Напоминание

"Экологическое и музыкальное воспитание в детском саду"


Автор: Миронова Наталья Владимировна
Должность: заместитель заведующего по увр
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 35
Населённый пункт: г.Балашиха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое и музыкальное воспитание в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Заместитель заведующего по УВР Миронова Н.В.

МБДОУ детский сад № 35 .

«Экологическое и музыкальное воспитания в детском саду»

«Экология
» (с греческого) - это наука о доме, изначально экология определялась, как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Современные проблемы взаимоотношений человека и окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания, необходимости реализации принципов устройства развития. Всё что окружает нас в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром (древние греки называли его космосом). В современном мире имеется множество проблем – социальных, демографических, межнациональных, экологических. Все они очень сложные, их решение требует больших усилий, материальных затрат и времени. Одна из наиболее важных является проблема сохранения природы, растительного и животного мира, чистоты земли, воды, воздуха, а в конечном итоге – сохранение самого человечества. Проблемы экологии сегодня выходят на первый план, поэтому необходимо объяснять их подрастающему поколению и направлять ежедневную деятельность на их решение. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно назвать - критической.
Экология –
это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию представлений о природе, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое», и «некрасивое», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе. Дети постепенно приобретают первоначальные умения и навыки. Экологическое и музыкальное образование является неотъемлемой частью образования.
Что нас может окружать?
Люди, предметы, сооружения созданные людьми, природа и её явления: воздух, вода, земля, огонь, растения, животные, звёзды, планеты. Всё это проявляется, соотноситься, развивается в определённом порядке. Мудрецы Древней Греции назвали порядок гармонией, беспорядок – хаосом.
Гармония и образность – главные признаки присутствия красоты, которая является созидательной структурирующей силой мира.
Среди глобальных экологических проблем наиболее остро отмечаются

следующие:
- по вине людей исчезли тысячи видов растений и животных; - уничтожаются леса, пересыхают реки, болота, озера; - добыча полезных ископаемых разрушает природный ландшафт, загрязняет территорию на больших пространствах; - в результате человеческой деятельности загрязняется мировой океан, его запасы истощаются; - продолжающееся накопление в атмосфере выбросов промышленных предприятий, выхлопов автомобилей ведет не только к разрушению озонового слоя, защищающего от губительного космического излучения, но и к общему потеплению климата, что в свою очередь, вызывает обильное таянье ледников, льдов на полюсах, подъем уровня мирового океана и и з м е н е н и е в с е й э к о л о г и ч е с к о й с и с т е м ы н а п л а н е т е . Экологическое и музыкальное воспитание детей имеет важнейшее значение, ему необходимо уделять как можно больше внимания. Ведь если люди не начнут бережно относиться к природе, они погубят себя и свою планету. И роль дошкольных учреждений в этом воспитании, несомненно, очень велика. Занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект — формирование личности, в том числе и отношение ребенка к природе, окружающему миру. Малыши очень точно чувствуют прекрасное и воспринимают его. Музыкальная деятельность представляет для этого большие возможности. На музыкальных занятиях дошкольники приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Народные традиции, фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. В народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек- природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания. Многообразие музыкальных образов
позволяет широко и интересно демонстрировать ребенку конкретные примеры природных проявлений, например, таких как пение птиц, полет шмеля, журчание ручья, раскаты грома, шум ветра и множество других. С помощью изменения высоты звуков, их громкости, силы, тембра, частоты повторения, можно вызывать различные ассоциации, передавать настроение, демонстрировать состояние движения или покоя, описывать красоту и величие природы. С большим интересом дети занимаются музыкальным творчеством – сочиняют песенки, частушки, с удовольствием импровизируют на музыкальных инструментах, танцуют под ритмичную и зажигательную музыку. В этом виде музыкальной деятельности дети реализуют свою потребность в самовыражении, учатся фантазировать и проявлять свою индивидуальность. В то же время, импровизируя, ребенок применяет навыки, которые усвоил в процессе обучения, закрепляя их и совершенствуя. При этом возникает естественный интерес к музыке, желание продолжать занятия различными видами музыкальной деятельности.
В процессе музыкального и экологического воспитания детей, педагоги

решают важнейшие задачи:
Воспитывают у детей уважительное отношение ко всем без исключения видам растений и животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий. Формируют эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, учат видеть его красоту и неповторимость. Учат пониманию, что в природе все взаимосвязано и нарушение одного из звеньев ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция». Учат осознавать себя, как часть природы. Объясняют, что нельзя уничтожать то, что не можем создать. Формируют у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, все рыбки умрут). Учат экономно использовать природные ресурсы воды, электроэнергии в быту. Формируют навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Существуют различные формы проведения музыкально-экологических

мероприятий:
– музыкально-познавательные занятия, занятия-развлечения на экологические темы, интегрированные занятия (соединяющие в себе различные виды детской деятельности, музыкальной, изобразительной, танцевальной, экспериментальной), музыкально - дидактические игры, просмотр мультфильмов с использованием классической музыки, создание своих анимационных сюжетов. Всё это не только обогащает знания детей об окружающем мире, но и способствует развитию творческого мышления, формирует положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия. Ценность таких занятий в том, что они доступны детскому пониманию, и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: восприятие, чувство ритма, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность. В конце занятий, мы видим насколько эмоциональнее дошкольники относятся к растениям, к животным, окружающему миру, окружающей природе, явлениям, происходящим в ней. Раскрывая яркие образы окружающего мира, музыка способна оказывать большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства человека. Поэтому решение задач экологического воспитания посредством музыки может быть наиболее успешным, если приобщение к ней начинать в самом раннем возрасте. Музыка учит думать, любить, сопереживать, пробуждает тягу к прекрасному, помогает воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Список используемый литературы:
1. Литвинова В. Русская природа. Музыкальные беседы для детей младшего возраста. – «Музыка» 2002. 2. Ветлугина Н.А. – «Методика музыкального воспитания в детском саду» - Москва, издательство «Просвещение» - 2005. 3. Ионова, Е.Б. Языком танца и поэзии об экологии /Е.Б. Ионова //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. — 2005. — №12. 4. Назарова, Л.Д. Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру /Л.Д. Назарова //Управление ДОУ. — 2007. — №7. — С. 26-40
5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – Москва Гуманитарный издательский центр Владос 2009. 6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе о з н а к о м л е н и я с о к р у ж а ю щ и м м и р о м . – 2 0 0 6 . С.Н.Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве 2007г.


В раздел образования