"Особенности развития творческих способностей через патриотическое воспитание детей с нарушением зрения"
Автор: Чернышова Елена Михайловна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №45 города Ставрополя Населённый пункт: Ставрополь Наименование материала: методическая разработка Тема: "Особенности развития творческих способностей через патриотическое воспитание детей с нарушением зрения" Раздел: дошкольное образование
нарушением зрения
Сегодня, как никогда прежде, возрастает потребность в патриотическом
воспитании
детей.
Поэтому
одним
из
направлений
в
воспитании
дошкольников является формирование человечности, гуманности, которое
проявляется через русскую народную культуру, лучшие традиции казачества.
В народе говорят: «Нельзя строить будущее, не помня прошлого».
Поэтому
детям
необходимо
знать
историю
и
культуру
народа,
на
земле
которого
они
живут.
Знание
истории
своего
народа,
родной
культуры,
поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к
истории и культуре других народов. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что
чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную
оседлость», т.к. без корней к родной местности, к родной стране, человек
похож на иссушенное растение перекати-поле.
Данный проект по патриотическому воспитанию детей с нарушением
зре ния прошел
многократную
апробацию,
внедрен
в
практику
в
специализированных
дошкольных
учреждениях
Ставропольского
края
и
будет
полезен
всем,
кто
воспитывает
детей
настоящими
патриотами
своей Родины.
Мы живем на Кавказе, и проблема патриотического воспитания
детей актуальна и значима . Исконные жители Северного Кавказа – казаки,
которые издавна населяли Ставропольские степи (хоперские казаки), Дон
(некрасовские казаки). Это большая и глубокая история.
У детей с нарушением зрения нарушено зрительное восприятие, а так
как согласно психолого-педагогическим исследованиям у детей преобладает
наглядно-образное восприятие, то знакомство с казачьей культурой проходит
через связь с социумом – посещение музеев, выставок, участие в концертах,
проведение открытых мероприятий совместно с родителями.
В
результате
поставленная
проблема
всегда
интересна,
неисчерпаема, решается с глубоким участием, пониманием не только со
стороны педагогов, родителей, но и самих детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели:
формирование
русского
менталитета
у
детей
дошкольного
возраста на традициях казачьей культуры.
Развитие зрительного восприятия с использованием предметов
казачьего быта и казачьей культуры.
Формирование патриотизма, ориентированного на повышение
уровня познавательной деятельности.
Задачи :
изучить
теоретические
и
психологические
основы
развития
культуры детей с нарушением зрения;
формировать
у
детей
запас
знаний
об
истории
и
культуре
казачества;
учить на основе оставленного наследия строить свою жизнь по
законам справедливости, добра и красоты;
воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой
народ и, как высшую ценность – любовь к Родине через казачий
фольклор;
развивать умение у детей с нарушением зрения слушать, петь,
играть, используя сохранные анализаторы.
Психолого-педагогические
исследования
подтверждают,
что
приобщение
детей
к
историческому
прошлому
и
народной
культуре
обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоническому
развитию
личности,
решает
задачи
умственного,
нравственного,
эстетического, трудового и семейного воспитания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Тема нам близка, т.к. Ставрополье – это множество казачьих станиц.
Здесь жили наши предки, потомственные казаки, когда-то это был их образ
жизни.
С
раннего
детства
они
слышал
казачью
речь
и
песни,
были
свидетелями казачьих обрядов, бабушки рассказывали им массу потешек,
быличек, прибауток, со сверстниками и мы играли в казачьи игры. И, когда
мы начали работать над этой темой, все это всплыло в памяти.
Важнейшей
составной
частью
традиционной
духовной
культуры
народа является фольклор. Казачий фольклор – явление сложное во всех
отношениях: историческом, жанровом, этническом. Он претерпел в XIX-XX
веках существенные изменения. Детский фольклор – это своя особая система
ценностей. К нему относится:
колыбельные песни;
потешки;
детские колядки;
щедровки;
считалки;
заклички;
сказки;
игры и т.д.
Большая часть из них, в связи с разрушением казачьего семейного
уклада, ныне забыта. Наиболее сохранным остался песенный жанр. Среди
казачьего населения популярны исторические, строевые, бытовые, свадебные
песни.
Песни
у
казаков
обыкновенно
исполнялись
без
музыкального
сопровождения. Из музыкальных инструментов наиболее распространены
гармошка и бубны. Казачьи песни очень легко отличить от русских народных,
т.к. в них слышится ритм «хода лошади». Как будто казак скачет на коне и
поет песню. Со своими воспитанниками мы слушаем записи казачьих песен в
исполнении
Кубанского
казачьего
хора
или
Ставропольского
ансамбля
«Лада», руководитель – Лилия Александровна Якоби. Мы сами поем детям
казачьи песни, т.к. более 20 лет была участниками ансамбля «Любавушка».
Оттуда-то, из репертуара этого ансамбля, мы берем детские казачьи песни,
которые сейчас разучивем с детьми. Это: «Кукушечка бел-кудрява», «Как на
дубе, да на вершечку», «Грушовские казаки», «Заря моя, зоренька» и другие.
Детям нравятся веселые, задорные казачьи песни. При их исполнении дети
раскрепощаются,
стараются
в
такт
двигаться,
притопывать.
Так
же
дети
любят казачьи частушки, особенно «Чепуху».
Мы с детьми показывали в нашем детском саду казачьи посиделки,
ходили по группам с концертами, где дети не только пели и водили хороводы,
но также показывали казачьи игры.
Детские казачьи игры чрезвычайно разнообразны. Дети и подростки
группировались в компании по окраинам станиц. Дети с 5-7 летнего возраста,
выполнявшие посильную работу, свободное время отдавали играм. Игры
служили
не
только
умственному
и
физическому
развитию,
но
и
познавательному,
эстетическому
и
трудовому
воспитанию.
А
для
наших
детей с нарушением зрения они еще помогают в развитии всех сохранных
анализаторов.
Детские игры являются одной из форм этических ценностей. Раньше
они
способствовали
разучиванию
социальных
ролей,
которые
детям
предстояло «сыграть» во взрослой жизни. Нашим воспитанникам нравится
играть
в
казачьи
игры,
часто
они
самостоятельно
их
организовывают,
особенно: «Виюшки», «Звоночек», «В веревочку», «Горю-горю пень» и др.
Особенно
любима
игра
–
«Хрен»,
где
слова
поются,
значит,
у
детей
развиваются еще и музыкальные способности.
В своей работе с детьми мы также используем и малый фольклорный
жанр.
Из
этого
жанра
у
казаков
наибольшее
распространение
имели
пословицы, потешки, поговорки, былички о ведьмах, загадки, заговоры.
Раньше
пословицами
и
поговорками
была
насыщена
бытовая
речь
казаков. Знают их и наши воспитанники.
Также
мы
знакомим
детей
со
сказками
в
обработке
В.
Когитина,
которые способствуют расширению кругозора детей, позволяют лучше узнать
жизнь и быт казаков, знакомят с богатым образным языком. Сказки эти
сложны для детей из-за диалектного языка, приходится объяснять казачьи
слова.
Это
навело
нас
на
мысль
составить
«Словарь
казачьих
слов
и
выражений».
До
конца XIX
века
в
казачьих
станицах
достаточно
широко
были
распространены хороводы. Они делились на осенние («Да, мы шли, прошли
да
три
месяца»),
зимние
(«Рассыпался
дробен
жемчуг»),
весенние
(«Кострома», «Широкая масленица»). Наши воспитанники знают и любят
такие хороводы как: «У Маланьи, у старушки», «Ой, да лиса по лесу пошла»,
«Кострома», «Широкая масленица», «Плетень».
Весенний
хоровод
«Кострома»,
который
водился
на
Масленицу,
способствует
приобщению
детей
к
народной
культуре,
развивает
музыкальные и творческие способности детей, учит слаженному пению и
синхронному исполнению движений.