"Экологическое и музыкальное воспитание в детском саду"
Автор: Миронова Наталья Владимировна Должность: заместитель заведующего по увр Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 35 Населённый пункт: г.Балашиха Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Экологическое и музыкальное воспитание в детском саду" Раздел: дошкольное образование
«Экологическое и музыкальное воспитания в детском саду»
«Экология »
(с
греческого)
-
это
наука
о
доме,
изначально
экология
определялась,
как
наука
о
взаимоотношениях
живых
организмов
с
окружающей средой. Современные проблемы взаимоотношений человека и
окружающей средой могут быть решены только при условии формирования
экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической
грамотности и культуры, понимания, необходимости реализации принципов
устройства развития. Всё что окружает нас в пространстве и существует во
времени, принято называть окружающим миром (древние греки называли его
космосом). В современном мире имеется множество проблем – социальных,
демографических,
межнациональных,
экологических.
Все
они
очень
сложные,
их
решение
требует
больших
усилий,
материальных
затрат
и
времени. Одна из наиболее важных является проблема сохранения природы,
растительного и животного мира, чистоты земли, воды, воздуха, а в конечном
итоге
–
сохранение
самого
человечества.
Проблемы
экологии
сегодня
выходят на первый план, поэтому необходимо объяснять их подрастающему
поколению и направлять ежедневную деятельность на их решение. Сегодня
экологическую
ситуацию
в
мире
можно
назвать
-
критической.
Экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов
друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей
элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе
взаимосвязях. Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию
представлений о природе, эмоциональному положительному отношению к
ней,
выработке
первых
навыков
экологически
грамотного
и
безопасного
поведения в природе. Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру
без формирования у него понятий «красивое», и «некрасивое»,
нельзя
научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него
эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и
доброе в природе. Дети постепенно приобретают первоначальные умения и
навыки. Экологическое и музыкальное образование является неотъемлемой
частью образования.
Что нас может окружать?
Люди, предметы, сооружения созданные людьми, природа и её явления:
воздух, вода, земля, огонь, растения, животные, звёзды, планеты.
Всё это проявляется, соотноситься, развивается в определённом порядке.
Мудрецы Древней Греции назвали порядок гармонией, беспорядок – хаосом.
Гармония и образность – главные признаки присутствия красоты, которая
является созидательной структурирующей силой мира.
Среди глобальных экологических проблем наиболее остро отмечаются
следующие: - по вине людей исчезли тысячи видов растений и животных;
- уничтожаются леса, пересыхают реки, болота, озера;
- добыча полезных ископаемых разрушает природный ландшафт, загрязняет
территорию на больших пространствах;
- в результате человеческой деятельности загрязняется мировой океан, его
запасы истощаются;
-
продолжающееся
накопление
в
атмосфере
выбросов
промышленных
предприятий,
выхлопов
автомобилей
ведет
не
только
к
разрушению
озонового слоя, защищающего от губительного космического излучения, но и
к общему потеплению климата, что в свою очередь, вызывает обильное
таянье
ледников,
льдов
на
полюсах,
подъем
уровня
мирового
океана
и
и з м е н е н и е
в с е й
э к о л о г и ч е с к о й
с и с т е м ы
н а
п л а н е т е .
Экологическое и музыкальное воспитание детей имеет важнейшее значение,
ему необходимо уделять как можно больше внимания. Ведь если люди не
начнут бережно относиться к природе, они погубят себя и свою планету. И
роль дошкольных учреждений в этом воспитании, несомненно, очень велика.
Занимаясь
проблемами
«экологии
души»
(то
есть
проблемами
нравственности,
морали),
педагоги
затрагивают
очень
важный
воспитательный аспект — формирование личности, в том числе и отношение
ребенка
к
природе,
окружающему
миру. Малыши очень точно чувствуют
прекрасное и воспринимают его. Музыкальная деятельность представляет
для этого большие возможности. На музыкальных занятиях дошкольники
приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают
радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его
формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и
любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в
окружающей действительности, в природе. Народные традиции, фольклор,
народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда
отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней,
характер использования природных ресурсов. В народном творчестве хорошо
прослеживаются
региональные
особенности
взаимоотношений
«человек-
природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам
делает особо перспективным использование элементов различных культур в
целях
экологического
воспитания. Многообразие
музыкальных
образов
позволяет
широко
и
интересно
демонстрировать
ребенку
конкретные
примеры природных проявлений, например, таких как пение птиц, полет
шмеля, журчание ручья, раскаты грома, шум ветра и множество других. С
помощью изменения высоты звуков, их громкости, силы, тембра, частоты
повторения, можно вызывать различные ассоциации, передавать настроение,
демонстрировать
состояние
движения
или
покоя,
описывать
красоту
и
величие
природы. С
большим
интересом
дети
занимаются
музыкальным
творчеством – сочиняют песенки, частушки, с удовольствием импровизируют
на музыкальных инструментах, танцуют под ритмичную и зажигательную
музыку.
В
этом
виде
музыкальной
деятельности
дети
реализуют
свою
потребность
в
самовыражении,
учатся
фантазировать
и
проявлять
свою
индивидуальность. В то же время, импровизируя, ребенок применяет навыки,
которые усвоил в процессе обучения, закрепляя их и совершенствуя. При
этом возникает естественный интерес к музыке, желание продолжать занятия
различными видами музыкальной деятельности.
В процессе музыкального и экологического воспитания детей, педагоги
решают важнейшие задачи:
Воспитывают у детей уважительное отношение ко всем без исключения
видам
растений
и
животных,
вне
зависимости
от
наших
симпатий
и
антипатий.
Формируют эмоционально-положительное отношение к окружающему миру,
учат видеть его красоту и неповторимость.
Учат пониманию, что в природе все взаимосвязано и нарушение одного из
звеньев ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная
реакция».
Учат осознавать себя, как часть природы.
Объясняют, что нельзя уничтожать то, что не можем создать.
Формируют у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими
взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей
среды (например: если я выброшу мусор в речку, все рыбки умрут).
Учат экономно использовать природные ресурсы воды, электроэнергии в
быту.
Формируют навыки экологически грамотного и безопасного поведения в
повседневной жизни.
Существуют различные формы проведения музыкально-экологических
мероприятий: – музыкально-познавательные занятия, занятия-развлечения
на
экологические
темы,
интегрированные
занятия
(соединяющие
в
себе
различные
виды
детской
деятельности,
музыкальной,
изобразительной,
танцевальной,
экспериментальной),
музыкально
-
дидактические
игры,
просмотр мультфильмов с использованием классической музыки, создание
своих анимационных сюжетов.
Всё это
не только обогащает знания детей об окружающем мире, но и
способствует развитию творческого мышления, формирует положительные
эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия. Ценность таких
занятий в том, что они доступны детскому пониманию,
и вызывают у
ребенка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые
навыки музыкальной деятельности:
восприятие, чувство ритма, чувство
лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются
такие
черты
характера,
как
творческая
активность,
внимание,
инициативность, самостоятельность. В конце занятий, мы видим насколько
эмоциональнее
дошкольники
относятся
к
растениям,
к
животным,
окружающему миру, окружающей природе, явлениям, происходящим в ней.
Раскрывая яркие образы окружающего мира, музыка способна оказывать
большое
влияние
на
нравственные
и
эмоциональные
чувства
человека.
Поэтому
решение
задач
экологического
воспитания
посредством
музыки
может быть наиболее успешным, если приобщение к ней начинать в самом
раннем возрасте. Музыка учит думать, любить, сопереживать, пробуждает
тягу
к
прекрасному,
помогает
воспитывать
бережное
отношение
к
окружающему миру.
Список используемый литературы:
1.
Литвинова
В.
Русская
природа.
Музыкальные
беседы
для
детей
младшего возраста. – «Музыка» 2002.
2.
Ветлугина
Н.А.
–
«Методика
музыкального
воспитания
в
детском
саду» - Москва, издательство «Просвещение» - 2005.
3.
Ионова,
Е.Б.
Языком
танца
и
поэзии
об
экологии
/Е.Б.
Ионова
//Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и
молодежи. — 2005. — №12.
4.
Назарова, Л.Д. Экология души: формирование нравственной позиции
человека по отношению к миру /Л.Д. Назарова //Управление ДОУ. —
2007. — №7. — С. 26-40
5.
Зимина
А.Н.
Основы
музыкального
воспитания
и
развития
детей
младшего
возраста.
–
Москва
Гуманитарный
издательский
центр
Владос 2009.
6.
Козлова
С.А.
Нравственное
воспитание
дошкольников
в
процессе
о з н а к о м л е н и я
с
о к р у ж а ю щ и м
м и р о м .
–
2 0 0 6 .
С.Н.Николаева.
Воспитание
экологической
культуры
в
дошкольном
детстве 2007г.