Автор: Береснева Любовь Сергеевна Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида "Маленькая страна" №8 Населённый пункт: г.Вологда Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Учим детей играть в шахматы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» № 8 «Маленькая страна»
Г. Вологда
Учим детей играть в шахматы
Воспитатель: Береснева Любовь Сергеевна
Конспект занятия с детьми старшей группы
коррекционной направленности с тяжёлыми
нарушениями речи
Тема: Взаимодействие шахматными фигурами
в процессе выполнения игровых заданий
Задачи: Закрепить полученные знания о шахматной доске и
шахматных фигурах (какое место занимают в начальном
положении, ход, взятие); учить взаимодействовать
фигурами в процессе выполнения игровых заданий;
упражнять в ходе и во взятии конём; правильно
понимать и решать поставленные задачи.
Материал: демонстрационная шахматная доска с набором фигур,
комплекты шахмат для игры на столе, диаграммы - задачи.
Ход.
1.
Блиц - опрос
сколько полей в большой диагонали? (8 белых и 8 чёрных);
какого цвета поле а1? (чёрного)
как ходит и бьёт пешка?
Какая фигура может перепрыгнуть через другую только один раз за
всю игру? (король и ладья при рокировке);
В какую фигуру может превратиться пешка, дойдя до противоположной
горизонтали?
На каком поле стоит Ферзь в начале игры? (Ферзь любит свой цвет);
Чем Конь отличается от других фигур? (может прыгать через другие
фигуры, его ходы напоминают букву «Г»);
Как ходят и бьют Слоны?
2.
Вспомнить, какое положение занимает конь в начальной позиции перед
шахматной партией (конь находится между ладьёй и слоном);
Всего в начальном положении 4 Коня (2 белых и 2 чёрных) (поставить
на демонстрационной доске);
Далее поставить Коня на любое поле демонстрационной доски и
предложить показать все возможные ходы.
3.
Игровые задания:
За сколько ходов Кони поменяются местами? (b1 и g8) (за 3 хода)
Пройди конём все диагонали доски;
Пройди все вертикали доски;
«Загони коня в угол»;
«Цепочка» - белый Конь должен побить все чёрные, беря каждым
ходом по фигуре;
«Двухходовая задача» - белым Конём добраться до чёрной фигуры за
два хода;
«трёхходовая задача» - белым Конём добраться до чёрной пешки за 3
хода (и более сложные);
4.
Игровая практика
«Атака неприятельской фигуры» - белым конём напасть на чёрную
фигуру
«Двойной удар» - белый конь должен напасть одновременно на две
чёрные фигуры.
«Взятие» - белый конь должен побить незащищённую фигуру.
«Выиграй фигуру»
5.
Игра всеми фигурами из начального положения (быстрые шахматы)
Итог: награждение детей дипломами «За прохождение Коня»