"Как развить интерес учащихся к изучению иностранного языка"
Автор: Калашникова Галина Михайловна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 397 им. Г. В. Старовойтовой Населённый пункт: Санкт -Петербург, Кировский район Наименование материала: Статья Тема: "Как развить интерес учащихся к изучению иностранного языка" Раздел: среднее образование
«Как развить интерес учащихся к изучению иностранного языка»
Калашникова Галина Михайловна, учитель немецкого языка высшей
квалификационной категории гимназии № 397 г. Санкт-Петербурга
Одной из основных проблем педагогики является проблема мотивации
учащихся к процессу обучения.
Чтобы развить интерес учащихся к изучению иностранного языка, учитель
должен не только очень любить свою работу и детей, но и стараться
использовать все имеющие в настоящее время средства и технологии
обучения.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с
успеваемостью. Часто это связано не с интеллектуальными возможностями и
работоспособностью ребенка, а с резким падением интереса к учёбе,
снижением мотивации к обучению. Моей задачей на всех этапах обучения
немецкому языку является формирование у учащихся устойчивой мотивации
к изучению иностранного языка, достижения успеха, повышения личностной
самооценки.
При обучении школьников необходимо акцентировать внимание на все
их достижения, обосновывать поставленные оценки, развивать у учащихся
уверенность в себе и в своих возможностях. Учитель должен быть всегда
оптимистически настроенным, вести урок доброжелательно, учитывая
интересыучащихся. Лучше всего, как показывает мой опыт работы (24 года)
общаться в течение всего урока на немецком языке, тем самым погружая
учащихся в немецкую речь, при этом большую роль играют аудио- и видео-
материалы, стимулирующие учащихся к изучению иностранного языка,
наглядно убеждая их в его коммуникативной функции.
Общение учителя с учениками на иностранном языке должно
происходить на всех этапах урока в течение всего курса обучения. Если
сопровождать почти каждую сказанную на иностранном языке фразу
переводом, то невозможно сформировать у учащихся умение понимать
немецкую речь и, следовательно, осуществлять общение на этом языке.
Учащийся не будет делать никаких усилий, чтобы понять речь учителя, а
будет ожидать информацию на понятном русском языке. Соблюдение этого
правила позволяет осуществлять общение с учащимися на иностранном
языке и тем самым способствовать лучшему усвоению лексического и
грамматического материала. Общение на иностранном языке учителя с
учащимися во время урока, а также при встрече с ними во внеурочное время
становится стимулом для повышения мотивации в изучении иностранного
языка в школе.
Когда учащимся хочется слушать иностранную речь и им интересно,
когда им хочется говорить, и они не боятся сделать ошибку, когда им
помогают выражать мысли, воодушевляют на высказывание, только тогда в
них вселяется уверенность в том, что они могут справиться с заданием.
Только в таких условиях возможно говорение учащихся на иностранном
языке. У учащихся не должно быть боязни, что они скажут неправильно, за
что их будут ругать или поставят двойку. Развитие устной речи и
познавательных способностей обеспечивается и большим количеством
творческих заданий и проектов на уроках и во внеклассной работе.
Большая роль при изучении иностранного языка принадлежит игре.
Обучаясь иностранному языку в игре, знания учащихся становятся более
эффективными и устойчивыми. Игра пробуждает любопытство и интерес.
Играя на уроке иностранного языка, каждый может проверить свои
способности, ум, память, удачу, не боясь провала. Игры должны
использоваться не только как "вознаграждение" или, если осталось в конце
урока время, но и для введения, обработки, применения и повторения темы,
лексики и грамматики, навыков тренировки, для ориентировочного и
межкультурного обучения.
Для организации благоприятного климата урока, эффективного
достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей,
необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии. Для создания
благоприятного климата, для более эффективного достижения
общеобразовательных, развивающих и практических целей, очень полезно
планировать проведение зарядки-релаксации, целью которой является
снятие напряжения, усталости, создания положительных эмоций, хорошего
настроения во время урока, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение,
танцы, заинтересованность чем-то новым, необычным. Релаксацию можно
проводить на любом этапе урока, она должна освободить учащихся на
кроткое время от умственного напряжения, при этом срабатывает
механическая память и материал усваивается легче.
Хорошим видом релаксации является песня на иностранном языке, которая
позволяет учащимся не только отдохнуть, но и формирует фонетические,
лексические и грамматические навыки. Пение активирует функции
голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету,
развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт
эмоционального настроя.
Большой эффект в обучении учащихся иностранному языку дает
использование мультимедийных средств, благодаря которым на уроках
можно работать с тематическими компьютерными презентациями. Причем
презентации могут выполнять сами учащиеся. Очень важны на уроках
фрагменты видеофильмов с обсуждением и различными заданиями.
Сильным фактором мотивации является организация переписки со
сверстниками, для которых немецкий – родной язык, а русский -
иностранный, а также поездки в страну изучаемого иностранного языка.
Погружение в среду изучаемого языка и общение с носителями иностранного
языка во время школьных обменов помогают улучшить знания грамматики,
фонетики, обогащают лексический запас, дают возможность познакомиться
с культурой народа, его обычаями, традициями, историей.
Международные
обмены помогают избавиться от стереотипов, мешающих межкультурной
коммуникации и преодолеть языковой барьер, воспитывают
целеустремленность, самостоятельность и ответственность учащихся.
Использование разнообразных методов в ходе учебного процесса
полностью зависит от желания, выдумки, инициативы и творческих
способностей учителя иностранного языка, но требует от учителя
дополнительного времени на подготовку к занятиям. А результатом этого
будет мотивация учащихся к изучению иностранного языка и повышение
интереса и любви учителя к учащимся и к своему очень важному и нужному
труду.