Автор: Журавлева Светлана Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №19 Населённый пункт: г. Вышний Волочёк, Тверская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Терпимость и терпение Раздел: начальное образование
Сценарий классного часа в 4 «В» классе по теме: «Терпение и терпимость»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 г.Вышний Волочёк
Журавлёва Светлана Викторовна
Задачи: раскрыть понятие «терпимость» (толерантность), показать различие
между
понятиями
«терпение»
и
«терпимость»;
продолжить
знакомить
учащихся
с
системой
общечеловеческих
норм,
принципов
и
правил
поведения
в
обществе;
разработать
правила
толерантного
общения;
способствовать воспитанию культуры межнациональных отношений; учить
детей ценить и дорожить великим даром общения; воспитывать у учащихся
терпеливое, чуткое и уважительное отношение к своим товарищам по классу.
Оборудование: карточки с терминами и понятиями, схемы, иллюстрации,
словари.
Ход занятия.
1.
Приветствие.
Я рада всех вас приветствовать! Улыбнитесь друг другу. Подарите
мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Садитесь.
2.Введение в тему.
Давайте вспомним, что такое мораль? (Мораль - это система норм и
правил поведения, выработанных обществом).
А как называется наука, изучающая мораль, систему норм и правил
поведения в обществе? (Эта наука называется этика)
Мы с вами уже познакомились с некоторыми этическими понятиями.
Прочитайте их. (На доске карточки: порядочность, совесть, терпение,
доверие, милосердие, терпимость, сострадание). Найдите среди них те,
с которыми мы ещё не знакомы. Скажите, ребята, о чём мы сегодня
свами будем говорить? (новые карточки оставить на доске, остальные
убрать).
3. Работа со словом терпение.
Как вы думаете, что такое терпение? Ваши предположения. (выслушать
ответы
детей).Давайте
прочитаем
в
словаре
определение
понятия
терпение.
(Терпение
–
это
способность
сохранять
выдержку,
самообладание в ожидании нужных результатов). Смогли ли вы верно
предположить, что такое терпение. Назовите ещё понятия…
упорство самообладание желание
ТЕРПЕНИЕ
умение трудолюбие
выдержка
Какие понятия у нас появились? Прочитайте.
Работа в парах.
У
вас
на
партах
лежат
карточки.
1
колонка
подчеркните
прилагательные, 2 и 3 колонки глаголы, которые сочетаются со словом
терпение, составьте словосочетания.
(Огромное,
удивительное,
необыкновенное,
ангельское,
всякое),
(Потерять, испытывать, хватит, иметь, желать).
Читают
составленные
словосочетания.
На
доске
появляются
словосочетания:огромное
терпение,
удивительное
терпение,
необыкновенно е
терпение,
ангельско е
терпение,
в с я ко е
терпение,потерять терпение, испытывать терпение, хватит терпения,
иметь терпение, желать терпения).
Ребята,
а
от
кого
вы
могли
слышать
эти
выражения.
Давайте
представим различные ситуации. Придумайте в паре предложения с
этими словосочетаниями.(Разыгрываются различные ситуации).
Обобщение: О каком понятии говорили? (Мы говорили о терпении).
Из чегоже складывается терпение? (Дают ответы, глядя на доску).
Для чего необходимо терпение? (Чтобы преодолевать трудности).
4. Работа со словом терпимость.
Попробуйте
предположить,
что
означает
слово
терпимость?
(выслушать ответы детей).
Прочитайте вслух текст, который дан у вас на карточках.
А
теперь
работаем
самостоятельно.
Кому
трудно
одному,
можно
работать в паре. Найдите слова, с которыми дружит слово терпимость.
Они нам понадобятся, чтобы составить схему.
Проверяем работу. Какие слова вы нашли?
равноправие снисхождение милосердие
ТЕРПИМОСТЬ
понимание свобода
великодушие расположенность
Значение каких слов вам непонятно? (Пояснить).
Из чего же складывается терпимость? Назовите эти понятия. (Чтение с
доски)
5. Отличие понятий «терпение» и «терпимость»
Ребята!
Сегодня
мы
с
вами
познакомились
с
двумя
понятиями.
Назовите
их.
Слова
терпение
и
терпимость
созвучны?
Мы
с
вами
расшифровали эти слова и теперь скажите, они рассказали нам об
одном и том же или о разном? О разном. Давайте проверим, работаем
вгруппах. Придумайте по две ситуации, в которых, в одной у вас будет
понятие терпение, а в другой – терпимость. (Выходят и зачитывают).
Терпимость –это русское слово, которое означает способность человека
уважительно относиться к людям, которые чем-то отличаются от него.
А как это качество называют за рубежом? Назовите, кто знает.
Откуда же оно пришло?
Рассказ учителя:
На рубеже 18-19 веков во Франции жил Шарль Морис Талейран Перигор,
князь. (Показ портрета). Он отличался тем, что при разных правительствах
оставался министром иностранных дел Франции. Его особый талант был в
том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать
проблему, ища различные оптимальные выходы из сложившейся ситуации.
В ы в е ш и в а е т с я
н а
д о с к у
с л о в о
т о л е р а н т н о с т ь
п о д
с л о в о
терпимость.Прочитайте это слово.
Прочитайте определение понятия толерантность в словаре.
Государства - члены Организации Объединенных Наций объявили 16 ноября
Международным днем, посвященным толерантности.
Рассказ учителя:
На
нашей
планете
живёт
много
людей,
и
все
они
разные.
У
всех
своя
национальность, (например, назовите), язык, религия, культура, традиции и
убеждения. Не всё нам нравится в других людях: кого-то раздражает цвет
кожи, разрез глаз, манера поведения или музыка, которую они слушают. Как
поступить?
Может,
при
первой
же
встрече
высказать
своё
мнение
и
поссориться? Или постараться подружиться с ними?
Наша страна– это тоже многонациональное государство. Давайте послушаем
стихотворение
Владимира
Степанова
«Дружба
народов».
Постарайтесь
уловить главную мысль. (включить мультфильм).
В чём же заключается главная мысль стихотворения? (Все народы в нашей
стране живут дружно).
А
какие
национальности
есть
в
нашем
классе?
Мы
с
вами
все
одной
национальности, все мы русские, но мы все разные. Хорошо или плохо, что
все мы разные? А чем мы можем отличаться? (Дают ответы).
Все вы разные, но в классе у нас должна быть дружеская обстановка. Давайте
придумаем правила, которые вам помогут быть дружным классом. (Помогать
друг другу, быть дружнее, защищать слабых. Не ссориться, стараться понять
друг
друга.
Не
обращать
внимания
на
внешность,
привычки.
Больше
общаться, узнавать друг друга. Уважать друг друга, самому стать лучше).
А теперь прочитаемправила толерантного общения:
-проявлять терпимость к чужим мнениям, взглядам, традициям, верованиям,
к поведению других людей;
-уважать права и человеческое достоинство;
-принимать другого таким, какой он есть;
-приходить на помощь, проявлять милосердие и снисходительность;
-учитывать интересы других людей.
4.Итог занятия.
Ребята, проявляйте друг к другу терпение и терпимость, и тогда наш класс
будет самым дружным. Спасибо!
Учебник «Основы светской этики», автор М.Т.Студеникин
Стихотворение В.Степанова «Дружба народов»(мультфильм, Интернет)