Автор: Купсер Валентина Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГПОУ "Беловский многопрофильный техникум" Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Практическое занятие по теме "Трансформаторы" Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное профессиональное образовательное учреждение
«БЕЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Номинация: Методическая разработка практического занятия
по теме «Трансформаторы»
Разработала: Купсер В.И.,
преподаватель ГПОУ БМТ
Белово
2016
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка предназначена для проведения урока (практического занятия) по
дисциплине ОП.02 Электротехника для профессии среднего профессионального образования
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Целью
изучения
дисциплины
является
способствование
закреплению
знаний
об
устройстве и принципе действия трансформатора, режимах его работы; выделять главное из
полученной информации.
Представленный
урок
–
практическая
работа
по
теме
«Трансформаторы»,
рассчитанная на 2 часа учебного времени.
Практическая
работа
состоит
из
основных
этапов:
организационная
часть,
повторение, актуализация, практическая работа, рефлексия, подведение итогов урока, запись
домашнего задания.
Практическое занятие проводится с использованием ИКТ.
На
данной
практической
работе обучающиеся
учатся
конкретно
отвечать
на
поставленные вопросы, анализировать полученные данные.
В ходе урока
обучающиеся работают индивидуально и
парами, используя
для
работы видеоматериал и методические указания по практической.
ОП.02 Электротехника
Тема 2.2. Трансформаторы
Практическая работа № 15
Тема: Исследование
работы
трансформатора
в
режиме
холостого
хода
и
под
нагрузкой.
Время проведения: 2 часа.
Цели урока:
Дидактическая – закрепление,
обобщение и систематизация знаний,способствование
формированию умения использовать предоставленную информацию.
Воспитательная
– повышение
интереса
к
будущей
профессии,
способности
к
взаимодействию с коллегами.
Развивающая - развитие умений планировать свою деятельность, осуществлять
самоанализ и самоконтроль, использовать информационно-коммуникационные технологии,
осуществлять поиск необходимой информации.
Методы обучения:
1. Словесный – фронтальный опрос, беседа.
2. Наглядный - использование презентации, видеоматериала.
3. Практический – самостоятельная и парная работа.
Междисциплинарные
связи: ОДП.03.
«Физика»,
ОП.1
«Техническое
черчение»,
ОП.04. «Материаловедение».
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Уровень усвоения: 2
Оснащение: методические указания по выполнению практической работы № 15,
компьютер, видеоматериал, презентация, мультимедиапроектор.
Основные понятия: трансформатор, взаимная индукция, магнитопровод, первичная
обмотка трансформатора, вторичная обмотка трансформатора, холостой ход, нагрузочный
режим.
Формируемые компетенции:
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при
проверке его в процессе ремонта.
ПК
2.1.
Принимать
в
эксплуатацию
отремонтированное
электрооборудование
и
включать его в работу.
ОК 1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность
исходя
из
цели
и
способов
ее
достижения, определенных руководителем;
ОК 3.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность
за
результаты своей работы;
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач;
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ОК 6 .
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, клиентами.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Планируемые результаты
занятия
Этапы
занятия
Деятельность
преподавателя,
её содержание, формы и
методы
Деятельность
обучающихся, её
содержание
формы и методы
КУМО
профессиональны
е компетенции
общие
компетенции
-
-
Организационный
(3мин.)
- приветствует;
- проверяет явку;
- приветствуют;
- подтверждают
присутствие;
-
-
ОК 6
- формирует пары из
обучающихся;
- организуются в пары
- определяются с рабочим
местом
-
-
ОК 1
ОК 2
- сообщает тему и цели
занятия;
- слушают
- смотрят
Слайд №1
-
ОК 1
ОК 2
Актуализация
опорных знаний
(10мин.)
- проводит фронтальный
опрос;
- комментирует порядок
составления таблиц;
- слушают
- смотрят
- отвечают на вопросы
Слайд № 2, 3, 4,
5,6,7
ПК 1.3; ПК 2.1
ОК 1
ОК 2
Выполнение
практической
работы
(70мин )
- раздает методические
указания;
- доводит порядок
выполнения практической
работы;
- слушают
- смотрят
- знакомятся с порядком
выполнения практической
работы
-
ПК 1.3; ПК 2.1
ОК 2
ОК 4
ОК 6
ОК 3
Самостоятельная работа
- предлагает составить
алгоритм заполнения
таблиц на основании
видеоматериала;
- индивидуально
заполняют таблицу
Методические
указания
-предлагает сделать
самооценку выполненной
работы;
-каждый оценивает свою
работу и ставит отметку в
тетрадь;
Постоянно
наблюдает
за
обучающимися, оказывает
помощь,
- обращаются за помощью
к преподавателю
корректирует их
деятельность,
контролирует
правильность выполнения
отдельных операций,
контролирует темп
выполнения заданий
Работа в паре
-предлагает выполнить
взаимопроверку
правильности составления
алгоритма;
- пары обмениваются
работами;
- делают взаимопроверку
и выставляют отметки в
тетрадь;
ПК 1.3; ПК 2.1
ОК 3
ОК 6
- показывает эталон
выполнения задания;
- проверяют составленные
таблицы;
- сравнивают
- анализируют
Слайд № 8,9
Обсуждение и
оценка полученных
результатов
практической
работы
-организует защиту и
обсуждение выполненных
заданий после
выполнения практической
работы.;
-готовятся и защищают
отчет;
ПК 1.3; ПК 2.1
ОК 1
ОК 3
ОК 6
ḬḬḬ.Заключительный
(7мин)
рефлексия
-предлагает закончить
фразы;
- смотрят
- проговаривают
- обсуждают
Слайд № 10
оценивает работу ;
-слушают;
- сообщает домашнее
задание;
- слушают
- смотрят
- записывают
Слайд № 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методические указания по выполнению практической работы №15
Тема: Исследование работы трансформатора в режиме холостого хода и под нагрузкой.
Продолжительность : 2 часа
Цель занятия: закрепить и обобщить знания по теме"Трансформаторы"
должен знать:
З.1 - основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и
параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и
магнитных полей;
З.4 условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
З.5 основные элементы электрических сетей;
З.6 принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных
приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
Оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, видеоматериал, методические
указания по выполнению практической работы.
Теоретический материал.
Трансформатор может работать в двух режимах: в режиме холостого хода и под нагрузкой
Режим холостого хода. При разомкнутой вторичной обмотке трансформатор работает в
режиме холостого хода. Ток холостого хода I
0
, проходящий по первичной обмотке, имеет две
составляющие: активную I
0a
и реактивную I
0р
. При этом: I
0
= I
0a
+ I
0р
.
Реактивная составляющая называется намагничивающим током, этот ток создает магнитный
поток в магнитопроводе трансформатора. Активная составляющая обеспечивает поступление
в трансформатор электрической энергии, необходимой для компенсации потерь энергии в
стали магнитопровода. Она невелика, поэтому ток холостого хода практически можно
считать равным намагничивающему току: I
0
≈ I
0р
. При проектировании трансформаторов
магнитное сопротивление магнитопровода стремятся сделать малым, чтобы ток холостого
хода для мощных трансформаторов составлял 3—4%, а трансформаторов средней мощности
— 8—10% номинального тока.
Электродвижущие силы, индуцированные в первичной и вторичной обмотках, согласно
закону электромагнитной индукции пропорциональны скорости изменения магнитного
потока. Следовательно, они пропорциональны максимальному значению магнитного потока
Ф
m
и частоте его изменения. В каждом витке первичной и вторичной обмоток индуцируется
электродвижущая сила, действующее значение которой E
В
= 4,44 fФ
т
, где 4,44 = 2
√
2
—
постоянная. Соответственно: E
1
= 4,44 fω
1
Ф
т
E
2
= 4,44 fω
2
Ф
т
При холостом ходе электродвижущая сила Е
1
практически равна питающему напряжению U
1
,
так как падение напряжения в первичной обмотке, создаваемое небольшим током холостого
хода, мало. Если изменяется напряжение U
1
, то будут меняться электродвижущая сила Е
1
,
магнитный поток Ф
т
и ток холостого хода I
0
. Зависимость электродвижущей силы Е
1
от тока
холостого хода называется характеристикой холостого хода (рис. 1а). При малых
напряжениях U
1
и электродвижущей силы Е
1
магнитный поток трансформатора мал, и для
его создания требуется небольшой ток холостого хода. В этом случае магнитная система
трансформатора не насыщена и ток I
0
возрастает пропорционально U
1
(так же как и ток
возбуждения в генераторе постоянного тока). При дальнейшем увеличении напряжения
U
1
магнитная цепь трансформатора насыщается и ток I
0
начинает расти быстрее, чем
электродвижущая сила Е
1
. Значительное увеличение напряжения U
1
свыше номинального
недопустимо, так как при этом резко увеличивается ток холостого хода.
Нагрузочный режим. При подключении нагрузки Z
H
к вторичной обмотке трансформатора
(рис.2) он начинает отдавать нагрузке некоторую мощность. Соответственно увеличивается и
мощность, получаемая первичной обмоткой из питающей сети. Следовательно, при
увеличении тока i
2
во вторичной обмотке возрастает и ток i
1
в первичной обмотке.
Магнитный поток трансформатора определяется значением питающего напряжения U
1
и
практически не зависит от нагрузки. Поэтому результирующая м. д. с, создаваемая при
нагрузке токами i
1
, и i
2
, должна оставаться такой же, как и при холостом ходе: F
1
+ F
2
= F
0
г д е :
F
1
=I
1
ω
1
—
м .
д .
с .
п е р в и ч н о й
о б м о т к и
п р и
н а г р у з к е ;
F
2
=
I
2
ω
2
—
м .
д .
с .
в т о р и ч н о й
о б м о т к и
п р и
н а г р у з к е ;
F
0
= I
0
ω
0
— м. д. с. первичной обмотки при холостом ходе.
Это уравнение называется уравнением равновесия магнитодвижущих сил трансформатора.
Рис.1. Характеристики силовых и выпрямительных трансформаторов: а — холостого хода;
б— внешние (φ2> 0 — активно-индуктивная нагрузка), (φ2<0— активно-емкостная)
Рис.2 Схема магнитных потоков в трансформаторе
при нагрузке
Если поделить обе его части на
ω
1
, то получим: Í
1
= Í
0
— Í
2
ω
2
/ ω
1
, откуда следует, что наличие
тока I
2
во вторичной обмотке трансформатора вызывает автоматически увеличение тока I
1
, в
первичной обмотке. Обычно в трансформаторах большой и средней мощности ток I0
составляет несколько процентов от номинального значения тока I
0
. Поэтому при нагрузках,
близких к номинальной, можно считать, что Í
1
≈ Í
2
ω
2
/ ω
1
Токи i
1
и i
2
, проходя по обмоткам трансформатора, создают в них падения напряжения —
активные и реактивные (индуктивные). Активные падения напряжения возникают в
результате прохождения токов i
1
и i
2
по активным сопротивлениям R
1
и R
2
обмоток.
Реактивные падения напряжения обусловливаются действием потоков рассеяния Ф
σ
1
и Ф
σ
2
, создаваемых токами i
1
, и i
2
. В отличие от основного потока Ф, который замыкается по
сердечнику и сцеплен одновременно с обеими обмотками, потоки Ф
σ
1
и Ф
σ
2
сцеплены
каждый только со своей собственной обмоткой и индуцируют в них электродвижущие силы.
самоиндукции е
L1
и е
L2
. Эти электродвижущие силы создают индуктивные сопротивления Х
1
и
Х
2
обмоток, в которых при прохождении токов i
1
и i
2
возникают падения напряжения.
Для определения изменения вторичного напряжения трансформатора при нагрузке
напряжения U
2
обычно приводят к первичному, умножая его на коэффициент трансформации
п. т. е. U
2
=U
1
n. Точно так же приводят к первичной обмотке ток I
2
, умножая его на 1/n, то
есть I
2
= I
1
/n. Величины U
2
и I
2
называются приведенными вторичным напряжением и
вторичным током.
Изменение вторичного напряжения можно определить по внешней характеристике
трансформатора (см. рис. 3), которая представляет собой графическую зависимость
приведенного вторичного напряжения U
2
от приведенного вторичного тока I
2
. При холостом
ходе приведенное вторичное напряжение U
2
будет равно
. Рис.3 Внешняя характеристика сварочного трансформатора
первичному U
1
, при нагрузке же из-за падений напряжений в сопротивлениях R
1
, R
2
, Х
1
и Х
2
первичной и вторичной обмоток оно будет меньше U
1
. В трансформаторах средней и
большой мощности реактивное падение напряжения обычно в несколько раз превышает
активное. Поэтому и активно-индуктивная нагрузка вызывает большее изменение
напряжения, чем активная (изменение напряжения возрастает с уменьшением cosφ
2
в цепи
нагрузки). В трансформаторах малой мощности, наоборот, активное падение напряжения
обычно больше реактивного и изменение напряжения уменьшается с увеличением cosφ
2
.
Обычно изменение напряжения
∆
U при работе трансформатора под нагрузкой
определяют при номинальном значении первичного напряжения U
1НОМ
и выражают в
процентах:
ΔU= [(U
1НОМ
– U
1
n) / U
1НОМ
] 100%
Величину
ΔU
% иногда называют относительной потерей напряжения в трансформаторе. В
силовых и выпрямительных трансформаторах изменение напряжения при номинальном токе
обычно составляет 2—6% .
Таблица 1 . Режим холостого хода (х.х)
№
Наименование показателя
Обозначения, формулы,
п/п
ответы
1
2
3
1
Название составляющих тока х.х. и их условное
обозначение
2
Формула общего тока
3
Что создает реактивная составляющая
4
Что создает активная составляющая
5
Величина тока х.х в %
6
Действующее значение э.д.с. первичной и вторичной
обмотки
7
Напряжение на первичной обмотке
8
М.д. с. первичной обмотки при холостом ходе
Таблица 2. Нагрузочный режим
№
п/п
Наименование показателя
Обозначения, формулы,
ответы
1
2
3
1
Как изменяется i
1
при увеличении
i
2
2
М.д.с. первичной обмотки
3
М.д.с. вторичной обмотки
4
В результате чего возникают активные падения
напряжения
5
В результате чего возникают реактивные падения
напряжения
6
Соотношение между I
1
и I
2
7
Соотношение между U
1
и U
2
8
Относительная потеря напряжения
Содержание работы:
1. Ознакомиться с заданием;
2. Ознакомиться с видеоматериалом;
3. Составить таблицы.
Методика выполнения задания:
1.
Запустить компьютер.
2.
Ознакомиться
с
видеоматериалом
(при
необходимости
поставить
на
паузу
или
включить повтор).
3.
В тетради для практических работ на основании видеоматериала заполнить столбцы 1
и 2 таблиц.
4.
Используя методические указания заполнить столбцы 3 таблиц.
5.
Ответить на контрольные вопросы.
6.
Сравнить токи и напряжения трансформатора при работе в режиме холостого хода и
под нагрузкой. Записать вывод.
Контрольные вопросы:
1. Для чего предназначен трансформатор?
2. Какие виды трансформаторов вы знаете, их назначение?
3. Из чего состоит трансформатор?
4. Что такое коэффициент трансформации?
5. В чем заключается сущность взаимной индукции?
6. Чем характеризуется холостой ход трансформатора?
7. Чем характеризуется нагрузочный режим трансформатора?
Сдать отчет.
Оценочный лист выполнения практической работы
№ пары
Фамилия
Деятельность во время занятия
Домашнее
задание
Итого
Участие в
актуализаци
и знаний
Составление
таблиц
Самооценка
Взаимооцен
ка
Участие в
подведении
итогов
Оформление
отчета
1 балл
1 балл
5 баллов
5 баллов
1 балл
1 балл
14 баллов
1
Петров
Иванов
2
Птицын
…
Итоговая оценка за практическую работу выставляется после выполнения обучающимися домашнего задания и оформления отчета в
тетрадях для практических работ. Оценка складывается из итогового количества набранных баллов: 8–10 баллов – 3 (удовлетворительно);
11–12 баллов – 4 (хорошо); 13–14 баллов – 5 (отлично).
Участие
в
актуализации
знаний.
При
наличии
ответа
обучающегося
на
поставленные
вопросы
или
варианта
завершения
предложенной фразы выставляется балла, при отсутствии – 0 баллов.
Составление таблицы. При наличии в тетради для практических работ таблиц выставляется 1 балл, при отсутствии – 0 баллов.
Взаимооценка.
Обучающие
обмениваются
тетрадями
для
практических
работ,
оценивают
правильность
составления
таблиц
относительно эталона, выставляют друг другу оценки (5 баллов максимум).
Участие в подведении итогов. При наличии ответа обучающегося на поставленные вопросы или варианта завершения предложенной
фразы выставляется 1 балл, при отсутствии – 0 баллов.
Составление отчета (проверяется на следующем занятии). При наличии в тетради для практических работ полностью составленного
отчета по практической работе выставляется 1 балл, при отсутствии – 0 баллов.