ордой
русских
землях
марионеточное
государство, то ему требовались люди, которые могли бы контролировать
ситуацию
на
столь
огромных
пространствах.
Они
могли
бы
подавлять
постоянные
русские
антимонгольские
восстания,
грозившие
вылиться
в
изгнание захватчиков из Руси. И такие предатели, по мнению Черепнина Л.В.
нашлись - их возглавил князь захолустного тогда города Москвы – Иван
37
Калита. Он решил, опираясь на монгольские копья и луки, расширить свои
владения ценой предательства русской освободительной борьбы. И получил
за это от Узбека ярлык (полномочия наместника) и военную помощь. В обмен
Иван
Калита
должен
был
подавлять
все
русские
антимонгольские
выступления, что и делал с изощренной жестокостью, как это и свойственно
всем предателям своего народа. В 1960 году увидел свет капитальный труд Л.
В. Черепнина, посвященный истории Руси в XIV – XV веках. Есть в нем и
была
дана
характеристика
личности
Ивана
Калиты.
«Калиту
не
нужно
идеализировать. (Вот уж чего не было, того не было! – Н. Б.) Это был сын
своего
времени
и
класса,
правитель
жестокий,
хитрый,
лицемерный,
но
умный, упорный и целеустремленный». …
«Этот князь (Калита) жестоко
подавлял
те
стихийные
народные
движения,
которые
подрывали
основы
господства
Орды
над
Русью...
Жестоко
расправляясь
со
своими
противниками
из
числа
других
русских
князей,
не
брезгуя
для
этого
татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества
Московского княжества».
Иван Калита, что можно сказать о человеке, носившем это имя и это
прозвище? Первый московский правитель... Князь-скопидом, прозванный за
прижимистость
«денежным
мешком»...
Хитроумный
и
беспринципный
лицемер, сумевший войти в доверие к хану Золотой Орды и наводивший во
имя своих личных интересов татар на русские города... Вот, кажется, и все.
Таков привычный образ Ивана Калиты. Но этот образ – не более чем миф,
созданный на потребу простодушной любознательности. В источниках мы не
найдем его безусловного подтверждения. Однако не найдем и полного его
отрицания. Как это часто бывает, краткие исторические документы оставляют
возможность для самых различных толкований. В таких случаях многое
зависит от историка, от того, что он хочет увидеть, вглядываясь в туманное
зеркало минувшего.
Хотя, действительно, есть тут некоторые парадоксы, которые заметил
даже первый русский историк Н. М. Карамзин. «Сделалось чудо. Городок,
едва известный до XIV века, возвысил главу и спас отечество». Древний
летописец на этом и остановился бы, склоняя голову перед непостижимостью
Божьего Промысла. Но Карамзин был человеком нового времени. Чудо как
таковое
его
уже
не
устраивало.
Он
хотел
найти
ему
рациональное
объяснение. И потому он первым начал творить ученый миф о Калите.
Опираясь
на
источники,
Карамзин
определил
князя
Ивана
теми
словами, которые нашел для него один древнерусский автор – «Собиратель
земли
Русской».
Однако
этого
было
явно
недостаточно,
потому
что
все
русские князья того времени как могли собирали землю и власть.
Тогда Карамзин предложил дополнительные пояснения. Калита был
«хитрый». Этой хитростью он «снискал особенную милость Узбека и, вместе
с нею, достоинство великого князя». С помощью той же «хитрости» Иван
«усыпил ласками» бдительность хана и убедил его, во-первых, не посылать
более на Русь своих баскаков, но передать сбор дани русским князьям, а во-
38
вторых
–
закрыть
глаза
на
присоединение
многих
новых
территорий
к
области
великого
княжения
Владимирского.
Следуя
заветам
Калиты,
его
потомки
постепенно
«собрали
Русь».
В
итоге
могущество
Москвы,
позволившее ей в конце XV века обрести независимость от татар, есть «сила,
воспитанная хитростью».
Другой
классик
отечественной
историографии,
С.
М.
Соловьев,
в
противоположность
Карамзину
был
очень
сдержан
в
характеристиках
исторических
деятелей
вообще
и
Ивана
Калиты
в
частности.
Он
лишь
повторил найденное Карамзиным определение князя Ивана как «Собирателя
земли Русской» и отметил вслед за летописью, что Калита «избавил Русскую
землю от татей».
Некоторые новые мысли о Калите высказал Н. И. Костомаров в своем
известном
труде
«Русская
история
в
жизнеописаниях
ее
главнейших
деятелей». Он отметил необычайно крепкую для князей того времени дружбу
Юрия и Ивана Даниловичей, а о самом Калите сказал так: «Восемнадцать лет
его
правления
были
эпохою
первого
прочного
усиления
Москвы
и
ее
возвышения над русскими землями». При этом Костомаров не удержался от
повторения
созданного
Карамзиным
стереотипа:
Калита
был
«человек
характера невоинственного, хотя и хитрый».
Знаменитый
ученик
Соловьева
В.
О.
Ключевский
был
большим
любителем
исторических
парадоксов.
В
сущности,
вся
история
России
представлялась им как длинная цепь больших и малых парадоксов. «Условия
жизни, – говорил Ключевский, – нередко складываются так своенравно, что
крупные
люди
размениваются
на
мелкие
дела,
подобно
князю
Андрею
Боголюбскому,
а
людям
некрупным
приходится
делать
большие
дела,
подобно
князьям
московским».
Эта
посылка
о
«людях
некрупных»
и
предопределила
его
характеристику
Калиты.
По
Ключевскому,
все
московские
князья,
начиная
с
Калиты,
–
хитрые
прагматики,
которые
«усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов».
Итак,
к
созданному
Карамзиным
портрету
льстеца
и
хитреца
Ключевский
добавил
еще
пару
темных
мазков
–
скопидомство
и
посредственность. Возникший в итоге малопривлекательный образ благодаря
его художественной выразительности и психологической достоверности стал
широко известен. Он был запечатлен в памяти нескольких поколений русских
людей,
обучавшихся
по
гимназическому
учебнику
истории
Д.
И.
Иловайского.
Развенчание
и
охуление
Ивана
Калиты
в
конце
концов
вызвало
законный
вопрос:
да
мог
ли
столь
низменный
человек
исполнить
столь
великую
историческую
задачу,
как
основание
Московского
государства?
Ответ напрашивался двоякий: либо он и не был основателем, либо созданный
историками образ Калиты недостоверен.
Девять десятых всех сведений, которыми мы располагаем об Иване
Калите, дают летописи. Эти странные литературные произведения, где есть
только два действующих лица – Бог и человек, никогда не заканчивались.
39
Каждое
поколенье
рукою
книжника-монаха
вписывало
в
них
новые
страницы. В летописи удивительным образом соединяются противоположные
начала: мудрость веков – и почти детская наивность; сокрушительное течение
потока времени – и несокрушимость факта; ничтожество человека перед
лицом Вечности – и его же безмерное величие как «образа и подобия Божия».
На
первый
взгляд
летопись
проста
и
незатейлива.
Погодное
изложение
событий
в
виде
кратких
сообщений
иногда
прерывается
вставками
–
самостоятельными
литературными
произведениями,
дипломатическими
документами,
юридическими
актами.
Но
за
этой
внешней
простотой
скрывается бездна противоречий. Во-первых, летописец видит события и
изображает их «со своей колокольни»: с точки зрения интересов и «правды»
своего
князя,
своего
города,
своего
монастыря.
Под
этим
слоем
бессознательного
искажения
истины
–
еще
один:
искажения,
которые
возникли при составлении новых летописей на основе старых. Обычно новые
летописи
(точнее,
летописные
«своды»)
составляли
по
случаю
каких-то
важных событий. Составитель новой летописи («сводчик») редактировал и
по-своему компоновал содержание нескольких летописей, находившихся в
его распоряжении, создавал новые текстовые комбинации. Поэтому порядок
событий в тексте летописной годовой статьи не всегда соответствует их
реальной последовательности. Наконец, летописцы всегда были очень кратки
в своих сообщениях и описывая событие, не сообщали его причин.
Подводя итог утратам и проблемам, отметим главное: наши знания об
Иване Калите и его времени обрывочны и фрагментарны. Его портрет –
словно древняя фреска, израненная временем и скрытая под толстым слоем
поздней
масляной
живописи.
Путь
познания
Ивана
Калиты
есть
путь
кропотливой реставрации. Но вместе с тем это и путь самопознания. Ведь мы
имеем
дело
со
строителем
Московского
государства,
чья
рука
навсегда
оставила свой след на его фасаде.
Нельзя
Ивана
Калиту
оценить
только
с
негативной
точки
зрения,
потому
что
в
конце
жизни
он
принял
монашеский
постриг
и
написал
завещание, проанализировав которое, можно сделать вывод о моральных
качествах правителя: смирении, доброте. Именно Калита стал основателем
московской «большой политики», определил ее принципы, цели и средства.
Он дал политический наказ своим сыновьям – сохранить любыми средствами
ту «великую тишину», под покровом которой шло медленное «собирание
Руси» вокруг Москвы. Две составляющие этой «великой тишины» – мир с
Ордой и мир с Литвой.
В
летописном
сообщении
о
кончине
князя
Ивана
сквозь
обычную
риторику некролога пробивается искреннее чувство осиротелости.