Автор: Звездкина Надежда Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС № 32 "Аленький цветочек" Населённый пункт: с. Писцово Ивановская область Наименование материала: конспект Тема: "Чудо в паутинке" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия (НОД) на тему: « Чудо в паутинке »
В подготовительной группе (6-7 лет)
Цель: Формировать у детей представление о том, что в природе нужны и важны все живые существа, в том числе и паучки.
Задачи:
а). Закрепить знания детей о насекомых, животных.
б). Систематизировать умение детей обобщать насекомых по существенным признакам.
в). Расширить энциклопедические знания о пауках.
г). Воспитать гуманные чувства к паукам;, желание узнать о них что-то новое.
д). Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Учить создавать единую композицию
Развивающая предметно-пространственная среда: ИКТ, проектор, ноутбук, модель паутины, оформление зала на
экологическую тематику, музыкальное оформление
Цель применения ИКТ в НОД: Использование современных приемов объяснения и закрепления при помощи ИКТ
позволяет сделать непосредственно образовательный процесс более ярким, наглядным и запоминающимся.
Методы и приемы:
Наглядные : демонстрация наглядных пособий, презентация, работа с интерактивной доской.
Словесные: беседа.
Практические: сюрпризный момент, экспериментирование, воображаемая ситуация, игровые упражнения.
Планируемые результаты : Закрепить знания о взаимосвязи всех объектов природы. Способствовать развитию бережного
и ответственного отношения к окружающей среде.
Предпосылки УУД:
Личностные – учить детей соотносить поступки и события в окружающей среде с принятыми этическими принципами и
моральными нормами; воспитывать нравственные ориентиры - бережное отношение ко всему живому.
1
Регулятивны е – умение видеть результат своей деятельности;умение оценивать правильность выбранного действия или
поступка.
Познавательные - умение работать по иллюстрациям, обобщение, сравнение, умение моделировать.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;желательно эмоционально позитивное
отношение к процессу сотрудничества.
Материалы, оборудование : презентация , картинки с изображением насекомых и паука , рисунок- паутина , музыкальная
заставка,
клубок
пряжи,
нагрудные
знаки
с
изображением
паука,
солнца,
растений,
насекомых,
воды,
почвы,
модель паутинки , силуэты насекомых и паучков по числу детей; ватные палочки, крем; цветной картон, краски.
Предварительная работа: просмотр энциклопедий, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы,
беседы, загадки.
Содержание:
№
п/п
Этапы занятия
Содержание этапа,
деятельность воспитателя
Деятельность
обучающихся
(воспитанников)
Экологический
компонент
1.
Организационны
й
/мотивационный
Р е б я т а ,
я
з н а ю
, ч т о
в ы
л ю б и т е
путешествовать, а сегодня я предлагаю вам
совершить
путешествие
с
необычным
гостем. Кто он? Догадайтесь?
Жил
был
на
белом
свете…(рисую
круг)-
высказывания детей.
Нет. ( Дорисовать лапки) - высказывания
детей.
Жил на свете вот такой (нарисовать голову)
паучок
А вот и он . (показать игрушку паучка на
П о
с х е м а т и ч е с к о м у
и з о б р а ж е н и ю
н а
И К Т
в о с п и т а н н и к и
с л у ш а ю т,
рассматривают,
отгадывают
нарисованное на экране
2
ниточке). Ребята, паучок очень хочет с вами
познакомиться.
Этюд « Ласковушка».
Я - Данечка дружок.
А я Даша – огонек.
Мы Алины веселушки.
Настенька я – их подружка.
А я Маша хохотушка.
Я-Виолеточка конфеточка.
Озорной Матвейка я.
Вот и вся наша семья.
Вот
теперь
паучок
знает
ваши
имена.
Хотите вы узнать имя нашего паучка?
Для
этого
мы
должны
с
вами
разгадать
кроссворд
по
всем
вам
знакомой
сказке
Корнея Чуковского «Муха - цокотуха».
Кроссворд
(презентация 1 слайд)
1.Что плетет паучок?
2.Кто именинница?
3. Кто спас муху?
Кроссворд
разгадан.
Читаем
,
что
у
нас
получилось.
Паучка
звать
Арахна.
Вот
такое необычное имя. По древней легенде
это
имя
носила
дочь
одного
царя.
Она
славилась искусством ткачества. Из нитей
она пряла ткани прозрачные , как воздух,
Дети называют свои имена
Воспитанники
отвечают
на
в о п р о с ы ,
о т г а д ы в а ю т
кроссворд,
читают
ключевое
слово.
Развивать
познавательный
интерес
д о ш ко л ь н и ко в
к
окружающей среде
3
п о хо ж и е
н а
п ау т и н к у.
В о т
м ы
и
познакомились друг с другом.
А
теперь
настала
пора
отправиться
на
прогулку с паучком в необычный дом. Что
это за дом, отгадайте?
Загадка
Дом со всех сторон открыт,
Дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Правильно, этот дом - лес. Дружно за руки
возьмитесь,
и
друг
другу
улыбнитесь.
Отправляемся вперед , много нас открытий
ждет.
Физкультминутка
Друг
за
другом
мы
идем
и
к
болоту
подойдем.
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам – прыг, прыг, прыг.
Дальше, дальше мы шагаем
И медведя повстречаем.
Руки за спину кладем
И вразвалочку идем.
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Видишь, как идти легко.
Воспитанники
размышляют,
думают, находят ответ.
Во спитанники
выполняют
движения
в
соответствии
с
текстом
Сформировать
представление о том,
что
лес
–
дом
для
животных и растений
4
Вот мы речку перешли
Дружно к лесу подошли.
2.
Основной
Презентация
2
слайд.
(картинка
с
изображением леса).
Вот он лес, прекрасный лес.
В нем полным полно чудес.
Но
с
нами
в
лес
на
прогулку
пришел
мальчик Петя.
Презентация 3 слайд
Посмотрите, что он делает? (рассуждения
детей)
Да,вы правы. Он поступал очень плохо.
Рогаткой сшибать паутины и убивать паучат
нельзя .Это приведет к тому, что в нашем
лесу
разведется
множество
вредных
насекомых. Для Пети это была просто игра,
а для леса – беда.
Паучок просит ему
помочь.
– Что делать? Как помочь лесу спастись от
вредных насекомых?
(высказывания детей).
Воспитатель: А Петю нужно познакомить с
правилами поведения в лесу и объяснить,
почему
нельзя
обижать
пауков?
Но
если
наших знаний про пауков недостаточно , где
Во спит анники
о б суж д а ют
поведение мальчика, дают совет
Закрепить
навыки
экологически
правильного
поведения в природе
5
про
них
можно
узнать?(
в
книгах,
по
телевизору. в интернете)
Ребята
перед
вами
4
картинки.
Как
вы
думаете, кто здесь лишний?
Презентация. 4 слайд (Игра «Кто лишний»).
Дети: паук
Презентация.
5
слайд
(картинка
с
изображением паука).
Воспитатель. Почему?
Дети.
Потому
что
у
насекомых
шесть
имеется ножек . а у пауков ножек восемь.
Еще паук отличается тем, что у него нет
крыльев,
у
него
восемь
глаз
и
он
плетет паутину .
Воспитатель:
Правильно
ребята,
хоть
пауков
в
природе
и
существует
очень
много и все они разные по размеру, окраске,
но
всех их объединяет
2 сходства, это -
восемь ног и восемь глаз, а еще у них нет
усов.
Воспитатель:
В о з ь м и т е
с е б е
л ю бу ю
картинку и давайте вместе с вами поиграем
в игру.
Игра « Паутина жизни »
Ребенок с картинкой паучка берет клубок
ниток. Что нужно паучку?
Рассуждаем и
Воспитанники
отвечают
на
вопросы. Делают выводы.
В о с п и т а н н и к и
д у м а ю т ,
размышляют.
Закрепление
знаний
о
с т р о е н и и
н а с е ко м ы х
и
и х
отличительных
особенностей
Способствовать
6
д е ла е м
в ы вод«Насекомые» и
к л у б о к
передается «насекомому» ( к о н е ц
н и т к и
остается у паучка). Продолжаем дальше и
в ы я с н я е м ,
ч т о
н у ж н о
д л я
ж и з н и
« н а с е к о м ы х » ,
и
т у т
откликаются «растения».
Играем
до
тех
пор,
пока
все
дети
не
окажут ся
связаны « паутиной ».
В о с п и т а т е л ь
поясняет, что нас соединили ниточки. Так
же и в природе существуют нити, только
они невидимы, но все они взаимосвязаны.
3.Затруднение в игровой ситуации.
Ребята, как вы думаете, а что произойдет
если мы уберем из нашей паутинки хотя
бы одно звено , например, солнце?
Дети: « Паутинка » будет рассыпаться.
Воспитатель: что же мы с вами тогда можем
сказать. К какому выводу придем?
Дети: в природе все взаимосвязано.
Воспитатель: Правильно. Все на свете друг
другу нужны.
Ребята,кто
из
вас
видел
настоящую
паутину?
Воспитатель:
(рисунок паутины ).Посмотрите. Ее основу
составляют
продольные,
диагональные
нити, а также поперечные. В них обычно и
попадают кто?
Воспитанники
рассматривают
паутину, слушают объяснение о
ее строении
осознанию
дошкольниками
всех
компонентов
природы
Закрепление
знаний
о значении паутины в
7
Презентация.6 слайд (картинка паутины)
Дети: Насекомые
Воспитатель:
А
как
вы
думаете,
почему
насекомые ,которые попали в паутину , не
могут из нее выбраться?
Высказывания детей.
4.Включение способа действий в систему
знаний и умений ребенка.
Воспитатель: давайте поэкспериментируем.
Вот паутинка
(
м о д е л ь
п а у т и н к и ) .
Возьмите силуэты насекомых и прикрепите
к
п а у т и н е .
П у с т ь
в а ш и
насекомые «попадут» в паутинку .
Что
случилось?
Почему
они
не
могут
улететь из паутинки ?
Дети : потому что паутина липкая и они
прилипли.
Воспитатель:
А
почему
тогда
паучок
не
прилипает ( показывает )?
Предположения детей.
Воспитатель.
Экспериментируем
дальше.
Возьмем паучка, смажем его ноги кремом и
прилепим паучка к нашей паутине . Что мы
можем сказать?
Ответы
детей
(
паучок
не
прилип
к
Воспитанники
работают
с
информацией,
в ы п ол н я ют
исследования, делают выводы
природе
Выявить
отличительные
особенности
паучков
от насекомых
8
паутинке)
Воспитатель: почему?
. Ответы детей. ( Он легко передвигается по
паутине
,
потому
что
его
ноги
смазаны
кремом)
Воспитатель:
правильно,
ноги
у
паучка
смазаны специально смазкой, поэтому он и
не прилипает к паутине, которую плетет.
Сегодня мы с вами говорили про пауков,
узнали какую пользу лесу они приносят.
Ребята,
как
вы
думаете,
что
мы
можем
сделать, чтобы в лесу было больше паутины
лесу, а в природе было меньше вредных
насекомых? Как мы с вами можем помочь
паучку?
Предположения детей.
Можно нарисовать паутину .
Пальчиковая гимнастика «Паук».
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у
нас
получилось
паутины.
А
в
память
о
нашей
встрече,
о
нашем
путешествии
я
дарю вам вот этих паучков. Пусть в наших
лесах
будет
больше
пауков
и
больше
Во спитанники
выполняют
игровые действия
Воспитанники садятся за столы
и рисуют паутину
Закрепление
знаний
о
з н а ч и м о с т и
паутины и пауков для
леса
9
паутины. Посадите их на свою паутинку.
Ведь теперь вы знаете как важны и нужны
паучки для леса.
3.
Подведение
итогов.
Рефлексия.
А в заключении я хочу сказать вам: «Не
обижайте
пауков,
не
сшибайте
паутину.
Будьте
друзьями
природы!
Любите
и
оберегайте ее!
Чтение
стихотворения:
«Не
надо
зверье
губить понапрасну», читает воспитанница
подготовительной группы.
Формирование
гуманистической
направленности
п о в е д е н и я
в
окружающих
природных условиях
10