"Использование обычаев и традиций в организации педагогического процесса в условиях открытого образовательного пространства"
Автор: Тырышкина Тамара Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45 "Добрая фея" Населённый пункт: г.Междуреченск Кемеровской области Наименование материала: статья Тема: "Использование обычаев и традиций в организации педагогического процесса в условиях открытого образовательного пространства" Раздел: дошкольное образование
Использование
обычаев
и
традиций
в
организации
педагогического процесса в условиях открытого образовательного
пространства.
Чтобы приучить малыша через себя видеть других людей, понимать их
чувства, переживания, поступки, мысли, стараюсь ввести его в окружающий
мир легко и свободно, чтобы он чувствовал себя в нем не гостем, а хозяином.
Приходя ежедневно в детский сад, ребенок оказывается в коллективе
сверстников. Что их объединяет? Группа как ячейка детского коллектива
живет, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо
развитие детей.
Если проанализировать жизнь группы, можно увидеть: она строится в
соответствии
с
разными
традициями,
обычаями,
правилами
порядка
и
поведения. Они воспроизводятся каждой последующей возрастной группой,
и регламентирует ее деятельность. Передаваясь из группы в группу обычаи,
правила порядка и поведения адаптируются к новым условиям. Мною они
используются как средство для воспитания и развития детей и
служат
механизмом передачи нравственных социальных качеств:
-
любви,
-
доброты,
-
сострадания,
-
взаимопонимания,
-
готовности прийти на помощь.
Исторически сложилось, что
слово «традиция» обозначает обычаи,
порядки
и
правила
поведения,
которые
передаются
из
поколения
в
поколение. Я же отличаю традиции от обычаев, нравов, правил порядка и
поведения.
Простые
привычки,
правила
поведения
или
часто
повторяющиеся
постоянные действия помогают детям определять поведение в конкретных
ситуациях
и
формируют
нравы.
Групповые
нравы
это
взаимоотношения.
Определяются они не привычками и наклонностями отдельных детей. В
группе есть дети, готовые с боем взять понравившуюся игрушку. Так вот
взаимоотношения всех детей, а этих особенно, определяют нормы и правила.
У нас в группе есть немногочисленные запреты, круг норм, которые
не
подлежащий обсуждению. Это самые основные принципы совместной жизни
– личная неприкосновенность, уважение к деятельности и ее результатам,
уважение к собственности . Дети очень чувствительны к границе, которую не
нужно переступать. Они знают, по взгляду и интонации прекрасно понимают,
чего им действительно нельзя делать ни при каких условиях:
нельзя бить других детей,
нельзя «портить» их игру,
нельзя трогать чужие вещи, предметы,
нельзя причинять боль другим живым существам.
А есть правила и нормы, которые я обсуждаю с детьми. Объясняю,
почему их не желательно нарушать.
Дети интересуются правилами и нормами, постепенно запоминают их,
в нужный момент припоминают и изменяют свое поведение.
Во
взаимоотношениях
появляются
закономерности,
установившийся
порядок и правила становятся обычаями, которые регулируют отношения и
связи детей и взрослых.
В группе бытуют обычаи и рекомендованные программой «Радуга», и
те, которые сложились у нас: весенний, летний, осенний и зимний праздники,
день
рождения
детей,
ежегодный
праздник
«Вот
и
стали
мы
на
год
взрослей»,
встречи с интересными людьми, выставки, концерты. Считаю
интересным обычаем изготовление театров к полюбившейся сказке. Уже в
младшей группе появляется первый из них. К выпуску из детского сада дети
изготавливают к этой сказке много различных театров, умеют работать с
каждым и для показа сказки выбирают любой.
Массовые
обычаи
становятся
традициями.
Использование
в
воспитании детей таких традиций города, страны как
городские конкурсы, спартакиады,
чествование известных людей,
День шахтера, День города,
праздники День победы, 8 марта,
День Земли,
день защиты детей;
встреча нового года,
покровская ярмарка, рождество, пасха, Иван – купала,
масленица
позволили
заложить
основы
гражданственности
и
патриотического
воспитания.
Традицией
детей
нашей
группы
стало
знакомство,
а
затем
и
постоянные
встречи
с
шорским
ансамблем
«Чедыгеш».
Дети
всегда
с
нетерпением ждут участников ансамбля в гости. И узнают много нового о
культуре коренного населения во время этих встреч.
Новый год - тоже традиция. Его встречают все. А вот обычаи при
этом
разные!
В
нашей
группе
после
новогодних
праздников
дети
оформляют альбом.
В альбоме для каждого малыша найдется лист со
стихотворением только для него, на листе он рисует свои впечатления от
подготовки
к
празднику,
самого
праздника,
себя
в
новогоднем
костюме.
Рассматривание альбомов помогает детям не только видеть, как изменяются
за годы их впечатления, отраженные в рисунках, но и управлять ритмом
времени.
Традицией стали акции, которые мы готовим с детьми, а
проводим
совместно с родителями
-
книга
-
наш музей
-
птичий дом и кормушка
-
игрушки
-
здоровье детей - забота общая
К беседе с родителями в гостиной дети готовятся серьезно. Во время этих
встреч
они объясняют мамам и папам, как трудно живется
игрушке -
медвежонку одному в нашей группе, ведь в сказке то у него семья - их трое;
какие важные тайны открывают разные мелочи, предметы для мини – музея
группы и детского сада; о том, что птицы ждут помощи от детей и взрослых
и о многом другом. Рассказывают о проблемах и педагоги. Дети творчески
подходят
к
оформлению
плакатов,
рисунков,
листовок,
в
которых
также
отражена
проблема.
У
нас
отзывчивые
замечательные
родители
–
после
акций
в
группе
появилась
библиотека
умных
книг,
оборудование
для
физического воспитания, интересные и полезные игрушки, со всех концов
света собраны предметы в мини - музей. Каждый год заботливые взрослые и
дети мастерят и развешивают птичьи дома и кормушки.
Изменяется
отношение
детей
к
окружающим
их
предметам,
игрушкам,
живым существам. Ну и, конечно, они гордятся своей семьей.
Традиции делают прочными связи и отношения
ребенка со сверстниками, взрослыми, социумом;
детского сада и семьи;
детского сада, семьи и социума.
Совместное использование традиций, обычаев помогает создать
открытое образовательное пространство, в котором находятся воспитанники,
коллектив детского сада, родители, жители города. Все обычаи и традиции
(приложение 1) использую с определенной периодичностью (приложение 2).
Все мероприятия проводятся в соответствии с разработанным комплексным
планом.
Обычаи
и
традиции
группы,
детского
сада,
семьи,
города,
страны,
которые очень тесно переплетены в этом образовательном пространстве,
формируют у ребенка чувство собственного достоинства, уважение к
людям,
развивают
познавательные
интересы,
эстетические
чувства,
нравственную основу.