Напоминание

"Особенности развития творческих способностей через патриотическое воспитание детей с нарушением зрения"


Автор: Чернышова Елена Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №45 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности развития творческих способностей через патриотическое воспитание детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности развития творческих способностей

через патриотическое воспитание детей с

нарушением зрения
Сегодня, как никогда прежде, возрастает потребность в патриотическом воспитании детей. Поэтому одним из направлений в воспитании дошкольников является формирование человечности, гуманности, которое проявляется через русскую народную культуру, лучшие традиции казачества. В народе говорят: «Нельзя строить будущее, не помня прошлого». Поэтому детям необходимо знать историю и культуру народа, на земле которого они живут. Знание истории своего народа, родной культуры, поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней к родной местности, к родной стране, человек похож на иссушенное растение перекати-поле. Данный проект по патриотическому воспитанию детей с нарушением зре ния
прошел

многократную

апробацию,

внедрен

в

практику
в специализированных дошкольных учреждениях Ставропольского края и
будет

полезен

всем,

кто

воспитывает

детей

настоящими

патриотами

своей Родины.

Мы живем на Кавказе, и проблема патриотического воспитания

детей актуальна и значима
. Исконные жители Северного Кавказа – казаки, которые издавна населяли Ставропольские степи (хоперские казаки), Дон (некрасовские казаки). Это большая и глубокая история. У детей с нарушением зрения нарушено зрительное восприятие, а так как согласно психолого-педагогическим исследованиям у детей преобладает наглядно-образное восприятие, то знакомство с казачьей культурой проходит через связь с социумом – посещение музеев, выставок, участие в концертах, проведение открытых мероприятий совместно с родителями.
В

результате

поставленная

проблема

всегда

интересна,

неисчерпаема, решается с глубоким участием, пониманием не только со

стороны педагогов, родителей, но и самих детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА


Цели:
 формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях казачьей культуры.  Развитие зрительного восприятия с использованием предметов казачьего быта и казачьей культуры.  Формирование патриотизма, ориентированного на повышение уровня познавательной деятельности.
Задачи
:  изучить теоретические и психологические основы развития культуры детей с нарушением зрения;  формировать у детей запас знаний об истории и культуре казачества;  учить на основе оставленного наследия строить свою жизнь по законам справедливости, добра и красоты;  воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ и, как высшую ценность – любовь к Родине через казачий фольклор;  развивать умение у детей с нарушением зрения слушать, петь, играть, используя сохранные анализаторы. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что приобщение детей к историческому прошлому и народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоническому развитию личности, решает задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ

ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Тема нам близка, т.к. Ставрополье – это множество казачьих станиц. Здесь жили наши предки, потомственные казаки, когда-то это был их образ жизни. С раннего детства они слышал казачью речь и песни, были свидетелями казачьих обрядов, бабушки рассказывали им массу потешек, быличек, прибауток, со сверстниками и мы играли в казачьи игры. И, когда мы начали работать над этой темой, все это всплыло в памяти. Важнейшей составной частью традиционной духовной культуры народа является фольклор. Казачий фольклор – явление сложное во всех отношениях: историческом, жанровом, этническом. Он претерпел в XIX-XX веках существенные изменения. Детский фольклор – это своя особая система ценностей. К нему относится:  колыбельные песни;  потешки;
 детские колядки;  щедровки;  считалки;  заклички;  сказки;  игры и т.д. Большая часть из них, в связи с разрушением казачьего семейного уклада, ныне забыта. Наиболее сохранным остался песенный жанр. Среди казачьего населения популярны исторические, строевые, бытовые, свадебные песни. Песни у казаков обыкновенно исполнялись без музыкального сопровождения. Из музыкальных инструментов наиболее распространены гармошка и бубны. Казачьи песни очень легко отличить от русских народных, т.к. в них слышится ритм «хода лошади». Как будто казак скачет на коне и поет песню. Со своими воспитанниками мы слушаем записи казачьих песен в исполнении Кубанского казачьего хора или Ставропольского ансамбля «Лада», руководитель – Лилия Александровна Якоби. Мы сами поем детям казачьи песни, т.к. более 20 лет была участниками ансамбля «Любавушка». Оттуда-то, из репертуара этого ансамбля, мы берем детские казачьи песни, которые сейчас разучивем с детьми. Это: «Кукушечка бел-кудрява», «Как на дубе, да на вершечку», «Грушовские казаки», «Заря моя, зоренька» и другие. Детям нравятся веселые, задорные казачьи песни. При их исполнении дети раскрепощаются, стараются в такт двигаться, притопывать. Так же дети любят казачьи частушки, особенно «Чепуху». Мы с детьми показывали в нашем детском саду казачьи посиделки, ходили по группам с концертами, где дети не только пели и водили хороводы, но также показывали казачьи игры. Детские казачьи игры чрезвычайно разнообразны. Дети и подростки группировались в компании по окраинам станиц. Дети с 5-7 летнего возраста, выполнявшие посильную работу, свободное время отдавали играм. Игры служили не только умственному и физическому развитию, но и познавательному, эстетическому и трудовому воспитанию. А для наших детей с нарушением зрения они еще помогают в развитии всех сохранных анализаторов. Детские игры являются одной из форм этических ценностей. Раньше они способствовали разучиванию социальных ролей, которые детям предстояло «сыграть» во взрослой жизни. Нашим воспитанникам нравится играть в казачьи игры, часто они самостоятельно их организовывают, особенно: «Виюшки», «Звоночек», «В веревочку», «Горю-горю пень» и др. Особенно любима игра – «Хрен», где слова поются, значит, у детей развиваются еще и музыкальные способности.
В своей работе с детьми мы также используем и малый фольклорный жанр. Из этого жанра у казаков наибольшее распространение имели пословицы, потешки, поговорки, былички о ведьмах, загадки, заговоры. Раньше пословицами и поговорками была насыщена бытовая речь казаков. Знают их и наши воспитанники. Также мы знакомим детей со сказками в обработке В. Когитина, которые способствуют расширению кругозора детей, позволяют лучше узнать жизнь и быт казаков, знакомят с богатым образным языком. Сказки эти сложны для детей из-за диалектного языка, приходится объяснять казачьи слова. Это навело нас на мысль составить «Словарь казачьих слов и выражений». До конца XIX века в казачьих станицах достаточно широко были распространены хороводы. Они делились на осенние («Да, мы шли, прошли да три месяца»), зимние («Рассыпался дробен жемчуг»), весенние («Кострома», «Широкая масленица»). Наши воспитанники знают и любят такие хороводы как: «У Маланьи, у старушки», «Ой, да лиса по лесу пошла», «Кострома», «Широкая масленица», «Плетень». Весенний хоровод «Кострома», который водился на Масленицу, способствует приобщению детей к народной культуре, развивает музыкальные и творческие способности детей, учит слаженному пению и синхронному исполнению движений.


В раздел образования