Напоминание

"Как развить интерес учащихся к изучению иностранного языка"


Автор: Калашникова Галина Михайловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 397 им. Г. В. Старовойтовой
Населённый пункт: Санкт -Петербург, Кировский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Как развить интерес учащихся к изучению иностранного языка"
Раздел: среднее образование





Назад





«Как развить интерес учащихся к изучению иностранного языка»

Калашникова Галина Михайловна, учитель немецкого языка высшей

квалификационной категории гимназии № 397 г. Санкт-Петербурга
Одной из основных проблем педагогики является проблема мотивации учащихся к процессу обучения. Чтобы развить интерес учащихся к изучению иностранного языка, учитель должен не только очень любить свою работу и детей, но и стараться использовать все имеющие в настоящее время средства и технологии обучения. У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Часто это связано не с интеллектуальными возможностями и работоспособностью ребенка, а с резким падением интереса к учёбе, снижением мотивации к обучению. Моей задачей на всех этапах обучения немецкому языку является формирование у учащихся устойчивой мотивации к изучению иностранного языка, достижения успеха, повышения личностной самооценки. При обучении школьников необходимо акцентировать внимание на все их достижения, обосновывать поставленные оценки, развивать у учащихся уверенность в себе и в своих возможностях. Учитель должен быть всегда оптимистически настроенным, вести урок доброжелательно, учитывая интересыучащихся. Лучше всего, как показывает мой опыт работы (24 года) общаться в течение всего урока на немецком языке, тем самым погружая учащихся в немецкую речь, при этом большую роль играют аудио- и видео- материалы, стимулирующие учащихся к изучению иностранного языка, наглядно убеждая их в его коммуникативной функции. Общение учителя с учениками на иностранном языке должно происходить на всех этапах урока в течение всего курса обучения. Если сопровождать почти каждую сказанную на иностранном языке фразу переводом, то невозможно сформировать у учащихся умение понимать немецкую речь и, следовательно, осуществлять общение на этом языке. Учащийся не будет делать никаких усилий, чтобы понять речь учителя, а будет ожидать информацию на понятном русском языке. Соблюдение этого правила позволяет осуществлять общение с учащимися на иностранном языке и тем самым способствовать лучшему усвоению лексического и
грамматического материала. Общение на иностранном языке учителя с учащимися во время урока, а также при встрече с ними во внеурочное время становится стимулом для повышения мотивации в изучении иностранного языка в школе. Когда учащимся хочется слушать иностранную речь и им интересно, когда им хочется говорить, и они не боятся сделать ошибку, когда им помогают выражать мысли, воодушевляют на высказывание, только тогда в них вселяется уверенность в том, что они могут справиться с заданием. Только в таких условиях возможно говорение учащихся на иностранном языке. У учащихся не должно быть боязни, что они скажут неправильно, за что их будут ругать или поставят двойку. Развитие устной речи и познавательных способностей обеспечивается и большим количеством творческих заданий и проектов на уроках и во внеклассной работе. Большая роль при изучении иностранного языка принадлежит игре. Обучаясь иностранному языку в игре, знания учащихся становятся более эффективными и устойчивыми. Игра пробуждает любопытство и интерес. Играя на уроке иностранного языка, каждый может проверить свои способности, ум, память, удачу, не боясь провала. Игры должны использоваться не только как "вознаграждение" или, если осталось в конце урока время, но и для введения, обработки, применения и повторения темы, лексики и грамматики, навыков тренировки, для ориентировочного и межкультурного обучения. Для организации благоприятного климата урока, эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии. Для создания благоприятного климата, для более эффективного достижения общеобразовательных, развивающих и практических целей, очень полезно планировать проведение зарядки-релаксации, целью которой является снятие напряжения, усталости, создания положительных эмоций, хорошего настроения во время урока, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-то новым, необычным. Релаксацию можно проводить на любом этапе урока, она должна освободить учащихся на кроткое время от умственного напряжения, при этом срабатывает механическая память и материал усваивается легче.
Хорошим видом релаксации является песня на иностранном языке, которая позволяет учащимся не только отдохнуть, но и формирует фонетические, лексические и грамматические навыки. Пение активирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя. Большой эффект в обучении учащихся иностранному языку дает использование мультимедийных средств, благодаря которым на уроках можно работать с тематическими компьютерными презентациями. Причем презентации могут выполнять сами учащиеся. Очень важны на уроках фрагменты видеофильмов с обсуждением и различными заданиями. Сильным фактором мотивации является организация переписки со сверстниками, для которых немецкий – родной язык, а русский - иностранный, а также поездки в страну изучаемого иностранного языка. Погружение в среду изучаемого языка и общение с носителями иностранного языка во время школьных обменов помогают улучшить знания грамматики, фонетики, обогащают лексический запас, дают возможность познакомиться с культурой народа, его обычаями, традициями, историей. Международные обмены помогают избавиться от стереотипов, мешающих межкультурной коммуникации и преодолеть языковой барьер, воспитывают целеустремленность, самостоятельность и ответственность учащихся. Использование разнообразных методов в ходе учебного процесса полностью зависит от желания, выдумки, инициативы и творческих способностей учителя иностранного языка, но требует от учителя дополнительного времени на подготовку к занятиям. А результатом этого будет мотивация учащихся к изучению иностранного языка и повышение интереса и любви учителя к учащимся и к своему очень важному и нужному труду.


В раздел образования