Напоминание

"Использование обычаев и традиций в организации педагогического процесса в условиях открытого образовательного пространства"


Автор: Тырышкина Тамара Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45 "Добрая фея"
Населённый пункт: г.Междуреченск Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование обычаев и традиций в организации педагогического процесса в условиях открытого образовательного пространства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование обычаев и традиций в организации педагогического процесса в условиях открытого образовательного пространства. Чтобы приучить малыша через себя видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, стараюсь ввести его в окружающий мир легко и свободно, чтобы он чувствовал себя в нем не гостем, а хозяином. Приходя ежедневно в детский сад, ребенок оказывается в коллективе сверстников. Что их объединяет? Группа как ячейка детского коллектива живет, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо развитие детей. Если проанализировать жизнь группы, можно увидеть: она строится в соответствии с разными традициями, обычаями, правилами порядка и поведения. Они воспроизводятся каждой последующей возрастной группой, и регламентирует ее деятельность. Передаваясь из группы в группу обычаи, правила порядка и поведения адаптируются к новым условиям. Мною они используются как средство для воспитания и развития детей и служат механизмом передачи нравственных социальных качеств: - любви, - доброты, - сострадания, - взаимопонимания, - готовности прийти на помощь. Исторически сложилось, что слово «традиция» обозначает обычаи, порядки и правила поведения, которые передаются из поколения в поколение. Я же отличаю традиции от обычаев, нравов, правил порядка и поведения. Простые привычки, правила поведения или часто повторяющиеся постоянные действия помогают детям определять поведение в конкретных ситуациях и формируют нравы. Групповые нравы это взаимоотношения. Определяются они не привычками и наклонностями отдельных детей. В группе есть дети, готовые с боем взять понравившуюся игрушку. Так вот взаимоотношения всех детей, а этих особенно, определяют нормы и правила. У нас в группе есть немногочисленные запреты, круг норм, которые не подлежащий обсуждению. Это самые основные принципы совместной жизни – личная неприкосновенность, уважение к деятельности и ее результатам, уважение к собственности
.
Дети очень чувствительны к границе, которую не нужно переступать. Они знают, по взгляду и интонации прекрасно понимают, чего им действительно нельзя делать ни при каких условиях: нельзя бить других детей, нельзя «портить» их игру, нельзя трогать чужие вещи, предметы,
нельзя причинять боль другим живым существам. А есть правила и нормы, которые я обсуждаю с детьми. Объясняю, почему их не желательно нарушать. Дети интересуются правилами и нормами, постепенно запоминают их, в нужный момент припоминают и изменяют свое поведение. Во взаимоотношениях появляются закономерности, установившийся порядок и правила становятся обычаями, которые регулируют отношения и связи детей и взрослых. В группе бытуют обычаи и рекомендованные программой «Радуга», и те, которые сложились у нас: весенний, летний, осенний и зимний праздники, день рождения детей, ежегодный праздник «Вот и стали мы на год взрослей», встречи с интересными людьми, выставки, концерты. Считаю интересным обычаем изготовление театров к полюбившейся сказке. Уже в младшей группе появляется первый из них. К выпуску из детского сада дети изготавливают к этой сказке много различных театров, умеют работать с каждым и для показа сказки выбирают любой. Массовые обычаи становятся традициями. Использование в воспитании детей таких традиций города, страны как городские конкурсы, спартакиады, чествование известных людей, День шахтера, День города, праздники День победы, 8 марта, День Земли, день защиты детей; встреча нового года, покровская ярмарка, рождество, пасха, Иван – купала, масленица позволили заложить основы гражданственности и патриотического воспитания. Традицией детей нашей группы стало знакомство, а затем и постоянные встречи с шорским ансамблем «Чедыгеш». Дети всегда с нетерпением ждут участников ансамбля в гости. И узнают много нового о культуре коренного населения во время этих встреч. Новый год - тоже традиция. Его встречают все. А вот обычаи при этом разные! В нашей группе после новогодних праздников дети оформляют альбом. В альбоме для каждого малыша найдется лист со стихотворением только для него, на листе он рисует свои впечатления от подготовки к празднику, самого праздника, себя в новогоднем костюме. Рассматривание альбомов помогает детям не только видеть, как изменяются за годы их впечатления, отраженные в рисунках, но и управлять ритмом времени. Традицией стали акции, которые мы готовим с детьми, а проводим совместно с родителями - книга - наш музей - птичий дом и кормушка - игрушки - здоровье детей - забота общая
К беседе с родителями в гостиной дети готовятся серьезно. Во время этих встреч они объясняют мамам и папам, как трудно живется игрушке - медвежонку одному в нашей группе, ведь в сказке то у него семья - их трое; какие важные тайны открывают разные мелочи, предметы для мини – музея группы и детского сада; о том, что птицы ждут помощи от детей и взрослых и о многом другом. Рассказывают о проблемах и педагоги. Дети творчески подходят к оформлению плакатов, рисунков, листовок, в которых также отражена проблема. У нас отзывчивые замечательные родители – после акций в группе появилась библиотека умных книг, оборудование для физического воспитания, интересные и полезные игрушки, со всех концов света собраны предметы в мини - музей. Каждый год заботливые взрослые и дети мастерят и развешивают птичьи дома и кормушки. Изменяется отношение детей к окружающим их предметам, игрушкам, живым существам. Ну и, конечно, они гордятся своей семьей. Традиции делают прочными связи и отношения ребенка со сверстниками, взрослыми, социумом; детского сада и семьи; детского сада, семьи и социума. Совместное использование традиций, обычаев помогает создать открытое образовательное пространство, в котором находятся воспитанники, коллектив детского сада, родители, жители города. Все обычаи и традиции (приложение 1) использую с определенной периодичностью (приложение 2). Все мероприятия проводятся в соответствии с разработанным комплексным планом. Обычаи и традиции группы, детского сада, семьи, города, страны, которые очень тесно переплетены в этом образовательном пространстве, формируют у ребенка чувство собственного достоинства, уважение к людям, развивают познавательные интересы, эстетические чувства, нравственную основу.


В раздел образования